Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 26.03.2010 <О нарушении антимонопольного законодательства при распространении и размещении ненадлежащей рекламы>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е. - руководителя Управления.

Заместителя председателя комиссии:

Стельмах С.В. - заместителя руководителя Управления -

начальника отдела судебной и правовой

работы.

Членов комиссии:

Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы

и недобросовестной конкуренции;

Патракова Д.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела

рекламы и недобросовестной конкуренции;

Акатьевой И.С. - специалиста-эксперта отдела рекламы

и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело N 15/Р-2010, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее по тексту - ИП <...>) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы в выпуске N 51 еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ от 23.12.2009, в присутствии индивидуального предпринимателя - <...> установила:

В адрес Кемеровского УФАС
России поступила информация Управления Федеральной службы безопасности по Кемеровской области о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе при размещении в выпуске N 51 еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ от 23.12.2009 на 7-й полосе рекламного объявления следующего содержания: “Стальные двери VICTORY Security Doors, в комплектацию двери входят: звонок, глазок с широким спектром образа, дверные петли повышенной прочности, порог из нержавеющей стали, укрепленная дверная рама, ручка с подвеской, утепленное дверное полотно. КРЕДИТ. Удобная программа кредитования для пенсионеров. Торговый центр “ГРАНД“ <...> тел. 5-23-11, 5-23-18“.

В тексте вышеуказанной рекламы имеется ссылка на предоставление кредита, но не указывается наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, что вступает в противоречие с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее по тексту - Закона о рекламе).

10.03.2010 определением о возбуждении дела в отношении ИП <...> было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе и назначено к рассмотрению на 26.03.2010.

22.03.2010 в адрес Кемеровского УФАС России поступило письменное объяснение ИП <...> по фактам, указанным в определении от 10.03.2010 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, из которого следует, что вышеуказанная реклама представляет собой рекламу товара, а не финансовой услуги, поскольку предполагает лишь возможность покупателя при желании воспользоваться той или иной кредитной линией.

Вместе с тем, ИП <...> в адрес антимонопольного органа представлены договора, заключенные с банками на предоставление кредитов, а именно:

24.10.2008 между ООО “Кузбасское кредитное агентство“, в лице исполнительного директора <...> и ИП <...> заключен договор N 623К о порядке взаимодействия, обязательств и организации системы розничной продажи товаров длительного пользования физическим
лицам при оформлении пакета документов для получения кредита на приобретение товара.

05.11.2008 между ЗАО “Русский стандарт“, в лице директора представительства <...> и ИП <...> заключен договор (б/н) об организации безналичных расчетов (при условии проведения авторизации заявления сотрудником Банка). Данным договором установлен порядок и условия взаимодействия между сторонами по организации безналичных расчетов, возникающих при обслуживании клиента, приобретающего товар за счет кредита.

15.09.2009 между ООО ИКБ “Совкомбанк“, в лице регионального директора Кузбасской дирекции <...> и ИП <...> заключен договор N 308КЗ об организации системы товаров и услуг (работ) физическим лицам. Данным договором определяется взаимодействие и обязательства сторон по организации системы продажи ТСП товаров с предоставлением клиентам возможности оформления кредитов в банке на оплату товара.

Проанализировав документы, представленные ИП <...> в адрес антимонопольного органа, заслушав пояснения ИП <...>, комиссия Кемеровского УФАС России, приходит к следующим выводам:

Устав редакции еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“, принят на собрании журналистского коллектива еженедельного информационного издания “Газета Яшкино“ и утвержден учредителем, издателем “Газета “Яшкино“ ИП <...> 05.11.2008.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации N ТУ 42-00064 примерной тематикой еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ является информационно-аналитическая деятельность, рекламная не более 40% деятельность, территория распространения еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ пгт. Яшкино и Яшкинский район Кемеровской области.

Согласно Уставу редакция еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ (далее - редакция) осуществляет производство и выпуск средства массовой информации - еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ (далее - “Газета “Яшкино“).

Редакция не является юридическим лицом.

Как следует из письменных пояснений ИП <...> (б/н, от 18.02.2010), представленных в Кемеровское УФАС России, договор на размещение рекламы (“Стальные двери VICTORY Security Doors, в комплектацию двери
входят: звонок, глазок с широким спектром образа, дверные петли повышенной прочности, порог из нержавеющей стали, укрепленная дверная рама, ручка с подвеской, утепленное дверное полотно. КРЕДИТ. Удобная программа кредитования для пенсионеров. Торговый центр “ГРАНД“ <...> тел. 5-23-11, 5-23-18“) представить не имеется возможным ввиду его отсутствия. Рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП <...> (“Газета “Яшкино“).

Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее по тексту - Закон о рекламе) установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

ИП <...> разместил и распространил в N 51 еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ от 23.12.2009 вышеуказанную рекламу с нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе, а именно: без указания лица, оказывающего услугу по кредитованию - ЗАО “Банк “Русский Стандарт“, ООО ИКБ “Совкомбанк“, ООО “Кузбасское кредитное агентство“.

Данная услуга оказывается на основании договоров о сотрудничестве с торговой организацией, заключенных между ЗАО “Банк “Русский Стандарт“, ООО ИКБ “Совкомбанк“, ООО “Кузбасское кредитное агентство“ и ИП <...>, согласно которым ими установлен порядок взаимодействия при обслуживании Клиентов, приобретающих товар у ИП <...>, с оплатой за счет кредита, представляемого Клиенту данными банками.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ “О рекламе“ установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, в декабре 2009
года со стороны ИП <...> имело место нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в размещении и распространении в N 51 еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ от 23.12.2009 рекламы, в тексте которой дается ссылка на предоставление кредита, но не указывается наименование или имя лица, оказывающего данную услугу.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В данном случае распространителем, а также рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП <...>, ИНН ...

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ и соответствии с пунктами 36 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:

1. Признать ИП <...> нарушившим часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ при распространении и размещении в N 51 еженедельного информационного издания “Газета “Яшкино“ от 23.12.2009 ненадлежащей рекламы (“Стальные двери VICTORY Security Doors, в комплектацию двери входят: звонок, глазок с широким спектром образа, дверные петли повышенной прочности, порог из нержавеющей стали, укрепленная дверная рама, ручка с подвеской, утепленное дверное полотно. КРЕДИТ. Удобная программа кредитования для пенсионеров. Торговый центр “ГРАНД“ <...> тел. 5-23-11, 5-23-18“), а именно: размещение рекламы финансовой услуги без указания наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита.

2. Выдать ИП <...> предписание об устранении нарушений законодательства Российской
Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 26 марта 2010 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е. - руководителя Управления.

Заместителя председателя комиссии:

Стельмах С.В. - заместителя руководителя Управления -

начальника отдела судебной и правовой

работы.

Членов комиссии:

Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы

и недобросовестной конкуренции;

Патракова Д.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела

рекламы и недобросовестной конкуренции;

Акатьевой И.С. - специалиста-эксперта отдела рекламы

и недобросовестной конкуренции.

На основании решения Кемеровского УФАС России от 26.03.2010 по делу N 15/Р-2010 о признании ненадлежащей рекламы ИП <...> (“Стальные двери VICTORY Security Doors, в комплектацию двери входят: звонок, глазок с широким спектром образа, дверные петли повышенной прочности, порог из нержавеющей стали, укрепленная дверная рама, ручка с подвеской, утепленное дверное полотно. КРЕДИТ. Удобная программа кредитования для пенсионеров. Торговый центр “ГРАНД“ <...> тел. 5-23-11, 5-23-18“), поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. Индивидуальному предпринимателю <...> в 7-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, а именно: прекратить размещение рекламы без указания наименования лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита.

2. Индивидуальному предпринимателю <...> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области письменное доказательство исполнения настоящего предписания в течение 10
дней со дня его получения (с приложением подтверждающих документов).

За невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.