Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 28.10.2009 <О нарушении запрета на злоупотребление своим доминирующем положением при заключении договора технологического присоединения>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления.

Членов Комиссии:

Стельмах С.В. - заместителя руководителя-начальника отдела судебной

и правовой работы;

Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК;

Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

Фризен С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК.

Секретаря Комиссии:

Вострецовой С.А. - специалиста-эксперта отдела ТЭК.

при участии:

- <...> - представителя ООО “Кедровский энергетик“ (по доверенности);

рассмотрев дело N 68/А-10-2009, возбужденное по признакам нарушения ООО “Кедровский энергетик“ (650903, г. Кемерово, ж. р. Кедровка<...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление Н. М.В. о наличии в действиях ООО “Кедровский энергетик“ признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием обращения явилось навязывание ООО “Кедровский энергетик“ невыгодных условий договора технологического присоединения Н. М.В.

29.09.2009 приказом Кемеровского УФАС России N 189 было возбуждено дело N 68/А-10-2009 по признакам нарушения ООО “Кедровский энергетик“ пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Определением от 30.09.2009 рассмотрение дела N 68/А-10-2009 назначено к рассмотрению на 28.10.2009.

В назначенное время на рассмотрение дела N 68/А-10-2009 Н. М.В., надлежащим образом извещенный (почтовое уведомление от 08.10.2009) о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Таким образом, у Комиссии имеются основания для рассмотрения вышеуказанного дела в отсутствие заявителя.

В заседании Комиссии представитель ООО “Кедровский энергетик“ пояснил, что 29.09.2009 договор на технологическое присоединение был подписан и направлен в адрес Н.М.В. В свою очередь, 09.10.2009 Н. М.В. направил в адрес ООО “Кедровский энергетик“ подписанный договор технологического присоединения без разногласий.

28.10.2009, изучив материалы дела N 68/А-10-2009, заслушав представителя ООО “Кедровский энергетик“ Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

02.06.2009 Н. в адрес ООО “Кедровский энергетик“ направил заявку на технологическое присоединение строящегося жилого дома к электросетевому хозяйству ООО “Кедровский энергетик“ с максимальной мощностью энергопринимающих устройств
15 кВт.

По информации, полученной от ООО “Кедровский энергетик“, вышеуказанная заявка от Н. М.В. была получена 23.06.2009 (вх. N 66 от 23.06.2009).

24.06.2009 ООО “Кедровский энергетик“ направило в адрес Н. М.В. письмо с уведомлением об обращении для заключения договора технологического присоединения в филиал ОАО “МРСК Сибири“ - “Кузбассэнерго - региональные электрические сети“, а также указало на необходимость выполнить ранее выданные технические условия N 11 от 20.05.2009.

20.07.2009 ООО “Кедровский энергетик“ направило в адрес Н. М.В. проект договора и новые технические условия на подключение к электросети индивидуального жилого дома по <...> ж. р. Кедровка, N 06/09 от 20.07.2009.

21.08.2009 Н. направил в адрес ООО “Кедровский энергетик“ мотивированный отказ от подписания договора, поскольку данный проект договора не соответствовал Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила).

В своем мотивированном требовании Н. М.В. просил исключить из проекта договора пункты 3.2 и 4.5, предусматривающие обязанность оплатить технологическое присоединение согласно ставке платы, утвержденной РЭК Кемеровской области.

Наряду с этим заявитель требовал: из пункта 2.1.7 исключить слова: “по заявке энергосбытовой организации“ противоречащие пункту 3 Правил, согласно которому сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению; из пункта 2.2.4 исключить слова: “несоответствие проектной документации, выполняемой заявителем, ТУ;“, после текста договора “несоответствие выполненных заявителем работ“ исключить слова “проектная документация“.

ООО “Кедровский энергетик“ после получения (21.08.2009) мотивированного отказа Н. от подписания вышеупомянутого проекта договора в соответствии с требованиями
пункта 15 Правил направило 27.08.2009 в адрес Н. М.В. новый проект договора.

В проекте договора от 27.08.2009 ООО “Кедровский энергетик“ не исключило пункт 3.2, которым предусмотрена обязанность оплатить технологическое присоединение согласно ставке платы, утвержденной РЭК Кемеровской области, и не внесло изменений в пункт 2.2.4, предусматривающий необходимость Н. М.В. разрабатывать проектную документацию.

Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и энергоснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указанны:

- фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- место жительства заявителя;

- сведения, предусмотренные подпунктами “б“ и “и“ пункта 9 Правил;

- максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

В соответствии с пунктом 9 Правил в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указанны следующие сведения:

- наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;

- сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям).

В соответствии с пунктом 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку заявителем проектной документации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной. В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки
проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. Таким образом, Н. М.В. нет необходимости разрабатывать проектную документацию.

Н. М.В. в заявке на технологическое присоединение были указаны все необходимые сведения согласно Правилам. Таким образом, требование ООО “Кедровский энергетик“, указанное в пункте 2.2.4 договора о представлении Н.злоупотребление своим доминирующем положением в форме навязывания Н. М.В. невыгодных условий договора технологического присоединения проектной документации является необоснованным.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается
сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 30.11.2008 N 240 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО “Кедровский энергетик“, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче
электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ООО “Кедровский энергетик“ в п. Кедровка г. Кемерово.

Статья 10 Гражданского кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, а также в рамках своих полномочий, по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (далее - организация), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован,
и другие требования).

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Таким образом, со стороны ООО “Кедровский энергетик“ имело место злоупотребление своим доминирующем положением в форме навязывания Н. М.В. невыгодных условий договора технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление интересов Н. М.В.

Указанные действия ООО “Кедровский энергетик“ подлежат квалификации как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

До вынесения решения по делу N 68/А-10-2009 представитель ООО “Кедровский энергетик“ представил заключенный с Н.М.В. договор на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям N 10/09 от 29.09.2009, в котором пункт 2.2.4 изложен в редакции Н. М.В.

Исходя из вышеизложенного, в настоящее время разногласия между ООО “Кедровский энергетик“ и Н. М.В. урегулированы.

Таким образом, ООО “Кедровский энергетик“ в добровольном порядке устранило нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 41, ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства решила:

производство по делу N 68/А-10-2009, возбужденному по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ в отношении ООО “Кедровский энергетик“ прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

А.М.ДАВЫДОВА

Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ

С.Н.ФРИЗЕН