Законы и постановления РФ

Решение Кемеровского областного суда от 07.10.2009 N 3-129/09 <О нарушении недействующими в части постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520>

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 7 октября 2009 г. по делу N 3-129/09

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Краевой Л.В.,

при секретаре П.Е.Ю.

с участием прокурора Маслаковой О.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 07 октября 2009 года дело по заявлению Открытого акционерного общества “Завод Универсал“ о признании недействующими в части Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ и Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных
пунктов Кемеровской области“, установил:

27 ноября 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области приняты: Постановление N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ и Постановление N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“, которыми утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям к названным постановлениям, которые применяются с 1.01.2009.

ОАО “Завод Универсал“, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, входящего в кадастровый квартал 42:30:0104 056, расположенный в городе Новокузнецке по адресу: шоссе Кузнецкое, дом 20 обратился в суд с заявлением о признании вышеназванных постановлений недействующими и не подлежащим применению с момента их принятия в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008.

Требования обоснованы тем, что Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в отношении его земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008 9 вида разрешенного землепользования установлена кадастровая стоимость 1.168.339.296,88 руб. Постановлением от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ установлена средняя кадастровая стоимость земельных участков 9 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 42:30:0104 056, в котором расположен указанный
земельный участок.

В результате принятия указанных постановлений увеличилась кадастровая стоимость земельного участка ОАО “Завод Универсал“, что нарушает его права в сфере предпринимательской и экономической деятельности в связи с увеличением налогового бремени по уплате земельного налога, сумма которого возросла с 9.912.494 руб. до 17.556.831 руб.

Считает, что утвержденные кадастровая стоимость земельного участка 42:30:0104 056:0008 и среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по 9 виду разрешенного использования по кадастровому кварталу 42:30:0104056, являются экономически необоснованными, произвольными и завышенными.

Кадастровая оценка произведена в нарушение Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39, и Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, федеральных стандартов оценки N 3.

В нарушение процедуры проведения работ по государственной кадастровой стоимости не проведена предварительная и основная проверка результатов работы ФГУП ФКЦ “Земля“ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, не была проведена проверка результатов работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области специально уполномоченным органом УФАКОН по КО и ФАКОН.

Отчет об определении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержит описания расчетов и пояснений к ним при проведении оценки земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, чем были нарушены п. п. 9.2, 9.4,
9.5 и 9.8 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, п. 4, 15 Федерального стандарта оценки “Требования к отчету об оценке “(ФСО N 3)“, утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ N 254 от 20 июля 2007 г.

По мнению заявителя, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов не проверен Роснедвижимостью, был проверен и подписан лицом, составившим ФУГП ФКЦ “Земля“.

Отчет об определении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в нарушение п. 6, 10 и 13 Федерального стандарта оценки “Требования к отчету об оценке “(ФСО N 3)“, утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ N 254 от 20 июля 2007 г. не содержит даты подписания его оценщиком, не содержит ссылок на достоверные источники информации, используемой в отчете, не содержит описания последовательности определения стоимости земельного участка под кадастровым номером 42:30:0104 056:0008.

В нарушение п. 3.2.5 и п. 3.2.5.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и п. 10 Федерального стандарта оценки “Требования к отчету об оценке при определении кадастровой стоимости земельного участка исполнитель не выполнил работу по сбору достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках для каждой сформированной группы. Отчет не содержит ссылок на достоверные источники информации, используемой в отчете.

В нарушение п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5 и 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов не были представлены материалы, подтверждающие определение состава
факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков, группировку земельных участков; не была собрана достаточная и достоверная информация о рынке земельных участков для данной группы и вида пользования, в основу подсчета кадастровой стоимости положена стоимость земельных участков в центральных районах городов, которая значительно превышает стоимость недвижимости, расположенной в промышленных районах, т.е. использована недостоверная информация о рыночной стоимости земельных участков.

Применение исполнителями работ в построении модели для расчета удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка несоответствующей действительности рыночной стоимости земельных участков-аналогов оказало влияние на конечный результат кадастровой оценки. Таким образом, утверждение кадастровой стоимости земель произведено фактически без проведения их государственной кадастровой оценки.

Кроме того, нарушен порядок опубликования Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“, поскольку оно опубликовано не полностью (без приложения), а оспариваемая его часть официально не была опубликована.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области С.О.Н., действующая на основании доверенности от 5.03.2009 N 10-16/1433, и З.А.А., действующая на основании доверенности от 28.07.2009 N 10-16/4691, заявленные требования не признали.

Выслушав представителя Открытого акционерного общества “Завод Универсал“, представителей Коллегии Администрации Кемеровской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области Маслаковой О.Г., полагавшей отказать в удовлетворении требования заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об
оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Ознакомившись с текстом оспариваемых постановлений, суд приходит к выводу, что они приняты в пределах полномочий Коллегии Администрации Кемеровской области, с соблюдением порядка принятия и введения в действие.

Согласно ст. 9 Устава Кемеровской области высшим
исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области.

На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области “О коллегии Кемеровской области“ Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

Согласно ст. 46 Устава Кемеровской области Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания.

Суд не согласен с доводами заявителя о нарушении порядка официального порядка опубликования нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 1 и 2 Постановления N 218 Коллегии Администрации Кемеровской области “Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области“ Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета “Кузбасс“ и сборник “Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Текст Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ опубликован в газете “Кузбасс“ N 223 от 04.12.2008 (л. д. 52 т. 2).

Текст Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ опубликован в газете “Кузбасс“ N 222 от 03.12.2008 (л. д. 53 т. 2) без приложений, с указаниям, что приложения подлежат публикации на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управлении Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет.

Текст Постановления N 519 был опубликован “Информационном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области“ N 11 за 2008 год (часть 1) и за 2009 год N
3 (часть 1) (л. д. 54 - 61 т. 2).

Указанный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов обусловлен большим объемом информации (приложение к Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 состоит из 36 книг. Каждая из которых, имеет в среднем 220 страниц). Поэтому суд приходит к выводу, что размещение в официальном печатном издании технически и физически затруднительно.

Пунктом 14 статьи 319 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с пп. 2 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Суд не согласен с доводами заявителя о том, что был нарушен порядок опубликования нормативного правового акта по мотиву доведения его до сведения населения публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают принятые акты в ином порядке, т.к. на информационном Интернет-портале органов государственной власти Кемеровской области и на официальном сайте Управления Роснедвижимости Кемеровской области в сети Интернет указанные постановления с приложениями были опубликованы (л. д. 168 - 170 т. 2). Возможность ознакомления с указанными актами вместе с приложениями к ним была предоставлена. Порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о государственной кадастровой оценке земельных участков
в Кемеровской области не был нарушен.

Согласно частям 1, 5 статьи 65 и части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня
2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Административный регламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:

подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;

формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;

выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной. Указанные нормы Административного регламента были соблюдены.

На момент издания Постановления N 520 от 27.11.2008 были приняты и действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Заявитель просит признать недействующим Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ в части утверждения результата государственной кадастровой оценки земель в отношении его земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, указывая при этом на нарушение своих прав как налогоплательщика, поскольку в результате увеличения кадастровой стоимости земельного участка произошло увеличение земельного налога.

Из оспариваемого Постановления N 519, усматривается, что в нем не утверждался результат государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008, данным Постановлением определен средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в кадастровых кварталах.

Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка заявителя установлена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“, которое и применяется в данном случае в отношении земельного участка заявителя для целей налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

Доводы представителя ОАО “Завод Универсал“ о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в квартале 42:30:0104 056, установленного Постановлением N 519, не соответствуют обстоятельствам дела и закону.

Так, Постановлением от 27 ноября 2008 года N 519 в кадастровом квартале 42:30:0104 056 средняя кадастровая стоимость земельных участков 9 вида разрешенного использования, к которому отнесен земельный участок заявителя, установлена в размере 4277,89 руб./кв. м, а Постановлением N 520 кадастровая стоимость земельного участка заявителя с кадастровым номером 42:30:0104 056:0008 установлена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 4012,54 руб./кв. м.

Кроме того, как обоснованно указано представителем Коллегии Администрации Кемеровской области, применение Постановления от 27 ноября 2008 года N 519, т.е. среднего уровня кадастровой стоимости земли в кадастровом квартале, возможно в случаях, если кадастровая стоимость конкретного земельного участка не была установлена Постановлением N 520 ввиду того, что этот земельный участок является вновь образуемым земельным участком, либо у существующего земельного участка произошло изменение категории земли, вида разрешенного использования или уточнение площади земельного участка.

Данный довод представителя Коллегии соответствует Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 12 августа 2006 г. N 222, которыми для расчета кадастровой стоимости земельных участков в указанных случаях установлено применение значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, и вида разрешенного использования (пункты 2.1 - 2.3 Методических указаний).

Доказательств того, что в настоящее время в отношении земельного участка заявителя произошли изменения, требующие расчета его кадастровой стоимости на основании оспариваемого Постановления от 27 ноября 2008 года N 520, заявителем не представлено.

При таких данных не имеется оснований полагать, что в настоящее время Постановлением от 27 ноября 2008 года N 519 в части установления среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в отношении кадастрового квартала 42:30:0104056 нарушены права и законные интересы ОАО “Завод Универсал“, в том числе как налогоплательщика. В связи с этим требования заявителя о признании недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ в оспариваемой части не подлежат удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением административных процедур государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего заявителю произведена правильно и не противоречат федеральному законодательству, Земельному кодексу РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд не установил иных оснований для признания оспариваемых актов противоречащими закону и недействующими.

Требования заявителя сводятся по своей сущности к оспариванию правильности расчетов кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего заявителю при недостаточности информации о рыночной стоимости, к нарушению процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земельного участка, к допущению нарушений при проведении проверки результатов работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, к содержанию и форме отчета.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-Р “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году“ во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации “О государственной кадастровой оценке земель“ было принято решение о кадастровой оценке земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель (л. д. 83 т. 2).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2008 N 414 была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель Кемеровской области (л. д. 84 т. 2).

Распоряжением администрации г. Новокузнецка 14.06.2007 была создана межведомственная комиссия по рассмотрению и согласованию материалов государственной кадастровой оценки земель г. Новокузнецка (л. д. 74 т. 1), был согласован состав факторов, влияющих на кадастровую оценку земель и согласован перечень предприятий и учреждений, представляющих исходную информацию для проведения государственной кадастровой оценки земель (л. д. 75 - 80) т. 1.

При принятии нормативных правовых актов Коллегией Администрации Кемеровской области были соблюдены процедуры, предусмотренные п. 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента.

На конкурсной основе был определен исполнитель работ ФГУП “ФКЦ “Земля“, с которым был заключен государственный контракт (л. д. 93 - 96 т. 1).

Результаты ГКОЗ НП были направлены на экспертизу в Роснедвижимость. Результаты кадастровой оценки были согласованы 24.11.2008 и оформлены актом проверки надлежащими лицами. Результаты кадастровой оценки земель были представлены на заседание Коллегии Администрации Кемеровской области 25.11.2008, где рассмотрены, согласованы и утверждены (л. д. 44 - 45 т. 2).

В соответствии с п. 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 12.06.2008 N 456 (далее - Положение) (действовавшего до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457) Роснедвижимость организует проведение государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с п. 5.1 Положения определено, что в полномочия Роснедвижимости входит проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе и для обеспечения нужд Агентства.

Понятие государственных нужд определено в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской федерации, государственных заказчиков (в том числе и для реализации федеральных целевых программ).

В соответствии с п. 6 мероприятий подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2011 годы) Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, в том числе организует и проводит работы по актуализации государственной кадастровой оценке земель, организации и проведению массовой оценки объектов недвижимости. Результатами указанных мероприятий должны быть проведение массовой оценки объектов недвижимости, представление экспертных заключений по массовой оценке объектов недвижимости и др.

В соответствии с государственным контрактом от 30 мая 2008 года N К-07/26 между ФАКОН (Роснедвижимость) и ФГУП “ФКЦ “Земля“ на выполнение работ по теме “Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель“ (л. д. 150 - 152 т. 2) проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году ФГУП “ФКЦ “Земля“ проводилась проверка результатов работ по государственной кадастровой оценки земель в соответствии с требованиями Административного регламента, методических и нормативно-технических документов по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Минэкономразвития России и Роснедвижимостью.

В соответствии с п. 9.8 Административного регламента Роснедвижимостью принято решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, методическим указаниям. Об этом был составлен акт проверки N 2 главным специалистом - экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости Волчковой В.В. (л. д. 72 т. 1).

Ковалев Д.В., указанный в п. 6 Акта проверки (л. д. 72 т. 1) - является лицом, выполняющим работы по указанному контракту от 30 мая 2008 года, поэтому доводы заявителя не могут служить основанием к удовлетворению требований.

После получения положительного заключения Роснедвижимости результаты оценки были утверждены указанным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008.

Отсутствие даты в акте проверки отчета (л. д. 72 т. 1) не влечет за собой его недействительность, поскольку в нем имеется указание о времени проведения проверки с 14 по 24 ноября 2008 г.

Доводы заявителя о том, что не была проведена проработка вопроса“об актуальности и содержания документа в соответствующих органах исполнительной власти; определение должностных лиц, осуществляющих подготовку проекта документа, его экспертизу и согласование, нарушение положений федеральных стандартов оценки не могут являться основанием к удовлетворению заявленных требований, т.к. указанные действия органов государственной власти Кемеровской области регламентируются Инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Кемеровской области, утвержденной 27.12.2007, а Инструкция и ФСО не содержат норм права и не являются нормативным правовыми актами.

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что неправильно была определена кадастровая оценка принадлежащего ему земельного участка.

В подтверждение правильности расчетов кадастровой стоимости земельных участков суду были представлены: Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на бумажном носителе (л. д. 201 - 257 т. 1) и отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных в г. Новокузнецке Кемеровской области, выполненный субподрядчиком ООО “Группа комплексных решений“(л. д. 171 - 200 т. 1).

Проанализировав Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и отчет об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных в г. Новокузнецке Кемеровской области, суд приходит к выводу, что при его составлении не было допущено нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

В соответствии с п. 1.2.9 Методических указаний, земельный участок, принадлежащий ОАО “Завод Универсал“ предназначен для размещений производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

В соответствии: с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:

- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;

- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;

- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

2.2.2. Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.

В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости обосновывается.

2.2.3. Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию.

При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников:

- государственный земельный кадастр;

- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;

- фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.

Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.

2.2.5. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В качестве рыночной информации используются:

- цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека);

- цены предложения (купля-продажа, аренда);

- цены спроса (купля-продажа, аренда);

- информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке;

- коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости;

- иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.

В качестве источников информации могут быть определены:

- официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления;

- средств массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;

- отчеты об оценке рыночной стоимости.

Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

2.2.7. Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:

- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;

- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.

К отчету приложены расчеты кадастровой стоимости земельных участков 9 вида разрешенного использования. Был определен состав факторов стоимости земельных участков, было проведено согласование факторов стоимости и определения перечня организаций о предоставлении информации, принятых на заседании межведомственной комиссии 30.07.2008 (л. д. 254 - 257 Отчета т. 1).

Состав факторов стоимости, оказывающий влияние на кадастровою стоимость земельных участков был установлен на заседании областной комиссии 31.10.2008 (л. д. 240 - 246 т. 1).

Была произведена группировка земельных участков. Город Новокузнецк вошел в группу 6 (Таблица 05. Приложение 7).

Для этой группы был определен фактор стоимости, в наибольшей степени, влияющий на стоимость земельных участков в данной группе. В состав факторов были включены: расстояние объекта до исторического центра населенного пункта, ближайшего ж/д вокзала, до ближайшей ж/д станции, до аэропорта, до остановок общественного транспорта, до объектов промышленного центра, численность населенных пунктов и т.д., что подтверждено приложением N 7 к отчету (л. д. 202 - 204 т. 1).

Был произведен сбор рыночной информации объектов аналогов с характеристиками, необходимыми для выделения стоимости единого объекта недвижимости и дальнейшего применения ГКОЗ.

Доводы заявителя о том, что было собрано недостаточно информации о рыночной стоимости земельного участка не нашли своего подтверждения, они опровергаются представленными Коллегией Администрации Кемеровской области доказательствами - таблицей 06 приложения 7 Отчета (л. д. 208 - 210 т. 1).

Состав исходных данных, необходимых для проведения оценочных работ сформирован на основе статистической и иной информации, используемой землеустроителями, градостроительными и сетевыми службами, структурными подразделениями администрации муниципальных образований, органами государственного учета, контроля и надзора, оценщиками недвижимости.

Протоколом заседания областной комиссии от 31.10.2008 установлены источники предоставления рыночной информации (л. д. 110 - 11 т. 1). К ним отнесены: сведения о сделках, совершенных с муниципальным, региональным или федеральным имуществом, базы данных риэлтерских или рекламных организаций, специализирующихся на рынке недвижимости и т.д.

Была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков, (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов, в том числе и по г. Новокузнецку, в порядке, определенном п. 2.2.1 Методических рекомендаций, с учетом рыночной стоимости объектов аналогов, ввиду недостаточности информации о рыночной стоимости земельных участков 9 вида землепользования, что подтверждено отчетом о рыночной стоимости (л. д. 171 - 220 т. 1).

Статистически значимая модель была определена оценщиком и подвергать ее сомнению у суда нет оснований.

Суд не согласен с доводами заявителя, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость участка.

Статья 66 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость.

Доводы заявителя о нарушении п. 3.2.5, п. 3.2.5.1, п. 3.2.6, п. 3.2.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, не могут служить основанием, поскольку нормативным правовым актом не являются, т.к. носят разъяснительный характер и не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, не были опубликованы в установленном порядке.

Суд не может принять во внимание рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, содержащуюся в отчете ООО “Номинал“, поскольку рыночная стоимость была определена на 23 марта 2009 года, не была определена на дату проведения кадастровой оценки в 2007 г.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ каких-либо отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Открытому акционерному обществу “Завод Универсал“ в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельного участка под кадастровым номером 42:30:01 04 056:008, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, дом 20.

Отказать Открытому акционерному обществу “Завод Универсал“ в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости земельного участка под кадастровым номером 42:30:01 04 056:008, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Кузнецкое, дом 20.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Кемеровского областного суда

Л.В.КРАЕВА