Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 02.10.2009 <О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 2 октября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В. - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России

Членов комиссии:

Лыжина Д.А. - начальника отдела государственного

и
муниципального заказа

Унтерова С.А. - главного специалиста-эксперта отдела рекламы

и недобросовестной конкуренции

Егоровой М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела

государственного и муниципального заказа

Родновой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела

государственного и муниципального заказа

Дьяконовой Е.Е. - старшего специалиста 1 разряда отдела

государственного и муниципального заказа

при участии:

- <...> - представителя муниципального учреждения здравоохранения “Тяжинская ЦРБ“ (по доверенности), отдела социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района (по доверенности);

- <...> - представителя ООО “Строитель“ (по доверенности);

рассмотрев дело N 193/З-2009, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - муниципальным учреждением здравоохранения “Тяжинская ЦРБ Кемеровской области“ и уполномоченным органом - отделом социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса МУЗ “Тяжинская ЦРБ Кемеровской
области“ (по лоту N 1 и лоту N 2), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее по тексту - ФЗ N 94-ФЗ) установила:

24.09.2009 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО “Строитель“ на действия заказчика - МУЗ “Тяжинская ЦРБ по Кемеровской области“ и уполномоченного органа - отдела социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района при проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса МУЗ “Тяжинская ЦРБ по Кемеровской области“.

По мнению заявителя, заказчиком, уполномоченным органом были нарушены требования законодательства о размещении заказов, а именно:

Согласно протоколу N 67 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 15.09.2009 ООО “Строитель“ было отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ - в связи с предоставлением в заявке на участие в аукционе недостоверных сведений о выполняемых работах (сведения о материалах, представленные участником размещения заказа в форме “Сведения о качестве работ“ аукционной документации, не соответствуют по характеристикам материалам, представленным участником размещения заказа в форме N 3).

Данное решение заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе заявитель считает незаконным, свою позицию ООО “Строитель“ обосновывает следующим:

в соответствии с положениями части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случаях:

1) непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 ФЗ N 94-ФЗ
(за исключением документов, предусмотренных пп. “г“ п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 ФЗ N 94-ФЗ), ч. 2 ст. 31.4 или ч. 2 ст. 35 ФЗ N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным статьей 11 ФЗ N 94-ФЗ;

3) непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в документации об аукционе;

4) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ случаев, не допускается.

Из протокола не следует, на каком именно основании из указанных в части 1 статьи 12 ФЗ 94-ФЗ комиссией было принято решение об отказе в допуске ООО “Строитель“ к участию в аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений, не допускается.

Положения ч. 2 ст.
35 Закона предусматривают исчерпывающий перечень сведений, которые в обязательном порядке должна содержать заявка на участие в аукционе: 1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку; 2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг; 3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов.

Поданная ООО “Строитель“ заявка на участие в аукционе соответствовала всем указанным требованиям.

Относительно перечня и объема работ заявка содержала “Предложение участника размещения заказа по перечню и объемам работ“, оформленное в точном соответствии с установленной аукционной документацией формой (N 3), ведомостью объемов работ по лоту N 1 “Выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса МУЗ “Тяжинская ЦРБ“ Кемеровской области“ (приложением N 1 к информационной карте).

Данное предложение оформлено в соответствии с требованиями аукционной документации, предусматривающими, что в данной форме также подаются сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара по лоту N 1 в соответствии с требованиями, которые установлены в соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ: данные сведения подаются вместе с перечнем работ, и содержат весь перечень материалов, который участник размещения заказа намеревается использовать при выполнении работ. Участник размещения заказа указывает весь перечень материалов путем их перечисления с указанием единиц измерения и количества, по содержанию - в точном соответствии с требованиями, установленными в ведомости объемов работ технического задания (приложение N 1 к информационной карте). Предложение ООО “Строитель“ по форме N 3 содержит перечень и конкретный объем установленных работ, с указанием полного перечня материалов, количественных и качественных
характеристик в точном соответствии с требованиями, установленными в ведомости объемов работ технического задания (приложение N 1 к информационной карте). Однако, поскольку в ведомости объемов работ некоторые материалы и работы только в родовом виде, не содержат количественных и качественных характеристик (например, в п. п. 21, 22 - “профиль направляющий ПН 75 * 40 мм, профиль стоечный ПС 75 * 50 мм“, п. 27 - “оклейка обоями стен по монолитной штукатурке и бетону тиснеными и плотными“), ООО “Строитель“ в специально оформленном приложении (“Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара“) указывает конкретные сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках материалов, которые ООО “Строитель“ предлагает к использованию по данным видам работ (например, относительно оклейки обоями - “обои структурные виниловые на флизелиновой основе, изготовитель ООО “Арт“, в соответствии с технической документацией изготовителя, техническим описанием, ГОСТ 6810-2002 (ЕН 233-89) ОБОИ. Технические условия“). Указанное предложение оформлено в соответствии с требованиями аукционной документации (п. 14 Инструкции), предусматривающими, в частности, что сведения о качестве работ, услуг оформляются и предоставляются в составе заявки по каждому лоту отдельно, форма данных сведений не предусмотрена аукционной документацией, однако содержание данных сведений в обязательном порядке должно соответствовать следующим условиям: представленное предложение о качестве работ по содержанию должно соответствовать требованиям аукционной документации, а также в обязательном порядке содержать: описание методов и методик выполнения работ; описание технологий производства работ, описание мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций; описание применяемой системы контроля качества за выполненными работами, описание мероприятий по охране труда); сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (данные сведения оформляются
и предоставляются в составе заявки по каждому лоту отдельно, в произвольной форме, но в соответствии с настоящими требованиями, которые установлены в соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ: данные сведения подаются вместе с перечнем работ, и должны содержать весь перечень материалов, который участник размещения заказа намеревается использовать при выполнении работ. Участник размещения заказа указывает весь перечень материалов путем их перечисления с указанием единиц измерения и количества, по содержанию в точном соответствии с требованиями, установленными в ведомости объемов работ технического задания (приложение N 1 к информационной карте).

В точном соответствии с требованиями аукционной документации и установленными ею формами к аукционной заявке в виде отдельных приложений оформлены и приложены предложения участника размещения заказа по месту выполнения работ, по сроку и объему предоставления гарантий качества на выполненные работы, по условиям оплаты и сведения о включенных в цену контракта расходах, по срокам выполнения работ, о качестве выполняемых работ, методы и методики выполнения работ, технология производства работ, применяемая система контроля качества за выполненными работами, описание мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций и описание мероприятий по охране труда.

Таким образом, заявка ООО “Строитель“ фактически содержала все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ.

Исходя из требований аукционной документации (п. 14 Инструкции), сведения о качестве работ, услуг оформляются и предоставляются в составе заявки по каждому лоту отдельно, форма данных сведений не предусмотрена аукционной документацией, однако содержание данных сведений в обязательном порядке должно соответствовать следующим условиям: представленное предложение о качестве работ по содержанию должно соответствовать требованиям аукционной документации, а также в обязательном порядке содержать: описание методов и методик
выполнения работ; описание технологий производства работ, описание мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций; описание применяемой системы контроля качества за выполненными работами, описание мероприятий по охране труда.

При этом как сведения о качестве работ, так и сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара оформляются в отдельных, разных приложениях.

В связи с этим указанное основание представляется бессодержательным, не соответствующим как требованиям ФЗ N 94-ФЗ, так и требованиям самой аукционной документации.

Данный факт подтверждается даже тем, что в приведенном основании не указано конкретное содержание, а именно: в чем конкретно выражается выявленное несоответствие, по каким именно материалам и характеристикам.

В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

07.08.2009 на официальном сайте администрации Кемеровской области http://www.ako.ru/ уполномоченным органом - отделом социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района Кемеровской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса МУЗ “Тяжинская ЦРБ Кемеровской области“ (по лоту N 1 и лоту N 2).

Требования к выполняемым работам изложены в аукционной документации, утвержденной начальником отдела социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района П.А.Н., главным врачом МУЗ “Тяжинская ЦРБ“ К.С.Н., заместителем главы района по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству В.Г.Г. 07.08.2009.

14.08.2009 в аукционную документацию были внесены изменения в части установления обеспечения исполнения муниципального контракта (лот N 1, лот N 2) в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта (извещение N 60-0708-09-ОА от 14.08.2009, документация об аукционе с изменениями от 14.08.2009).

25.08.2009 были внесены изменения в извещение и документацию об аукционе N 60-0708-09-ОА от 07.08.2009 в части изменения срока предоставления извещения N 60-0708-09-ОА, даты и времени проведения аукциона, срока выполнения работ по лоту
N 1 и лоту N 2, даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, даты и времени проведения аукциона, срока выполнения работ, предусмотренных проектами муниципальных контрактов по лоту N 1 и лоту N 2. (извещение о внесении изменений в извещение и документацию об аукционе N 60-0708-09-АО от 25.08.2009, документация об аукционе с изменениями от 25.08.2009).

15.09.2009 единой комиссией в составе: заместителя председателя комиссии Парадникова А.Н., членов комиссии Смертиной Г.П., Вакуленко Г.Г., Афанасьевой Е.С., секретаря комиссии Ушаневой В.А. проводилось рассмотрение заявок на участие в открытом аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 67 от 15.09.2009 на процедуру рассмотрения заявок на участие в аукционе

- по лоту N 1 было подано 4 (четыре) заявки следующих юридических лиц: ООО “Финансово-строительная компания Омега“, ООО “Строитель“, ООО “Строй-Комплекс“, ООО “СтройСибКом-2“;

- по лоту N 2 было подано 3 (три) заявки следующих лиц: ООО “Финансово-строительная компания Омега“, ООО “Строй-Комплекс“, ООО “СтройСибКом-2“;

Единая комиссия, руководствуясь частью 3 статьи 36 ФЗ N 94-ФЗ, рассмотрев заявки на участие в открытом аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение

- по лоту N 1:

1) отказать в допуске к участию в аукционе участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие:

ООО “Финансово-строительная компания Омега“ на основании части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ, в связи с несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям п. 14 Инструкции участникам размещения заказа аукционной документации: предложения участника размещения заказа сопровождаются словами (или эквивалент), т.е. носят неконкретный характер; не представлены сведения о сроках выполнения работ;

ООО “Строитель“
на основании части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ, в связи с предоставлением в заявке на участие в аукционе недостоверных сведений о выполняемых работах (сведения о материалах, представленные участником размещения заказа в форме “Сведения о качестве работ“, не соответствуют по характеристикам материалам, представленным участником размещения заказа в форме N 3);

2) допустить к участию в аукционе участников размещения заказа: ООО “Строй-Комплекс“, ООО “СтройСибКом-2“;

- по лоту N 2:

1) отказать в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие: ООО “Финансово-строительная компания Омега“ на основании части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ в связи с несоответствием заявки на участие в аукционе требованиям п. 14 Инструкции участникам размещения заказа аукционной документации: предложения участника по расходам, включенным в цену контракта (форма N 6) не соответствуют условиям заказчика, приведенным в Информационной карте;

2) допустить к участию в аукционе участников размещения заказа: ООО “Строй-Комплекс“, ООО “СтройСибКом-2“.

Победителем аукциона по лоту N 1 и лоту N 2 признано ООО “СтройСибКом-2“ (протокол аукциона N 68 от 16.09.2009).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 ФЗ N 94-ФЗ, должна содержать сведения, в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

В пункте 12 аукционной документации заказчиком установлено требование к документации, входящей в состав заявки на участие в аукционе, в том числе: о предоставлении в составе заявки всех форм N 1 - 7 (приложенные с аукционной документацией), заполненные участником размещения заказа.

Пункт 14 аукционной документации содержит требования заказчика к описанию работ и к заявке на участие в аукционе, в том числе: заявка на участие в аукционе должна соответствовать требованиям документации, не содержать недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, указанных в информационной карте.

Формы N N 1 - 8 должны быть заполнены в четком соответствии с настоящими требованиями (настоящие требования по заполнению заявки установлены в соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ): в форме N 3 в графе “Перечень работ (с указанием их объема)“ участник размещения заказа указывает весь объем работ с указанием их объема и единиц измерения, путем их перечисления именно в графе “Перечень работ (с указанием их объема)“ в соответствии с требованиями, установленными в техническом задании (приложение N 1 к информационной карте). Не допускается заполнение графы “Перечень видов работ“ данной формы путем отсылки к иным приложениям заявки на участие в аукционе, например “см. приложение“, в форме N 4 “Предложение участника размещения заказа по месту выполнения работ“ место выполнения работ указывается в полном соответствии с требованиями к месту выполнения работ, указанными в приложение N 2 к информационной карте; в форме N 5 “Предложение участника размещения заказа по сроку и объему предоставления гарантий качества на выполненные работы“ срок и объем предоставления гарантий качества на выполненные работы указывается в полном соответствии с требованиями к сроку и объему гарантий на выполненные работы, указанными в Информационной карте; в форме N 6 “Предложение участника размещения заказа по условиям оплаты и сведения о включенных в цену контракта расходах“ условия оплаты и сведения о включенных в цену контракта расходах указывается в полном соответствии с требованиями к условиям оплаты и сведениям о включенных в цену контракта расходах, указанными в информационной карте; сведения о качестве работ, услуг (данные сведения оформляются и предоставляются в составе заявки по каждому лоту отдельно, форма данных сведений не предусмотрена аукционной документацией, однако содержание данных сведений в обязательном порядке должно соответствовать следующим условиям: представленное предложение о качестве работ по содержанию должно соответствовать требованиям аукционной документации, а также в обязательном порядке содержать: описание методов и методик выполнения работ; описание технологий производства работ, описание мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций; описание применяемой системы контроля качества за выполненными работами, описание мероприятий по охране труда); сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (данные сведения оформляются и предоставляются в составе заявки по каждому лоту отдельно (в случае, если заявка подается сразу на несколько лотов), в произвольной форме, но в соответствии с настоящими требованиями, которые установлены в соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ: данные сведения подаются вместе с перечнем работ, и должны содержать весь перечень материалов, который участник размещения заказа намеревается использовать при выполнении работ. Участник размещения заказа указывает весь перечень материалов путем их перечисления с указанием ед. измерения и количества, по содержанию - в точном соответствии с требованиями, установленными в ведомости объемов работ технического задания (приложение N 1 к информационной карте).

В форме N 3 “Предложение участника размещения заказа по перечню и объемам работ“ заявки на участие в аукционе по лоту N 1 ООО “Строитель“ участником предложена сухая смесь Ротгипс, в форме сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара содержанием перечня основных строительных материалов, который заказчиком в соответствии с требованиями, установленными в ведомости объемов работ технического задания (приложение N 1 к информационной карте) и формой N 3 “Предложение участника размещения заказа по перечню и объемам работ“ в графе наименование материала указана смесь сухая строительная отделочная “Волма шов“. Также в форме N 3 предложен профиль направляющий ПН 75 * 40 мм, в форме предложения участника размещения заказа о качестве выполняемых работ в соответствии с требованиями технического задания и аукционной документации указан направляющий профиль ПН 27 * 28.

Таким образом, не представляется возможным установить, какие материалы предложены и будут использованы участником размещения заказа при выполнении работ.

В соответствии с частью 3 статьи 36 ФЗ N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 ФЗ N 94-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае: непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 ФЗ N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных подпунктом “г“ пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 ФЗ N 94-ФЗ), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Таким образом, единая комиссия, принимая решение об отказе в допуске к участию в аукционе по лоту N 1 ООО “Строитель“, действовала в соответствии с названными правовыми нормами, поскольку материалы, предложенные участником размещения заказа в форме “Сведения о качестве работ“, не соответствуют материалам, указанным участником размещения заказа в форме N 3.

Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, комиссия Кемеровского УФАС России решила:

1. Признать жалобу ООО “Строитель“ на действия заказчика - МУЗ “Тяжинская ЦРБ по Кемеровской области“ и уполномоченного органа - отдела социально-экономического прогнозирования администрации Тяжинского района при проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту терапевтического корпуса МУЗ “Тяжинская ЦРБ Кемеровской области“ необоснованной.

2. Производство по делу N 193/З-2009 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

Д.А.ЛЫЖИН

С.А.УНТЕРОВ

М.А.ЕГОРОВА

О.В.РОДНОВА

Е.Е.ДЬЯКОНОВА