Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 22.09.2009 <О злоупотреблении своим доминирующем положением при заключении договора с энергоснабжающей организацией>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК

Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Фризен С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Гавриловой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела судебной

и правовой работы

Секретаря комиссии:

Губича С.А. - специалиста-эксперта отдела ТЭК

при участии:

- <...> - представителя ООО “Грин“ (по доверенности);

- <...> - представителя ООО “Кузнецкинвестстрой“ (по доверенности);

- <...> - представителя ООО “Кузнецкинвестстрой“ (по доверенности);

- <...> - представителя ООО “Кузнецкинвестстрой“ (по доверенности),

рассмотрев дело N 49/А-10-2009 по признакам нарушения ООО “Грин“ (654007<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление ООО “Кузнецкинвестстрой“ о наличии в действиях ООО “Грин“ признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием обращения явился необоснованный отказ ООО “Грин“ от согласования документов, необходимых ООО “Кузнецкинвестстрой“ для заключения договора электроснабжения с энергоснабжающей организацией (ОАО “Кузбассэнергосбыт“).

05.08.2009 Приказом Кемеровского УФАС России N 143 было возбуждено дело N 49/А-10-2009 по признакам нарушения ООО “Кузнецкинвестстрой“ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Определением от 05.07.2009 рассмотрение дела N 49/А-10-2009 назначено к рассмотрению на 27.08.2009.

Письмом от 26.08.2009 исх. N 03/4054 рассмотрение дела N 49/А-10-2009 было перенесено на 03.09.2009.

02.09.2009 в Кемеровское УФАС России от ООО “Грин“ поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела N 49/А-10-2009, данное ходатайство было удовлетворено и рассмотрение назначено на 22.09.2009.

В заседании Комиссии, состоявшемся 22.09.2009 представители
ООО “Кузнецкинвестстрой“ поддержали требования, изложенные в своем обращении, указав, что в настоящее время документы, необходимые ООО “Кузнецкинвестстрой“ для заключения договора с энергоснабжающей организацией (ОАО “Кузбассэнергосбыт“) ООО “Грин“ не согласованы.

В свою очередь, представитель ООО “Грин“ заявил, что данное согласование не является обязанностью руководства ООО “Грин“.

22.09.2009 изучив материалы дела N 49/А-10-2009, заслушав представителей сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

ООО “Кузнецкинвестстрой“ на основании договоров от 11.01.2009 N 6/2009 и от 01.04.2009 N 27/2009, заключенных с собственником нежилого помещения, расположенного на 10 этаже в здании по адресу: <...> площадью 702,9 кв. м, арендует указанное нежилое помещение.

Электроснабжение 10 этажа осуществляется от вводного распределительного устройства 0,4 кВ, которое принадлежит и обслуживается ООО “Грин“.

ООО “Грин“ принадлежит здание, расположенное по адресу: <...>.

28.12.2008 между ООО “Грин“ и ОАО “Кузбассэнергосбыт“ заключен договор электроснабжения N 2250.

Согласно акту балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по электрическим сетям, подписанному между ОАО “НЭК“ и ООО “Грин“, границей раздела являются контактные соединения наконечников кабелей в РУ-6кВ ПС 35/6кВ “Новая“ в сторону РП-31 ООО “Грин“.

Между ООО “Кузнецкинвестстрой“ и ООО “УК “Грин Хаус“ был заключен договор оказания услуг коммунально-бытового назначения от 01.01.2008 N 257/08 со сроком действия до 01.05.2009. Предметом данного договора являлось оказание ООО “УК “Грин Хаус“ услуг коммунально-бытового назначения в части здания, расположенного по адресу: <...> блок помещений на 10 этаже.

Согласно изменению N 1 от 01.05.2008 к вышеуказанному договору, ООО “УК “Грин Хаус“ и ООО “Кузнецкинвестстрой“ срок действия договора оказания услуг коммунально-бытового назначения от 01.01.2008 N 257/08 устанавливается с 01.05.2008 до 01.04.2009 и вступает в силу с момента подписания. По истечении срока действия договор N
257/08 может быть автоматически продлен неограниченное количество раз.

От ООО “УК “Грин Хаус“ в адрес ООО “Кузнецкинвестстрой“ не поступало уведомлений о расторжении вышеуказанного договора.

01.04.2009 ООО “УК “Грин Хаус“ отключило электрическую энергию в арендуемом ООО “Кузнецкинвестстрой“ помещении в связи с отсутствием договорных отношений. Новый договор оказания услуг коммунально-бытового назначения ООО “Кузнецкинвестстрой“ не заключен.

10.04.2009 ООО “Кузнецкинвестстрой“ обратилось в ЮМО ОАО “Кузбассэнергосбыт“ (письмо N 1-1/101 от 10.04.2009) с просьбой заключить договор на электроснабжение по блоку помещений, расположенных на 10 этаже здания по адресу: <...>.

Письмом от 05.05.2009 N 80-23/254 ЮМО ОАО “Кузбассэнергосбыт“ уведомило ООО “Кузнецкинвестстрой“ о том, что для заключения договора энергоснабжения ООО “Кузнецкинвестстрой“ необходимо предоставить заявку и документы, подтверждающие присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации, обеспечение учета электрической энергии, а также надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств ООО “Кузнецкинвестстрой“.

Письмом от 16.04.2009 исх. N 1-1/110 (вх. N 27) ООО “Кузнецкинвестстрой“ обратилось в адрес ООО “Грин“ с просьбой представить сведения о мощности энергопотребляющих устройств по блоку помещений, расположенных на 10 этаже здания по <...> для заключения прямого договора электроснабжения. Ответа на данное письмо ООО “Кузнецкинвестстрой“ не получило.

23.04.2009 ООО “Кузнецкинвестстрой“ в адрес ООО “Грин“ повторно направлено письмо с аналогичной просьбой. Ответа от ООО “Грин“ не поступило.

27.05.2009 ООО “Кузнецкинвестстрой“ в третий раз направило в адрес ООО “Грин“ письмо (N 1-1/172) с просьбой сообщить мощность энергопотребляющих устройств, а также выдать акт раздела границ ответственности.

Ответов на данное письмо ООО “Кузнецкинвестстрой“ также от ООО “Грин“ не получило.

На основании п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861
от 27.12.2004, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ в редакции Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию единой энергетической системы России“ от 04.11.2007 N 250-ФЗ, организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании), в данном случае таковой является ООО “Грин“, в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электосетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством РФ порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.

Таким образом, ООО “Грин“ не имеет законных оснований для отказа от подписания акта раздела границы ответственности за эксплуатацию электроустановок с ООО “Кузнецкинвестстрой“, необходимого ООО “Кузнецкинвестстрой“ для заключения прямого договора на электроснабжение.

Согласно ответу Новокузнецкого территориального отдела по надзору за электрическими станциями, электрическими установками потребителей и металлургическими производствами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору электроснабжение здания, принадлежащего ООО “Грин“, осуществляется от РП-СГМ. РП-СГМ запитано от ПС 35/6кВ “Новая“ (ОАО “НЭК“) кабелем протяженностью 1,2 км. Техническое состояние электрооборудования,
электрических сетей ООО “Грин“ удовлетворительное.

Отдельное подключение 10 этажа здания по адресу: <...> арендуемое ООО “Кузнецкинвестстрой“ напрямую к сетям ОАО “НЭК“ и ОАО “МРСК - Сибири - Кузбассэнерго“ не представляется возможным.

Кроме того, согласно техническим условиям облкоммунэнерго, (N 4-20/1292 от 03.11.1975) вышеуказанное здание уже было подключено к электрическим сетям, включая и 10 этаж.

Таким образом, у ООО “Кузнецкинвестстрой“ имеется технологическая и экономическая возможность получения электрической энергии только через электоросетевое хозяйство (РП-31 ТМ-2х1000кВА и т.д.), которое находится на балансе и обслуживании ООО “Грин“. Поскольку последнее является единственным хозяйствующим субъектом, эксплуатирующей указанное электросетевое хозяйство, и его доля на данном товарном рынке передачи электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности составляет 100 процентов, его следует признать хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на локальном товарном рынке.

Кроме того, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО “Грин“ занимает доминирующее положение на локальном рынке по передаче электрической энергии по КЛЭП-6кВ от РУ-6кВ ПС 35/6кВ N 5 “Новая“ до РУ-6кВ РП-31 ООО “Кузнецкинвестстрой“ в пределах электрооборудования, находящегося на обслуживании ООО “Грин“.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции“ запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Со стороны ООО “Грин“ имело место
злоупотребление своим доминирующем положением, что выразилось в несогласовании документов, необходимых ООО “Кузнецкинвестстрой“ для заключения договора с энергоснабжающей организацией (ОАО “Кузбассэнергосбыт“), что влечет нарушение законных прав и интересов ООО “Кузнецкинвестстрой“.

Указанные действия ООО “Грин“ подлежат квалификации, как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 41, статьей 49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать ООО “Грин“ нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

2. Выдать ООО “Грин“ предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

А.М.ДАВЫДОВА

Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ

С.Н.ФРИЗЕН

А.Е.ГАВРИЛОВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 22 сентября 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК

Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Фризен С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Гавриловой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела судебной

и правовой работы

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и на основании своего решения от 22 сентября 2009 г. по делу N 49/А-10-2009 о нарушении ООО “Грин“ (654007<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, предписывает:

1. Обществу с ограниченной ответственностью “Грин“ согласовать документы необходимые Обществу с ограниченной ответственностью “Кузнецкинвестстрой“ для заключения договора энергоснабжения с Открытым акционерным обществом “Кузбассэнергосбыт“, а также представить Обществу с ограниченной ответственностью “Кузнецкинвестстрой“ сведения о мощности энергопотребляющих устройств по блоку помещений, расположенных по адресу: <...> этаж и выдать данному хозяйствующему субъекту акт раздела границ.

2. Обществу с ограниченной ответственностью “Грин“ в срок до 22 октября 2009 года представить в адрес Кемеровского УФАС России документы свидетельствующие о выполнении пункта 1 данного предписания.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

А.М.ДАВЫДОВА

Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ

С.Н.ФРИЗЕН

А.Е.ГАВРИЛОВА