Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 09.07.2009 <О нарушении антимонопольного законодательства при распространении ненадлежащей рекламы>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 9 июля 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Клостер Е.А. - заместителя руководителя управления.

Заместителя председателя комиссии:

Стельмах С.В. - заместителя руководителя управления - начальника

отдела судебной и правовой работы.

Членов комиссии:

Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы и недобросовестной

конкуренции;

Патракова Д.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

Васильевой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

Акатьевой И.С. - специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

рассмотрев дело N 12/Р-2009, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы рекламодателя Кузбасского потребительского кооператива “Гурьянин“ (далее по тексту - КПК “Гурьянин“) в период с 04.08.2008 по 03.11.2008 на светодиодных экранах по адресам: <...> <...> <...> (внутри ТРК “Променад“) в отсутствие представителей КПК “Гурьянин“ при их надлежащем уведомлении установила:

С 25.02.2009 по 17.03.2009 Кемеровским УФАС России было проведено плановое контрольное мероприятие по проверке деятельности индивидуального предпринимателя Г.И.А. (далее по тексту - ИП Г.И.А.) по размещению видеорекламы на светодиодных экранах (по результатам планового контрольного мероприятия составлен акт N 6 от 17.03.2009).

В ходе проведения планового контрольного мероприятия участниками инспекции Кемеровского УФАС России были просмотрены и проанализированы видеоролики рекламы, размещенные ИП Г.И.А. в период с 04.08.2008 по 03.11.2008 на
светодиодных экранах по адресам: <...> <...> <...> внутри ТРК “Променад“.

В результате анализа видеороликов рекламы участниками инспекции Кемеровского УФАС России установлено, что реклама КПК “Гурьянин“ (“Кузбасский потребительский кооператив Гурьянин. Новые выгодные летние сбережения. Жаркое лето. Летний годовой 24%. Летний пенсионный 25%. Праздничный 1,5 года 26%. Страховка в подарок!!“) содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее по тексту - закон о рекламе).

Вышеуказанная реклама размещалась на основании договоров, заключенных между ИП Г.И.А. и КПК “Гурьянин“: N 24/07-2008 от 24.07.2008 на рекламное обслуживание, N 25/08-2008 от 25.08.2008 на размещение рекламы на светодиодном экране, N 25/09-2008 от 25.09.2008 на рекламное обслуживание.

В соответствии с условиями вышеуказанных договоров КПК “Гурьянин“ предоставляет ИП Г.И.А. необходимую информацию для оказания услуг по рекламному обслуживанию.

19.05.09 Определением было возбуждено дело N 12/Р-2009 в отношении КПК “Гурьянин“ по признакам нарушения законодательства о рекламе и назначена дата рассмотрения на 11.06.2009.

11.06.09 в ходе рассмотрения дела N 12/Р-2009 Кемеровским УФАС России было принято решение об отложении данного дела на 09.07.2009 в связи с необходимостью получения дополнительных материалов.

Определение об отложении дела N 12/Р-2009 от 11.06.2009 исх. N 09/2575 было получено КПК “Гурьянин“ 17.06.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (имеется в материалах дела).

09.07.2009 на рассмотрение дела 12/Р-2009 представитель КПК “Гурьянин“ уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела 12/Р-2009 не явился.

Согласно письменным пояснениям, представленных в адрес антимонопольного органа, КПК “Гурьянин“ является некоммерческой организацией и в силу статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) его деятельность
регулируется положениями Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“.

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено:

Согласно части 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с Уставом КПК “Гурьянин“:

1. КПК “Гурьянин“ предоставляет займы своим членам за счет собственных средств и личных сбережений пайщиков, при этом:

- передача денежных средств КПК “Гурьянин“ своим членам оформляется договором займа, в данном договоре займа должны содержаться условия о сумме займа, сроке его возврата и размере компенсации, уплачиваемой пайщиком за пользование займом;

- передача личных сбережений пайщика КПК “Гурьянин“ осуществляется на основании договора, заключаемого между КПК “Гурьянин“ и его членом в письменной форме, данный договор должен содержать условия о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке и порядке возврата, размере и порядке платы за их использование, ответственность сторон за нарушение условий договора, в том числе право досрочного расторжения по требованию пайщика.

2. КПК “Гурьянин“ не вправе выдавать займы физическим и юридическим лицам, не являющимся членами КПК “Гурьянин“.

3. Минимальная величина взносов в КПК “Гурьянин“: вступительный взнос - 100 рублей, паевый взнос - 100 рублей, данные взносы вносятся пайщиком в КПК “Гурьянин“ в денежной форме в течение 30 дней со дня подачи заявления на вступление в КПК “Гурьянин“. Пайщик приобретает всю полноту прав и обязанностей, вытекающих из его членства в КПК “Гурьянин“, после внесения пайщиком вышеуказанных взносов.

Отсутствие в тексте рекламы КПК “Гурьянин“
части существенной информации об условиях приобретения или использования рекламируемого товара и части существенной информации о расходах, понесенных гражданами при вступлении в члены КПК “Гурьянин“ а именно: информации о приеме личных сбережений только от членов кооператива и сумме дополнительных расходов в виде вступительного взноса в размере 100 рублей, паевого взноса в размере 100 рублей, искажает смысл доводимой до потребителя информации, вводит в заблуждение потребителей рекламы и вступает в противоречие с частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама банковских, страховых и финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно пункту 4 статьи 3 данного Закона реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является КПК “Гурьянин“ (652780, <...> ИНН 4204005452).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ и соответствии с пунктами 37 - 42
Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу Кузбасского потребительского кооператива “Гурьянин“ следующего содержания: “Кузбасский потребительский кооператив Гурьянин. Новые выгодные летние сбережения. Жаркое лето. Летний годовой 24%. Летний пенсионный 25%. Праздничный 1,5 года 26%. Страховка в подарок!!“, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Председатель комиссии

Е.А.КЛОСТЕР

Заместитель

председателя комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии

Е.Б.КАМИНСКАЯ

Д.С.ПАТРАКОВ

Е.А.ВАСИЛЬЕВА

И.С.АКАТЬЕВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 9 июля 2009 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя комиссии:

Клостер Е.А. - заместителя руководителя управления.

Заместителя председателя комиссии:

Стельмах С.В. - заместителя руководителя управления - начальника

отдела судебной и правовой работы.

Членов комиссии:

Каминской Е.Б. - начальника отдела рекламы и недобросовестной

конкуренции;

Патракова Д.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

Васильевой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

Акатьевой И.С. - специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции.

На основании решения Кемеровского УФАС России от 09.07.2009 по делу N 12/Р-2009 о признании ненадлежащей рекламы Кузбасского потребительского кооператива “Гурьянин“ (далее по тексту - КПК “Гурьянин“) следующего содержания: “Кузбасский потребительский кооператив Гурьянин. Новые выгодные летние сбережения. Жаркое лето. Летний годовой 24%. Летний пенсионный 25%. Праздничный 1,5 года 26%. Страховка в подарок!!“ и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:

1. КПК “Гурьянин“ в 7-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить дальнейшее распространение в любой форме и с помощью любых средств рекламы с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. КПК “Гурьянин“ представить в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области письменное доказательство исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение 7 дней со дня получения предписания (с приложением подтверждающих документов).

За невыполнение предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения
законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии

Е.А.КЛОСТЕР

Заместитель

председателя комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

Члены комиссии

Е.Б.КАМИНСКАЯ

Д.С.ПАТРАКОВ

Е.А.ВАСИЛЬЕВА

И.С.АКАТЬЕВА