Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 30.06.2009 <О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е. - руководителя управления.

Членов комиссии:

Стельмах С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела судебной

и правовой работы

Федотовой О.А. - старшего государственного инспектора отдела

государственного и муниципального заказа;

Родновой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного

и муниципального заказа;

Егоровой М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного

и муниципального заказа;

Дьяконовой Е.Е. - старшего специалиста 1 разряда отдела государственного

и муниципального заказа,

при участии:

- <...> - представителя ООО “РемСтройПроект-Н“, по доверенности;

- <...> - представителя ООО “Новосибирскстройтрест“, по доверенности;

- <...> - представителя ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“, по доверенности;

- <...> - директора ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“;

- <...> - члена аукционной комиссии ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“,

рассмотрев дело N 139/З-2009, возбужденное по признакам нарушения заказчиком, аукционной комиссией ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее по тексту - ФЗ N 94-ФЗ), установила:

02.07.2009
и 03.07.2009 в адрес Кемеровского УФАС России поступили жалобы ООО “АвтоДорСтрой“, ООО “РемСтройПроект-Н“, КФ ООО “Новосибирскстройтрест“ на действия аукционной комиссии ФГУ Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади лечебных кабинетов.

ООО “АвтоДорСтрой“ указывает, что заказчиком в аукционной документации было установлено незаконное требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар. В связи с непредоставлением ООО “АвтоДорСтрой“ в составе заявки указанных сертификатов, ему было необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе.

ООО “РемСтройПроект-Н“ указывает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.06.2009, в составе заявки данного участника размещения заказа отсутствуют сведения о качестве работ. Заявитель утверждает, что заявка ООО “РемСтройПроект-Н“ содержала всю необходимую информацию, в том числе и сведения о качестве работ.

Кемеровский филиал ООО “Новосибирскстройтрест“ считает решение комиссии об отказе в допуске по причине непредставления данным участником размещения заказа в составе аукционной заявки документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, необоснованным, в связи с тем, что заказчик не уведомил КФ ООО “Новосибирскстройтрест“ о внесении изменений в аукционную документацию, касающихся установления требования о внесении обеспечения заявки.

В процессе рассмотрения жалобы Кемеровским УФАС России установлено:

01.06.2009 на официальном сайте Российской Федерации заказчиком - ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ - было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади
лечебных кабинетов.

24.06.2009 аукционной комиссией в составе председателя Е.В.Беломытцевой, членов Е.А.Титова, Ю.А.Клинковой, Л.Г.Пестряковой, секретаря И.Л.Порубенко была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, в результате которой было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе следующим участникам размещения заказа:

- ООО “Аргон Плюс“, ООО “Арамия“, ЗАО “Сибстройкомплект“, КФ ООО “Новосибирскстройтрест“, ООО “ФундаментСтрой“, в связи с отсутствием в составе заявки документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки;

- ООО “Аспект Сибири“, ООО “АвтоДорСтрой“, в связи с отсутствием в составе аукционной заявки сведений о качестве выполняемых работ;

- ООО “РемСтройПроект-Н“, в связи с отсутствием в составе заявки документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, сведений о качестве выполняемых работ.

Решением аукционной комиссии ООО “СУ НТС“, ООО ТПК “Эвриком-Кузбасс“, ООО “Элитстрой“ были допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 24.06.2009).

25.06.2009 в результате проведения аукциона победителем аукциона было признано ООО “Элитстрой“, предложившее цену контракта 15602400 рублей (протокол аукциона от 25.06.2009).

В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки порядка проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади лечебных кабинетов УФАС России установлено:

Согласно части 3 статьи 36 ФЗ N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в
аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 данного Федерального закона.

Часть 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ содержит перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Аукционная документация, утвержденная заказчиком, содержит форму 3 “Предложение о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ услуг“, которая включает в себя сведения о количественных и качественных характеристиках работ, предлагаемых участниками размещения заказа.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.06.2009, аукционные заявки ООО “АвтоДорСтрой“ и ООО “РемСтройПроект-Н“ не содержали сведений о качестве работ, в связи с чем данным участникам размещения заказа было отказано в допуске к участию в аукционе.

В результате анализа аукционных заявок комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

Заказчиком в аукционной документации было установлено требование об указании участниками размещения заказа полного наименования и описания товаров, работ, услуг, в том числе их количественных и качественных характеристик, сроков выполнения работ, в соответствии с техническим заданием аукционной документации.

Форма 3 “Предложение о функциональных и качественных
характеристиках работ“ аукционной заявки ООО РемСтройПроект-Н“ не содержит количественных характеристик работ.

Форма 3 “Предложение о функциональных и качественных характеристиках работ“ аукционной заявки ООО “АвтоДорСтрой“ содержит требуемые заказчиком сведения о качестве и количестве работ только по отдельным видам работ, не в полном объеме.

На основании изложенного, решение аукционной комиссии ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ об отказе ООО “АвтоДорСтрой“ и ООО “РемСтройПроект-Н“ в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади лечебных кабинетов является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом “г“ пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Подпунктом “а“ пункта 3 части 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на
требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения).

Пунктом 31 аукционной документации с изменениями от 03.06.2009, установлено, что размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 5%, или 788 тысяч рублей.

Согласно пункту 1.12.3 аукционной документации, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об аукционе такие изменения направляются заказными письмами всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена документация об аукционе.

На заседании комиссии Кемеровского УФАС России было установлено, что КФ ООО “Новосибирскстройтрест“ запрос о предоставлении документации об аукционе в адрес заказчика не направлял.

В составе аукционной заявки КФ ООО “Новосибирскстройтрест“ отсутствует документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, в связи с чем решение аукционной комиссии ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ об отказе ООО “Новосибирскстройтрест“ в допуске к участию в открытом аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади лечебных кабинетов является обоснованным.

Частью 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ установлен перечень документов и сведений, входящих в состав аукционной заявки.

Согласно части 3 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.

Заказчиком в пункте 9 формы 2 “Заявка на участие в аукционе“ аукционной документации установлено условие к участникам размещения заказа об указании конкретной суммы обеспечения исполнения государственного контракта от суммы государственного контракта, которое противоречит требованиям
Федерального закона о размещении заказов.

Также, пунктом 32 документации об аукциона с изменениями от 03.06.2009 установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 15% цены контракта, или 2364000 (два миллиона триста шестьдесят четыре) тысячи рублей.

Установление данного условия является нецелесообразным, в связи с тем, что цена государственного контракта становится известной только после проведения аукциона либо в случае признания аукциона несостоявшимся.

В соответствии с частью 1.1 статьи 38 ФЗ N 94-ФЗ, государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона - со дня подписания протокола аукциона.

Протокол аукциона от 25.06.2009 размещен заказчиком - ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ на официальном сайте Российской Федерации 26.06.2009.

На основании изложенного, государственный контракт по результатам проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения на ее площади лечебных кабинетов должен быть заключен не ранее 07.07.2009.

Вместе с тем, в нарушение вышеназванной правовой нормы, заказчиком ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ государственный контракт N 07-05-228 на реконструкцию объекта был заключен 06.07.2009.

Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, комиссия Кемеровского УФАС России решила:

1. Признать жалобы ООО “АвтоДорСтрой“, ООО “РемСтройПроект-Н“, КФ ООО “Новосибирскстройтрест“ на действия аукционной комиссии ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции столовой (корпус N 1) для размещения
на ее площади лечебных кабинетов необоснованными.

2. Признать заказчика ФГУ “Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ “Топаз“ нарушившим часть 3 статьи 35, часть 1.1 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

3. В связи с тем, что государственный контракт N 07-05-228 на реконструкцию объекта от 06.07.2009 заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии

Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

О.А.ФЕДОТОВА

О.В.РОДНОВА

М.А.ЕГОРОВА

Е.Е.ДЬЯКОНОВА