Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 04.06.2009 “О нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 4 июня 2009 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е. - руководителя управления.

Членов комиссии:

Унтерова С.А. - главного специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

Родновой О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела

государственного и муниципального заказа;

Егоровой М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела

государственного и муниципального заказа;

Дьяконовой Е.Е. - старшего специалиста 1 разряда отдела

государственного и муниципального заказа,

при участии:

- <...> - представителя ОАО “Военно-страховая компания“, по доверенности;

- <...> - представителя Кузбасского УВД на транспорте МВД России, по доверенности, председателя конкурсной комиссии Кузбасского УВД на транспорте МВД России;

- <...> - представителя Кузбасского УВД на транспорте МВД России, по доверенности, члена конкурсной комиссии Кузбасского УВД на транспорте МВД России,

рассмотрев дело N 109/З-2009, возбужденное по признакам нарушения заказчиком, конкурсной комиссией Кузбасского УВД на транспорте МВД России - законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее по тексту - ФЗ N 94-ФЗ), установила:

28.05.2009 в адрес Кемеровского УФАС России
поступила жалоба ОАО “Военно-страховая компания“ на действия конкурсной комиссии Кузбасского УВД на транспорте при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Заявитель указывает, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), их структура и порядок применения страховщиками при определении размера страховой премии утверждены постановлением Правительства РФ N 739 от 08.12.2005 “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии“, с изменениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 225 “О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии“ (далее - постановление).

Заявитель, руководствуясь названным нормативным документом и перечня транспортных средств, подлежащих страхованию, согласно конкурсной документации, рассчитал сумму страховых премий, являющуюся предложением о цене контракта, которая ставила 900423,28 рублей.

Согласно протоколу N 6/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 28.04.2009 было подано 10 заявок, 3 из которых содержали предложение о цене контракта, составляющей 900423,28 рублей, в том числе и заявка ОАО “Военно-страховая компания“. Остальные участники, по мнению заявителя, применили для расчетов страховые коэффициенты, отличные от страховых коэффициентов, утвержденных постановлением.

Таким образом, в составе заявок на участие в конкурсе были предоставлены недостоверные сведения о цене контракта, что является основанием для отклонения заявок на
основании пункта 1 части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ.

Согласно протоколу N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.05.2009 указанные участники размещения заказа были допущены единой комиссией Кузбасского УВД на транспорте к участию в конкурсе, что противоречит названной правовой норме.

В процессе рассмотрения жалобы Кемеровским УФАС России установлено:

23 марта 2008 г. на официальном сайте сети Интернет заказчиком - Кузбасским УВД на транспорте - было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

28.04.2009 конкурсной комиссией в составе председателя В.Е.Лепешова, заместителя председателя А.Л.Павлина, членов М.В.Бородачева, С.П.Глебова, Е.Ф.Бессоновой, И.Б.Украинца, секретаря С.Н.Яцышиной была проведена процедура вскрытия конвертов.

Согласно протоколу N 6/1 от 28.04.2009 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, было подано 10 конкурсных заявок:

1) ООО “Губернская страховая компания Кузбасса“;

2) ОАО “Военно-страховая компания“;

3) ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“;

4) ЗАО СГ “Спасские ворота“ филиал в г. Кемерово;

5) ООО “Национальная страховая группа - “РОСЭНЕРГО“;

6)ЗАО “Железнодорожное акционерное страховое общество - Магистраль“;

7) ООО “Страховая компания “Согласие“;

8) ООО “Росгосстрах-Сибирь“;

9) ОСАО “Ингосстрах“;

10) ЗАО “Д2 Страхование“.

13.05.2009 в результате проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной комиссией Кузбасского УВД на транспорте было принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе следующим участникам размещения заказа:

- ООО “Национальная страховая группа “РОСЭНЕРГО“ - в связи с тем, что листы конкурсной заявки не прошиты;

- ООО “Губернская страховая компания Кузбасса“ - в связи с тем, что отсутствует расчет предлагаемой цены контракта - форма N 4, не представлена копия лицензии по виду страхования, являющемуся предметом конкурса;

- ЗАО “Страховая группа “Спасские ворота“ филиал в г.
Кемерово - в связи с тем, что представленная в составе конкурсной заявки доверенность, подтверждающая полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа не действительна на момент рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

- ООО “Росгосстрах-Сибирь“ - в связи с тем, что листы конкурсной заявки не прошиты;

- ЗАО “Д2 Страхование“ - в связи с тем, что отсутствует печать участника размещения заказа в обязательной Форме N 6.

К участию в конкурсе были допущены ОАО “Военно-страховая компания“, ООО “Страховая компания “Согласие“, ОСАО “Ингосстрах“, ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“, ЗАО “Железнодорожное акционерное страховое общество - Магистраль“ (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 6/2 от 13.05.2009).

20.05.2009 по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, победителем конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств было признан участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения контракта - ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“ (Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 6/3 от 20.05.2009).

01.06.2009 между заказчиком - Кузбасским УВД на транспорте и победителем открытого конкурса - ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“ был заключен государственный контракт N 180101060104 об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки порядка проведения открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Кемеровским УФАС России установлено:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии“, с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 225 “О внесении изменений в страховые тарифы
по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии“, утверждены тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении размера страховой премии едины для всех страховщиков.

Из вышеизложенного следует, что сумма страховой премии, рассчитанная страховщиками для определенного типа (категории) и назначения транспортного средства, территории и периода использования транспортного средства, срока страхования, мощности двигателя и других параметров, необходимых для расчета, должна быть одинаковой для всех страховщиков.

Участниками размещения заказа в конкурсных заявках были указаны следующие ценовые предложения:

1) ООО “Губернская страховая компания Кузбасса“ <...>;

2) ОАО “Военно-страховая компания“ <...>;

3) ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“ <...>;

4) ЗАО СГ “Спасские ворота“ филиал в г. Кемерово <...>;

5) ООО “Национальная страховая группа - “РОСЭНЕРГО“ - <...>;

6)ЗАО “Железнодорожное акционерное страховое общество - Магистраль“ <...>;

7) ООО “Страховая компания “Согласие“ <...>;

8) ООО “Росгосстрах-Сибирь“ <...>;

9) ОСАО “Ингосстрах“ <...>;

10) ЗАО “Д2 Страхование“ <...>.

Таким образом, цена контракта, предложенная каждым из участников размещения заказа, различается, что вступает в противоречие с Федеральным законом N 40-ФЗ от 25.04.2002 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ и постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739.

Согласно части 2 статьи 27 ФЗ N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части
1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ установлено, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае непредставления документов, определенных частью 3 статьи 25 настоящего Федерального закона (за исключением документов, предусмотренных подпунктом “г“ пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 настоящего Федерального закона), частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.

Согласно подпункту “в“ пункта 1 части 3 статьи 25 ФЗ N 94-ФЗ, заявка на участие в конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности.

Участником размещения заказа - ООО “Страховая компания “Согласие“ - в составе заявки на участие в конкурсе была представлена копия доверенности N 1571/Д от 01.04.2009, заверенная печатью данного участника размещения заказа.

Согласно подпункту “б“ пункта 3 части 2 статьи 35 ФЗ N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа
требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.

В пункте 14 конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки заверенных копий лицензий, указанных в информационной карте.

Согласно пункту 11 Информационной карты открытого конкурса заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе копию лицензии на право проведения страховой деятельности по виду страхования, являющемуся предметом конкурса.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - ФЗ N 128-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Статьей 10 ФЗ N 128-ФЗ установлены требования к содержанию документа, подтверждающего наличие лицензии, и решения о предоставлении лицензии.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ N 128-ФЗ, в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии указываются:

- наименование лицензирующего органа;

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и
оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);

- срок действия лицензии;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- номер лицензии;

- дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В составе аукционной заявки, представленной ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“, содержалась лицензия С N 1209 77-14, в которой отсутствовали сведения о наименовании, в том числе фирменном наименовании, организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, лицензируемом виде деятельности, сроке действия лицензии, идентификационном номере налогоплательщика, дате принятия решения о предоставлении лицензии.

На основании изложенного, в составе заявки ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“ на участие в конкурсе не было представлено копии документа, подтверждающего наличие у данного юридического лица лицензии на право проведения страховой деятельности по виду страхования, являющемуся предметом конкурса, соответствующего требованиям, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Вместе с тем, в противоречие требованиям части 2 статьи 27, пункта 1 части 1 статьи 12 ФЗ N 94-ФЗ, конкурсной комиссией Кузбасского УВД на транспорте было принято решение о допуске к участию в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО “Страховая компания “Согласие“ и ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“, а согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N 6/3 от 20.05.2009, ОСАО “РЕСО-ГАРАНТИЯ“ стал победителем данного конкурса.

Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, комиссия Кемеровского УФАС России решила:

1. Признать конкурсную комиссию Кузбасского УВД на транспорте МВД России нарушившей часть 2 статьи 27, пункт 1 части
1 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

2. В связи с тем, что государственный контракт N 180101060104 об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 01.06.2009 заключен предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов не выдавать.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии

Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены комиссии

С.А.УНТЕРОВ

О.В.РОДНОВА

М.А.ЕГОРОВА

Е.Е.ДЬЯКОНОВА