Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 11.08.2008 <О нарушении антимонопольного законодательства по делу N 24/А-10-2009>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2008 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Кухарской Н.Е. - руководителя управления.

Члены комиссии:

Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК;

Стельмах С.В. - заместителя руководителя - начальника отдела

судебной и правовой работы;

Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК.

Секретаря комиссии:

Фризен С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК,

при участии:

- Ч.Н.Л. - главного специалиста отдела правовой работы департамента лесного комплекса Кемеровской области (по доверенности);

- А.Е.В. - юрисконсульта 1-й категории юридической группы ОАО “Кузбассэнергосбыт“ (по доверенности);

- П.Д.Е. - руководителя группы правового обеспечения энергосбытовой и хозяйственной деятельности ОАО “Кузбассэнергосбыт“ (по доверенности),

рассмотрев дело N 24/А-10-2009 по признакам нарушения ОАО “Кузбассэнергосбыт“ (650036, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление департамента лесного комплекса Кемеровской области о наличии в действиях ОАО “Кузбассэнергосбыт“ признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием обращения явилось включение ОАО “Кузбассэнергосбыт“ в государственный контракт электроснабжения N 3655 пункта N 7.3, предусматривающего промежуточный платеж в размере 50% количества потребленной энергии текущего месяца.

08.05.2009 Приказом Кемеровского УФАС России N 76 возбуждено дело N 24/А-10-2009 по признакам нарушения ОАО “Кузбассэнергосбыт“ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Определением от 08.05.2009 рассмотрение дела N 24/А-10-2009 назначено к рассмотрению на 04.06.2009.

В заседании комиссии, состоявшемся 04.06.2009, представитель департамента лесного комплекса Кемеровской области
поддержал требования, изложенные в своем обращении, указав, что в настоящее время государственный контракт электроснабжения N 3655 не подписан, поскольку спорный пункт 7.3 не исключен.

Представитель ОАО “Кузбассэнергосбыт“ заявил, что вышеуказанный пункт не противоречит законодательству РФ.

В заседании комиссии Кемеровского УФАС России по делу N 24/А-10-2009, состоявшемся 04.06.2009, представитель ОАО “Кузбассэнергосбыт“ заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела N 24/А-10-2009 для возможности представления дополнительных документов.

Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение об удовлетворении данного ходатайства.

Определением от 04.06.2009 дело N 24/А-10-2009 было отложено.

07.07.2009 Кемеровское УФАС России письмом, исх. N 03/3030, сообщило департаменту лесного комплекса Кемеровской области и ОАО “Кузбассэнергосбыт“ о том, что рассмотрение дела N 24/А-10-2009 состоится 11.08.2009.

11.08.2009, изучив материалы дела N 24/А-10-2009, заслушав представителей сторон, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В департамент лесного комплекса Кемеровской области поступил на согласование государственный контракт электроснабжения N 3655, согласно которому ОАО “Кузбассэнергосбыт“ обязывало абонента производить промежуточный платеж в размере 90% количества потребленной энергии текущего месяца.

Письмом, исх. N 6/485 от 16.03.2009, направленным в адрес ОАО “Кузбассэнергосбыт“, департамент лесного комплекса Кемеровской области предложил исключить из контракта пункт, предусматривающий промежуточный платеж.

В ответ на данное предложение ОАО “Кузбассэнергосбыт“ письмом, исх. N 80-23-03/172 от 06.04.2009, предложило спорный пункт 7.3 изложить в следующей редакции: “Заказчик получает у гарантирующего поставщика 15-го числа текущего месяца счет-фактуру на
промежуточный платеж в размере 50% количества потребляемой энергии текущего месяца. Оплата производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика до 25-го числа текущего месяца“.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Департамент лесного комплекса Кемеровской области относится к бюджетным учреждением, поскольку является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, устанавливающий правила расчетов за энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций и потребителей - юридических лиц, разработанный в соответствии с частью 2 статьи 544 Гражданского кодекса.

Ссылку ОАО “Кузбассэнергосбыт“ о том, что платеж, осуществляемый до 15-го числа, является промежуточным платежом, нельзя признать обоснованной, поскольку по условиям государственного контракта электроснабжения оплата производится без учета количества потребленной энергии. Согласно контракту, предложенному ОАО “Кузбассэнергосбыт“ к заключению, размер платы рассчитывается от договорной величины потребления энергии. Таким образом, условия контракта не предусматривают оплату за фактически потребленную энергию.

ОАО “Кузбассэнергосбыт“ на основании приказа Кемеровского УФАС России N 2-р от 27.09.2007 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, на рынке купли-продажи (поставки) электроэнергии с долей более 50% в границах Кемеровской области. Таким образом, ОАО “Кузбассэнергосбыт“ занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.

01.07.2009 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство от департамента лесного комплекса Кемеровской области о прекращении рассмотрения дела N 24/А-10-2009 в связи с тем, что в настоящее время между департаментом лесного
комплекса Кемеровской области и ОАО “Кузбассэнергосбыт“ заключен государственный контракт N 3655 в новой редакции (от 22.06.2009), где пункт 7.3 определяет расчет промежуточных платежей по показанию приборов учета, что позволяет оплачивать фактически потребленную департаментом энергию.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что в процессе заключения государственного контракта электроснабжения N 3655 департаментом лесного комплекса Кемеровской области не была соблюдена процедура преддоговорного спора, а именно - не направлен протокол разногласий в адрес ОАО “Кузбассэнергосбыт“, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

Производство по делу N 24/А-10-2009, возбужденному по признакам нарушения ОАО “Кузбассэнергосбыт“ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, прекратить ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) ОАО “Кузбассэнергосбыт“.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Н.Е.КУХАРСКАЯ

Члены комиссии

С.В.СТЕЛЬМАХ

А.М.ДАВЫДОВА

Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ