Законы и постановления РФ

Приказ Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 18.02.2008 N 154 “Об утверждении показателей эффективности деятельности (модели конечных результатов) органов управления здравоохранением, служб, медицинских организаций“

ДЕПАРТАМЕНТ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 18 февраля 2008 г. N 154

В здравоохранении Кемеровской области в течение многих лет действует система управления обеспечением качества медицинской помощи органов управления здравоохранением административных территорий, служб и медицинских организаций.

Ежегодно по оценке конечных результатов деятельности органов и учреждений здравоохранения определяется рейтинговое место каждой территории в системе здравоохранения области.

Результаты проводимой оценки позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания руководителей органов и учреждений здравоохранения, формировать перечень мероприятий по повышению результативности, оптимизации, снижению неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы для увеличения объема услуг населению, предоставления дифференцированных стимулирующих доплат медицинским работникам. Разработанные показатели эффективности (модели конечных результатов) служб, медицинских организаций также
могут использоваться при мониторинге результатов различных видов их деятельности приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели эффективности деятельности (модели конечных результатов) органов управления здравоохранением, служб, медицинских организаций (приложение N 1).

1.2. Руководство по использованию показателей эффективности деятельности органов управления здравоохранением, служб, организаций (приложение N 2).

2. Обязать главных и ведущих специалистов департамента охраны здоровья проводить оценку деятельности служб с установленной периодичностью.

3. Рекомендовать руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований использовать модели конечных результатов для оценки деятельности учреждений здравоохранения и его структурных подразделений.

4. При оценке по моделям конечных результатов деятельности медицинских организаций и территории в целом, проведении всех видов мониторинга дефекты {медицинской деятельности (материнская, младенческая смертность и др.) учитывать за той территорией, вина которой доказана комиссионно.

5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя начальника департамента А.Е.Двадцатову.

Начальник

А.П.САМСОНОВ

Приложение N 1

к приказу департамента

охраны здоровья населения

Кемеровской области

от 18 февраля 2008 г. N 154

ПОКАЗАТЕЛИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ)

1. Показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения.

2. Показатели эффективности деятельности служб:

- фтизиатрической;

- терапевтической;

- хирургической;

- акушеро-гинекологической;

- психиатрической;

- наркологической;

- дерматовенерологической;

- отоларингологической;

- офтальмологической;

- неврологической;

- инфекционной;

- педиатрической.

3. Показатели эффективности деятельности учреждений:

- амбулаторно-поликлинического;

- станции (отделений СМИ);

- психиатрического диспансера;

- дермато-венерологического диспансера;

- противотуберкулезного диспансера.

4. Показатели эффективности деятельности больничных учреждений и отдельных подразделений учреждений:

- больничного учреждения (стационара);

- терапевтического стационара;

- педиатрического стационара;

- гинекологического стационара;

- хирургического стационара.

5. Показатели деятельности первичного звена:

- терапевта участкового, врача общей (семейной) практики; участковых медицинских сестер, медицинских сестер врачей общей врачебной (семейной) практики;

- врача педиатра участкового, участковой медицинской сестры врача педиатра участкового.

Приложение N 2

к приказу департамента

охраны здоровья населения

Кемеровской области

от 18 февраля 2008 г. N 154

РУКОВОДСТВО

ПО ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ, СЛУЖБ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПО КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

Для оценки результатов деятельности используются “Показатели
оценки эффективности деятельности“ (модели конечных результатов - МКР).

Модели конечных результатов включают в себя:

- наименование планируемого и оцениваемого показателя;

- единицу измерения оцениваемого показателя, в соответствии с которой устанавливается планируемый норматив показателя;

- источник информации;

- периодичность информации по данному показателю (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно);

- норматив показателя;

- фактический показатель;

- бальную оценку норматива показателя;

- бальную оценку отклонения от норматива;

- фактическую оценку достигнутого показателя.

На основании бальной оценки показателя с учетом отклонений от норматива,)рассчитывается коэффициент достижения результатов (КДР).

Начальным этапом формирования модели является определение показателей деятельности, результативности и дефектов деятельности службы.

Следующим этапом формирования моделей конечного результата; деятельности является определение нормативных значений показателей, информативные значения устанавливаются только для показателей деятельности и результативности, так как показатели дефектов в норме должны быть равны нулю.

Нормативные значения устанавливаются для деятельности:

- служб - областными главными и ведущими специалистами по профилям;

- медицинских организаций - органами управления здравоохранения территории;

- структурных подразделений, врачей первичной медицинской помощи медицинских организаций - администрацией медицинской организации.

При утверждении нормативов учитывается многолетняя динамика показателей в области, конкретной территории, медицинской организации.

Нормативное значение должно быть таково, чтобы его достижение от любого учреждения, службы, оцениваемого но МКР, мобилизации ресурсов, значительных усилий для улучшения качества медицинской помощи. Для численной оценки каждому показателю результативности присваивается “стоимость“ выполнения норматива в баллах. Уровень такой “стоимости“ устанавливается экспертным путем и отражает ранговое значение этого показателя среди прочих.

Достижение фактического показателя выше нормативного не увеличивает суммарную оценку в баллах, ухудшение же показателя по отношению к стандарту (нормативу) - уменьшает ее.

Это исключает нивелировку отрицательной деятельности организации за счет улучшения показателей работы по другим видам деятельности.

Для оценки деятельности муниципальной организации на основе модели конечного результата необходимо
рассчитать коэффициент достижения результата (КДР).

Коэффициент достижения результата определяется соотношением реально достигнутой суммы баллов (за вычетом баллов по показателям дефектов) к сумме нормативных значений показателей. Вычисление показателя проводится по формуле:

(ОПДР + ОПДР + ОПДР + ... ОПДР ) - (ОПД + ОПД + ... ОПД )

1 2 3 n 1 2 n

К = -------------------------------------------------------------- ,

ДР ОНЗ + ОНЗ + ... ОНЗ

1 2 n

где:

К - коэффициент достижения результатов;

ДР

ОПДР - оценка показателей деятельности и результативности;

ОПД - оценка показателей дефектов;

ОНЗ - оценка нормативных значений.

ОПДР = ОН + (ФП - НП) x ОЕО

где:

ОПДР - оценка показателей деятельности и результативности;

ОН - оценка норматива;

ФП - фактический показатель;

НП - нормативный показатель;

ОЕО - оценка единицы отклонения.

ОНЗ = ОНЗ + ОНЗ и т.д.

1 2

Если увеличение показателя характеризуется как положительное явление, оценка достигнутого результата определяется со знаком “+“ (например, увеличение объема помощи на дому), в случаях, когда увеличение показателя является нежелательным, его оценка осуществляется со знаком “-“ (например, увеличение смертности населения).

Методика расчета КДР дана на представленном примере оценки деятельности поликлиники (таблица 1).

Таблица N 1

Оценка деятельности поликлинического отделения по МКР

-----T------------------T-------------------T-------------T-------------T------------T------T--------------T------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Единица измерения ¦ Источник ¦Периодичность¦ Норматив ¦Факти-¦ Оценка ¦Факти-¦

¦п/п ¦ показателей ¦ ¦ получения ¦ передачи ¦ ¦ческий¦ ¦ческая¦

¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦ информации ¦ ¦пока- ¦ ¦оценка¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦затель¦ ¦пока- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зателя¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T-------+ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦норма-¦единицы¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тива ¦откло- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦ 1. Показатели деятельности ¦

+----T------------------T-------------------T-------------T-------------T------------T------T------T-------T------+

¦1.1.¦Укомплектованность¦Отношение числа ¦ ф. N 30, ¦ ежегодно ¦ 100% ¦ 60% ¦ 5 ¦ +0,05 ¦ +3,0 ¦

¦ ¦должностей ¦занятых физическими¦ ф. N 47 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦терапевтов ¦лицами должностей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦

¦ ¦терапевтических ¦к общему числу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участков ¦должностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦участковых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦терапевтов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦1.2.¦Выполнение ¦Отношение ¦ф. N 039/у-02¦ежемесячно и ¦ 100% ¦ 105 ¦ 5 ¦ +0,05 ¦ 5,0 ¦

¦ ¦муниципального ¦фактического объема¦ ¦с нарастанием¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦плана-задания - по¦работы к плану- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦посещениям ¦заданию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦ 2. Показатели результативности ¦

+----T------------------T-------------------T-------------T-------------T------------T------T------T-------T------+

¦2.1.¦Уровень ¦Число ¦ СМО ¦ежемесячно и ¦ 230 ¦ 240 ¦ 5 ¦ -0,02 ¦ 4,8 ¦

¦ ¦госпитализации ¦госпитализированных¦ ¦с нарастанием¦ (годовой) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦больных в ¦на 1000 ¦ ¦ ¦ 19 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стационар с ¦прикрепленного ¦ ¦ ¦(ежемесячно)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦круглосуточным ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пребыванием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦2.2.¦Обращаемость ¦Число обращений за ¦ СМП ¦ ежегодно ¦ 330 ¦ 320 ¦ 5 ¦ -0,02 ¦ 5 ¦

¦ ¦населения за СМП ¦СМП на 1000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦ 3. Показатели дефектов ¦

+----T------------------T-------------------T-------------T-------------T------------T------T------T-------T------+

¦3.1.¦Материнская ¦1 случай ¦ ф. N 14 ¦ ежемесячно ¦ 0 ¦ 1 ¦ ¦ -1 ¦ ¦

¦ ¦смертность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------+-------------------+-------------+-------------+------------+------+------+-------+------+

¦ Допустим, что в поликлинике по итогу года сложились следующие показатели по итогам работы за год: ¦

¦ - укомплектованность должностей терапевтов терапевтических участков - 60% ¦

¦ - выполнение муниципального плана-задания - 105% ¦

¦ - уровень госпитализации больных в стационар с круглосуточным пребыванием - 240 на 1000 ¦

¦ - обращаемость населения на ССМП - 320 на 1000 ¦

¦ - материнская смертность - 1 случай ¦

¦ ¦

¦ (3 + 5 + 4,8 + 5) - 1 16,8 ¦

¦ КДР = --------------------- = ---- = 0,84 ¦

¦ 20 20 ¦

L------------------------------------------------------------------------------------------------------------------