Законы и постановления РФ

Постановление администрации Калининградской области от 24.07.2003 N 418 “О Концепции развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области на 2003-2007 годы“

Вступил в силу с 24 июля 2003 г. (пункт 5 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2003 г. N 418

О Концепции развития здравоохранения

и государственной политики по охране здоровья

населения Калининградской области на 2003-2007 годы

Для создания правовых, экономических и организационных условий, в целях обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи населению на территории области, в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Распоряжением
Правительства РФ от 31 августа 2000 года N 1202-р, администрация Калининградской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Концепцию развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области на 2003-2007 годы согласно приложению.

2. Управлению здравоохранения администрации области (Е.М. Крепаку) в установленном порядке в трехмесячный срок подготовить проект областной государственной целевой программы развития здравоохранения Калининградской области на 2004-2008 годы.

3. Комитету по информации, печати и связям с общественностью администрации области (А.С. Корецкому) обеспечить опубликование настоящего Постановления в средствах массовой информации.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Главное контрольное управление администрации области (В.В. Литвина).

5. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации (губернатор)

Калининградской области

В. Егоров

Приложение

к Постановлению

администрации области

от 24 июля 2003 г. N 418

КОНЦЕПЦИЯ

развития здравоохранения и государственной политики

по охране здоровья населения Калининградской области

на 2003-2007 годы

Система здравоохранения Калининградской области в сложных социально-экономических условиях минувшего десятилетия в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи в пределах выделяемых ассигнований, обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья.

К 2001 году ситуация в здравоохранении складывалась следующим образом. Финансовые ресурсы отрасли распределялись в 70% на финансирование стационаров, в 20% - на финансирование амбулаторно-поликлинического звена и в 10% - на финансирование скорой медицинской помощи.

Изношенность медицинского оборудования достигла 65% (по рентген- и физиотерапевтической аппаратуре - до 75%), санитарного транспорта достигла 70%, около 60% больниц нуждались в ремонте. Не имели лицензии 35 лечебно-профилактических учреждений. Ежегодно стационарное лечение получали 205000-210000 больных, что составляет около 3,5 миллиона койко-дней.

Первоочередными проблемами, которые требовали приоритетности решения, были следующие:

- разбалансированность системы управления здравоохранения;

- рост заболеваемости и необоснованной госпитализации, трудопотерь;

-
высокая финансовая затратность стационарного лечения больных при постоянном дефиците бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования;

- низкие страховые взносы на неработающее население;

- нерентабельно работающие койки стационаров;

- высокая младенческая и материнская смертность;

- низкая рождаемость;

- ежегодный рост социально обусловленных заболеваний и связанной с ними смертности;

- низкий уровень оснащенности медицинским оборудованием и санитарным транспортом;

- необходимость в ремонте и улучшении бытовых условий большинства лечебно-профилактических учреждений.

На I съезде медицинских работников в ноябре 2001 года были определены основные задачи и пути их решения в здравоохранении области.

В ходе их выполнения деятельность органов и учреждений здравоохранения была направлена на:

- повышение качества оказания медицинской помощи населению области;

- приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, в том числе формирование и развитие общеврачебной практики, особенно в сельской местности;

- рациональное использование имеющегося коечного фонда лечебно-профилактических учреждений области, его реструктуризацию с развитием стационарозамещающих и ресурсосберегающих технологий;

- укрепление и развитие системы специализированной медицинской помощи, в том числе организацию и оснащение межрайонных центров для оказания высококвалифицированной и специализированной помощи населению близлежащих районов;

- максимально возможную централизацию гарантированного ресурсного распределения (проведение тендеров по лекарственному обеспечению, обеспечению медицинским оборудованием);

- использование международного сотрудничества в сфере охраны здоровья.

В итоге в течение 2001-2002 годов достигнуты следующие результаты.

Финансирование системы здравоохранения за период с 2000 по 2003 год увеличилось в 2 раза и выглядит следующим образом (консолидированный бюджет):

- 2000 год - 830,6 млн. рублей (в т.ч. обязательное медицинское страхование - 390,9 млн. руб.);

- 2001 год - 1051,4 млн. рублей (в т.ч. обязательное медицинское страхование - 474,5 млн. руб.);

- 2002 год - 1343,2 млн. рублей (в т.ч. обязательное медицинское страхование - 616,9 млн. рублей);

- 2003 год (план)
- 1615,9 млн. рублей (в т.ч. обязательное медицинское страхование - 663,9 млн. руб.).

Страховой взнос на 1 неработающего жителя вырос со 160 рублей до 400 рублей. Были включены в систему обязательного медицинского страхования педиатрия и стоматология.

На областном уровне производятся централизованные закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения стационаров области и льготных категорий граждан в амбулаторно-поликлинических условиях. Экономический эффект в 2002 году за счет централизованного закупа составил 6 млн. рублей.

С целью рационального использования имеющейся лечебной базы на территории области продолжалось внедрение более экономичных форм организации медицинской помощи, таких, как организация дневных стационаров, увеличение доли медико-социальной помощи.

К настоящему времени в области развернуто 1280 коек в дневных стационарах (в 2000 году - 270 коек).

С 2002 года объемы оказания медицинской помощи населению Калининградской области приведены в соответствие с федеральными нормативами.

В соответствии с этим проведена реструктуризация и оптимизация коечного фонда области. По сравнению с 2001 годом произошло сокращение 886 коек в круглосуточных стационарах лечебно-профилактических учреждений, количество пролеченных больных в 2001 году составило 203642 человека, в 2002 году - 193174 человека в круглосуточных стационарах и 20178 человек в дневных стационарах. Перевод 10000 больных с круглосуточных на дневные стационары дает годовую экономию в 17,6 млн. рублей с сохранением доступности в оказании медицинской помощи.

Среднегодовая занятость койки в 2002 году составила 330 дней, что свидетельствует о достаточной нагрузке на коечный фонд области.

Средняя длительность пребывания больного в стационаре снизилась с 16,2 дня в 2000 году до 15,8 дня в 2002 году, что свидетельствует об интенсификации лечения больных. При этом необходимо отметить: средний показатель по Российской Федерации составляет 14,8 дня.

Определен
перечень межрайонных центров для оказания высококвалифицированной и специализированной помощи населению.

Увеличено финансирование дорогостоящих видов медицинской помощи на 2003 год за счет средств областного бюджета в 5 раз.

Администрацией области принято 9 целевых программ, которые позволяют в условиях дефицита средств развивать наиболее приоритетные направления.

По программе ТАСИС подготовлено 14 врачей общей практики, из них большинство - врачи сельских врачебных амбулаторий. Обучается группа медицинских сестер для работы с врачами общей практики. Готовится к обучению еще 25 врачей. Оснащаются медицинским оборудованием офисы врачей общей практики в Нестеровском, Гурьевском районах, городе Калининграде по линии международного сотрудничества.

Одним из приоритетных направлений является охрана здоровья матери и ребенка. В декабре 2001 года принят Закон Калининградской области “Об утверждении областной целевой Программы “Безопасное материнство“ на 2002-2005 годы“. Общая стоимость программы на 4 года составляет 117,145 млн. рублей (средства областного бюджета, территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования). В 2002 году для новорожденных по целевой программе впервые стали закупаться дорогостоящие, но очень эффективные препараты (сурфактанты и пентаглобины). Ежегодно выделяются средства на лечение детей с онкогематологическими заболеваниями. Дети с тяжелыми заболеваниями без ограничений направляются в федеральные медицинские центры. За 2002 год на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи детям и подросткам израсходовано 19,2 млн. рублей из федерального бюджета, дополнительно к этому из областного бюджета выделено более 2 млн. рублей.

В области реализуются с успехом международные проекты ТАСИС, ЮНИСЕФ, ВОЗ по таким приоритетным направлениям, как охрана здоровья матери и ребенка, развитие общеврачебной практики, профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции, профилактика и лечение туберкулеза.

Проведенная организационная и профилактическая работа привела к снижению заболеваемости ряда инфекций: дизентерии, коклюша, скарлатины, ветряной оспы, сифилиса.
Из 75 нозологических инфекционных заболеваний по 41 наблюдается снижение. В области высокий процент охвата детей профилактическими прививками. Получен сертификат ВОЗ как территории, свободной от полиомиелита.

Замедлились темпы роста числа ВИЧ-инфицированных. В 2002 году впервые выявленная заболеваемость ВИЧ-инфекцией в области составила 42,8 на 100 тыс. населения. Это ниже, чем в среднем по России.

В области внедрена система профилактики ВИЧ-инфекции у детей, рожденных от инфицированных матерей, - такой опыт освоен в числе первых в России.

Несмотря на то, что заболеваемость населения туберкулезом остается еще высокой, Калининградская область находится на 28-м месте по количеству больных, состоящих на учете, и на 23-м по числу больных с впервые установленным диагнозом, проделана определенная работа по ее снижению: приступили к строительству 200-коечного корпуса областного противотуберкулезного диспансера, заключен договор с ВОЗ и начата реализация программы по борьбе с туберкулезом.

Несмотря на отрицательные сдвиги в демографических показателях в целом, важнейший интегральный показатель здоровья населения - младенческая смертность за 2 истекших года уменьшился на 24% и составил 15,8 на 1000 родившихся (2000 г. - 19,6; по Российской Федерации - 13,3); на 72% снизилась материнская смертность и составила 11,7 на 100 тысяч живорожденных (по Российской Федерации - 41,0).

В настоящее время медицинскую помощь в области оказывают 63 больницы, 21 поликлиника, 16 врачебных амбулаторий, 3 санатория, 3 Дома ребенка, 25 станций и подстанций скорой медицинской помощи, 238 фельдшерско-акушерских пунктов.

На территории области оказывается медицинская помощь с применением высоких медицинских технологий. В их число входит эндовизионная диагностика и лечение в абдоминальной, торакальной хирургии, травматологии; кардиохирургия, литотрипсия; высок уровень оказания нейрохирургической помощи, проводятся операции на печени, которые выполняются лишь в
нескольких областях России, протезирование тазобедренных суставов, применяется гемодиализ, плазмаферез, осуществляется большой спектр современных оперативных вмешательств в офтальмологии.

В области продолжается строительство и реконструкция объектов здравоохранения.

За период 2001-2002 гг. после реконструкции и капитального ремонта введены в эксплуатацию в городе Калининграде областной центр планирования семьи и репродукции, областной центр медицинской профилактики, областной центр иммунопатологии, два корпуса больницы скорой медицинской помощи, в городе Гурьевске - больница и детская поликлиника, в городе Гвардейске - поликлиника. Отремонтированы отделения в 21 лечебно-профилактическом учреждении областного и муниципального подчинения на общую сумму 92,4 млн. рублей.

В 2001 году на территории области принята Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 “О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года“, в которую включены 6 объектов здравоохранения.

В рамках этой Программы с 2002 года начаты работы по строительству противотуберкулезного диспансера, регионального перинатального центра, по реконструкции операционного блока и хирургического отделения областной больницы. Освоено 37,7 млн. рублей из средств федерального и 8,5 млн. рублей из средств областного бюджетов.

Вместе с тем в настоящее время имеется комплекс сложно решаемых проблем.

Проблемы организационно-экономические:

- сокращение масштабов профилактики заболеваний и нарастание платности медицинской помощи как следствие недостаточного государственного финансирования;

- децентрализация управления в отрасли, что требует усиления государственного стратегического планирования (совершенствование областной системы здравоохранения, определение оптимальных вариантов оказания медицинской помощи населению на основе государственного и муниципального заказов);

- закрепление диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, искусственное завышение объемов дорогостоящего стационарного лечения, узаконенное существующей системой экономических отношений в здравоохранении;

- экономическая незаинтересованность лечебных учреждений
в развитии малозатратных технологий;

- определение объемов государственного финансирования здравоохранения не в соответствии с реальными потребностями населения в медицинской помощи, а по ресурсным показателям сети лечебно-профилактических учреждений (число коек, мощность поликлиник и т.д.);

- законодательное регулирование сферы охраны здоровья, не позволяющее обеспечить эффективное использование ресурсов отрасли.

Негативные тенденции состояния здоровья населения региона:

- высокий уровень заболеваемости социально значимыми заболеваниями;

- высокий уровень смертности населения, естественной убыли (в течение последних 7 лет смертность превышает рождаемость в 2 раза), возрастание смертности среди трудоспособного населения;

- высокие показатели смертности населения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, травмах, несчастных случаях и отравлениях, онкологических заболеваниях.

Подобное положение дел настоятельно требует корректировки и конкретизации целей и подходов к развитию здравоохранения.

Концепция развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области на 2003-2007 годы, разработанная в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года N 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р, Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 374 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“ и от 14 мая 1999 года N 168 “О мерах по реализации в 1999-2000 годах основных задач социально-экономической политики и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации“, определяет стратегические направления развития здравоохранения в области.

1. Основные направления развития системы

здравоохранения

Основной целью государственной политики в области
здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагают бюджеты всех уровней.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- внедрение системы стратегического планирования развития здравоохранения области;

- проведение структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений области и повышения эффективности использования ресурсов отрасли;

- постоянное повышение финансирования отрасли, привлечение бюджетных средств, средств фонда обязательного медицинского страхования, внебюджетных источников (софинансирование Пенсионного фонда, добровольного страхования, средств граждан);

- совершенствование системы финансирования, усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

- обеспечение доступности медицинской помощи для населения, в первую очередь проживающего в сельской местности;

- совершенствование правового регулирования;

- восстановление принципа профилактики как основы сохранения и поддержания здоровья каждого человека;

- обеспечение активного участия населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья;

- развитие негосударственного сектора здравоохранения;

- привлечение профессиональных общественных медицинских ассоциаций к реализации принципов общественно-государственного управления в здравоохранении.

В сложившихся условиях приобретают важное значение формирование государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию.

Комплексное выполнение поставленных задач является основным условием развития здравоохранения Калининградской области.

2. Совершенствование организации медицинской помощи

Приоритетным направлением является совершенствование системы амбулаторно-поликлинической помощи. Именно состояние поликлинического звена, где начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% пациентов, обращающихся за медицинской помощью, во многом определяет эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения.

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской
помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. Необходимо дальнейшее развитие на базе поликлиники консультативно-диагностических служб, отделений медико-социальной реабилитации, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи.

Соотношение амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи должно соответствовать современным требованиям эффективной организации здравоохранения.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа оказания медицинской помощи.

Снижения уровня госпитализации необходимо добиваться в результате профилактики и ранней диагностики заболеваний на первичном амбулаторно-поликлиническом этапе.

Необходимо развивать межрайонные специализированные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи важно обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи.

Для облегчения реструктуризации в области здравоохранения необходимо изменить роль действующих сетевых и штатных нормативов (число коек, врачей на койку и прочее). Указанные выше нормативы не должны быть финансообразующими показателями. Все показатели ресурсов здравоохранения должны быть увязаны с заказываемыми объемами медицинской помощи, а не с содержанием медицинских организаций. Одновременно с этим необходимо предоставить администрации лечебно-профилактического учреждения право свободно устанавливать соотношения между числом пациентов, коек, штатами и прочими ресурсными показателями. Жесткость нормативов как планово-расчетных показателей (в увязке с реально планируемыми объемами услуг) должна сочетаться с гибкостью их использования на уровне медицинской организации.

В целях реализации государственной политики по охране здоровья населения области необходимо приоритетное развитие следующих направлений.

Требуется принять действенные меры по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию службы планирования семьи и безопасного материнства.

Необходимо осуществлять комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуется государственная поддержка мер по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов, освободить ее от несвойственных функций.

Необходимо принять меры государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи.

Всемерно содействовать развитию здравоохранения в сельской местности, уделяя особое внимание:

- организации и материально-техническому обеспечению офисов врачей общей практики во врачебных амбулаториях;

- развитию и укреплению сети фельдшерско-акушерских пунктов, расширению функциональных обязанностей фельдшеров;

- сосредоточению стационарной помощи в районных больницах;

- развитию медико-социальной помощи преимущественно в участковых больницах;

- открытию медико-социальных и социальных коек.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и их участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ с учетом достаточности финансовых ресурсов в территориальном фонде ОМС. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов необходимо перевести на конкурсную основу в соответствии с действующим законодательством.

3. Совершенствование системы финансирования

здравоохранения

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо:

- обеспечить реализацию Программы государственных гарантий обеспечения населения Калининградской области бесплатной медицинской помощью как основы стратегии реструктуризации и сбалансированности государственных гарантий с финансовыми возможностями бюджетов всех уровней;

- совершенствовать и развивать подушевой принцип финансового обеспечения системы здравоохранения для продолжения работы по оптимизации ее структуры. Учреждения здравоохранения, осуществляющие структурные преобразования, должны иметь твердые гарантии сохранения финансового обеспечения даже при сокращении используемых мощностей учреждений здравоохранения для развития материально-технической базы и улучшения качества лечения;

- обеспечить переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов медицинской помощи, определяемых на основе государственного заказа медицинским организациям;

- внедрить переход на принцип конкурсного размещения заказа медицинским организациям в зависимости от их способности обеспечить наибольшие объемы медицинской помощи на единицу затрат, а также от качественных параметров их деятельности;

- развивать подушевое финансирование поликлиник. При этом их дополнительное материальное поощрение должно быть основано на выполнении установленных показателей направления больных на обоснованное стационарное лечение для приписного населения, а также набора показателей качества лечебно-профилактической деятельности. Это позволит обеспечить заинтересованность поликлинического звена в повышении показателей здоровья населения, ослабить нагрузку на стационар и стимулировать выполнение этим звеном функции координации оказания медицинской помощи на всех этапах;

- определять при оплате стационарной помощи в договорной форме планируемые и реально заказываемые объемы, устанавливать допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи. При этом необходимо предоставлять лечебно-профилактическому учреждению право свободного распоряжения основной частью экономии, достигаемой за счет отказа от необоснованных госпитализаций и сокращения длительности пребывания на больничной койке. Данное условие повысит интерес лечебных учреждений к развертыванию дневных стационаров, отделений амбулаторного приема, разделению коечного фонда на интенсивный этап и этап долечивания, сокращению сроков стационарного лечения. Аналогичные методы оплаты должны действовать и в части бюджетных средств, направляемых на финансирование специализированных видов медицинской помощи (высокотехнологичных медицинских услуг, психиатрической, наркологической помощи и т.д.);

- ввести регулирование объемов бесплатной медицинской помощи и порядок предоставления платной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Эта задача является тактически первоочередной для повышения доступности медицинской помощи населению.

Для решения этой задачи необходимо ввести в действие механизм финансово обеспеченных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи для каждого государственного и муниципального учреждения. Последние имеют право оказывать платные услуги и самостоятельно определять объем этих услуг при условии выполнения заказа на оказание бесплатной помощи;

- разработать нормативную правовую базу оказания платных медицинских услуг на областном уровне;

- способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг;

- совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

4. Организация здравоохранения

Для реализации единой политики в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.

На областном уровне главными задачами организации здравоохранения должны быть:

- развитие здравоохранения с учетом областных особенностей;

- разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории Калининградской области;

- внедрение в систему здравоохранения менеджмента, экономической заинтересованности деятельности лечебно-профилактических учреждений.

Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне является формирование и реализация муниципальных программ здравоохранения.

Основным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации.

Необходимо формирование системы стратегического планирования как средства восстановления единства политики в области здравоохранения.

Ключевой задачей стратегического планирования является определение структурных преобразований, необходимых для повышения эффективности использования ресурсного потенциала отрасли.

Кроме того, необходимо планировать ожидаемые последствия для населения и медицинских работников, связанные с возможным закрытием части мощностей медицинских учреждений и изменением структуры оказания медицинской помощи. Для этого потребуются планы организационных преобразований, переобучения кадров, материально-технического переоснащения медицинских организаций, а также план информационного сопровождения реформы.

Планирование должно быть направлено на выявление зон неэффективности в системе оказания медицинской помощи и определение рациональных потоков пациентов между медицинскими организациями разной ведомственной подчиненности и районов области.

Основой планирования должны стать федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период, и программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.

Программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, разработанные на основе федеральных, должны определять:

- показатели состояния здоровья, достигнутые в результате совершенствования системы здравоохранения;

- объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

- общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

- мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

- основные направления профилактической деятельности.

В условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения следует исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений здравоохранения. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы.

5. Государственные гарантии по предоставлению

бесплатной медицинской помощи и защита прав пациентов

Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию и других поступлений. В этих целях ежегодно принимается территориальная программа государственных гарантий по предоставлению населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи.

6. Совершенствование медицинского образования

и кадровой политики

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения.

В области профессиональной подготовки кадров необходимо:

- сохранить на территории Калининградской области практику формирования органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами;

- совершенствовать качество обучения и уровень профессиональной подготовки в Калининградском медицинском колледже;

- продолжать проведение целевого приема студентов в медицинский колледж по договорам, заключаемым с органами местного самоуправления, их дополнительного финансирования и дальнейшего трудоустройства с целью закрепления медицинских кадров в сельской местности;

- создать медицинским работникам условия для повышения уровня профессиональной последипломной подготовки, разрабатывать систему заинтересованности и ответственности за профессионализм и качество медицинской помощи как непременное условие эффективности работы системы здравоохранения;

- обеспечить дост“пность средств профессиональной информации каждому медицинскому работнику;

- продолжить работу по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников;

- совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы, особо обратив внимание на снижение показателей производственного травматизма и уровень профессиональных заболеваний медицинских работников, являющиеся основными критериями оценки состояния охраны труда в отрасли.

7. Совершенствование лекарственного обеспечения,

гарантии в области лекарственной помощи населению

Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи населению должно быть лекарственное, в том числе льготное, обеспечение при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий и исполнения федеральных законов.

На этапе амбулаторного лечения:

- совершенствовать льготное обеспечение отдельных категорий граждан и обеспечить адресное предоставление лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- формировать в рамках государственных и муниципальных заказов списки лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного обеспечения граждан, а также перечни и объемы медикаментов для лечения социально значимых заболеваний.

На этапе стационарного лечения:

- обеспечить бесплатную лекарственную помощь в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных в программах государственных гарантий.

В целях эффективного расходования государственных средств, направляемых на льготное обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, предусмотреть разработку и внедрение системы учета и контроля этих средств, создать условия, обеспечивающие заинтересованность граждан в рациональном использовании льгот по лекарственному обеспечению.

8. Улучшение материально-технической базы

и информатизации здравоохранения

Важной составляющей качества оказания медицинской помощи является показатель оснащенности лечебных учреждений медицинским оборудованием и состояние их материально-технической базы.

В целях улучшения этих параметров необходимо:

- продолжать строительство объектов здравоохранения в соответствии с Федеральной целевой программой развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 866 “О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года“, реконструкцию имеющейся материально-технической базы, оснащение лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и аппаратурой, санитарным транспортом, осуществлять компьютеризацию и внедрение телемедицинских и информационных технологий;

- способствовать внедрению высокотехнологичных методов диагностики и лечения больных, в первую очередь на основе программно-целевого финансирования;

- разработать и внедрить процедуру планирования обеспечения служб здравоохранения современным дорогостоящим оборудованием; увязать планы оснащения государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений с медико-организационной схемой оказания медицинской помощи;

- определить механизм согласования решений об инвестициях в здравоохранении (строительство новых объектов и приобретение дорогостоящего оборудования) за счет средств бюджетов всех уровней с вышестоящими органами исполнительной власти;

- широко развивать информатизацию здравоохранения, для чего необходимо:

- создать локальные сети в лечебно-профилактических учреждениях;

- развить единое информационное пространство здравоохранения путем интеграции информационных систем всех субъектов здравоохранения и обязательного медицинского страхования в единую информационно-аналитическую систему;

- совершенствовать структуру и периодичность сбора медико-статистической информации;

- внедрить при формировании отчетных статистических форм персонифицированную базу данных;

- организовать единую службу информатизации и медицинской статистики на уровне области;

- создать единую систему учета населения с использованием персонального идентификационного номера для повышения достоверности медико-статистической информации;

- совершенствовать мониторинг здоровья.

9. Расширение социальной базы здравоохранения

Одной из важных задач по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи является привлечение к этой работе общественных организаций и профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактических мероприятий, в том числе с социально не защищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, а также развить принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.

Для совершенствования работы по расширению социальной базы здравоохранения необходимо:

- постоянно взаимодействовать с организациями в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, региональными организациями и т.д.;

- привлекать внимание населения к вопросам охраны здоровья;

- содействовать созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;

- создавать систему медицинского просвещения, сотрудничать со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни;

- содействовать в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту физического, психического и нравственного здоровья общества;

- осуществлять постоянную работу среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и детству.

10. Прогнозируемые результаты реализации Концепции

Реализация основных направлений развития системы здравоохранения Калининградской области, изложенных в Концепции, позволит решить следующие задачи:

- максимально обеспечить качество и доступность бесплатной медицинской помощи населению области, объемы которой будут находиться в соответствии с уровнем заболеваемости и ресурсами, выделяемыми на развитие отрасли;

- создать в области сбалансированную, эффективно работающую сеть лечебно-профилактических учреждений;

- повысить уровень оснащенности медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений области и улучшить их материально-техническую базу;

- усовершенствовать законодательную базу здравоохранения на областном уровне;

- улучшить демографические показатели и показатели состояния здоровья населения, зависящие от здравоохранения, в том числе:

- снизить младенческую смертность до уровня среднероссийских показателей;

- увеличить рождаемость до 10,0 на 1000 населения;

- снизить уровень заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, в том числе при социально значимых заболеваниях;

- обеспечить активное участие населения в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья;

- реализовать принципы общественно-государственного управления в здравоохранении.--