Законы и постановления РФ

Решение Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов от 28.12.2006 N 44 “Об утверждении Положения “Об организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в городе Анжеро-Судженске“

Утратил силу с 1 января 2008 года в связи с изданием решения Анжеро-Судженского ГСНД от 31.01.2008 N 147.

Вступил в силу в день, следующий после дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2006 г. N 44

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ“

Рассмотрев проект решения, представленный главой города, руководствуясь ст. 27 Устава муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи, Анжеро-Судженский городской Совет народных депутатов решил:

1. Утвердить Положение “Об организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства
в городе Анжеро-Судженске“.

2. Настоящее решение вступает в силу в день, следующий после дня официального опубликования.

3. Со дня вступления в силу настоящего решения признать утратившим силу постановления городского Совета народных депутатов второго созыва г. Анжеро-Судженска от 24.06.2004 N 365 “Об утверждении временного положения об организации работы по опеке и попечительству в городе Анжеро-Судженске“, от 24.02.2005 N 433 “О продлении срока действия временного положения об организации работы по опеке и попечительству в городе Анжеро-Судженске“.

4. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя главы города по социальным вопросам Клинцову Г.М. и комитет по социальной политике городского Совета народных депутатов Анжеро-Судженска (Н.П.Вилюгина).

5. Опубликовать данное решение в газете “Наш город“.

Глава города

А.В.ГОТФРИД

Председатель

Анжеро-Судженского городского

Совета народных депутатов

Г.М.ГОРБАЧЕВ

Приложение N 1

к решению

Анжеро-Судженского городского

Совета народных депутатов

от 28 декабря 2006 г. N 44

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ N 120-ФЗ от 24.06.1999, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“ с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства.

Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства, определяет структуру уполномоченных органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству в отношении лиц, нуждающихся в защите в городе Анжеро-Судженске.

1. ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

Для целей настоящего Положения используются понятия, установленные соответствующими федеральными законами:

Ребенок - несовершеннолетнее лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Безнадзорные дети - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц.

Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Усыновление (удочерение) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Недееспособное лицо - гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Лицо, ограниченное в дееспособности, -
гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Опекуны, попечители - совершеннолетние дееспособные граждане, назначенные органом опеки и попечительства по месту жительства лиц, нуждающихся в опеке, попечительстве, а в отдельных случаях по месту жительства опекуна (попечителя) для защиты их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству - органы местного самоуправления в лице администрации муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“, которые осуществляют возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству.

Подопечные - несовершеннолетние лица и недееспособные граждане, в отношении которых (с их согласия) либо их имущества установлена опека (попечительство).

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

1. Органами, осуществляющими функции по опеке и попечительству, являются органы местного самоуправления муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“.

Для осуществления деятельности по опеке и попечительству соответствующие функции возлагаются на уполномоченные органы администрации города:

- управление здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- управление социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве в форме патронажа по состоянию здоровья;

- управление образования в отношении малолетних и несовершеннолетних в возрасте до восемнадцати лет, а также в отношении несовершеннолетних сирот и лишившихся родительского попечения либо находящихся в особо трудных обстоятельствах.

3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

1. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия:

- организуют выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий
для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства;

- устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;

- назначают опекунов и попечителей;

- назначают управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

- заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

- принимают решения о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;

- решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом;

- принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;

- устанавливают и отменяют опеку над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37, 38, 43
Гражданского кодекса Российской Федерации;

- принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособных в порядке эмансипации;

- предъявляют в судах иски, связанные с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних, а также о признании ограниченно дееспособными, недееспособными;

- решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

- решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их прав и интересов;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

- защищают права выпускников, находящихся на государственном обеспечении в воспитательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения;

- реализуют иные полномочия по опеке и попечительству, согласно действующему законодательству.

4. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ

1. Для решения поставленных задач в рамках их компетенции управление образования, управление здравоохранения, управление социальной защиты населения:

- осуществляют подбор лиц, способных к исполнению обязанностей опекуна или попечителя, а также освобождение или отстранение опекуна и попечителя от своих обязанностей;

- обследуют условия жизни лиц, нуждающихся в установлении опеки и попечительства;

- дают опекунам или попечителям предварительные разрешения на совершение сделок в отношении имущества подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека и попечительство;

- подготавливают материалы о назначении пособия на содержание подопечного;

- участвуют в судах по делам подопечного в случаях, предусмотренных законодательством;

- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают по ним необходимые меры;

- выдают опекунам и попечителям удостоверение установленного образца;

- привлекают к работе общественность, а также
решают иные вопросы в целях защиты имущественных, личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных;

- обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также сохранность имущества;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов, подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе исполнения ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

- отдел социальной защиты населения администрации города Анжеро-Судженска осуществляет подготовку необходимых материалов для установления и прекращения попечительства в форме патронажа.

2. Опека или попечительство должны быть установлены, а опекун или попечитель назначены в течение месяца с момента, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином (то есть с момента обращения гражданина или иного заинтересованного лица либо с момента поступления в орган опеки и попечительства решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным).

5. ОПЕКУНЫ И ПОПЕЧИТЕЛИ

1. Опекунами и попечителями могут быть только физические лица.

2. Опекунами и попечителями могут быть назначены только совершеннолетние полностью дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.

2.1. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание ребенка.

2.2. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения
обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка.

3. При выборе опекуна или попечителя должны быть учтены:

3.1. личные качества кандидата;

3.2. способность к исполнению возлагаемых обязанностей;

3.3. отношения, существующие между кандидатом и лицом, нуждающимся в установлении опеки и попечительства;

3.4. по возможности, желание подопечного.

4. Опекуны и попечители могут быть назначены только с их согласия.

5. Опекуны и попечители назначаются органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, в случае, если подопечный проживает в семье лица, желающего стать опекуном или попечителем), опекун или попечитель может быть назначен по месту жительства.

6. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, установленных законом.

7. Опекуны и попечители обязаны:

7.1. надлежащим образом исполнять свои обязанности;

7.2. не использовать опеку и попечительство в корыстных целях;

7.3. соблюдать ограничения, установленные законодательством для опекунов и попечителей;

7.4. не оставлять подопечных без надзора и необходимой помощи;

7.5. заботиться о содержании своих подопечных;

7.6. заботиться о создании подопечным необходимых бытовых условий;

7.7. заботиться об обеспечении подопечных уходом и лечением;

7.8. защищать имущественные, личные неимущественные права и охраняемые законом интересы лиц, над которыми установлена опека;

7.9. оказывать подопечным содействие в осуществлении и защите ими своих прав и исполнении обязанностей;

7.10. проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

7.11. охранять подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

7.12. в случае
если отпали основания, по которым лицо было признано недееспособным или ограниченно дееспособным, ходатайствовать перед судом о признании его дееспособным и о снятии с него опеки и попечительства.

Обязанности, указанные в пп. 7.5, 7.6, 7.7, 7.8 настоящего пункта, не возлагаются на попечителей совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности;

7.13. опекуны и попечители исполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством, а также настоящим Положением.

8. Опекуны и попечители освобождаются от исполнения своих обязанностей при наличии следующих уважительных причин:

- болезнь;

- изменение материальных условий жизни;

- изменение семейного положения;

- изменение режима работы;

- отъезд в другую местность опекуна (попечителя) или подопечного;

- отъезд в длительную командировку;

- отъезд в экспедицию;

- отсутствие необходимого психологического контакта;

- при наличии иных оснований, установленных законодательством.

9. Опекуны и попечители отстраняются от исполнения своих обязанностей при ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, установленных законодательством, а также в соответствии с настоящим Положением.

10. Освобождение и отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, а также смерть опекуна или попечителя не являются основанием для прекращения опеки и попечительства. Данные обстоятельства - основание для назначения подопечному нового опекуна или попечителя.

11. Назначение опекуна или попечителя, освобождение, а также отстранение опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА АНЖЕРО-СУДЖЕНСКА ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Кроме функций, перечисленных в пункте 5 настоящего Положения, управление образования:

- участвует в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, и ведет их учет;

- осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих
нормальных условий для воспитания в семье, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности - помещения в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

- организует временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также обеспечивают сохранность их имущества;

- проводит обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представляют в суд заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и образованием детей;

- осуществляет подбор лиц, способных к выполнению усыновителя, подготавливает материалы в суд, необходимые для усыновления (удочерения), ведет учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

- осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

- дает разрешение для совершения сделок от имени подопечного в соответствии с порядком управления имуществом подопечного, установленным законодательством;

- оказывает помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

- дает заключение о реальной возможности проживания опекуна или попечителя с подопечным;

- дает заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;

- участвует в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в государственной помощи, и других случаях, предусмотренных законодательством;

- возбуждает в судах дела и дает заключения о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, об отмене усыновления (удочерения), о признании брака недействительным, а также другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

- решает спорные вопросы между родителями о воспитании детей;

- участвует в исполнении решений судов о передаче или отбирании детей;

- осуществляет охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

- подготавливает документы для регистрации брака лиц, не достигших брачного возраста;

- осуществляет устройство новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей, в специальные учреждения;

- осуществляет социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихся (обучающихся и (или) воспитывающихся) в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществляет ежемесячную выплату денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей;

- осуществляет ежемесячную выплату пособия и предоставление льгот приемным семьям;

- осуществляет ежемесячную оплату труда приемных родителей;

- открывает и ежемесячно зачисляет денежные средства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на специальные накопительные банковские счета;

- предоставляет бесплатный проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;

- обеспечивает обучающихся воспитанников при выпуске из общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обувью, единовременным денежным пособием;

- осуществляет полномочия по социальному обслуживанию и социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемых в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- проводит работу по подготовке соответствующих документов для последующего издания постановлений по вопросам, отнесенным к компетенции главы местной администрации, указанных в разделе 10 настоящего Положения;

- готовит анкеты о детях, оставшихся без попечения родителей, и передает их региональному оператору для государственного банка данных;

- осуществляет сопровождение детей в Дом ребенка, детские дома, передачу родственникам, не имеющим возможность это сделать самостоятельно;

- проводит подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

- осуществляет охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

- готовит документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;

- назначает опекунов и попечителей, освобождает и отстраняет опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

- рассматривает заявления об изменении имени и фамилии ребенка в порядке, установленном законом;

- обеспечивает закрепление жилой площади за несовершеннолетними детьми путем приватизации, оформления договоров и т.д. в случаях смерти родителей, лишения родительских прав или принудительного размена жилой площади и других случаях;

- осуществляет иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

7. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АНЖЕРО-СУДЖЕНСКЕ ПО ОПЕКЕ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

Кроме функций, перечисленных в пункте 5 настоящего Положения, управление здравоохранения:

- выявляет душевнобольных, нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей;

- оказывает необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни;

- осуществляет устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;

- дает разрешение для совершения сделок от имени подопечного в соответствии с порядком управления имуществом подопечного, установленным законодательством;

- участвует в судебных заседаниях по делам своих подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

- заключает договоры о стационарном обслуживании недееспособных;

- ведет банк данных о совершеннолетних лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, направляет сведения о них в региональный банк данных;

- проводит работу по подготовке соответствующих документов для последующего издания постановлений по вопросам, отнесенным к компетенции главы местной администрации, указанных в разделе 10 настоящего Положения;

- предварительно согласовывает расходование опекуном или попечителем доходов подопечного гражданина;

- осуществляет защиту имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими;

- ведет учет лиц, желающих исполнять обязанности опекунов и попечителей, приемных родителей, организует работу с ними, содействует проведению их медицинского освидетельствования, выдает заключение о возможности быть опекуном, попечителем;

- осуществляет надзор за деятельностью опекунов, попечителей;

- рассматривает обращения граждан по вопросам осуществления опеки, попечительства и принимает надлежащие меры;

- предъявляет иски в суд в защиту лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- выполняет иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АНЖЕРО-СУДЖЕНСКА ПО ОПЕКЕ

И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ, А ТАКЖЕ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ ПАТРОНАЖА И ОСВОБОЖДЕНИЯ ПОПЕЧИТЕЛЯ

ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Кроме функций, перечисленных в пункте 5 настоящего Положения, управление социальной защиты населения:

- выявляет совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять и защищать самостоятельно свои права и исполнять обязанности и нуждаются в попечительстве;

- оказывает необходимую помощь данной категории лиц до установления попечительства в форме патронажа;

- осуществляет устройство в дома-инвалиды для престарелых и инвалидов;

- рассматривают документы лиц, желающих осуществлять патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися в попечительстве, на основании чего делают заключения об их возможности быть попечителями (помощниками);

- устанавливает патронаж над совершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья, с их соглашения;

- прекращает патронаж по требованию лиц, находящихся под патронажем;

- осуществляет контроль за выполнением возложенных на попечителей обязанностей по реализации прав их подопечных;

- участвует в судебных заседаниях по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

- выявляет совершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, оказывают им социальную и материальную помощь;

- осуществляет устройство несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, в приюты и центры, подведомственные управлению;

- ведет банк данных о совершеннолетних дееспособных лицах, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности и направляет сведения о них в региональный банк данных;

- подготавливает проекты постановлений главы города о назначении (освобождении, отстранении) попечителя (помощника);

- рассматривает обращение граждан по вопросам осуществления попечительства в форме патронажа и предпринимает надлежащие меры;

- выполняет иные функции по опеке и попечительству согласно действующему законодательству. В период нахождения граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, в соответствующих воспитательных, лечебных учреждениях или учреждениях социальной защиты населения их опекунами (попечителями) являются эти учреждения. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

1. Под патронажем как особой формой попечительства следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

2. Попечителями могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане, т.е. лица, достигшие 18 лет. Не может быть назначен попечителем эмансипированный несовершеннолетний, так как он не является совершеннолетним. Также не могут быть назначены попечителями лица: признанные судом недееспособными, то есть душевнобольные и слабоумные (ст. 29 ГК РФ); ограниченные в дееспособности (ст. 30 ГК РФ); лишенные родительских прав.

3. Попечитель выступает лишь в качестве помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту подопечному. Подопечный, являясь полностью дееспособным, имеет право сам совершать любые сделки и иные юридически значимые действия, при этом он в согласии или разрешении попечителя (как это было ранее) не нуждается. Свою помощь попечитель может осуществлять не в силу решения органа социальной защиты населения, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным - собственником имущества.

4. Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), попечитель (помощник) совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).

Со стороны лица, нуждающегося в патронаже, требуются следующие документы:

1. медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в постороннем уходе;

2. заявление с просьбой установить попечительство в форме патронажа;

3. заявление об имеющемся в собственности лица, нуждающегося в патронаже, недвижимого имущества и транспортных средств;

4. справка о регистрации по месту жительства;

5. выписка из паспорта;

6. решение суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным (для установления опеки и попечительства).

Со стороны будущего попечителя требуются следующие документы:

1. заявление о согласии исполнения попечительских обязанностей;

2. справки психоневрологического, наркологического диспансеров;

3. справка о состоянии здоровья;

4. справка о регистрации по месту жительства;

5. выписка из паспорта;

6. справка с места работы (учебы);

7. характеристика с места работы или учебы.

Совместно проживающие совершеннолетние члены семьи будущего попечителя должны написать заявление о согласии на установление попечительства.

5. После принятия всех выше указанных документов как со стороны подопечного, так и со стороны попечителя специалист управления социальной защиты населения проводит обследование жилищно-бытовых у“ловий жизнедеятельности будущего подопечного. Все значимые для установления попечительства факты, а также заключения специалист отражает в акте, который является существенным составляющим дело.

После проведения акта обследования специалист, непосредственно занимающийся вопросами патронажа, готовит проект - распоряжение (постановления) об установлении попечительства в форме патронажа, которое обязательно должно быть завизировано начальником управления социальной защиты населения, руководителем юридической службы, заместителем главы города по социальным вопросам и главой города.

6. Обязанности по попечительству в форме патронажа исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Попечители (помощники) обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

7. Попечители (помощники) оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотребления со стороны третьих лиц. Попечители (помощники) обязаны извещать орган социальной защиты населения о перемене места жительства подопечного совместно с попечителем, самого попечителя или подопечного. Для осуществления своих обязанностей попечитель (помощник) не обязан, как говорилось выше, проживать совместно со своим подопечным.

8. Порядок проживания помощника на площади подопечного, ст. 39 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Управление социальной защиты населения должно вести учет лиц, в отношении которых установлены попечительство в форме патронажа, и осуществлять защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных.

10. Обязательные контрольные обследования должны проводиться два раза в год, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. В тех случаях, когда на жилой площади подопечного зарегистрирован попечитель (помощник), проверки выполнения попечительских обязанностей должны проводиться не реже двух раз в год. По результатам обследования должен составляться акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование, и приобщается к личному делу подопечного.

11. Попечители (помощники) освобождаются от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин: болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.п., при помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного. Попечитель (помощник) может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе. Попечитель (помощник) может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей, в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.

12. Решение об освобождении или отстранении попечителя (помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается комиссией по патронажу в соответствии со ст. 39, 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и оформляется распоряжением главы города.

13. Распоряжение об освобождении или отстранении направляется в течение дня, со дня подписания распоряжения, в управление социальной защиты населения и приобщается к личному делу подопечного.

14. Каждое распоряжение должно быть в 3 экземплярах: один подшивается в дело, второй - в папку распоряжений по патронажу, третий - выдается на руки.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ

ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ

1. К компетенции администрации муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“ по осуществлению функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной защите, относится издание постановлений по следующим вопросам:

- о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

- о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- об опеке, попечительстве;

- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

- о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;

- о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом;

- о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменения объема указанных прав;

- о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

- о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- о присвоении или перемене фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

- о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

- об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

- издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

2. К компетенции администраций муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“ по осуществлению функций по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, нуждающихся в государственной защите, относится издание постановлений по следующим вопросам:

- о назначении (освобождении отстранении) опекуна попечителя;

- о распоряжении имуществом и доходами недееспособного лица при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;

- о разрешении на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного.

3. К компетенции администрации муниципального образования “Город Анжеро-Судженск“ по осуществлению функций по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, относится издание постановлений о назначении (освобождении, отстранении) попечителя (помощника).

4. Органы, осуществляющие функции по опеке, заключают договоры:

- о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание (договор);

- найма (аренды);

- поручения;

- доверительного управления имуществом.

5. Органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, в лице главы местной администрации, дают разрешение на совершение сделок по отчуждению имущества несовершеннолетних с согласия законных представителей: родителей, опекунов, попечителей (обмен, дарение, сдача внаем, в аренду, безвозмездное пользование, залог, иное).

6. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком и постановление главы местной администрации о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

6.1. Родители которых неизвестны.

6.2. Утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя.

6.3. Отобранные у родителей.

6.4. Родители которых ограничены в родительских правах.

6.5. Родители которых лишены родительских прав.

6.6. Безнадзорные дети.

6.7. Родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей.

6.8. Родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими).

6.9. Родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

6.10. Дети из семей беженцев или временных переселенцев.

6.11. Другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

7. Муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства:

- при выявлении детей, нуждающихся в государственной защите, передают сведения о них в органы опеки и попечительства;

- оказывают содействие и помощь в ремонте жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, в случае, если проживание в нем невозможно по санитарно-гигиеническим нормам;

- оказывают содействие по обеспечению сохранности жилья, закрепленного за несовершеннолетними.

10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА, ПАТРОНАЖА

1. Опека и попечительство над недееспособными или ограниченно дееспособными могут быть прекращены при вынесении судом решения о признании их дееспособными или об отмене ограничений их дееспособности.

2. Попечительство в форме патронажа прекращается:

- по требованию гражданина, осуществляющего попечительские обязанности;

- по требованию гражданина, находящегося под патронажем;

- в случае смерти лица, находящегося под патронажем (причем без вынесения соответствующего решения комиссии и распоряжения (постановления) главы города).

3. Прекращение опеки и попечительства, патронажа оформляется постановлением администрации города, которое направляется в соответствующее управление и приобщается к личному делу подопечного.

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Контроль за деятельностью органов, осуществляющих работу по опеке и попечительству, проводится должностными лицами администрации города и органами государственной власти в соответствии с законодательством.

Формы и методы контроля определяются нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области.

2. Нормы, сроки и положения, не указанные в настоящем муниципальном правовом акте, регулируются действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Председатель

Анжеро-Судженского городского

Совета народных депутатов

Г.М.ГОРБАЧЕВ