Законы и постановления РФ

Решение Управления ФАС по Кемеровской области от 24.07.2006 <О признании ОАО “Российские железные дороги“ факта нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ по делу 7/А-5-2006>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2006 года

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело 7/А-5-2006, возбужденное по признакам нарушения ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения “Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, установила:

Дело N 7/А-5-2006 было возбуждено по заявлению ОАО “Северокузбасское погрузочно-транспортное управление“ (далее по тексту - ОАО “СПТУ “) о наличии в действиях ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения “Западно-Сибирской железной дороги“ -
филиала ОАО “Российские железные дороги“ (далее по тексту - ОАО “РЖД“) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В своем заявлении заявитель указывает на то, что со стороны ОАО “РЖД“ устанавливаются препятствия для исполнения ОАО “СПТУ“ своих договорных обязательств перед контрагентами путем запрета выхода локомотивов на пути общего пользования, не прошедших осмотр (освидетельствование) в структурных подразделениях ОАО “РЖД“. Работники локомотивного депо неправомерно осуществляют надзорные функции (в части проведения ежемесячных и комиссионных осмотров локомотивов, не принадлежащих ОАО “РЖД“). При этом в период запрета выхода локомотивов на пути общего пользования за вагоны, прибывшие в адрес как самого ОАО “СПТУ“, так и его контрагентов, взимается плата за пользование вагонами.

12.01.2006 в адрес ОАО “СПТУ“ были направлены телефонограммы (за подписью ревизора безопасности движения Западно-Сибирской железной дороги М.И.И. и за подписью начальника станции Бирюлинская Винокурова), согласно которым из-за отсутствия актов технического осмотра, а также в связи с тем, что в актах осмотра технического состояния локомотивов ОАО “СПТУ“ отсутствуют представители ОАО “РЖД“ запрещается выезд на станцию Бирюлинская.

Между ОАО “СПТУ“ и ОАО “РЖД“ заключены договоры на эксплуатацию и обслуживание железнодорожных путей необщего пользования:

- договор N 121 от 24.10.2000 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути АООТ “Кематро“ при станции Правотомск Западно-Сибирской железной дороги;

- договор N 123 от 11.04.2000 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути АООТ
“Кематро“ при станции Забойщик Западно-Сибирской железной дороги;

- договор N 31-Н от 25.07.2003 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО “СПТУ“ при станции Бирюлинская Западно-Сибирской железной дороги.

ОАО “СПТУ“ вследствие правопреемства является стороной договора N 123 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути (при обслуживании локомотивом владельца подъездного пути) при станции Забойщик Западно-Сибирской железной дороги.

ОАО “РЖД“ в обоснование своих действий по проведению комиссионных и ежемесячных осмотров тепловозов (локомотивов) и запрету выхода локомотивов, принадлежащих ОАО “СПТУ“ и другим владельцам путей необщего пользования на пути общего пользования, ссылается на указание НЗ-1/25 от 10.05.2000 “О порядке выезда локомотивов с подъездных путей промышленных предприятий на пути МПС“, которое, в свою очередь, издано в соответствии с указанием МПС РФ N Л-747 У от 13.05.1999 и телеграфным указанием МПС РФ N Г-151 от 11.01.2000.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, проанализировав представленные доказательства и объяснения лиц, участвовавших в заседаниях комиссии по рассмотрению данного дела, установила следующее:

Правом проверять техническое состояние железнодорожных путей как общего, так и необщего пользования, а равно железнодорожного подвижного состава и контейнеров, принадлежащих ОАО “РЖД“, ОАО “СПТУ“, другим участникам перевозочного процесса, наделяется уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. 2 ст. 15, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте
в Российской Федерации“).

ОАО “РЖД“ указанное право Федеральным законом “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ не предоставлено.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, который организуется и выполняется как ОАО “РЖД“, так и другими хозяйствующими субъектами - предприятиями железнодорожного транспорта (в том числе ОАО “СПТУ“), возложен на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ст. 20 Федерального закона “О железнодорожном транспорте Российской Федерации“).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

ОАО “РЖД“ не является уполномоченным представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а выступает владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и наделяется статусом самостоятельного хозяйствующего субъекта на рынке услуг железнодорожного транспорта, действующего на равных условиях с другими предприятиями железнодорожного транспорта.

Определяя основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам независимо от их принадлежности, Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ устанавливает необходимость их соответствия требованиям стандартов, правил и норм, в том числе требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Министерством путей сообщения Российской
Федерации 26.05.2000 N ЦРБ-756.

Таким образом, на владельцев подвижного состава (в том числе на ОАО “СПТУ“) возложена обязанность обеспечить их соответствие требованиям соответствующих стандартов, правил и норм.

Для проведения осмотров подвижного состава силами ОАО “СПТУ“ у данного хозяйствующего субъекта имеется техническая возможность и соответствующие специалисты.

На основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2004 N АН - 429фс ОАО “СПТУ“ была выдана лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте (серия ПС N 4201041) на срок до 29.12.2009.

Также ОАО “СПТУ“ имеет лицензию на осуществление перевозки грузов железнодорожным транспортом (серия ПГ N 4201572), выданную на основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.03.2005 N АН-100фс, на срок до 01.03.2010 и лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте (серия ТС N 4201056), выданную на основании Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2004 N АН-429фс.

Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ определяет перевозочный процесс как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, состоящим как из железнодорожного транспорта общего пользования, так и железнодорожного транспорта необщего пользования (ст.
ст. 1, 2 Закона).

Таким образом, перевозочный процесс представляет собой совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых как ОАО “РЖД“, так и другими хозяйствующими субъектами - предприятиями железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта обеспечивают в пределах установленной законодательством компетенции владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса.

Следовательно, на железную дорогу возлагается обязанность обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в перевозочном процессе, который организуется и выполняется предприятиями и структурными подразделениями ОАО “РЖД“, а не иными самостоятельными хозяйствующими субъектами. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в перевозочном процессе, который организуется и выполняется предприятиями железнодорожного транспорта, составляет обязанность последних, указанные положения федерального закона позволяют сделать вывод о том, что освидетельствование (осмотр) локомотивов, не принадлежащих ОАО “РЖД“ и выходящих на железнодорожные пути общего пользования, не является обязанностью железной дороги и данные услуги по осмотру локомотивов могут оказываться на договорной основе только при наличии свободного волеизъявления сторон.

Договор на оказание услуг по осмотру локомотивов между ОАО “РЖД“ и ОАО “СПТУ“ отсутствует.

В случае непредставления актов осмотра с подписью представителей локомотивного депо ОАО “РЖД“ (и, следовательно, в случае неоплаты за осмотр локомотивов ОАО “СПТУ“ представителями ОАО “РЖД“) локомотивам ОАО “СПТУ“
запрещается выходить на пути общего пользования ОАО “РЖД“, что является злоупотребление правом и недопустимо в силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка представителя ОАО “РЖД“ на Указания МПС РФ в качестве обоснования правомерности проведения осмотров локомотивов, принадлежащих ОАО “СПТУ“, исключительно силами ОАО “РЖД“ является необоснованной и не может быть принята комиссией по следующей причине:

Указания МПС РФ не являются нормативными правовыми актами, и следовательно, не являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а также не распространяются на неопределенный круг лиц.

Таким образом, действия ОАО “РЖД“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения “Западно-Сибирской железной дороги“ - филиала ОАО “РЖД“) по запрету выхода локомотивов на пути общего пользования при отсутствии проведенного осмотра представителями ОАО “РЖД“, а также акта освидетельствования локомотивов силами ОАО “РЖД“ не основаны на нормах права и ущемляют интересы ОАО “СПТУ“ и других владельцев путей необщего пользования и создают условия, ограничивающие конкуренцию на рынке услуг железнодорожного транспорта по освидетельствованию локомотивов, что является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, п. 2.25, п. 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства, утв. Приказом ФАС России от 02.02.2005 N 12, комиссия решила:

1. Признать в действиях ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“) по отказу в допуске на пути общего пользования локомотивов ОАО “Северокузбасское погрузочно-транспортное управление“, не прошедших комиссионный и ежемесячный осмотр при отсутствии акта освидетельствования локомотивов, проведенного силами ОАО “РЖД“ (его структурными подразделениями), факт нарушения п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Перечислить доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства ОАО “РЖД“, в федеральный бюджет.

Председатель Комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены Комиссии

Е.А.КЛОСТЕР

Е.Б.КАМИНСКАЯ

А.С.ЗАХАРЕНКО

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ N 1

от 24 июля 2006 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 24.07.2006 по делу N 7/А-5-2006 о нарушении ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“) п. 1 ст. 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ предписывает:

1. ОАО “Российские железные дороги“ (в лице Кузбасского отделения структурного
подразделения Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“) устранить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в ущемлении интересов ОАО “Северокузбасское погрузочно-транспортное управление“, а именно: обеспечить допуск локомотивов ОАО “Северокузбасское погрузочно-транспортное управление“ на железнодорожные пути общего пользования с актами осмотра (освидетельствования) локомотивов, составленными самостоятельно ОАО “Северокузбасское погрузочно-транспортное управление“.

2. Не допускать впредь аналогичных нарушений антимонопольного законодательства в отношении других владельцев железнодорожных путей необщего пользования.

3. Представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания в срок до 10 августа 2006 года.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель Комиссии

К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии

Е.А.КЛОСТЕР

Е.Б.КАМИНСКАЯ

А.С.ЗАХАРЕНКО