Законы и постановления РФ

Вопрос-ответ УФНС РФ по Кемеровской области от 01.04.2005 “О возврате НДС“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ

от 1 апреля 2005 года

О ВОЗВРАТЕ НДС

ВОПРОС: В каких случаях и на основании каких документов принимаются к вычету суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные на территории Российской Федерации при ввозе товаров из Республики Беларусь?

ОТВЕТ: С 1 января 2005 года вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение).

Согласно пункту 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товара (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 Раздела I Положения взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Налогоплательщики на основании пункта 6 Раздела I Положения одновременно с представлением налоговой декларации по косвенным налогам представляют в налоговый орган документы, подтверждающие ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, и уплату косвенных налогов, к которым, в частности, относится заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам, и другие документы, предусмотренные в указанном пункте.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом положений Соглашения при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

- при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса) на основании соответствующих первичных документов;

- при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановления
на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, указанной в этой налоговой декларации.

Пример:

25.01.2005 ООО “Инвест“ согласно контракту N М-15 от 01.01.2005 получило от белорусской компании ООО “Мороз“ партию холодильников и приняло их к учету. Стоимость партии холодильников с учетом доставки, упаковки, стоимости контейнеров, страховой суммы составила 4 млн. рублей. Товар и налог на добавленную стоимость были оплачены 28.01.2005.

14.02.2005 ООО “Инвест“ представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2005 г. по импортированным из Белоруссии товарам (холодильникам). Вместе с декларацией, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам в размере 720 тыс. руб., ООО “Инвест“ представило заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по утвержденной форме в трех экземплярах, копию выписки банка, подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам, копию контракта N М-15 от 01.01.2005, на основании которого товар ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика.

Таким образом, товар ввезен на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и принят на учет, налог на добавленную стоимость уплачен в январе 2005 г. Однако перечисленная в бюджет сумма налога на добавленную стоимость считается фактической уплатой налога, а не переплатой только тогда, когда она нашла отражение в налоговой декларации. Налоговая же декларация за январь сдается по
окончании налогового периода, т.е. до 20 февраля 2005 г. (в данном примере декларация представлена 14.02.2005), поэтому налог на добавленную стоимость, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, может быть включен ООО “Инвест“ в налоговые вычеты по НДС в налоговой декларации, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором он уплачен и отражен в налоговой декларации, т.е. в декларации за февраль 2005 г.

Советник налоговой службы РФ II ранга

И.И.АНТОНОВА