Законы и постановления РФ

Вопрос-ответ УМНС РФ по Кемеровской области от 01.01.2004 <О налоге на добавленную стоимость>

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОС-ОТВЕТ

от 1 января 2004 года

<О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

ВОПРОС 1: Организация арендует помещение, находящееся в собственности муниципальных органов власти. В договоре аренды содержится указание на то, что арендатор уплачивает НДС самостоятельно. Считаем, что операции по передаче муниципального имущества в аренду, осуществляемые муниципальными органами власти, не должны облагаться НДС в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. Просим разъяснить, правы ли мы?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации
не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

При применении порядка, изложенного в вышеуказанном подпункте, следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъектов Российской Федерации, а также в актах, принимаемых органами местного самоуправления, предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере о деятельности.

Услуги по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества не являются исключительными полномочиями органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации данные услуги могут оказываться также и организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения).

Поэтому оказание органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления услуг по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества признается реализацией товаров (работ, услуг), и соответственно вышеуказанные услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет налогов.

Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ определено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Как видно из письма, Ваша организация арендует помещение, находящееся в собственности муниципальных органов власти. Следовательно, Вы являетесь арендатором указанного имущества и согласно вышеуказанной статьи Кодекса признаетесь налоговым агентом, на которого возложена обязанность исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

ВОПРОС 2: По какой ставке облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по размещению предвыборных агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях?

ОТВЕТ: В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса налогообложение по налоговой ставке 10 процентов производится при реализации услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, которые указаны в абзаце первом подпункта 3 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса, а именно в периодических печатных изданиях за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. При этом к периодическим печатным изданиям рекламного характера
относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 41.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Статьей 53 Федерального закона от 20.12.2002 N 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ также предусмотрено, что информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.

При этом независимо от того, в какой форме происходит информационное обеспечение выборов и референдумов (информирование избирателей, участников референдума, предвыборная, агитация по вопросам референдума), услуги по размещению предвыборных агитационных материалов в периодических печатных изданиях, перечисленных в пунктах 1, 2, 4 и 5 вышеуказанного Перечня подлежат налогообложению по налоговой ставке 10 процентов.

В соответствии с абзацем пятым пункта 1 Примечаний к Перечню к периодическим печатным изданиям, указанным в пунктах 1, 2 и 5 данного Перечня, не относятся периодические печатные издания в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи. Соответственно, размещение предвыборных агитационных материалов в таких периодических печатных изданиях подлежит налогообложению по налоговой ставке 20 процентов.

При размещении предвыборных агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания налогообложение
налогом на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке по налоговой ставке 20 процентов.

ВОПРОС 3: Должен ли комиссионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, реализующий товар комитента, находящегося на общеустановленной системе налогообложения, от своего имени, выставлять счета-фактуры на имя покупателей с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость.

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В то же время, согласно статье 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В связи с этим при реализации товаров, принадлежащих комитенту, комиссионер должен от своего имени выписать покупателю все необходимые документы, связанные с совершением сделки по реализации товаров.

Поскольку комитент является плательщиком налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ он обязан выставлять счета-фактуры на имя покупателей с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость.

ВОПРОС 4: Кто должен выставить покупателю счет-фактуру на реализованное конфискованное имущество: должник, у которого арестовали имущество, или специализированная торгующая организация, которая продает арестованное имущество?

ОТВЕТ: Согласно пункту 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской
Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Как следует из вопроса, арестованное имущество продает специализированная торгующая организация, которая при реализации указанного имущества является налоговым агентом и обязана выставить счет-фактуру покупателям согласно требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 5: Организация осуществляет строительные работы и выступает подрядчиком в подрядных работах. При этом применяет упрощенную систему налогообложения. Счета-фактуры за выполненные работы выставляет заказчикам с налогом на добавленную стоимость. Правомерны ли такие действия?

ОТВЕТ: Согласно статье 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не является плательщиками налога на добавленную стоимость организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Указанные организации не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том
числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой, либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.

На основании изложенного следует, что при выполнении строительных работ организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость в стоимость выполненных подрядных работ не включается и заказчику не предъявляется.

В то же время, в случае выставления заказчику счета-фактуры с выделением сумм налога лицами, не являющимися налогоплательщиками, согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ данная сумма налога подлежит уплате в бюджет в размере, указанном в счете-фактуре.

При этом суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.

Вместе с тем необходимо учитывать, что заказчик не имеет права предъявить к вычету сумму входного НДС, поскольку им приобретены работы у лица, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость.

Начальник отдела

косвенных налогов

УМНС России по Кемеровской области

И.И.АНТОНОВА