Законы и постановления РФ

Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.03.2001 N 1026 “О запросе Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации “О соответствии Конституции Российской Федерации статьи 15 Федерального закона от 27.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“

Вступил в силу с 28 марта 2001 года (пункт 3 данного документа).

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2001 г. N 1026

О ЗАПРОСЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.07.97 N 123-ФЗ

“О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И

ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Рассмотрев представленный комитетом по вопросам промышленности, транспорта, связи и управления собственностью Совета народных депутатов Кемеровской области запрос в Конституционный Суд Российской Федерации “О соответствии Конституции Российской Федерации статьи 15 Федерального закона от 27.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, Совет народных депутатов
Кемеровской области постановляет:

1. Направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации “О соответствии Конституции Российской Федерации статьи 15 Федерального закона от 27.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Н.В.Бублик - первого заместителя председателя Совета народных депутатов Кемеровской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Приложение

к постановлению

Совета народных депутатов

Кемеровской области

от 28 марта 2001 г. N 1026

В Конституционный Суд Российской

Федерации

______________________________________

103132, г. Москва, ул. Ильинка, 21

Заявитель:

Совет народных депутатов

Кемеровской области

______________________________________

650099, г. Кемерово, пр. Советский, 58

Заинтересованные лица:

1. Государственная Дума

Федерального Собрания Российской

Федерации

______________________________________

103265 г. Москва, ул. Охотный ряд, 1

2. Совет Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации

______________________________________

103426 г. Москва, ул. Большая

Дмитровка, 26

3. Президент Российской Федерации

______________________________________

103132 г. Москва, Старая пл., 4.

ЗАПРОС

о соответствии Конституции Российской Федерации

пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.97

N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества

и основах приватизации муниципального имущества

в Российской Федерации“

Совет народных депутатов Кемеровской области является органом законодательной власти Кемеровской области, действует на основании Устава Кемеровской области, принятого Законом Кемеровской области от 05.06.97 N 10-ОЗ (в ред от. 06.12.2000).

В силу части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 84 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ Совет народных депутатов Кемеровской области наделен правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке федеральных законов и постановлений Правительства РФ на соответствие Конституции Российской Федерации.

Настоящим просим рассмотреть вопрос о соответствии пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N
30, ст.3595, 1999, N 26, ст. 3173, 2000, N 32, ст. 3332) Конституции Российской Федерации.

Данный запрос подведомственен рассмотрению Конституционного Суда Российской Федерации в силу прямого указания части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также статьи 3, части 2 статьи 36 и статьи 85 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Позиция заявителя о несоответствии оспариваемых им нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации основывается на нижеизложенных доводах.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо называет Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации субъектами гражданского права. Соответственно они наделяются гражданской правосубъектностью и на них должны распространяться все основные принципы гражданского законодательства.

Пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. Кроме этого на отношения с участием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации распространяются и все остальные из числа предусмотренных в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основные начала гражданского законодательства, в том числе неприкосновенность собственности, свобода договора и другие.

Как и любой субъект гражданских правоотношений. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут обладать собственностью. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации такая собственность называется государственной. Таким образом, как и любой собственник, согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут свободно
владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, в том числе отчуждать имущество путем приватизации.

Такой способ отчуждения государственного имущества определен статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации “Приватизация государственного и муниципального имущества“, где указывается, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц.

Вместе с тем в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ государственное имущество может быть отчуждено - приватизировано в случае подачи любым заинтересованным лицом заявки на приватизацию государственного имущества. Решение о приватизации может быть принято как соответствующим органом по управлению государственным имуществом, так и по решению органов государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Отказ в приватизации государственного имущества, согласно пункту 7 статьи 15 указанного Федерального закона возможен только в случае, если:

на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет;

имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности;

имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.

Экономические и социальные аспекты для отказа в приватизации имущества, приватизация которого не запрещена и приватизация которого не является обязательной, пункт 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ не содержит.

Таким образом, соответствующий орган по управлению государственным имуществом или соответствующий орган государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации не могут принять решение об
отказе в приватизации, если в отношении имущества, на которое подана заявка на приватизацию, не имеются основания для отказа в приватизации, определенные в пункте 7 статьи 15 указанного Федерального закона.

Фактически государственная собственность в Российской Федерации может быть отчуждена без учета ее экономического или социального значения для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и соответствующие органы не могут принять решение об отказе в заявке на приватизацию.

Таким образом, одни из участников гражданского оборота - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации ставятся в заведомо неравные условия по сравнению с другими субъектами гражданских правоотношений. Собственник государственного имущества вынужден отчуждать свое имущество по первому требованию другого субъекта гражданских правоотношений.

Совет народных депутатов Кемеровской области считает, что положения пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ в части отсутствия в них оснований для отказа в приватизации по признаку экономического или социального значения имущества для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации противоречат пункту 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, указывающему, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В силу изложенных выше доводов следует, что государственная собственность и части возможностей для ее отчуждения признается и защищается в меньшей степени, чем иные формы собственности, что является нарушением пункта 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.06.99 N 64-О уже отмечал, что в процессе разграничения государственной собственности субъекты Российской Федерации становятся собственниками и в силу этого вправе сами определять, какие объекты подлежат приватизации.
В то же время оспариваемые в настоящем запросе нормы не позволяют Российской Федерации и субъектам Российской Федерации полностью самостоятельно определять перечни объектов, подлежащих приватизации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 36, 84, 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации“,

ПРОСИМ:

признать пункт 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее пункту 2 статьи 8.

Приложение:

1. Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 28.03.2001 N 1026 “О запросе Совета народных депутатов Кемеровской области в Конституционный Суд Российской Федерации “О соответствии Конституции Российской Федерации пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

2. Федеральный закон от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и основах, приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Председатель

Совета народных депутатов

Кемеровской области

Г.ДЮДЯЕВ