Законы и постановления РФ

Устав Яйского района Кемеровской области (принят Яйским районным Советом народных депутатов 25.03.1998)

Утратил силу в связи с принятием Устава СНД Яйского района от 30.06.2005, вступившего в силу с момента его официального опубликования.

Вступил в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования (статья 93 данного документа).

Принят

Советом народных депутатов

(поименное голосование)

25 марта 1998 года

С изменениями и дополнениями

от 16 декабря 1998 года,

17 февраля 1999 года,

9 декабря 2000 года

УСТАВ

ЯЙСКОГО РАЙОНА

Основные понятия и термины,

употребляемые в Уставе Яйского района

Устав района - нормативно-правовой акт Яйского района, регулирующий основные вопросы организации и деятельности предприятий, организаций, учреждений и органов местного самоуправления на территории района.

Население района - жители, проживающие на территории района, граждане других государств, лица без гражданства и вынужденные переселенцы.

Территория района -
земли компактного проживания районного населения, а также земли территорий, имеющих с районом единую хозяйственную и (или) социальную инфраструктуру. Территория района является единой и неделимой.

Вопросы районного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения района, отнесенные к таковым Конституцией Российской Федерации, законами Кемеровской области и Уставом района. По вопросам районного значения муниципальное образование обладает всеми полномочиями, за исключением полномочий, возложенных на органы государственной власти законом.

Местное самоуправление - система организации и деятельности членов муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов районного значения, исходя из интересов населения района, его исторических и местных традиций. Самоуправление в районе осуществляется населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Районный референдум - форма непосредственного, прямого волеизъявления населения, осуществляемого путем голосования по вопросам районного значения.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов районного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Районный Совет - выборный, коллегиальный представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, издавать постановления, действующие на всей территории района.

Председатель районного Совета - выборное должностное лицо представительного органа местного самоуправления, возглавляющее районный Совет народных депутатов.

Глава администрации района - выборное должностное лицо исполнительного органа местного самоуправления, возглавляющее деятельность Администрации района на единоначальной основе.

Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий свою деятельность под единоначальным руководством Главы администрации района.

Должностное
лицо местного самоуправления - выборное либо назначенное лицо, выполняющее властные, организационно-распорядительные и управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, работникам органов местного самоуправления, муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям и не относящееся к категории государственных служащих.

Муниципальная служба - профессиональная на постоянной оплачиваемой основе деятельность на муниципальной должности по обеспечению реализации полномочий органов местного самоуправления, не являющаяся выборной.

Муниципальная собственность - собственность района, служащая источником доходов районного бюджета и удовлетворению потребностей населения района.

Бюджет района - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций и полномочий органов местного самоуправления. Район имеет единый бюджет, который утверждается районным Советом в соответствии с проектом Главы администрации района.

Местные налоги и сборы - платежи, устанавливаемые районным Советом, полностью перечисляемые в районный бюджет и, наряду с другими доходами, составляющие финансовую основу местного самоуправления.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные понятия

Глава 2. Муниципальное образование - Яйский район и его территория

РАЗДЕЛ II

РАЙОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Глава 3. Основы местного самоуправления

Глава 4. Яйский районный Совет народных депутатов

Глава 5. Органы Яйского районного Совета народных депутатов

Глава 6. Глава администрации района

Глава 7. Администрация района

Глава 8. Муниципальная служба

РАЗДЕЛ III

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ

Глава 9. Формы непосредственной демократии

Глава 10. Территориальное общественное самоуправление

РАЗДЕЛ IV

ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 11. Экономическая основа районного самоуправления

Глава 12. Финансовые основы районного самоуправления

РАЗДЕЛ V

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава 13. Гарантии районного самоуправления

Глава 14. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Глава 15. Гарантии прав и обеспечения деятельности выборных и иных должностных лиц местного самоуправления

РАЗДЕЛ VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Статья 1. Районное самоуправление

Районное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской
федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из его интересов, исторических и иных местных традиций.

Статья 2. Население района

Население Яйского района составляют жители, имеющие гражданство и без гражданства, проживающие в населенных пунктах на территории района.

Статья 3. Вопросы районного значения

Вопросы районного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности жителей района и оказания им услуг, отнесенные к таковым Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, законами Кемеровской области, регулируются настоящим Уставом.

Статья 4. Основа самоуправления

Правовую основу деятельности районного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Законы РФ и Кемеровской области.

Настоящий Устав является актом общенормативного характера и подлежит применению на всей территории района.

Глава 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ЯЙСКИЙ РАЙОН И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 5. Муниципальные образования

Муниципальное образование - территория Яйского района, п. г. т. Яя, территории сельских советов и иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и имеются выборные органы местного самоуправления.

Статья 6. Статус населенных пунктов

Решение об образовании и упразднении, объединении, названиях (населенных пунктов, учреждений, улиц) решается в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Дата образования района

Яйский район, основанный 20 марта 1963 г., входит в состав Кемеровской области (основание: Указ Президиума Верховного Совета СССР “Ведомости Верховного Совета СССР N 12 (1151)“). Административным центром района является п.г.т. Яя.

Статья 8. Граница района

Внешние границы земель района очерчивает районная черта, представляющая собой административную границу района (схематическая карта Яйского района прилагается) (не приводится).

Земли в пределах границ района независимо от форм собственности и назначения составляют территорию района.

Территория района, ее состав, порядок установления и изменения районной черты определяется законом Кемеровской
области.

Изменение границ района не допускается без учета мнения населения муниципального образования, устанавливаемого путем проведения районного референдума.

Статья 9. Состав муниципального образования

Яйский район разделен на 11 территорий:

- территория п.г.т. Яя;

- территория Анжерского сельсовета;

- территория Бекетского сельсовета;

- территория Вознесенского сельсовета;

- территория Дачно-Троицкого сельсовета;

- территория Ишимского сельсовета;

- территория Кайлинского сельсовета;

- территория Китатского сельсовета;

- территория Марьевского сельсовета;

- территория Судженского сельсовета;

- территория Улановского сельсовета.

Границы административных территорий зафиксированы на Плане района.

Статья 10. Об определении территорий с общественным самоуправлением

В составе территории района, исходя из предложений граждан, по представлению Администрации района, по решению районного Совета определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления.

Раздел II. РАЙОННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Глава 3. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 11. Районное самоуправление

Самоуправление в Яйском районе осуществляется на принципах:

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- государственных гарантий местного самоуправления;

- законности;

- гласности;

- самостоятельности районного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической;

- организационной обособленности районного Совета и районной администрации в системе управления, взаимодействия их с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

- ответственности органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением района за решение задач социально-экономического развития района;

- признание за населением района полномочий по решению вопросов местного значения;

- достаточности материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления для решения вопросов местного значения.

Статья 12. Направление деятельности органов районного самоуправления

1. Приоритетными направлениями деятельности органов районного самоуправления является создание для жителей района благоприятной среды обитания, охрана здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.

2. Обеспечение в районе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов
районного самоуправления.

3. Органы районного самоуправления регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдельных территорий, о работе районного транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.

4. В каждом органе районного самоуправления организуется прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступивших обращений граждан.

Статья 13. Органы местного самоуправления

Исполнительным органом районного самоуправления является Администрация района, возглавляемая Главой администрации района.

Представительным органом районного самоуправления является районный Совет народных депутатов, возглавляемый председателем районного Совета. Районная администрация, районный Совет являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные, текущие, валютные и другие счета в банковских учреждениях.

Глава 4. ЯЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Статья 14. Правовой статус Яйского районного Совета

1. Яйский районный Совет (далее - районный Совет) является выборным, коллегиальным, представительным органом местного самоуправления.

2. Районный Совет состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Яйского района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет.

3. Численный состав районного Совета - 15 депутатов.

4. Районный Совет является правомочным, если в его состав избрано не менее 2/3 депутатов от установленного численного состава.

5. Любое юридическое лицо обязано предоставить районному Совету необходимую информацию для выполнения уставных функций в соответствии со своей компетенцией.

Статья 15. Депутаты районного
Совета

1. Депутатом районного Совета может быть избран обладающий избирательным правом и проживающий на территории Яйского района гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Порядок выборов депутатов районного Совета устанавливается законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

2. Депутаты районного Совета осуществляет свои полномочия на неосвобожденной от основной профессиональной деятельности основе. Полномочия депутатов районного Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы районного Совета нового созыва.

3. Депутаты районного Совета представляют интересы граждан и ответственны перед ними и не реже 1 раза в год отчитываются по своему избирательному округу о работе.

Статья 16. Компетенция районного Совета

1. Основными функциями районного Совета являются:

1) правотворчество - разработка, принятие и изменение правовых актов по вопросам районного значения;

2) контроль за исполнением принятых правовых актов, за соблюдением законов и правовых актов органов государственной власти на территории района, адресованных органам местного самоуправления, за деятельностью Администрации района и должностных лиц районного самоуправления в пределах своей компетенции, за исполнением бюджета района;

3) утверждение схемы управления муниципальным образованием, структуры местной администрации;

4) осуществление законодательной инициативы в представительном органе государственной власти области.

2. В исключительном ведении районного Совета находятся:

1) принятие Устава района, внесение в порядке и на условиях, определенных настоящим Уставом, изменений и дополнений в Устав Яйского района;

2) принятие общеобязательных правил по вопросам районного значения и правовых актов, предусмотренных настоящим Уставом;

3) принятие регламента районного Совета, внесение в него изменений и дополнений;

4) утверждение бюджета района и отчета о его выполнении;

5) принятие планов и программ социально-экономического развития района, изменений и дополнений к ним и утверждение отчетов об их исполнении;

6) установление и отмена местных налогов и сборов, льгот в
соответствии с федеральными законами;

7) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

8) утверждение программы приватизации муниципального имущества;

9) определение правил пользования природными ресурсами на территории района;

10) установление в соответствии с законодательством правил использования земель;

11) утверждение генерального плана развития района, правил его застройки, программ районного строительства;

12) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

13) образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, комитетов и других рабочих органов районного Совета, утверждение Положений о них;

14) избрание председателя и заместителя председателя районного Совета народных депутатов;

15) досрочное прекращение полномочий депутатов районного Совета, защита их прав;

16) утверждение председателей постоянных комитетов и комиссий;

17) создание муниципальной контрольно-счетной группы.

3. Районный Совет вправе принимать временные Положения в соответствии с действующим законодательством.

Статья 17. Организация деятельности районного Совета

1. Основной организационно-правовой формой деятельности районного Совета являются его сессии.

2. Районный Совет формирует комитеты и комиссии. По отдельным вопросам своей деятельности организует открытые слушания.

3. Порядок, процедура и формы работы районного Совета определяются настоящим Уставом, Регламентом районного Совета, Положениями о комитетах и комиссиях районного Совета.

Статья 18. Сессии районного Совета

1. Первая сессия районного Совета проводится не позднее пятнадцати дней после избрания не менее двух третей депутатов от установленной численности районного Совета. Последующие сессии районного Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

2. Сессии районного Совета созываются председателем районного Совета, по инициативе Главы администрации района, а также по инициативе 1/3 депутатов от установленного числа.

3. Сессия считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В случае отсутствия на сессии кворума она переносится на другой срок, о чем информируются депутаты районного Совета
и население района.

Статья 19. Порядок проведения сессий районного Совета

1. Правовые акты по вопросам районного значения принимаются районным Советом в рамках своей компетенции исключительно на сессиях районного Совета.

2. Сессии районного Совета являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом районного Совета, Совет вправе проводить закрытые заседания.

3. Ведение протокола заседания обеспечивает секретарь Совета. Из числа депутатов могут избираться редакционная, счетная комиссии.

Статья 20. Открытые слушания

1. Районный Совет вправе проводить открытые слушания по вопросам районного значения.

2. Открытые слушания осуществляются на сессиях районного Совета с приглашением специалистов, экспертов, заинтересованных лиц.

3. Не позднее семи дней до даты открытого слушания в районной печати публикуется проект обсуждаемого документа, или его основные положения, либо место, где можно ознакомиться с документом, а также дата открытых слушаний.

Статья 21. Правовые акты районного Совета

1. Правовые акты по вопросам районного значения принимаются районным Советом в рамках своей компетенции исключительно на заседаниях районного Совета.

2. Право правотворческой инициативы в районном Совете принадлежит депутатам районного Совета, депутатским комиссиям и комитетам, Главе администрации района, органам территориального общественного самоуправления, а также населению района в соответствии с Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Правотворческая инициатива реализуется внесением в районный Совет проекта правового акта. Проекты правовых актов, внесенные в установленном порядке, подлежат обязательному включению в повестку дня заседания и рассматриваются с участием инициатора проекта.

3. Районный Совет принимает:

1) ПОСТАНОВЛЕНИЯ - правовые акты нормативного характера;

2) РЕШЕНИЯ - правовые акты ненормативного характера;

3) РЕЗОЛЮЦИИ, ЗАЯВЛЕНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ - акты декларативного характера, выражающие отношение органа к той или иной проблеме (далее называемые политическими документами).

4. Правовой акт районного Совета считается принятым, если за него проголосовало более
половины от установленного числа депутатов.

5. Устав района, правовые акты об утверждении председателей комитетов и комиссий районного Совета, об утверждении районного бюджета, образовании внебюджетных фондов, о финансировании планов и программ развития района, о введении и отмене местных налогов и сборов, о дополнении и изменении регламента районного Совета считаются принятыми, если за них проголосовало 2/3 от установленного числа депутатов районного Совета.

Статья 22. Порядок принятия и вступления в силу правовых актов районного Совета

1. Правовые акты районного Совета принимаются открытым или тайным голосованием. Порядок проведения голосования определяется в регламенте районного Совета. В случае необходимости (в частности, для принятия политических документов) депутаты могут принять решение о проведении поименного голосования.

2. Правовые акты нормативного характера, принимаемые районным Советом (за исключением политических документов), подписываются председателем районного Совета и вступают в силу по истечении 10-и дней с момента опубликования их в средствах массовой информации или с момента, указанного в самом акте. Правовые акты районного Совета не позднее 3-х дней со дня принятия направляются Главе администрации района. Глава администрации района в течение 5-и рабочих дней с поступления правового акта районного Совета вправе опротестовать решение районного Совета, если это решение по его мнению противоречит законодательству, либо недостаточно обеспечено финансовыми и технико-организационными средствами. Опротестованное решение приостанавливается с момента получения районным Советом протеста. Опротестование с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в районный Совет. Районный Совет может отклонить опротестование Главы администрации района не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов. В этом случае решение районного Совета вступает в силу в срок, указанный в решении. В случае несогласия Главы администрации района с решением районного Совета об отклонении опротестования он может обжаловать такое решение в суде. В случае отсутствия протеста Главы администрации района на правовой акт районного Совета в течение 5-и рабочих дней с момента его поступления на подпись, данный правовой акт передается в средства массовой информации.

3. Нормативные правовые акты районного Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального обнародования (опубликования) для всеобщего сведения. Другие правовые акты районного Совета вступают в силу с момента подписания их председателем районного Совета.

4. Правовые акты районного Совета, предусматривающие дополнительные затраты из V районного бюджета, могут быть приняты только при определении источника финансирования.

5. Политические документы подписываются непосредственно депутатами, проголосовавшими за их принятие, подлежат обязательному обнародованию (опубликованию) в средствах массовой информации.

Статья 23. Прекращение полномочий

1. Полномочия депутата, члена районного Совета народных депутатов начинаются со дня его избрания и заканчиваются в день начала работы районного Совета народных депутатов в новом составе.

2. Прекращение полномочий районного Совета влечет прекращение полномочий его депутатов.

3. Полномочия районного Совета прекращаются досрочно:

1. если районный Совет более 2/3 голосов от избранных депутатов примет решение о самороспуске;

2. порядок досрочного отзыва населением выборных органов, а также формы ответственности органов местного самоуправления устанавливается согласно существующему законодательству.

4. Выборы в районный совет проводятся не позднее трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий районного Совета. Если до окончания срока полномочий районного Совета народных депутатов остается менее 12 месяцев, дополнительные выборы вместо выбывших депутатов не проводятся, при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий районным Советом народных депутатов.

5. Полномочия депутатов районного Совета прекращаются:

1. по личному заявлению депутата;

2. при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата;

3. в случае выезда на постоянное место жительства за пределы района и прекращения выполнения депутатских полномочий;

4. при пропуске депутатом без уважительных причин подряд трех заседаний районного Совета.

6. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета, а также о довыборах либо работе в оставшемся составе принимает районный Совет.

Статья 24. Осуществление районным Советом контрольных полномочий

1. Районный совет осуществляет контроль за исполнением бюджета, внебюджетных фондов, программ развития района и иных правовых актов, принимаемых районным Советом.

2. Формы и порядок осуществления районным Советом контрольных полномочий определяются настоящим Уставом и Регламентом районного Совета.

Статья 25. Взаимоотношения районного Совета с Администрацией района

1. Районный Совет осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, отнесенных к его компетенции. Районный Совет не вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, относящиеся в соответствии с законодательством и настоящим Уставом к ведению Администрации района.

2. Районный совет, осуществляя контрольные функции, не вмешивается в финансово-хозяйственную и исполнительную деятельность Администрации района, если эта деятельность не противоречит бюджету.

3. Глава администрации района и должностные лица администрации представляют необходимую информацию и документы для рассмотрения районным Советом вопросов, отнесенных к его ведению.

Статья 26. Расходы на содержание районного Совета

Смета расходов на содержание Совета по направлениям (статьям), в том числе освобожденных председателя, лиц аппарата (общая численность 6,5 ед.), для подготовки и проведения сессий, организации работы депутатов, комитетов и комиссий, привлечения специалистов, приобретения, содержания и ремонта движимого и недвижимого имущества, собственником которого является районный Совет, на аренду имущества и иные расходы, связанные с деятельностью Совета, представляют собой смету расходов на содержание районного Совета.

Смета расходов районного Совета предусматривается отдельной строкой в бюджете района и утверждается Советом в общем порядке.

Глава 5. ОРГАНЫ ЯЙСКОГО РАЙОННОГО

СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Статья 27. Председатель районного Совета

1. Председатель районного Совета (далее - Председатель Совета) избирается из числа депутатов тайным голосованием.

2. Кандидатуры на пост Председателя Совета могут предлагаться депутатами и путем самовыдвижения.

3. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов от установленного числа депутатов районного Совета.

4. Председатель Совета избирается на срок полномочий Совета.

5. Председатель подотчетен Совету и может быть отозван им путем тайного голосования, если за это проголосовало больше половины от избранного числа депутатов.

6. Вопрос об освобождении председателя от занимаемой должности рассматривается Советом по его личному заявлению, а также по предложению не менее 1/3 депутатов. Предложение об отзыве должно быть мотивированным. Председатель Совета имеет право на выступление при определении вопроса об отзыве.

7. Избрание и освобождение от занимаемой должности председателя оформляется решением Совета.

8. В случае непринятия Советом отставки, председатель вправе сложить свои полномочия по истечении срока, определенного законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Заместитель председателя районного Совета

1. Заместитель председателя районного Совета (далее - Заместитель председателя) избирается по предложению Председателя Совета из числа депутатов. Порядок избрания Заместителя председателя аналогичен порядку избрания Председателя Совета.

2. Освобождение Заместителя председателя от должности осуществляется тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов, по его личному заявлению, по предложению Председателя Совета или по предложению депутатов районного Совета.

3. Заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем имеет отдельные полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности Совета.

4. В случаях отсутствия Председателя Совета или невозможности выполнения им своих обязанностей, Заместитель председателя выполняет функции Председателя Совета.

Статья 29. Комитеты и комиссии районного совета

1. По отдельным вопросам своей деятельности районный Совет вправе образовывать постоянные (на срок полномочий районного Совета) и временные комитеты и комиссии, а также рабочие группы.

2. Комитеты и комиссии подчинены районному Совету и осуществляют свою деятельность на основании соответствующих Положений.

3. К работе в комитетах и комиссиях могут быть привлечены специалисты (экономисты, социологи, юристы и т.д.).

Статья 30. Координационный комитет

1. В состав координационного комитета входят Председатель Совета, заместитель председателя Совета, председатели комитетов и комиссий районного Совета.

2. Координационный комитет:

- организует подготовку сессии Совета, предварительно обсуждает предложения по вопросам повестки дня сессий и повестки дня ее заседаний;

- составляет план подготовки и принятия решений районного Совета;

- выступает с инициативой созыва внеочередных сессий;

- определяют ответственный (головной) комитет по подготовке и проведению сессии;

- направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты проекты решений, которые предполагается внести на рассмотрение сессии;

- организует проведение консультаций при формировании и изменении состава органов Совета, при возникновении разногласий между депутатами;

- организует проведение публичных депутатских слушаний;

- возвращает субъектам законодательной инициативы внесенные ими проекты решений, если не были выполнены требования настоящего Устава.

Статья 31. Компетенция председателя районного Совета

Председатель районного Совета:

1. представляет районный Совет в отношениях с населением района, органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественными объединениями;

2. ведет заседания Совета;

3. осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, выносимых на рассмотрение, составляет проект повестки дня после обсуждения в координационном комитете;

4. председательствует на заседаниях координационного комитета;

5. координирует деятельность комитетов и комиссий районного Совета, дает им поручения согласно принятым Советом актам;

6. организует проведение депутатских слушаний;

7. подписывает протоколы заседаний и другие документы Совета в соответствии с настоящим Уставом;

8. от имени Совета подписывает исковые заявления, направляемые в суд или Арбитражный суд;

9. открывает и закрывает расчетные и текущие счета в банках, является распорядителем по этим счетам;

10. на основании решения Совета руководит работой специалистов, осуществляющих организационно-техническое обеспечение деятельности районного Совета, имеет право их подбора и отстранения от работы в Совете;

11. решает иные вопросы, возложенные на него федеральным законодательством, Уставом Кемеровской области и настоящим Уставом.

Глава 6. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

Статья 32. Порядок избрания Главы администрации района

1. Глава администрации района избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Яйского района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет.

2. Исчисление срока, на который был избран Глава администрации района, начинается со дня его избрания.

3. Глава администрации района приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой администрации района.

4. Глава администрации района приносит присягу на пятый день после официального опубликования муниципальной избирательной комисси“й Яйского района итогов выборов Главы администрации района.

Статья 33. Правовой статус Главы администрации района

1. Глава администрации района является выборным должностным лицом исполнительной власти района. Глава администрации района наделен исполнительными, распорядительными и контрольными функциями, осуществляемыми им в соответствии со своей компетенцией.

2. Глава администрации района представляет район во взаимоотношениях с органами государственной власти и другими муниципальными образованиями, общественностью, с зарубежными партнерами, непосредственно или через органы Администрации района осуществляет общее руководство районными делами, обеспечивает на территории района выполнение федерального законодательства, законодательства Кемеровской области, постановлений и решений районного Совета.

3. Глава администрации района по всем вопросам своей деятельности подотчетен избирателям и районному Совету. Глава администрации представляет районному Совету ежегодный отчет о своей деятельности и деятельности Администрации района.

Статья 34. Компетенции Главы администрации района

1. Глава администрации района обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов районного значения, осуществлению контрольных функций, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом к исключительной компетенции районного Совета.

2. При осуществлении функций районного самоуправления Глава администрации района:

1) обеспечивает выполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Кемеровской области, настоящего Устава, нормативных актов органов самоуправления района;

2) руководит на основе единоначалия деятельностью Администрации района и изменяет ее структуру, определяет компетенцию органов Администрации района, устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом района;

3) разрабатывает схему управления районом, Положение об Администрации района, структуру местной администрации и представляет для утверждения в районный Совет;

4) разрабатывает и представляет в районный Совет для принятия программы социально-экономического развития района, порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;

5) пользуется правом найма и увольнения специалистов аппарата администрации;

6) назначает на должность и освобождает от нее руководителей подразделений и иные должностные лица, а также руководителей муниципальных унитарных предприятий, учреждений. Заместителей Главы района назначает с предварительного согласия районного Совета;

7) определяет порядок назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

8) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений Администрации района;

9) от имени района своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности;

10) осуществляет или поручает работникам аппарата осуществление полномочий Администрации района как юридического лица;

11) представляет или поручает представление иным лицам интересов района в федеральных или областных органах государственной власти;

12) заключает договора и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

13) распоряжается средствами районного бюджета, внебюджетными и валютными фондами, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовые документы;

14) вносит в районный Совет проект районного бюджета, представляет отчет о его исполнении, а также отчет о расходовании внебюджетных и валютных фондов;

15) управляет и распоряжается муниципальной собственностью в порядке, установленном районным Советом;

16) координирует деятельность муниципальных органов внутренних дел, пожарной охраны;

17) организует и осуществляет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан;

18) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, настоящим Уставом, соглашениями о передаче полномочий органов государственной власти Кемеровской области, правовыми актами районного Совета.

Статья 35. Правовые акты Главы администрации района

1. Глава администрации района в пределах своей компетенции издает:

1) ПОСТАНОВЛЕНИЯ - правовые акты нормативного характера;

2) РАСПОРЯЖЕНИЯ - правовые акты, не носящие нормативного характера.

2. Правовые акты Главы администрации района не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, законодательным актам Кемеровской области, настоящему Уставу и правовым актам, принятым районным Советом.

3. Правовые акты, носящие нормативный характер, принимаемые Главой администрации района, подписываются Главой администрации района и вступают в силу по истечении 10-и дней с момента опубликования их в средствах массовой информации, если в правовом акте не оговорен иной срок вступления в силу. Районный Совет в течение 5-и рабочих дней с момента получения правового акта Главы Администрации района вправе опротестовать решение Главы администрации района, если это решение по его мнению противоречит законодательству либо недостаточно обеспечено финансовыми, техническими и организационными средствами. Опротестованное решение приостанавливается с момента получения Главой администрации района опротестования. Опротестование с необходимым обоснованием вносится в письменной форме Главе администрации района. В случае несогласия Совета с решением Главы об отклонении опротестования данное решение обжалуется районным Советом в суде.

4. Правовые акты Главы администрации района, не носящие нормативный характер, вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте.

5. Правовые акты Главы администрации района не позднее 3-х рабочих дней направляются в районный Совет.

Статья 36. Прекращение полномочий Главы администрации района

1. Полномочия Главы администрации района прекращается досрочно в случаях:

1. отставки по личному заявлению о сложении полномочий;

2. утраты гражданства Российской Федерации;

3. выезда за пределы территории района на постоянное место жительства;

4. нетрудоспособности по состоянию здоровья, подтвержденной соответствующими медицинскими заключениями;

5. вступлении в силу обвинительного приговора суда в его отношении или признания Главы администрации района недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6. отзыва Главы администрации района населением в соответствии с существующим законодательством.

2. Отставка Главы администрации района принимается районным Советом на основании его письменного заявления. При непринятии отставки глава Администрации района исполняет свои обязанности в течение двух недель с момента подачи заявления, после чего он вправе сложить с себя полномочия.

3. При досрочном прекращении полномочий Главы администрации района, а также во всех случаях, когда Глава администрации района не в состоянии выполнять свои обязанности или временно отсутствует, их исполняет первый заместитель Главы администрации района.

Глава 6. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА

Статья 37. Правовой статус Администрации района

1. Администрация Яйского района (далее - Администрация района) является исполнительным органом районного самоуправления.

2. Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, постановлениями и решениями районного Совета, правовыми актами Главы администрации района, отраслевыми нормативными документами.

3. Администрация района подотчетна Главе администрации района. Глава администрации района несет ответственность за деятельность администрации перед районным Советом и избирателями района.

4. Администрация района является юридическим лицом.

Статья 38. Структура Администрации района

1. Организационная структура Администрации района определяется Главой администрации района по согласованию с районным Советом.

2. В составе Администрации района могут создаваться функциональные, отраслевые и территориальные подразделения.

3. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений Администрации района определяется Положением об администрации района, а также Положениями об этих органах, утверждаемыми Главой администрации района.

4. Организационная структура предусматривает четкое разделение функций, возложенных на Администрацию района, между ее подразделениями. Органы Администрации района, в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями о них могут являться юридическими лицами.

5. Смета расходов на содержание Администрации района разрабатывается Главой администрации района и утверждается районным Советом отдельной строкой в бюджете района в общем порядке.

Статья 39. Должностные лица Администрации района

1. Должностные лица Администрации района - выборные либо работающие по контракту (трудовому договору) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих.

2. Информация о назначении Главой администрации района должностного лица публикуются в средствах массовой информации.

Статья 40. Коллегия Администрации района

1. Коллегия Администрации района (далее - Коллегия) является постоянно действующим совещательным органом, созданным при Главе администрации района и осуществляющим коллегиальное обсуждение и выработку решений по важнейшим районным проблемам.

2. Формирует Коллегию и руководит ее работой Глава администрации района.

3. В состав Коллегии по должности входят:

первый заместитель Главы администрации района, заместители Главы Администрации района, руководитель аппарата Администрации, руководители территориальных структурных подразделений Администрации района, председатель Совета и заместитель.

4. В состав Коллегии постановлением Главы администрации района могут включаться другие должностные лица органов районного самоуправления, представители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории района, и представители общественности.

5. Полномочия коллегии, порядок работы и выработки решений определяются Положением, разработанным Главой администрации района.

Статья 41. Компетенция Администрации района

Администрация района и ее органы обладают всей полнотой полномочий по осуществлению на территории района исполнительных функций, отнесенных законодательством к компетенции органов районного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции районного Совета.

Статья 42. Правовые акты руководителей структурных подразделений Администрации района

Руководители структурных подразделений Администрации района в пределах своей компетенции, определенной в Положении о соответствующем структурном подразделении, издают Приказы и распоряжения.

Глава 8. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 43. Правовая регламентация муниципальной службы

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом.

Статья 44. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная на постоянной оплачиваемой основе деятельность на муниципальной должности по обеспечению реализации полномочий органов местного самоуправления, не являющаяся выборной.

2. Муниципальный служащий - лицо, замещающее муниципальную должность муниципальной службы на постоянной профессиональной основе, путем заключения трудового договора, с установленным кругом обязанностей и денежным содержанием за счет средств местного бюджета.

3. Муниципальная служба основана на принципах:

1. верховенства Конституции РФ, федерального законодательства и законов Кемеровской области, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2. приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3. самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий;

4. гласности в осуществлении муниципальной службы;

5. равного доступа к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6. единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ:

7. профессионализма и компетенции муниципальных служащих;

8. экономической, социальной и правовой защищенности муниципальных служащих;

9. ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10. в непартийности муниципальной службы.

4. Местное самоуправление не вправе использовать полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В местном самоуправлении не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и иных общественных объединений. За исключением профсоюзов.

Статья 45. Прием на муниципальную службу

1. Прием на муниципальную службу осуществляется преимущественно в порядке назначения или конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации. Муниципальные служащие назначаются на должность и освобождаются от нее Главой администрации района, а также руководителями структурных подразделений Администрации района, наделенных правом найма и увольнения муниципальных служащих.

2. Не допускается установление при приеме на муниципальную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального положения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.

3. При назначении гражданина на муниципальную должность с ним может быть заключен срочный трудовой договор (контракт). От лица органа районного самоуправления договор подписывается Главой администрации района или руководителем структурного подразделения Администрации района, имеющим право найма и увольнения муниципальных служащих.

4. При приеме на должность, а также ежегодно после вступления в должность, муниципальный служащий, в соответствии с Законом РФ об основах государственной службы, представляет декларацию о своих доходах в органы государственной налоговой службы.

5. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случаях:

1. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2. наличие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, в случаях, если для соответствующей должности установлены специальные требования к состоянию здоровья;

3. наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальными служащими, если служба связана с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного другому.

6. Для гражданина, впервые назначенного на муниципальную должность, может быть установлен испытательный срок от 3 до 6 месяцев. В срок испытания не засчитываются периоды, когда муниципальный служащий отсутствовал на службе. Если по истечении испытательного срока не принимается отрицательных решений о пригодности муниципального служащего к работе, он считается выдержавшим испытание. Испытательный срок засчитывается в стаж муниципальной службы.

Статья 46. Права и обязанности муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право:

1. требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей должности и создания организационно-технических условий для их исполнения;

2. принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

3. запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан и общественных объединений необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

4. на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации;

5. знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими материалами до внесения их в личное дело.

2. Муниципальный служащий обязан:

1. осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;

2. исполнять распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их полномочий;

3. поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий;

4. соблюдать норму служебной этики и установленный в органе районного самоуправления служебный распорядок.

3. Муниципальный служащий имеет другие права и обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, не противоречащие федеральным законам и законам Кемеровской области.

Статья 47. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Муниципальный служащий не вправе:

1. заниматься предпринимательской деятельностью;

2. получать вознаграждение за оказание с использованием своего служебного положения любого содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности;

3. выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам органа районного самоуправления, в котором он состоит на службе;

4. самостоятельно или через посредников принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в его должностные обязанности в соответствии с актами законодательства Российской Федерации или органов государственной власти Кемеровской области;

5. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения его служебной деятельности, служебную информацию;

6. получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве муниципального служащего;

7. получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки.

2. Законодательством Российской Федерации и Кемеровской области могут быть установлены и другие ограничения, распространяющиеся и на муниципального служащего.

3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, за нарушение трудовой дисциплины, а равно за несоблюдение установленных настоящим Уставом ограничений, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством. Дисциплинарное взыскание налагается Главой администрацией района, а также, должностными лицами, уполномоченными на то правовыми актами органов районного самоуправления.

Статья 48. Гарантии для муниципальных служащих

1. Гарантии для муниципальных служащих устанавливаются с целью защиты их прав и законных интересов, а также в качестве компенсации за ограничения, связанные с муниципальной службой.

2. Муниципальному служащему гарантируется:

1. денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской федерации, органами государственной власти Кемеровской области, правовыми актами Главы администрации районов:

2. условия службы, обеспечивающие выполнение должностных полномочий;

3. ежегодный оплачиваемый отпуск;

4. медицинское обслуживание за счет средств районного бюджета;

5. переподготовка и повышение квалификации с сохранением на весь период обучения денежного содержания по занимаемой должности;

6. пенсионное обеспечение;

7. денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом содержания и объема исполняемых должностных обязанностей служебного транспорта.

3. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к окладу за квалификацию и выслугу лет, денежного поощрения по итогам работы за квартал и за год, материальной помощи. Денежное содержание выплачивается за счет средств районного бюджета.

Порядок назначения и размеры должностных окладов муниципальных служащих, надбавок к должностным окладам за квалификацию и выслугу лет устанавливается нормативными актами органами местного самоуправления в соответствии с законами Кемеровской области.

4. Муниципальному служащему устанавливается оплачиваемый ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Сверх ежегодно оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в размере, предусмотренном правовыми актами государственной власти Кемеровской области.

5. Время работы на должностях в органах районного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

Статья 49. Положение о муниципальной службе

Порядок прохождения муниципальной службы, реестр муниципальных должностей устанавливается соответствующим Положением, утверждаемым районным Советом по представлению Главы администрации района.

Статья 50. Аттестация муниципальных служащих

1. Муниципальный служащий подлежит аттестации. Аттестация проводится в целях совершенствования деятельности органов районного самоуправления, улучшения подбора расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения коррупции, развития инициативы и творческой активности.

2. При проведении аттестации оцениваются профессиональные, деловые и нравственные качества муниципальных служащих, способность работать с людьми и делаются выводы о соответствии занимаемой должности.

3. Порядок и условия проведения аттестации муниципальных служащих определяются Положением, утвержденным Главой администрации района.

4. Аттестации не подлежат служащие, проработавшие в должности менее 1 года, а также относящиеся к техническому персоналу.

Статья 51. Прекращение муниципальной службы

Прекращение муниципальной службы осуществляется в соответствии с личным заявлением муниципального служащего об увольнении либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 52. Расходы на муниципальную службу

Расходы на муниципальную службу финансируются за счет средств районного бюджета. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для приостановления, прекращения или уменьшения денежного содержания и компенсационных выплат.

Раздел III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО НАСЕЛЕНИЕМ

Глава 9. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Статья 53. Районный Референдум и опросы граждан

1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводится районный Референдум.

2. В районном Референдуме имеют право свободно и непосредственно участвовать все члены муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в Референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на районном Референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

3. Решение о проведении районного Референдума принимается районным Советом по собственной инициативе, либо по требованию 5 процентов от числа жителей района, обладающих избирательным правом, выраженному в соответствующей петиции, либо по инициативе Главы администрации.

4. На районный референдум не могут вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении и продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо от отсрочки указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

в) об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

5. Расходы, связанные с подготовкой и проведением районного Референдума, производятся за счет средств районного бюджета, если иное не будет определено правовым актом Кемеровской области.

6. Решения, принятые на районном референдуме, не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти, государственными должностными лицами или органами районного самоуправления.

7. Решения, принятые на районном Референдуме, обязательны для исполнения органами и должностными лицами районного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории района, а также гражданами.

В случае противоречия решения районного Референдума действующему законодательству оно может быть отменено решением суда.

8. Если для реализации решения, принятого на районном Референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган районного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

9. Принятое на районном Референдуме решение и результаты голосования подлежат официальному обнародованию (опубликованию для всеобщего сведения).

10. Районный Совет и Глава администрации района вправе проводить консультативные референдумы (опросы), социологические опросы, открытые слушания, обсуждать районные проблемы в средствах массовой информации.

Статья 54. Районные выборы

1. Для избрания Главы администрации района, депутатов районного Совета проводятся районные выборы.

2. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающему на территории Яйского района и достигшему 18-летнего возраста на день выборов.

3. Выборы Главы администрации района, депутатов районного Совета назначает районный Совет народных депутатов.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны Глава администрации района, депутаты районного Совета.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

4. Срок полномочий Главы администрации района, депутатов районного Совета составляет пять лет.

5. Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления района определяется Законом области “О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области“.

6. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств, выделяемых из бюджета Яйского района.

Статья 55. Народная правотворческая инициатива

1. Жители района имеют право на правотворческую инициативу в вопросах районного значения.

2. Правом местной правотворческой инициативы наделяются инициативные группы жителей района, обладающие избирательным правом.

3. Порядок и процедура сбора подписей под правотворческой инициативой определяется актом районного Совета.

4. Число подписей, необходимых для внесения правотворческой инициативы, должно составлять не менее одного процента от числа избирателей, принявших участие в последних по времени выборах.

5. Проекты правовых актов по вопросам районного значения, внесенные в органы районного самоуправления жителями района, подлежат обязательному рассмотрению на открытом, заседании сессии районного Совета или Коллегии Администрации района с участием представителей жителей района, внесших проект, а результаты их рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 56. Обращения и петиции жителей района

1. Жители района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения и петиции к органам и должностным лицам районного самоуправления.

2. Обращения рассматриваются в порядке, установленном правовыми актами Кемеровской области и районного Совета. Органы и должностные лица районного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения в течение одного месяца.

3. Жители района, обладающие избирательным правом, могут вносить в органы районного самоуправления петиции с предложениями о принятии правовых актов, отмене или изменении ранее принятых правовых актов, проведении районного референдума и другим вопросам. Порядок внесения, регистрации и рассмотрения петиций устанавливается правовым актом районного Совета.

Статья 57. Мирные массовые акции населения

1. Граждане на территории района имеют право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и другие мирные массовые акции при условии предварительного уведомления Администрации района.

2. Требования, предъявляемые к уведомлению, и порядок его подачи определяется правовым актом районного Совета.

3. Администрация района, получив уведомление о мирной массовой акции, обязана обеспечить общественный порядок при ее проведении.

4. Организаторы массовой акции несут ответственность за ее соответствие заявленным целям и форме проведения. При проведении массовых акций никто не освобождается от ответственности за нарушение закона и общественного порядка.

Статья 58. Иные формы участия населения в осуществлении районного самоуправления

Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами непосредственной демократии, граждане вправе участвовать в осуществлении районного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Кемеровской области.

Глава 10. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 59. Органы территориального общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

2. Органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты) формируются на базе сельсоветов, улиц, домов и т.п. и представляют интересы населения соответствующей территории в пределах своих полномочий.

3. Органы территориального общественного самоуправления действуют в соответствии с Уставом района, другими правовыми актами органов районного самоуправления, руководствуясь положением о соответствующем органе территориального общественного самоуправления, принятым на основе Положения об органах территориального общественного самоуправления в районе.

Статья 60. Положение об органах территориального общественного самоуправления

1. Положение об органах территориального общественного самоуправления принимается районным Советом по представлению Главы администрации района с учетом предложений жителей района.

2. В положении отражается правовой статус органов территориального общественного самоуправления, их ос“овные полномочия и порядок избрания, вопросы экономической и финансовой основы деятельности органов территориального общественного самоуправления, особенности взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с органами районного самоуправления.

Статья 61. Общие собрания (сходы) и конференции граждан

1. Общее собрание (сходы) граждан по месту жительства является формой непосредственного осуществления жителями функций территориального общественного самоуправления. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства проводятся на базе микрорайонов, улиц, домов и иных участков территории района.

2. Собрания (сходы) граждан по участкам районной территории созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на территории района, Главы администрации района, руководителя территориального структурного подразделения Администрации района, территориального общественного самоуправления. Собрание (сход) для решения вопроса о создании органа территориального общественного самоуправления, проведения выборов в этот орган может быть созвано инициативной группой граждан из числа постоянных жителей данной территории в составе не менее пяти процентов.

3. Собрание является правомочным, если в нем принимают участие большинство совершеннолетних жителей, проживающих на данном участке территории района.

4. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициатором созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.

5. Общие собрания (сходы) граждан:

- принимают решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы и памятников истории и культуры, оказанию помощи нуждающимся;

- принимают решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, принимают положения о них;

- утверждают программы деятельности органов территориального общественного самоуправления и отчеты об их использовании по вопросам социально-экономического развития соответствующей территории;

- решают вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды;

- решают иные вопросы, отнесенные к ведению органов территориального общественного самоуправления и затрагивающие интересы соответствующей территории.

6. По вопросам общерайонного значения проводятся районные конференции. Порядок созыва районных конференций определяется правовым актом районного Совета.

Раздел IV. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 62. Экономическая основа районного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления в Яйском районе составляют земля и природные ресурсы, промышленный и научно-культурный потенциал, имущество, находящееся в муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность и средства, переданные органам районного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность и иные средства, переданные жителями района, другими физическими и юридическими лицами.

Статья 63. Муниципальная собственность Яйского района

1. В состав муниципальной собственности входят:

- районные земли и природные ресурсы, не находящиеся в иных формах собственности;

- имущество органов районного самоуправления;

- средства районного бюджета, муниципальных, внебюджетных и валютных фондов;

- муниципальные нежилые помещения;

- имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;

- муниципальный жилищный фонд;

- имущество, приобретенное в результате хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

- имущество, переданное органам районного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также по другим основаниям;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;

- муниципальные предприятия и учреждения;

- иное движимое и недвижимое имущество.

2. Имущество, признанное бесхозным на территории Яйского района в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включается в состав муниципальной собственности.

Статья 64. Имущественные права органов районного самоуправления

1. Органы районного самоуправления самостоятельно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируют и утверждают Реестр муниципальной собственности.

2. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов районного самоуправления либо по решению суда.

3. Яйский район вправе получать в соответствии с законодательством Российской Федерации полную компенсацию за причиненный ущерб в случае изъятия объектов муниципальной собственности и передачи их в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность.

Статья 65. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности

1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляется Администрацией района в соответствии с ее компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим Уставом.

2. Порядок распоряжения и управления объектами муниципальной собственности устанавливается районным Советом.

3. Реализуя право распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Администрация района вправе передать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать его в аренду, отчуждать в установленном порядке, определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.

4. Органы районного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах района.

5. Администрация района осуществляет предоставление и изъятие земельных участков на территории района в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, Кемеровской области и нормативными актами районного Совета.

6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются районным Советом по представлению Главы администрации района.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.

7. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и организаций, а также вхождение в состав учредителей предприятий и организаций других форм собственности определяется районным Советом на основании законодательства Российской федерации по представлению Главы администрации района.

8. Администрация района несет имущественную ответственность по своим обязательствам в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Администрация вправе владеть, пользоваться и распоряжаться акциями акционерных обществ и осуществлять с ними операции на рынке ценных бумаг.

10. Все доходы от операций с ценными бумагами, проведенными Администрацией, являются муниципальной собственностью и направляются в районный бюджет.

11. В соответствии с имеющимися пакетами акций акционерных обществ и долями в уставном капитале иных организаций администрация принимает участие в их управлении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 66. Взаимоотношения Администрации района с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности

1. Администрация района определяет условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их Уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий.

2. Права по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, могут быть переданы администрацией района отдельным физическим и юридическим лицам с обязательным установлением ответственности за пользование указанными правами.

3. Отношения между администрацией района и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

4. Имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями, принадлежит им на праве хозяйственного ведения в соответствии с заключенными договорами. Имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из районного бюджета, находится в их оперативном управлении.

Статья 67. Взаимоотношения Администрации района с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. Отношения Администрации района с предприятиями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

2. Администрация района вправе координировать участие предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии района, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций для финансирования программ развития района, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения и организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на территории района.

Статья 68. Районные земли, природные ресурсы

1. Все земли и природные ресурсы в пределах районной черты находятся в муниципальной собственности, если они не переданы другим собственникам в соответствии с действующим законодательством.

2. В состав районных земель входят земли: районной застройки, общего пользования, занятые лесопарковыми зонами, сельскохозяйственного использования, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, на которые составляется кадастр районных земель.

3. Порядок использования и изъятия земельных участков, а также порядок распоряжения земельными участками на территории района определяется районным Советом в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

Статья 69. Поддержка и развитие предпринимательства

Поддержка и развитие предпринимательства в районе осуществляется в соответствии с комплексной Программой, разработанной Администрацией района и утвержденной районным Советом.

Статья 70. Муниципальный заказ

Администрация района вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству Яйского района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материалов и финансовых ресурсов.

Статья 71. Внешнеэкономическая деятельность

Администрация района в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Глава 12. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РАЙОННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 72. Финансовые ресурсы района

Финансовые ресурсы района составляют средства бюджета, внебюджетные и валютные фонды района.

Статья 73. Бюджет района

1. Яйский район имеет единый бюджет района, который утверждается районным Советом в соответствии с проектом бюджета, предоставляемым Главой администрации района. Отчет Администрации района об исполнении бюджета утверждается районным Советом. В бюджете района могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 74. Доходы и расходы бюджета

1. В доходы районного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными Федеральными законами и законами Кемеровской области, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами районного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, дотации, субвенции и иные поступления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности Администрации района. При формировании доходной части бюджета в плане доходной части районного бюджета местные налоги и сборы не учитываются.

2. Органы районного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами районного бюджета. Сумма превышения доходов над расходами районного бюджета по результатам отчета года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кемеровской области.

3. В доходной и расходной частях районного бюджета раздельно предусматривается финансирование решений вопросов районного значения и осуществления органами районного самоуправления отдельных федеральных полномочий Кемеровской области.

Статья 75. Обеспечение минимального районного бюджета

1. Федеральные органы власти, органы государственной власти Кемеровской области в соответствии с законом обеспечивают району минимальный местный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов районного бюджета.

2. Минимально необходимые расходы районного бюджета устанавливаются законом Кемеровской области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

3. Доходная часть минимального бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Кемеровской области доходных источников. В случае, если доходная часть минимального районного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Кемеровской области передают органам районного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета Кемеровской области, при этом свободные переходящие остатки районного бюджета предыдущего года в расчет не принимаются.

4. Органы районного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению района на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы районного бюджета федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Кемеровской области отчислений от федеральных и областных налогов.

5. Органы районного самоуправления для анализа финансовой и хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и организаций вводят систему муниципальных показателей. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов районного самоуправления, муниципальных предприятий и организация подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 76. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов районного самоуправления

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами районного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются совместно в федеральном и областном бюджете.

2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов районного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Кемеровской области, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, повлекшие дополнительные расходы органов районного самоуправления, реализуются органами районного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 77. Местные налоги и сборы

1. Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются районным Советом по представлению Главы администрации района. Льготы по федеральным и областным налогам в части, зачисляемой в районный бюджет, устанавливаются районным Советом по представлению Главы администрации района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.

2. Население непосредственно через районный референдум, на собраниях (сходах) граждан или районный Совет с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов районного значения.

Статья 78. Право органов районного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы районного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Кемеровской области получают плату, в том числе в натуральной форме от пользователей природными ресурсами, которые находятся на территории района.

Статья 79. Участие органов районного самоуправления в финансово-кредитных отношениях

Органы районного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы, ценные бумаги, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ РАЙОННОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕГО ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Глава 13. ГАРАНТИИ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 80. Запрет на ограничения прав районного самоуправления

1. Ограничение кем бы то ни было прав районного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Кемеровской области, запрещается.

2. Споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной правовой акт органов государственной власти вмешательством в дела районного самоуправления, разрешаются в судебном порядке.

Статья 81. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов органов и должностных лиц районного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Яйского района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

2. Правовые акты органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, вышестоящим должностным лицом либо признаны недействительными по решению суда.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, правовых актов органов и должностных лиц районного самоуправления влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 82. Обращения органов и должностных лиц районного самоуправления

Официальные предложения граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, иными органами, организациями, учреждениями, предприятиями, в которые эти предложения направлены на территории района. О результатах рассмотрения заинтересованному лицу должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок.

Статья 83. Судебная защита районного самоуправления

Граждане, проживающие на территории района, органы и должностные лица районного самоуправления вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающие права районного самоуправления акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Глава 14. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 84. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления

Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 85. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия со стороны общества.

2. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед населением реализуется в виде права избирателей на отзыв, выражение недоверия или досрочное прекращение полномочий должностных лиц районного самоуправления в рамках действующего законодательства.

3. Порядок досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц районного самоуправления определяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством Кемеровской области.

Статья 86. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством

1. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством, наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Кемеровской области, федеральных законов, законов Кемеровской области, Устава Яйского района.

2. Органы и должностные Лица районного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в которой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.

3. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством реализуется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 87. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами и законами Кемеровской области.

Статья 88. Обжалование решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов и должностных лиц районного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц районного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

2. Ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, иным общественным формированиям, гражданам в результате принятия неправомерных актов и решений, действий или бездействий органов и должностных лиц районного самоуправления, возмещается в полном объеме на основании судебного решения за счет средств районного бюджета.

Глава 15. ГАРАНТИИ ПРАВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫБОРНЫХ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 89. Статус депутата районного Совета и Главы администрации района

1. Статус депутата районного Совета и Главы администрации района и ограничения, связанные с этим статусом, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, законами Кемеровской области и настоящим Уставом.

2. Депутатам районного Совета и Главе администрации района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства.

3. Срок полномочий депутатов районного Совета и Главы администрации района не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

4. Депутаты районного Совета, Глава администрации района на территории района не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Кемеровской области.

5. Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, Главе администрации района социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законом Кемеровской области.

Статья 90. Оплата труда депутатов районного Совета

1. Депутаты районного Совета на время проведения сессий районного Совета освобождаются от выполнения основных производственных и служебных обязанностей.

2. За каждый день участия в работе сессии депутатам выплачивается их средний дневной заработок по основному месту работы (при предъявлении справки из бухгалтерии), либо 1/3 установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда.

3. По решению районного Совета работа депутатов в комитетах и комиссиях может оплачиваться, исходя из среднедневного заработка по основному месту работы.

4. Соответствующие выплаты осуществляются из средств районного бюджета.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 91. Устав Яйского района

1. Устав Яйского района является нормативно-правовым актом района, регулирующим основные вопросы организации и деятельности районного самоуправления.

2. Устав района обязателен для исполнения всеми находящимися на территории района органами власти, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

3. Правовые акты органов районного самоуправления не могут противоречить Уставу. Правовые акты органов районного самоуправления, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, применяются в частях, не противоречащих Уставу района. Правовые акты органов районного самоуправления должны быть приведены в соответствие с настоящим Уставом не позднее 3 месяцев со дня принятия Устава.

4. Конкретизация отдельных положений Устава осуществляется в специальных актах органов районного самоуправления.

5. Все приложения, указанные в настоящем Уставе, являются его неотъемлемыми частями.

Статья 92. Принятие Устава района

1. Устав района принимается районным Советом народных депутатов либо населением непосредственно.

2. Устав Яйского района после его принятия районным Советом народных депутатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном правовым актом Кемеровской области.

Статья 93. Вступление Устава района в силу

Устав Яйского района, принятый районным Советом народных депутатов, вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования.

Статья 94. Внесение изменений и дополнений в Устав района

1. Предложения по изменению и дополнению Устава района могут вносить:

- граждане, проживающие на территории Яйского района и обладающие избирательным правом, в петиции, под которой подписались не менее 5 процентов избирателей;

- не менее 1/3 от установленного числа депутатов районного Совета;

- Глава администрации Яйского района;

2. Предложения о внесении изменений в Устав направляются в районный Совет с обязательным представлением проекта постановления об изменении Устава.

3. Постановление о внесении изменений и дополнений в Устав района принимается районным Советом не менее чем 2/3 голосов депутатов районного Совета от установленного состава районного Совета.

4. Изменения в Устав могут быть внесены на районном референдуме.

5. Повторное внесение отклоненного предложения об изменении Устава допускается не ранее, чем через год после его отклонения.

Статья 95. Хранение Устава

Два, имеющих одинаковую юридическую силу, идентичных экземпляра Устава хранятся соответственно в районном Совете и Администрации района.