Законы и постановления РФ

Решение Кировского областного суда от 11.12.2009 <О признании недействующими пунктов 2 и 9 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2008 N 128/128 (ред. от 06.12.2009)> (Извлечение)

Определением Верховного Суда РФ от 24.03.2010 N 10-Г10-1 данное решение в части отказа в признании недействующим раздела 4 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2008 N 128/128, отменено и принято новое решение, которым раздел 4 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14.04.2008 N 128/128, признан недействующим с момента вступления определения в законную силу. В остальной части данное решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря
2009 года

(извлечение)

Кировский областной суд в составе:

Председательствующего судьи П.

С участием прокурора А.М.

При секретаре Щ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Общественной организации “К“ и Общества с ограниченной ответственностью “Б“ о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2, 4, 9 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443),

установил:

Правительством Кировской области 14 апреля 2008 года принято постановление N 128/128 “Об утверждении Условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями“.

Текст документа опубликован в газете “Вести. Киров“ N 53(1200) 5 и 6 мая 2008 года, постановление вступило в силу и является действующим.

Постановлением Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443 в вышеназванное постановление Правительства области внесены изменения, в связи с чем слово “Условия“ заменено на слово “Нормативы“.

Постановление Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443 вступило в законную силу со дня его подписания, опубликовано на официальном сайте Правительства Кировской области 8 декабря 2009 года и является действующим.

Общественная организация “К“ обратилось в суд с заявлением об оспаривании в части постановления Правительства Кировской
области от 14 апреля 2008 года N 128/128.

В обоснование заявления указано, что разделы 4 и 9 Условий пользования животным миром являются незаконными и нарушают права заявителя, как пользователя животным миром, имеющего долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира от 13.12.07 на территории Немского и Нолинского районов, которая выдана на основании постановления Правительства Кировской области от 05.08.03 N 49/210.

Разделом 4 Условий пользования объектами животного мира введена предельная площадь егерского обхода (от 8 тыс. гектаров до 23 тыс. гектаров), обслуживаемого одним штатным егерем, в зависимости от охотхозяйственной зоны и обеспеченности транспортными средствами и горюче-смазочными материалами.

По мнению заявителя, приведенное Условие пользования объектами животного мира противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно системному анализу статей 15, 22, 65 названного Кодекса количество в штате юридического лица трудовых кадров, их подбор и расстановка являются прерогативой работодателя. Государственные органы не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность юридических лиц, в том числе и охотпользователей и, по сути, ограничивать их права, как работодателей. Статья 17 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ не допускает вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Пункт 4 Условий пользования животным миром также противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии
с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Разделом 9 Условий пользования установлены обязательное выделение охотпользователями квот добычи лицензионных видов охотничьих животных для охотников, проживающих на территории, предоставленной в пользование. Статьей 40 Федерального закона “О животном мире“ предусмотрены права пользователей животным миром, в том числе право пользования объектами животного мира, предоставленными в пользование; право выдачи разовой лицензии гражданам на пользование объектами животного мира. При этом названная норма Федерального закона не предусматривает властное отчуждение выделенных пользователю лимитов, квот (лицензий) добычи животных в пользу третьих лиц, в данном случае в пользу охотников, проживающих на территории, предоставленной в пользование. Распоряжением Правительства Кировской области от 23.07.09 N 220, в том числе и для заявителя, установлены лимиты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Кировской области в сроки добывания 2009 - 2010 годов.

Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ статья 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ признана утратившей силу с 1 апреля 2010 года.

По мнению заявителя, он вправе использовать объекты животного мира, а также выдавать гражданам именные разовые лицензии самостоятельно,
в пределах предоставленных ему лимитов, о чем прямо гласит часть 10 статьи 37 Федерального закона “О животном мире“.

Общество с ограниченной ответственностью “Б“ обратилось в суд с заявлением об оспаривании раздела 2 Условий пользования объектами животного мира.

Представитель ООО “Б“ в заявлении указал, что разделом 2 оспариваемых Условий установлена минимальная площадь территорий (акваторий), предоставляемых для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, в частности минимальная площадь комплексного хозяйства в Северной охотхозяйственной зоне составляет 23.08 тыс. га.

В то же время, нормы части 1 статьи 37 Федерального закона “О животном мире“, пункта 4.1 Положения, утвержденного приказом Минсельхоза России от 26.06.00 N 569, а также приложения N 2 к приказу Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.98 N 378/400 не предусматривают территориальные (площадные) ограничения при составлении заинтересованным лицом заявки на получение (долгосрочной лицензии) объектов животного мира в пользование, поскольку такая заявка и ее содержание определяются указанным лицом самостоятельно.

Определением Кировского областного суда от 12 ноября 2009 года заявления ООО “Б“ и Общественной организации “К“ объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании представитель Общественной организации “К“, действующий на основании доверенности С., заявление поддержал по изложенным в нем мотивам. С учетом внесенных постановлением Правительства области от 6 декабря 2009 года N 33/443 изменений,
суду пояснил, что оспариваемые Нормативы противоречат действующему законодательству, ограничивают права охотпользователей по самостоятельному планированию и ведению хозяйственной деятельности, являются обременительными. Пункт 4 Нормативов пользования животным миром в силу статьи 17 Федерального закона “О животном мире“ к таким нормативам не относится. Это норматив в области охраны среды обитания животного мира. Определять штатное расписание является правом работодателя, которое не может быть нарушено в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 9 Нормативов также нельзя отнести к нормативам пользования животным миром. Указанный пункт не прошел экологическую экспертизу и не являлся предметом научно-исследовательской работы.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью “Б“ А.Д. поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что пунктом 2 Нормативов нарушены права заявителя на пользование животным миром на заявленной территории, поскольку Правительством области заявителю отказано в предоставлении территории для ведения охотничьего хозяйства в Белохолуницком районе Кировской области в связи с недостаточностью территории.

Представитель НИИ “О“, действующий на основании доверенности М., в судебное заседание не явился. В судебном заседании 16 ноября 2009 года суду пояснил, что пункт 9 Условий разработан Правительством области самостоятельно, поскольку не является природоохранным или экологическим. В первоначальной принятой редакции пункта 4 Условий площадь егерского обхода ошибочно указана 16 гектаров и 22 гектара. Такая нагрузка на одного егеря в
охотхозяйственной практике никогда не существовала, не обосновывалась охотоведческой наукой и не закреплялась в методических документах. Постановлением Правительства области от 1 августа 2008 года N 141/293 нормативы пункта 4 Условий были приведены к научно обоснованным. В составе документов, рассматривавшихся комиссией государственной экологической экспертизы, указан Отчет о научно-исследовательских работах, в котором обоснованы размеры егерских обходов, закрепленные в действующей редакции пункта 4 Условий. Из чего следует, что действующие нормативы пункта 4 Условий получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Представитель Правительства Кировской области, действующий на основании доверенности З., с заявлениями не согласился. Суду пояснил, что Федеральный закон “О животном мире“ установил право субъектов Российской Федерации на принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также право на нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, в том числе установления стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Закон Кировской области от 17 сентября 2005 года N 357-ЗО “Об охране и использовании животного мира в Кировской области“ отнес установление территориальных стандартов, правил, объемов (лимитов) изъятия и нормативов к полномочиям Правительства Кировской области.

Утвержденные постановлением Правительства Кировской области Нормативы пользования объектами
животного мира на федеральном уровне не разработаны. Без установления нормативов, стандартов и правил выполнение полномочий Правительством области является проблематичным. Следовательно, оспариваемое постановление принято Правительством области в пределах компетенции и не противоречит федеральному законодательству. Нормативы разработаны в результате научно-исследовательских работ НИИ “О“ и прошли экологическую экспертизу.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора А.М., полагавшей заявление ООО “Б“ подлежащим удовлетворению, а заявление Общественной организации “К“ подлежащим удовлетворению в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 9 Нормативов пользования животным миром, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Кировскому областному суд, поскольку оспариваемый правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, издан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и являются нормативным правовым актам.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. п. “в“,
“д“, “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, а также общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире“ охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение использования и воспроизводства объектов животного мира.

Согласно статье 35 Федерального
закона “О животном мире“ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Согласно статье 17 Федерального закона “О животном мире“ нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и заключается в следующем: в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира; в установлении стандартов, нормативов и правил использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ статья 38 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ признана утратившей силу с 1 апреля 2010 года.

Согласно положениям статей 35, 36, 37, 38 Федерального закона “О животном мире“ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пользование животным миром производится на основании долгосрочной лицензии.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8, 9 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2000 года N 569, для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти необходимые документы, в том числе заявку на получение охотничьих животных в пользование; сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности; данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования. Лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

В силу положений статьи 40 Федерального закона “О животном мире“ обязательным условием лицензии является обеспечение пользователями животным миром охраны и воспроизводства объектов животного мира, проведение необходимых мероприятий, обеспечивающих воспроизводство объектов животного мира.

Пунктом 4 постановления Правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128 “Об утверждении Условий пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями“ (в редакции постановления Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443) утверждена предельная площадь егерского обхода, обслуживаемая одним егерем, состоящим в штате у юридического лица или индивидуального предпринимателя. Предельная площадь егерского обхода установлена в зависимости от охотхозяйственной зоны и обеспеченности пользователя животным миром транспортными средствами и горюче-смазочными материалами.

Для Общественной организации “К“ этот норматив составляет для Периферийной и Центральной зон 16 тыс. гектаров и 22 тыс. гектаров при обеспеченности транспортными средствами и горюче-смазочными материалами и соответственно 8 тыс. гектаров и 11 тыс. гектаров при отсутствии транспортных средств и горюче-смазочных материалов на одного егеря.

Норматив площади егерского обхода утвержден Правительством области в пределах своей компетенции и с соблюдением установленного порядка.

Согласно статье 6.1 Федерального закона “О животном мире“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относится принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением.

Согласно подпунктам 1 и 11 части 1 статьи 6 Закона Кировской области “Об охране и использовании животного мира в Кировской области“ к полномочиям Правительства Кировской области относится подготовка проектов законов и принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, включая объекты животного мира, содержащиеся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; установление территориальных стандартов, правил, объемов (лимитов) изъятия и нормативов.

В соответствии с государственным контрактом от 5 августа 2006 года и приложенным к нему техническим заданием на выполнение научно- исследовательской работы НИИ “О“ разработало по заказу управления по охране и использованию животного мира проект нормативных условий предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира, в том числе, определило площадь егерского обхода в зависимости от соотношения лесных и открытых угодий, удаленности от места проживания охотников, доступности угодий.

Согласно Отчету института о научно-исследовательских работах нагрузка на егеря установлена в зависимости от обеспеченности пользователя животным миром транспортными средствами и горюче-смазочными материалами с учетом зонирования территории.

Отчет прошел государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона “О животном мире“ и получил положительное заключение.

В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

Требование о наличии соответствующих специалистов для выполнения лицензионных мероприятий предусмотрено федеральным законодательством. Лицензирующий орган при рассмотрении заявки соискателя лицензии дает заключение о возможности выдачи лицензии, оценивая при этом и сведения о наличии специалистов.

Норматив площади егерского обхода территории, предоставленной для пользования объектами животного мира, федеральным законодательством не установлен. Поэтому, Правительство Кировской области вправе самостоятельно утвердить норматив площади егерского обхода исходя из природно-климатических и социально-экономических особенностей региона.

Установление норматива егерского обхода, разработанного в результате научно-исследовательских работ специалистами НИИ “О“ позволяет объективно определить площадь одного егерского обхода, исходя из этого необходимое количество специалистов для конкретной территории, предоставляемой для ведения охотничьего хозяйства и не противоречит федеральному законодательству.

Довод представителя Общественной организации “К“ о противоречии пункта 4 Нормативов пользования объектами животного мира Трудовому кодексу Российской Федерации не может быть принят судом во внимание. Оспариваемым пунктом 4 Нормативов не устанавливается количество специалистов в штате пользователя животным миром, следовательно, положения пункта 4 нельзя отнести к нормам, регулирующим трудовые отношения. Соискатель лицензии свободен в установлении штатов работников, вправе самостоятельно указать границы и площадь запрашиваемой территории исходя из своих материально-технических возможностей, обеспеченности специалистами и других условий. По этим же основаниям суд находит несостоятельным довод о противоречии пункта 4 Нормативов пользования объектами животного мира статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 17 Федерального закона “Об общественных объединениях“, поскольку порядок осуществления лицензионной деятельности установлен федеральным законодательством и содержит определенные требования к соискателю лицензии.

Довод представителя Общественной организации “К“ о том, что в действующей редакции пункт 4 не прошел экологическую экспертизу, не основан на материалах дела.

Согласно письму управления охраны и использования животного мира от 14 ноября 2007 года на экологическую экспертизу в числе прочих документов был направлен и заключительный Отчет о научно-исследовательских работах, согласно таблице 3 которого максимальная площадь егерского обхода определена при обеспеченности транспортом и горюче-смазочными материалами для Центральной и Периферийной зон 16 тыс. гектаров и 22 тыс. гектаров соответственно. При вынесении положительного заключения комиссия экологической экспертизы руководствовалась наряду с другими материалами и этим Отчетом.

Указание в первоначальном варианте оспариваемого постановления Правительства Кировской области максимальной площади егерского обхода в размере 16 гектаров и 22 гектаров являлось технической опиской, которая была исправлена постановлением Правительства Кировской области от 1 августа 2008 года N 141/293. В действующей редакции постановления эта площадь установлена в размере 16 тыс. гектаров и 22 тыс. гектаров, что соответствует научно-техническим разработкам и заключению экологической экспертизы.

На основании вышеизложенного, суд находит заявление Общественной организации “К“ в части оспаривания пункта 4 Нормативов пользования объектами животного мира не подлежащим удовлетворению.

Пунктом 2 Нормативов пользования животным миром утверждена минимальная площадь территорий (акваторий), предоставляемых для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Для Северной охотхозяйственной зоны (Белохолуницкий район) эта площадь при комплексном ведении хозяйства составляет 23,08 тыс. гектаров.

С положениями пункта 2 Нормативов пользования животным миром суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Федерального закона “О животном мире“ одним из принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона “О животном мире“ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, предоставленные для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 настоящего Кодекса, то есть с соблюдением правил лесопользования и лесоустройства.

Согласно части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2007 года N 377 утверждены Правила проведения лесоустройства, согласно пункту 9 которых лесоустройство проводится в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 39 Лесоустроительной инструкции проектирование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты производится с учетом действующих на территории объекта лесоустройства правил охоты. Минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты является участковое лесничество.

Таким образом, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования, порядок и правила проведения лесоустройства для нужд охотничьего хозяйства устанавливаются федеральными органами государственной власти.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках Лесного кодекса Российской Федерации предоставлено только право установления правил пользования выделенными участками лесного фонда для указанных нужд.

Согласно статье 37 Федерального закона “О животном мире“ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

Таким образом, границы территории, предоставляемой для пользования объектами животного мира уже являются установленными, соискатель лицензии в заявке на ее получение указывает границы и площадь охотничьих угодий. Поэтому, в силу положений статей 12 и 17 Федерального закона “О животном мире“ установление минимальной площади территорий, предоставляемых для осуществления права пользования объектами животного мира, не может относиться к нормативам пользования животным миром.

В рамках Федерального закона “О животном мире“ к компетенции исполнительного органа субъекта Российской Федерации относится принятие решения о предоставлении заявленной территории и согласование условий предоставления территории за плату или бесплатно.

Установленный пунктом 2 Нормативов пользования объектами животного мира минимальный размер площадей территорий (акваторий), предоставляемых для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не согласуется с постановлением администрации Кировской области от 28 июля 2000 года N 305 “О заключении договоров на предоставление территории для осуществления охоты“.

Администрацией области с учетом рассмотрения заявок охотпользователей постановлено высвободившиеся территории считать угодьями общего пользования, передавать их в ведение управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных в целях дальнейшего предоставления в пользование заинтересованным организациям в установленном порядке.

Приложение N 4 к постановлению администрации области содержит описание границ охотничьих угодий общего пользования в Белохолуницком районе площадью 21,3 тыс. гектаров.

Следовательно, пункт 2 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не относится к нормативам пользования животным миром, принят Правительством Кировской области с превышением полномочий и противоречит изложенному выше федеральному законодательству.

При этом нарушаются права соискателя лицензии на пользование объектами животного мира ООО “Б“.

Письмом от 29 октября 2009 года Правительство Кировской области отказано ООО “Б“ в предоставлении территории в Белохолуницком районе Кировской области, необходимой для осуществления пользования животным миром. Отказ мотивирован ссылкой на оспариваемые Нормативы пользования объектами животного мира, согласно которых минимальная площадь охотничьих угодий для указанной зоны должна быть не менее 23,08 тыс. гектаров. Фактическая площадь охотничьих угодий в Белохолуницком районе составляет 21.34 тыс. гектаров и является недостаточной для осуществления права пользования объектами животного мира.

Пунктом 9 Нормативов пользования объектами животного мира установлено выделение от 10% до 20% доли добычи лицензионных видов охотничьих животных для охотников, проживающих на территории, предоставленной в пользование.

В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 23 июля 2009 года N 220 Общественной организации “К“ установлены лимиты (объемы) изъятия охотничьих животных (лось, кабан, медведь) на 2009 - 2010 годы.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона “О животном мире“ пользователи животным миром имеют право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование.

Поскольку лимиты (объемы) изъятия объектов животного мира для пользователя животным миром уже установлены Правительством области, то понуждение к принудительному отчуждению имеющихся лимитов следует оценить как установление ограничений пользования отдельными объектами животного мира.

Однако в силу статьи 21 Федерального закона “О животном мире“ ограничение отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира допускается в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания. Ограничение в виде обязательного отчисления определенной доли лицензионных видов животных уже переданных в пользование не относится к их охране или воспроизводству, не предусмотрено статьей 21 вышеназванного Федерального закона и является незаконным.

Таким образом, ограничение прав пользователей животным миром, установленное пунктом 9 Нормативов пользования животным миром противоречит статьи“40 и 21 Федерального закона “О животном мире“, нарушает права Общественной организации “К“, ограничивая Общество в использовании выделенных объемов лицензионных видов животных по своему усмотрению. Кроме того, согласно статье 40 Федерального закона “О животном мире“ выдача гражданам именных разовых лицензий на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов является правом, а не обязанностью пользователей животным миром.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено, что пункты 2 и 9 Нормативов пользования животным миром противоречат федеральному законодательству, следовательно, подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В части оспаривания пункта 9 Нормативов пользования животным миром заявление Общественной организации “К“ и заявление Общества с ограниченной ответственностью “Б“ об оспаривании пункта 2 этих Нормативов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью “Б“ удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 2 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443).

Заявление Общественной организации “К“ удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда пункт 9 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443).

Заявление Общественной организации “К“ в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 4 Нормативов пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 14 апреля 2008 года N 128/128 (в редакции постановления Правительства Кировской области от 6 декабря 2009 года N 33/443) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.