Законы и постановления РФ

Решение Кировского областного суда от 28.10.2009 <О признании недействующей части 1 статьи 8 Закона Кировской области от 03.11.2005 N 369-ЗО “Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“>

Определением Верховного Суда РФ от 20.01.2010 N 10-Г09-12 данное решение оставлено без изменения.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2009 года

Кировский областной суд в составе:

председательствующего судьи П.Т.

с участием прокурора А.

при секретаре Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. и прокурора Кировской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 1 статьи 8 Закона Кировской области от 3 ноября 2005 года N 369-ЗО “Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“,

установил:

27 октября 2005 года Законодательным Собранием Кировской области принят, а 3 ноября
2005 года Губернатором Кировской области подписан Закон Кировской области N 369-ЗО “Об охране здоровья граждан в Кировской области“.

Текст документа опубликован в газете “Вятский край“ N 209-210 (3617-3618) от 15 ноября 2005 года, в оспариваемой части Закон вступил в силу с 1 января 2006 года и является действующим.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Кировской области дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также граждане, страдающие заболеваниями: гельминтозы, детские церебральные параличи, гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия, муковисцитоз (больные дети), острая перемежающая порфирия, СПИД и ВИЧ-инфицированные, онкологические заболевания, гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, лепра, туберкулез, тяжелая форма бруцеллеза, системные хронические тяжелые заболевания кожи, бронхиальная астма, ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), состояние после операции по протезированию клапанов сердца, пересадка органов и тканей, диабет, гипофизарный нанизм, преждевременное половое развитие, рассеянный склероз, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, болезнь Паркинсона, хронические урологические заболевания, сифилис, глаукома, катаракта, психические заболевания (больные, работающие в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), Аддисонова болезнь, шизофрения, эпилепсия, за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, при оказании амбулаторно-поликлинической помощи обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, безбелковыми продуктами питания и белковыми гидролизатами за счет средств областного бюджета. Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, безбелковых продуктов питания и белковых гидролизатов, порядок и объем их предоставления устанавливаются Правительством области.

Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании части 1 статьи
8 Закона Кировской области “Об охране здоровья граждан в Кировской области“.

В обоснование заявления указала, что частью 1 статьи 8 оспариваемого Закона области ограничены права лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, на получение мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Согласно федеральному законодательству предоставление мер социальной защиты данным категориям граждан гарантировано именно из бюджета субъекта Российской Федерации, а не из федерального бюджета.

По мнению заявительницы, в оспариваемой части Закон области противоречит статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения“, которым утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Заявительница имеет заболевание - бронхиальную астму. Однако, в предоставлении лекарственных средств, получение которых гарантировано федеральным законодательством ей отказывают со ссылкой на часть 1 статьи 8 оспариваемого Закона, объясняя отказ тем, что, имея федеральную льготу, она лишена права на получение региональной льготы.

Д. просит признать противоречащей федеральному
законодательству и недействующей часть 1 статьи 8 Закона Кировской области от 3 ноября 2005 года N 369-ЗО “Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ со дня принятия Закона.

Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о том же предмете и по тем же основаниям, что и Д., в котором просит признать часть 1 статьи 8 Закона Кировской области “Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ противоречащей федеральному законодательству со дня вступления решения суда в законную силу.

Дополнительно прокурором в заявлении указано на противоречие оспариваемых положений Закона области Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 года, которой предусмотрено бесплатное обеспечение лекарственными средствами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30 июля 1994 года.

Определением судьи Кировского областного суда от 7 октября 2009 года дела заявление прокурора Кировской области и заявление Д. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании Д. заявленные требования поддержала, суду дополнительно пояснила, что получала льготы по бесплатному предоставлению лекарств в связи с имеющимися заболеваниями: по бронхиальной астме с 1984 года, по гипертонии с 1993 года, по онкологии с 1984 года. В 2009 году была лишена права на получение лечения и получения бесплатно лекарственных средств со ссылкой на часть 1 статьи 8 оспариваемого Закона.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области
А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит признать часть 1 статьи 8 оспариваемого Закона области противоречащей федеральному законодательству и не действующей в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель Законодательного Собрания Кировской области, действующая на основании доверенности П.Н., заявленные требования не признала, поддержала возражения Законодательного Собрания Кировской области, изложенные в письменном виде. Суду пояснила, что постановление Российской Федерации N 890 не может являться правовой основой для принятия закона Кировской области. В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Соответственно, расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Кировской области не могут возникнуть из нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, который устанавливает обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оплате за счет средств бюджетов субъектов лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Данное положение не закреплено действующим законодательством. Устанавливая категорию населения, имеющую право на меры социальной поддержки законом области за счет средств областного бюджета, куда не вошли граждане, имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, законодатель не ограничил в правах вышеуказанных граждан и не отменил федеральных гарантий, установленных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, поскольку данные граждане получают социальную помощь за счет средств федерального бюджета.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит
к следующему.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования подсудны Кировскому областному суд, поскольку оспариваемый правовой акт действует в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, издан органом государственной власти субъекта Российской Федерации и являются нормативным правовым актам.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункта “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении, разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санаторно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

Согласно перечню групп населения и категорий
заболеваний, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения“ при амбулаторном лечении лиц, страдающими следующими заболеваниями: детские церебральные параличи, гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия, муковисцитоз (больные дети), острая перемежающая порфирия, СПИД и ВИЧ-инфицированные, онкологические заболевания, гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, лучевая болезнь, лепра, туберкулез, тяжелая форма бруцеллеза, системные хронические тяжелые заболевания кожи, бронхиальная астма, ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев), состояние после операции по протезированию клапанов сердца, пересадка органов и тканей, диабет, гипофизарный нанизм, преждевременное половое развитие, рассеянный склероз, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия Мари, болезнь Паркинсона, хронические урологические заболевания, сифилис, глаукома, катаракта, психические заболевания (инвалидам 1 и 2 групп, а также больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), Аддисонова болезнь, шизофрения, эпилепсия, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Полностью воспроизведя перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержденных указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации, имеющим право при амбулаторном лечении на отпуск лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно, Законодательное Собрание Кировской области исключило из этой категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьей 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с разделом 3 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные средства в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, предусматривалось также в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года N
286.

В соответствии с пунктом 4.4.4 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10 февраля 2009 года N 2/13 за счет бюджетных ассигнований областного бюджета предоставляются лекарственные средства в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям гражданам при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации. Исключив указанную категорию граждан при издании закона области, законодатель вышел за пределы предоставленных ему федеральным законом полномочий.

Доводы представителя Законодательного Собрания Кировской области о том, что оспариваемый Закон области не отменил федеральных гарантий для указанной категории граждан, нельзя принять во внимание, поскольку порядок и объем гарантированной медицинской бесплатной помощи определяется субъектом Российской Федерации. Исключение при принятии оспариваемого Закона граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств за счет бюджета области, препятствует реализации установленной государством гарантии, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела.

Закон области в оспариваемой части противоречит Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913, постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения“, которым утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что в соответствии со статьей 12 оспариваемого Закона области финансирование расходов, предусмотренных Законом области, осуществлялось за счет средств областного бюджета, принимаемого ежегодно, в соответствии с объемом финансирования реализовывались права граждан на бесплатное лекарственное обеспечение, суд полагает, что оспариваемые положения Закона подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что часть 1 статьи 8 Закона Кировской области от 3 ноября 2005 года N 369-ЗО “Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ принята Законодательным Собранием Кировской области с превышением своих полномочий и противоречит действующему федеральному законодательству.

В этой связи заявления прокурора Кировской области и Д. подлежат удовлетворению, а часть 1 статьи 8 Закона области в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ - признанию противоречащей федеральному законодательству и не действующей со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявления прокурора Кировской области и Д. удовлетворить.

Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 1 статьи 8 Закона Кировской области от 3 ноября 2005 года N 369-ЗО “ Об охране здоровья граждан в Кировской области“ в части слов “за исключением лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством“ со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.