Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Кировской области от 28.01.2009 по делу N А28-12538/2008-451/27 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 30 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 31.10.2008 N 41/1 “О тарифах на тепловую энергию“> (Извлечение)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2009 г. по делу N А28-12538/2008-451/27

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 января 2009 года.

Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего - судьи К., судей П. и Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей К.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Оричевского муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “К“

к региональной службе по тарифам Кировской области

о признании недействующим в части решения

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - представителя-директора С.;

от ответчика - представителя В. по доверенности от 16.06.2008 г.

установил:

в заявлении Оричевского муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “К“ (далее
- ОМУПП ЖКХ “К“, заявитель) с учетом его дополнения и уточнения содержится требование о признании недействующим пункта 30 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ, Правление РСТ, ответчик) N 41/1 от 31.10.2008 г. “О тарифах на тепловую энергию“, в котором установлены и введены в действие с 01 января 2009 года тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям указанным юридическим лицом, эксплуатирующим котельные в Оричевском районе Кировской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 41-ФЗ принят 14.04.1995, а не 14.05.1995.

В обоснование указанного требования заявитель ссылается на нарушение Правлением РСТ при принятии оспариваемого решения положений статьи 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.05.1995 г. N 41-ФЗ, пунктов 26 - 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109. По его мнению, в нарушение названных норм Правление РСТ не учло в составе расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, на основе которой определяются размеры тарифов на тепловую энергию, затраты предприятия на оплату труда работников по выполнению ремонтных работ в котельных не в период отопительного сезона в течение 3,3 месяцев.

В письменном отзыве на заявление и в дополнениях к нему РСТ указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения в части установления для заявителя тарифов на тепловую энергию, ссылаясь на неправильное толкование им норм Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование и, ссылаясь на доводы, изложенные в
заявлении и в дополнении к нему, просил суд удовлетворить его.

Представитель ответчика в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве и в дополнениях к нему, просил суд отказать в удовлетворении требования заявителя.

В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.

29.04.2008 г. ОМУПП ЖКХ “К“, осуществляющее деятельность по выработке тепловой энергии на принадлежащих ему котельных, расположенных в поселке Оричи, в селах Пустоши, Истобенск, Усовы и Спас-Талица Оричевского района Кировской области, и поставке ее потребителям района, обратилось в РСТ с заявлением об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2009 год. К данному заявлению были приложены расчетные материалы и производственные программы по теплоснабжению на 2009 год. Вместе с тем в представленных заявителем материалах отсутствовало необходимое экономическое обоснование включения в состав затрат на ремонт основных средств расходов по оплате труда работников в период проведения ремонта оборудования котельных.

По результатам рассмотрения представленных заявителем материалов экспертная группа РСТ подготовила заключение по установлению тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОМУПП ЖКХ “К“, на 2009 год. Согласно данного заключения с учетом того, что ремонтные работы на котельных заявителя должны осуществляться хозяйственным способом. Экспертная группа исключила из статьи затрат “Работы и услуги производственного характера“ на 2009 год по котельной села Спас-Талица накладные расходы и сметную прибыль. По котельной деревни Усово данные расходы были учтены на уровне базового периода 2008 года с учетом индекса потребительских цен, утвержденного Минэкономразвития РФ на 2009 год - 109,5. По котельным поселка Оричи, сел Пустоши и Истобенск эксперты предложили поэтапное проведение ремонтных работ. Затраты заявителя по статье “Общехозяйственные расходы“ были учтены экспертами на уровне плана базового
периода и с учетом индекса потребительских цен, утвержденного Минэкономразвития на 2009 год - 109,5.

Таким образом, экспертная группа при определении суммы необходимой валовой выручки ОМУПП ЖКХ “К“ на 2009 год частично исключила из состава затрат, расчет которых был представлен заявителем, некоторые виды расходов, в том числе расходы на оплату труда работников данного юридического лица в период выполнения ими ремонтных работ на котельных в целях подготовки их к очередному отопительному сезону. С учетом этих корректив экспертной группой были рассчитаны тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОМУПП ЖКХ “К“, на 2009 год по каждой из принадлежащих заявителю котельных.

31.10.2008 г. Правление РСТ, рассмотрев указанное выше экспертное заключение, согласилось с ним и пунктом 30 своего решения N 41/1 утвердило предложенные экспертной группой тарифы на отпускаемую ОМУПП ЖКХ “К“ тепловую энергию на 2009 год, а именно, по котельным поселка Оричи и села Пустоши - в размере 1007 руб. 50 коп. за 1 Гкал, по котельной села Истобенск - в размере 1423 руб. 30 коп. за 1 Гкал, по котельной села Спас-Талица - в размере 2063 руб. 60 коп. за 1 Гкал, по котельной деревни Усовы - в размере 1779 руб. 70 коп. за 1 Гкал.

Не согласившись с тем, что Правлением РСТ при определении размера тарифов на тепловую энергию не были учтены расчеты по расходам на оплату труда работников по ремонту оборудования котельных в период подготовки их к отопительному сезону, ОМУПП ЖКХ “К“ обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании пункта 30 названного выше решения РСТ, являющегося нормативным правовым актом, не действующим.

Заслушав объяснения и доводы представителей сторон,
исследовав все материалы дела, Арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 41-ФЗ принят 14.04.1995, а не 14.01.1995.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.01.1995 г. N 41-ФЗ (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономическим обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках предельных уровней тарифов, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Таким образом, РСТ являющаяся органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на осуществление государственного регулирования тарифов на тепловую энергию на территории Кировской области, имела право принять оспариваемое решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОМУПП ЖКХ “К“ на 2009 год.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 41-ФЗ регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В
соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

При этом регулирующим органом должны рассматриваться и приниматься во внимание расчет расходов и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных, который в силу подпункта 8 пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Правила государственного регулирования), должен представляться организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования) в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе и расходы на ремонт основных средств.

В силу пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на проведение ремонтных работ должны учитываться нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые Министерством энергетики Российской Федерации; цены, указанные в пункте 36 данного нормативного правового акта; программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Как следует из материалов дела, заявитель обращаясь в РСТ с заявлением
об установлении тарифов на тепловую энергию на 2009 год, в нарушение требования подпункта 8 пункта 10 Правил государственного регулирования не приложил к сделанному им расчету затрат на проведение ремонтных работ, экономическое обоснование включения в эти затраты расходов на оплату труда своих работников в период проведения таких ремонтных работ. В этой связи экспертная группа РСТ готовила заключение по установлению для заявителя тарифов на отпуск тепловой энергии на 2009 год без учета указанного обоснования, основываясь на своих оценках.

Кроме того, на день вынесения Правлением РСТ оспариваемого решения не были утверждены в установленном порядке нормативы расходов на ремонт основных средств.

С учетом указанных обстоятельствах при определении размера затрат заявителя на проведение ремонтных работ в принадлежащих ему котельных РСТ в силу прямого указания пункта 31 Основ ценообразования имела право использовать в соответствующих расчетах экспертные оценки, которые были сделаны экспертной группой и содержались в подготовленном ему заключении.

Довод заявителя о том, что при определении размеров тарифов на тепловую энергию РСТ обязана была включать в состав затрат на ремонт основных средств все запланированные им расходы на оплату труда своих работников является не состоятельным, поскольку регулирующий орган в силу положения абзаца 5 части 1 статьи 4 Федерального закона N 41-ФЗ вправе включать в состав затрат организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, только экономически обоснованные расходы. Поскольку сам заявитель при обращении в регулирующий орган экономически не обосновал указанные выше расходы, представленные им в этой части расчеты не могли быть приняты и учтены ответчиком в полном объеме.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 30 оспариваемого заявителем решения Правления
РСТ от 31.10.2008 г. N 41/1 соответствует положениям статей 2, 4, 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.01.1995 г. N 41-ФЗ, пунктов 26, 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В этой связи у суда отсутствуют предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания указанного выше нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.

Произведенные заявителем при обращении в Арбитражный суд на основании платежного поручения от 26.11.2008 г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 194 - 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования заявителя - Оричевского муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “К“ о признании недействующим пункта 30 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области N 41/1 от 31.10.2008 г. “О тарифах на тепловую энергию“ отказать.

Признать пункт 30 указанного решения соответствующим положениям статей 2, 4, 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ от 14.01.1995 г. N 41-ФЗ, пунктов 26, 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации,
пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей отнести на заявителя - Оричевское муниципальное унитарное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “К“.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.