Законы и постановления РФ

Ежегодное послание Губернатора Кировской области Н.И. Шаклеина Законодательному Собранию области от 24.03.2008

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ

ГУБЕРНАТОРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Н.И. ШАКЛЕИНА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ ОБЛАСТИ

от 24 марта 2008 года

Уважаемые депутаты, уважаемые участники собрания!

Наша совместная работа за прошедший период и на перспективу была и остается направленной на улучшение жизни кировчан.

Важной оценкой происходящих в стране и области перемен стали итоги выборов нового состава Государственной Думы и Президента Российской Федерации, показавшие исключительно высокий уровень гражданской активности избирателей области и поддержку проводимого курса развития страны. Впервые за весь постсоветский период избиратели Кировской области демонстрируют такой высокий уровень поддержки действующей власти.

Результаты голосования свидетельствуют о том, что люди видят реальные изменения к лучшему и обретают уверенность в завтрашнем дне.

Напомню, что еще четыре года назад
темпы развития области были существенно ниже, чем в среднем по России. По таким важнейшим показателям, как рост промышленного производства, валового регионального продукта, рост инвестиций в основной капитал, регион отставал от среднероссийских показателей более чем на 30 процентов, по вводу жилья - почти в два раза. Третья часть населения имела доходы ниже прожиточного минимума, высоким был уровень безработицы, нарастала естественная убыль населения.

За прошедшие четыре года область смогла не только остановить спад и добиться стабильности, устойчивости положительных тенденций экономики, но и взять курс на ускорение развития региона.

За этот период;

- по индексу физического объема промышленного производства практически достигнуты среднероссийские показатели;

- по темпам роста инвестиций в экономику области мы почти вдвое превысили среднероссийский уровень и опередили другие субъекты Приволжского федерального округа.

Только в 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 37,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах в 1,3 раза выше уровня 2006 года и более чем в 3 раза - уровня 2003 года.

За прошедшие четыре года удвоился ввод в эксплуатацию жилья.

Существенно сократились безработица, масштабы бедности, средняя заработная плата более чем в два раза превысила прожиточный минимум.

Практически вдвое уменьшилась естественная убыль населения.

Два последних года наблюдается стабильный рост рождаемости детей.

В 2007 году более высокими темпами, чем в целом по Российской Федерации, развивались такие базовые отрасли региональной экономики, как цветная металлургия, целлюлозно-бумажное производство, производство строительных материалов, мебели, электроприборов. Превышены среднероссийские темпы в легкой промышленности: швейном, обувном и меховом производствах.

Почти в 1,5 раза сократился удельный вес убыточных предприятий. Впервые по этому показателю мы имеем результат лучше среднероссийского уровня.

За 2007 год денежные доходы выросли на 24,5 процента -
это в два раза выше уровня инфляции. Средняя заработная плата составила 8905 рублей.

На треть возросли собственные доходы консолидированного бюджета области. Всего за прошедшие 4 года они увеличились более чем в два раза. Это результат общей работы, то есть работы конкретных предприятий, учреждений и организаций области.

Нашему продвижению вперед способствовала активная законодательная деятельность депутатского корпуса. Большую работу проводили исполнительные органы федерального, регионального и муниципального подчинения.

Ежегодно увеличивается господдержка юридическим лицам, развивающим бизнес на территории области, муниципальным образованиям, системно и комплексно улучшающим социальную сферу и ведение бизнеса на своих территориях. Стало больше прозрачности в процедурах распределения бюджетных средств.

В то же время мы должны признать, что делаем далеко не все, что в наших силах. Предстоит сделать гораздо больше. Нужно наращивать результативность в работе, находить пути и делать шаги, позволяющие быстрее двигаться вперед, повышать устойчивость экономики и преодолевать накопленное по многим позициям многолетнее отставание от экономически развитых регионов нашей страны.

Формируя наши дальнейшие планы по ускорению развития региона, мы должны активнее “встраиваться“ в заявленную В.В. Путиным на расширенном заседании Государственного Совета в феврале нынешнего года “Стратегию развития России до 2020 года“, исходить из ключевых принципов, предложенных Д.А. Медведевым на Красноярском экономическом форуме, то есть концентрироваться на своеобразных четырех “и“ - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. За этими понятиями будут стоять дальнейшие направления работы в стране.

Темпы развития нашего региона сдерживают низкая инновационная активность предприятий и медленная модернизация производства. Наиболее существенными факторами здесь являются недостаток у предприятий собственных средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск.

В ряде регионов уже накоплен опыт работы венчурных фондов, других механизмов поддержки и реализации идей и
разработок. Формирование подобной системы здесь будет способствовать повышению инновационного потенциала нашего региона, внедрению новых научных разработок, внедрению новых прогрессивных технологий, поддержке наукоемкого малого и среднего бизнеса в условиях, когда рост производительности труда в разы, а не на проценты становится обязательным требованием времени. Очевидно, что успешными могут быть только те предприятия и субъекты Федерации, которые готовы ответить на вызовы времени.

Решение задачи повышения производительности труда зависит прежде всего от усилий бизнеса. Сегодня вряд ли можно признать высоким уровнем среднюю производительность труда в промышленности региона 750 тысяч рублей в год на одного работающего, в то время как в среднем по России этот показатель значительно выше - 1 млн. 300 тысяч рублей.

При такой производительности сложно говорить о серьезной конкурентоспособности, о развитии производства, о росте заработной платы. Поэтому рост производительности труда должен стать стержнем развития каждого хозяйствующего субъекта.

Серьезным барьером ускоренного развития стала нехватка трудовых ресурсов. Сегодня спрос на такие профессии, как токарь, каменщик, сварщик, швея, инженер-проектировщик, мастер строительных работ и ряд других, в несколько раз превышает предложение. Учитывая возросшие требования к квалификации рабочего, нужно безотлагательно менять систему профессионального образования, повысить качество обучения.

В 2006 - 2007 годах органы исполнительной власти области приступили к реформированию системы начального и среднего профессионального образования. Хотя работодатели все активнее подключаются к вопросам приема и обучения в профессиональных учебных заведениях, однако эта работа пока еще не является системной.

Предстоит еще много сделать для того, чтобы поднять престиж и привлекательность рабочих профессий, создать на всех предприятиях более эффективную систему закрепления молодых специалистов, их материальной заинтересованности.

В центре нашего внимания должно по-прежнему оставаться развитие инженерной инфраструктуры
области. В 2007 году досрочно введен в эксплуатацию крупнейший объект - мост через реку Вятку в Вятскополянском районе. Значительные средства вложены в реконструкцию автодороги “Вятка“, муниципальные дороги. Восстанавливается более полное функционирование Кировского авиапредприятия, принятого в собственность области. В 2007 году оно впервые за 15 последних лет получило прибыль от своей работы. К июлю должна завершиться реконструкция аэропорта. Аэропорт в любом регионе имеет стратегическое значение. Нужно и нам сделать его таким, существенно расширив количество и географию авиаперелетов, а также увеличив их доступность для населения.

В текущем году предстоит завершить строительство автодороги на Кирс, продолжить строительство дороги в северо-западном направлении на Лузу, выполнить планы по ремонту других дорог.

Намечено принятие в нынешнем году областной целевой программы по развитию транспортной системы региона, которая должна обеспечить развитие дорожной сети исходя из долгосрочных нужд и потребностей области. Необходимо провести “ревизию“ имеющейся материальной и технической базы наших дорожных организаций, принять меры повышения качества их работы.

Два года назад Кировская область одной из первых в полном объеме реализовала Федеральный закон N 131-ФЗ, что дало новый импульс развитию территорий. Это решение начинает приносить результаты.

Сегодня все муниципальные районы и городские округа разработали свои программы развития, направленные на максимально эффективное использование и наращивание собственного потенциала. Однако работа по их реализации не везде ведется активно.

В таких районах, как, например, Вятскополянский, Белохолуницкий, Унинский, Подосиновский, оживилась созидательная деятельность, активизировались инвестиционные процессы, наметились тенденции к улучшению ситуации в социальной сфере. В то же время в ряде других районов программы развития оказались формальными документами: здесь нет активных действий муниципальных органов власти, не видно результатов, изменений к лучшему.

Руководство таких
районов ограничивается тем, чтобы своевременно проинформировать и тем самым переложить на областные органы власти свои проблемы и свою личную ответственность за их решение.

Говоря о возможностях муниципалитетов по повышению собственной доходной базы, нужно особо подчеркнуть необходимость поддержки малого бизнеса.

В настоящий период в области:

- созданы и действуют 27 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, 77 кредитных кооперативов;

- кредитной кооперацией охвачено почти 3000 хозяйствующих субъектов, выдано 3,5 тысячи займов;

- в 2007 году субъекты малого предпринимательства получили субсидии и привлекли льготные кредитные ресурсы в сумме 320 млн. рублей. Заработала 3-уровневая система бизнес-образования, охватывающая всю территорию области.

По итогам 2007 года в основной капитал малых предприятий области вложено более 1 млрд. рублей инвестиций, это в четыре раза больше, чем в 2003 году. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней составили 1,9 млрд. рублей и возросли за последние четыре года в три раза.

По итогам развития малого бизнеса Кировская область в 2006 - 2007 годах заняла второе место среди регионов Российской Федерации.

Однако во многих районах, в том числе с невысоким уровнем развития, этой работе не уделяется достаточного внимания. Руководителям этих районов надо помнить, что механизмы поддержки малого бизнеса являются общедоступными, они уже повсеместно доказали свою эффективность, и их развитием должны заниматься все районы и города без исключения.

Большой потенциал развития области связан с нашим основным богатством - лесом.

2007 год стал периодом передачи полномочий в сфере управления лесным фондом. Это расширяет наши возможности получать более высокие результаты от лесного ресурса области.

В настоящий период проводится аудит использования лесного фонда, эффективности работы лесопользователей. Для всех органов власти должно стать нетерпимым явление
убыточности предприятий, работающих в лесной отрасли.

Необходимо усовершенствовать систему противодействия незаконным рубкам, применяя при этом весь имеющийся в области потенциал.

Лесопереработка требует незамедлительного технического перевооружения, так как существующие производственные мощности, оборудование и используемые технологии устарели. Износ основных средств деревоперерабатывающего оборудования, специализированной техники, транспортных средств составляет в большинстве мест около 80 процентов.

Поэтому мы активно занимаемся привлечением в эту отрасль крупных инвесторов, и в ближайшее время эта работа будет давать конкретный результат.

В данный период создано крупное унитарное предприятие “Кировлес“. Оно должно стать базовым предприятием области в сфере лесохозяйственных работ и лесопользования, применяющим современные и эффективные методы работ в лесу.

В развитии лесного комплекса и лесопользования взят курс на поддержку проектов с глубокой переработкой древесины. Поставлена задача вывести область в число лидеров нашей зоны по производству продукции лесопереработки в Российской Федерации.

Социально-экономическая ситуация 90-х годов в наибольшей степени затронула сельское хозяйство. Активная многолетняя миграция, прежде всего трудоспособного населения, привела к тому, что сегодня село в ряде мест практически обезлюдело. Необходимо восстанавливать механизмы закрепления и привлечения людей, в первую очередь молодежи, в сельскую местность. В каждом районе мы должны иметь программу строительства жилья на селе, ориентируя на это финансы, применяя и другие механизмы.

В рамках приоритетного национального проекта “Развитие агропромышленного комплекса“ реализуются инвестиционные проекты в сфере животноводства, по масштабам и темпам во многом превосходящие проекты предыдущих периодов. Это закладывает хороший фундамент АПК на ближайшие годы.

Тем не менее сельское хозяйство области остается отраслью экономики, где пока не удалось преодолеть отрицательные тенденции в результатах, особенно в малых формах хозяйствования.

За многие годы значительно утрачен производственный потенциал сельского хозяйства. Необходимо восстанавливать и модернизировать
его на современной основе, причем в предельно сжатые сроки, применяя современные механизмы кредитования и лизинга, позволяющие привлечь с одного рубля вложенных бюджетных средств 3 - 5 рублей средств кредитных организаций. Важным инструментом этого должно стать вовлечение земельных ресурсов в качестве залогового инструмента для кредитования и государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

В ноябре 2007 года принят закон области о комплексной программе развития агропромышленного комплекса. На реализацию этой программы планируется затратить за восемь лет из всех источников значительные финансовые средства, при этом только из областного бюджета предусмотрено выделение около 11 млрд. рублей. Исполнение этого закона должно привести к росту объема производства сельхозпродукции к 2015 году в 1,4 раза, значительному повышению рентабельности сельхозорганизаций и росту объема продукции личных подсобных хозяйств.

Агропромышленный комплекс может и должен стать одной из опорных точек развития вятской экономики. Этому способствуют и наши меры по газификации села.

В 2007 году продолжились масштабные работы по газификации области в целом. Построено 240 километров межпоселковых и почти 300 километров разводящих внутрипоселковых газопроводов. Газифицировано 37 крупных населенных пунктов области, в которых потребителями газа стали 3800 домовладений. На эти цели за год было направлено более полутора миллиардов рублей.

Одним из важнейших итогов прошедшего года стало достижение договоренностей с Газпромом об ускорении газификации региона и включении в инвестиционную программу на 2008 - 2010 годы строительства газопровода от Кирово-Чепецка до заречной части г. Кирова и города Слободского, а также реконструкции газопровода “Оханск - Киров“. На эти цели Газпромом выделено около 18 млрд. рублей.

Со своей стороны мы должны обеспечивать своевременное выполнение своих плановых работ по подготовке к приему природного газа и внесение платежей
за потребленный газ.

Первостепенной задачей для нас является увеличение строительства жилья в области. Мы ежегодно наращиваем темпы жилищного строительства. В 2007 году введено в эксплуатацию более 370 тысяч кв. м жилья, что на 20,5 процента больше, чем в 2006 г.

В 2008 году планируется построить не менее 415 тыс. кв. метров жилья и к 2010 году выйти на рубеж ежегодного ввода 600 тысяч квадратных метров. В рамках реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье“ уже во втором полугодии 2008 года будут сданы первые три дома жилого комплекса “Чистые пруды“, который рассчитан на 900 тыс. кв. метров. Застройщиком является “Кировспецмонтаж“.

Однако обращает на себя внимание, что в общем объеме вводимого жилья 2/3 приходится на город Киров. В районах области строится пока очень мало. Необходимы серьезная проработка этого вопроса и принятие соответствующих мер как на областном, так и на муниципальном уровнях. В этом деле следует осуществить комплексный подход, использовать возможности малоэтажного жилищного строительства, более широкого применения в этом местных строительных материалов.

Важной точкой роста экономики региона должно стать дальнейшее развитие промышленности строительных материалов. В 2007 году темпы роста производства в этой отрасли в 1,7 раза превысили среднероссийский показатель. Успешно реализуется проект по строительству крупного завода облицовочного кирпича в Кирово-Чепецком районе. Введен в действие ряд новых производств по выпуску современных стройматериалов в городах Кирово-Чепецке и Котельниче.

Необходимо разработать программу развития базы строительства на перспективу с максимальным использованием имеющейся в регионе сырьевой базы.

В 2007 году проводилась работа по развитию электроэнергетики в Кировской области. Завершено строительство 1-й очереди подстанции “Заводская“ для электроснабжения уникального завода по производству препаратов крови. Завершаются работы
по строительству подстанции “Чижи“, ввод которой позволит обеспечить развитие жилищного строительства в южной части областного центра.

28 февраля текущего года Правительство Российской Федерации одобрило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, в которую включены объекты электроэнергетики Кировской области: строительство линии 500 киловольт “Вятка-Северная“, строительство новых генерирующих мощностей на кировских энергостанциях, перевод подстанции “Котельнич“ на питающее напряжение 500 киловольт.

В результате энергозависимость области снизится с 40 до 25 процентов, что повысит надежность экономики региона.

Стратегической задачей области является возрождение торфяной промышленности. Сегодня для этого складывается благоприятная рыночная конъюнктура. Рост цен на газ, топочный мазут, каменный уголь и транспортные перевозки способствовал востребованности торфа. Появились новые технологии торфодобычи и использования торфяного топлива. В 2008 году необходимо разработать и принять областную целевую программу, которая, по предварительным расчетам, должна обеспечить к 2013 году рост добычи торфа с 500 тыс. до 3 млн. тонн, привести к созданию 3 тыс. рабочих мест и увеличению роста поступлений в областной бюджет от этого вида деятельности в 7 раз.

Нельзя забывать и об уникальном Верхнекамском месторождении фосфоритов. Сегодня усилиями Кирово-Чепецкого химического комбината начато его освоение, однако стратегической задачей для области должна стать разработка комплексного плана более полного использования этой кладовой природы. Результатом этого плана предполагается создание в Верхнекамском районе современного химического производственного комплекса.

При рассмотрении “Стратегии развития России до 2020 года“ было отмечено, что переход на инновационный путь развития связан прежде всего с инвестициями в человеческий капитал. Эффективным инструментом социального развития в области - реализация приоритетных национальных проектов. Рост экономики и собственных доходов бюджета в прошедшем году позволил нам значительно увеличить расходы на социальную сферу.

На развитие системы образования, в том числе реализацию национального проекта “Образование“, было направлено более 7 млрд. рублей (без учета капитальных вложений), что позволило существенно обновить материально-техническую базу, завершить подключение всех школ области к широкополосному Интернету, повысить качество образования, особенно в сельской местности. Увеличилась заработная плата учителей. В рамках нацпроекта в 2007 году 28 школ стали обладателями миллионных грантов.

Нам удается удерживать лидирующие позиции по качеству среднего образования. По этому показателю Кировская область входит в десятку лучших регионов России. В 2007 г. мы получили более 70 грантов Президента, предназначенных для стимулирования талантливой молодежи.

В то же время серьезную тревогу вызывает состояние дошкольного воспитания. Несмотря на большую, чем в среднем по России, обеспеченность области дошкольными учреждениями, имеющихся в них мест явно не хватает. Возникают проблемы с техническим состоянием помещений дошкольных учреждений и низким уровнем оплаты труда их работников. Эти вопросы нам предстоит решать уже в ближайшее время. Мы должны осознавать и помнить, что система дошкольной подготовки закладывает базу для достижения в дальнейшем успехов детей в школе.

В 2007 году за счет консолидированного бюджета области на нужды здравоохранения было направлено более 4,5 млрд. рублей (без учета капитальных вложений). Это почти в два раза больше, чем в 2003 году. Полностью профинансированы все мероприятия национального проекта “Здоровье“. Существенно улучшилось оснащение учреждений здравоохранения современной медицинской техникой. Значительно обновлен парк автомобилей “Скорой помощи“. Повысилась заработная плата у трети медицинских работников.

В 2007 году введены в строй 5 объектов здравоохранения: амбулатория в селе Лойно Верхнекамского района, а также поликлиники областного гериатрического центра, Кировской городской больницы N 5, Опаринской и Шабалинской центральных районных больниц.

Тем не менее пока мы не можем быть удовлетворены состоянием здравоохранения в области.

Не удалось добиться снижения общей заболеваемости населения. Анализ писем и обращений граждан показывает, что не снижается острота проблемы в доступности и качестве бесплатной медицинской помощи, льготного лекарственного обеспечения.

Департаменту здравоохранения совместно с соответствующими муниципальными органами необходимо разработать и представить конкретные предложения по улучшению состояния дел по этим вопросам и более эффективно проводить собственную работу.

В последнее время в области стало больше направляться средств и создаваться условий для здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом. Расходы на реализацию областной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Кировской области“ за три года увеличились более чем в 10 раз.

О признании достижений наших спортсменов говорит и тот факт, что именно в Кирове недавно прошел чемпионат мира по хоккею с мячом среди юношей.

Для дальнейшего развития спортивной базы в текущем году предстоит построить 5 комплексных спортивных площадок в районах, продолжить реконструкцию катка под спортивно-демонстрационный зал с искусственным льдом в г. Кирово-Чепецке, обеспечить подготовку проектной документации по строительству 5 физкультурно-оздоровительных комплексов для включения их в федеральную целевую программу.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области была и остается молодежная политика.

Итогами 2007 года, объявленного в Приволжском федеральном округе Годом молодежи, стали дальнейшее увеличение поддержки молодых семей, меры по развитию гражданско-патриотического воспитания молодежи, молодежных инициатив.

В рамках реализации молодежных жилищных программ Кировской области в 2007 году 2092 молодые семьи - в два с лишним раза больше, чем за предыдущий год - получили социальную поддержку и смогли приобрести собственное жилье. У большинства этих семей родились дети.

В Кирове прошел I Межрегиональный форум работающей молодежи, обсудивший проблемы подготовки кадров, поддержки и развития молодежных инициатив на предприятиях, участие молодежи в общественно-политических процессах. На форуме Кировская область была названа победителем “Эстафеты дружбы народов“ в Приволжском федеральном округе и награждена за большую работу по сохранению традиций преемственности поколений и дружбы народов России.

Правительство области поддержало инициативы молодежи по созданию областного студенческого совета, Ассоциации молодежи районов Кировской области, других форм гражданской активности молодого поколения.

Сегодня нам с вами необходимо обратить особое внимание на развитие культуры в нашей области, на решение накопившихся в этой сфере проблем.

Задачей этого года мы ставим разработку и принятие комплексной целевой программы по развитию культуры вятского края на долгосрочный период и активизации этой работы по всем направлениям.

Уважаемые коллеги!

Оценивая сегодняшнее состояние дел и строя планы на будущее, следует понимать, что ко всему этому причастен каждый из нас.

Совместными усилиями в работе и достигнутыми результатами изменился имидж нашего региона. Сегодня Кировская область становится все более привлекательной и для бизнеса. К нам активно идет серьезный российский и зарубежный инвестор.

На Вятке всегда были и есть трудолюбивые и образованные люди, способные многое сделать. Есть природные и материальные ресурсы. Есть желание изменить жизнь к лучшему, понимание того, что для этого нужно делать.

В своем выступлении на Госсовете России 8 февраля текущего года Президент В.В. Путин подчеркнул, что только консолидированное, объединенное общим устремлением общество сможет реализовать задачи по своему развитию в полной мере.

Уверен, что нам по силам, объединив свой ресурс, реализовать свои дальнейшие планы по развитию нашего края.

Желаю вам успехов в делах и благополучия.

Благодарю за внимание.