Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2007 по делу N А28-7459/07-401/9 <Об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительными сделок по передаче имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, в казну муниципального образования> (Извлечение)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2007 г. по делу А28-7459/07-401/9

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2007 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 апреля 2007 года.

Арбитражный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУПП ЖКХ “Оричевское“

к МО Оричевский муниципальный район Кировской области

3-е лицо: управление по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам администрации Оричевского района Кировской области

о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки

при участии в заседании представителей:

от истца - П., конкурсный управляющий; К., по доверенности;

от ответчика - Н., по доверенности;

от 3-его лица - М., по доверенности;

установил:

МУПП ЖКХ
“Оричевское“ обратилось в Арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Оричевский район Кировской области о признании недействительными сделок по передаче имущества остаточной стоимостью 21.900.223 руб. 19 коп., принадлежащего МУПП ЖКХ “Оричевское“ на праве хозяйственного ведения в казну муниципального образования недействительной и применении последствий недействительности ничтожных сделок.

В ходе рассмотрения дела истец заявил о замене ненадлежащего ответчика администрации муниципального образования Оричевский район Кировской области на муниципальное образование Оричевский муниципальный район Кировской области.

Определением суда от 07.11.2006 г. ходатайство истца удовлетворено, на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена ответчика на муниципальное образование Оричевский муниципальный район Кировской области.

Истец также неоднократно уточнял предмет заявленного иска. В судебном заседании, назначенном на 13.04.2007 г. просит признать распоряжения администрации Оричевского района N 102 от 27.06.2001 г., N 611 от 27.09.2002 г., N 86 от 10.03.2004 г., N 53 от 27.01.2005 г., N 103 от 18.02.2005 г., N 108 от 18.02.2005 г., N 879 от 14.12.2005 г., N 483 от 30.12.2005 г. об изъятии из хозяйственного ведения МУПП ЖКХ “Оричевское“ имущества остаточной стоимостью 21.900.223 руб. 19 коп. недействительными, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия, а именно признать сделки по изъятию имущества недействительными, применить последствия их ничтожности: обязать ответчика возвратить все изъятое имущество, а в случае невозможности возвратить имущество в натуре, возместить его стоимость в деньгах по рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить
размер исковых требований.

Учитывая, что требование о признании недействительными распоряжений администрации Оричевского района об изъятии из хозяйственного ведения МУПП ЖКХ “Оричевское“ имущества остаточной стоимостью 21.900.223 руб. 19 коп. имеет свой самостоятельный предмет и основание и подлежит рассмотрению в порядке, определяемом гл. 24 АПК РФ, на основании ч. 1 ст. 49 АПК РФ суд отказал в принятии к рассмотрению требований в указанной части. В остальной части уточненные исковые требования приняты к рассмотрению.

По ходатайству ответчика, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено управление по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам администрации Оричевского района Кировской области.

В судебном заседании, назначенном на 13.04.2007 г. истец на удовлетворении заявленных требований настаивает, указав в обоснование, что распоряжениями администрации Оричевского района N 102 от 27.06.2001 г., N 611 от 27.09.2002 г., N 86 от 10.03.2004 г., N 53 от 27.01.2005 г., N 103 от 18.02.2005 г., N 108 от 18.02.2005 г., N 879 от 14.12.2005 г., N 483 от 30.12.2005 г. из хозяйственного ведения МУПП ЖКХ “Оричевское“ произведено изъятие имущества, принадлежащего истцу на праве хозяйственного ведения остаточной стоимостью 21.900.223 руб. 19 коп. (согласно приложению - “Перечень имущества, истребуемого по делу N А28-7459/06-401/9 на сумму 21.900.223 руб. 19 коп.“).

Считает, что изъятие собственником закрепленного за истцом имущества противоречит ст. 20 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, что является основанием для признания данных сделок недействительными и применении последствий их недействительности.

Кроме того, истец ссылается на то, что часть изъятого у предприятия имущества приобреталась за
счет собственных средств путем заключения договоров купли-продажи, часть имущества передана в хозяйственное ведение предприятия и улучшена им также за счет собственных средств. Часть имущества, приобретенного за счет собственных средств в хозяйственное ведение не передавалась и не могла быть изъята у предприятия.

Изъятие имущества непосредственно отразилось на предприятии, поскольку послужило препятствием к осуществлению уставной деятельности.

Ответчик исковые требования не признает, указав, что изъятие имущества произведено на основании заявлений МУПП ЖКХ “Оричевское“ с последующим принятием в казну муниципального образования.

Кроме того, по мнению ответчика, истцом пропущен предусмотренный ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности.

Третье лицо исковые требования не признает, поддерживает позицию, изложенную ответчиком.

Заслушав объяснения представителей участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, Арбитражный суд установил:

В течение 2001 - 2005 г. на основании распоряжений органов местного самоуправления МО “Оричевский муниципальный район“, в казну муниципального образования от МУПП ЖКХ “Оричевское“ принято имущество, в том числе:

1. По распоряжению комитета по управлению имуществом Оричевского района N 102 от 27.06.2001 г. “О смене владельца муниципального имущества“, на основании ст. 299 ГК РФ и просьбы МУПП ЖКХ “Оричевское“, из хозяйственного ведения предприятия изъято в оперативное управление “Управлению жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)“ администрации Оричевского района имущество согласно приложению N 1 (всего 45 наименований имущества, остаточной стоимостью 691.521,58 руб.).

2. По распоряжению администрации Оричевского района N 611 от 27.09.2002 г. “О формировании казны муниципального образования “Оричевский район“, принятому на основании решения Оричевской районной Думы N 8/5 от 30.11.2001 г. и заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“ из хозяйственного ведения предприятия изъято муниципальное имущество согласно приложения N 1 (остаточной стоимостью 914.316,80 руб.)

3. По распоряжению управления по экономике,
финансам, имуществу и земельным ресурсам Оричевского района N 86 от 10.03.2004 г. “О включении в состав казны муниципального образования “Оричевский район“, принятому на основании заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“ от 03.03.2004 г., из хозяйственного ведения предприятия изъят автомобиль ЗИЛ-133-ГЯ, год выпуска 1988, остаточной стоимостью 145.066,00 руб.

4. По распоряжению главы администрации Оричевского района N 53 от 27.01.2005 г. “О включении имущества в состав казны муниципального образования Оричевский район“, принятому в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, п. 3.3 “Положения о составе и порядке учета муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования Оричевский район“, утв. решением Оричевской районной Думы от 30.11.2001 г. N 8/5 и заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“, в казну муниципального образования от МУПП ЖКХ “Оричевское“ принято неиспользуемое здание пристроя-котельной, остаточной стоимостью 8.351,16 руб.

5. По распоряжению главы администрации Оричевского района N 103 от 18.02.2005 г. “О включении имущества в состав казны муниципального образования Оричевский район“, принятому на основании п. 3.3 “Положения о составе и порядке учета муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования Оричевский район“, утв. решением Оричевской районной Думы от 30.11.2001 г. N 8/5 и заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“, в казну муниципального образования от МУПП ЖКХ “Оричевское“ принято имущество остаточной стоимостью 21.142.711,00 руб.

6. По распоряжению главы администрации Оричевского района N 108 от 18.02.2005 г. “О включении имущества в состав казны муниципального образования Оричевский район“ принятому на основании п. 3.3 “Положения о составе и порядке учета муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования Оричевский район“, утв. решением Оричевской районной Думы от 30.11.2001 г. N 8/5 и заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“ в казну муниципального
образования от МУПП ЖКХ “Оричевское“ принято имущество, указанное в распоряжении (5 объектов остаточной стоимостью 320.557,00 руб.).

7. По распоряжению главы администрации Оричевского района N 879 от 14.12.2005 г. “О включении имущества в состав казны муниципального образования Оричевский район“, принятому на основании п. 3.3 “Положения о составе и порядке учета муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования Оричевский район“, утв. решением Оричевской районной Думы от 30.11.2001 г. N 8/5 и заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“ от 12.12.2005 г. в казну муниципального образования от МУПП ЖКХ “Оричевское“ принято имущество согласно приложению (остаточной стоимостью 153.373,26 руб.).

8. По распоряжению управления по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам Оричевского района N 483 от 30.12.2005 г. “О включении в состав казны муниципального образования Оричевский район“, принятого на основании заявления МУПП ЖКХ “Оричевское“ от 20.12.2005 г., из состава имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУПП ЖКХ “Оричевское“ исключены основные средства, согласно перечню (всего 5 наименований имущества, остаточной стоимостью 623.363,55 руб.).

В обоснование издания распоряжений ответчиком представлены письма МУПП ЖКХ “Оричевское“ с ходатайствами о принятии имущества в казну муниципального образования, в том числе:

письмо-ходатайство от 03.03.2004 г. о принятии имущества остаточной стоимостью 191.666 руб.;

письмо от 24.01.2005 г. о принятии имущества остаточной стоимостью 73.304,22 руб.

письмо-ходатайство от 19.01.2005 г. о принятии имущества остаточной стоимостью 24.187.693,34 руб.

письмо от 04.02.2005 г. о принятии имущества остаточной стоимостью 23.181.046,79 руб.

письмо б/д принятое ответчиком 15.02.2005 г. о принятии имущества остаточной стоимостью 320.557 руб.

письмо от 12.12.2005 г. с ходатайством о принятии имущества, указанного в распоряжении главы администрации Оричевского района N 879 от 14.12.2005 г.

письмо от 20.12.2005 г. с ходатайством о
принятии имущества, указанного в распоряжении главы администрации Оричевского района N 483 от 30.12.2005 г.

Давая оценку указанным обстоятельствам, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделка является результатом волеизъявления субъектов гражданских правоотношений, действующих своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ), который влечет наступление гражданско-правовых последствий.

Распоряжения о включении в состав казны муниципального образования “Оричевский район“, на которые ссылается истец, являются актами органов местного самоуправления, принимаемыми на основании ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и в силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ является самостоятельным основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

Оспаривание актов органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным ст. 168 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 103, 129 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ противоречит ст. ст. 12, 13 Гражданского кодекса РФ и может быть осуществлено в самостоятельном порядке.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела, данные распоряжения истцом не оспорены и в установленном порядке не признаны не соответствующими закону, при рассмотрении спора суд исходит из законности распоряжений о включении в состав казны муниципального образования “Оричевский район“.

С учетом положений ст. ст. 235, 236, 299 Гражданского кодекса РФ оценка правомерности изъятия имущества на основании распоряжений органов местного самоуправления не входит в предмет заявленного иска, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске срока исковой давности не имеют юридического значения.

Кроме того, учитывая, что в обоснование заявленного иска
истец ссылается на наличие признаков преднамеренного банкротства, суд считает, что истцом неправильно выбран способ защиты гражданских прав.

Указанные обстоятельства являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

При обращении в Арбитражный суд истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.

Учитывая тяжелое финансовое положение МУПП ЖКХ “Оричевское“, суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца и снизить размер госпошлины, подлежащей уплате в доход федерального бюджета до 500 руб. 00 коп.

Руководствуясь статьями ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с МУПП ЖКХ “Оричевское“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.