Законы и постановления РФ

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12.10.2006 N 14/02-06 <О выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в форме введения в оборот товара с незаконным использованием средств индивидуализации продукции> (вместе с “Предписанием УФАС РФ по Кировской области от 12.10.2006“) (Извлечение)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 октября 2006 г. N 14/02-06

(Извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 14/02-06 о нарушении ООО “В.1“ ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области поступило заявление ООО “В.“ о том, что в действиях ООО “В.1“ содержатся признаки нарушения ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. По мнению заявителя, нарушение заключается в следующем:

В мае 2006 г. был зарегистрирован хозяйствующий субъект со сходным названием “В.“, который при
этом осуществляет аналогичный вид деятельности - оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. ООО “В.“, зарегистрированное в декабре 2004 г., имеет преимущественное право на использование своего фирменного наименования.

Учитывая то, что данные действия являются актом недобросовестной конкуренции, запрещающим осуществление продажи, обмена или иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг (абзац 5 п. 1 ст. 10 Закона “О конкуренции...“), было возбуждено производство по делу.

На заседании Комиссии представители ООО “В.“ изложенные в заявлении требования поддержали, дополнительно пояснив, что в настоящее время, в связи с ужесточением требований к выдаче лицензий на продажу алкогольной продукции, использование другим хозяйствующим субъектом сходного наименования может повлиять на их репутацию.

Представитель ООО “В.1“ по существу данного дела пояснил, что “наименование хозяйствующего субъекта было придумано учредителем и до момента получения определения о возбуждении дела об уже существующей фирме никто не знал. Совпадение наименований чистая случайность. В процессе деятельности наши интересы не пересекались, так как наша организация осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками только в одном продуктовом магазине. Но если антимонопольным органом будет выдано предписание, то наименование будет изменено“.

Изучив имеющиеся документы и выслушав всех лиц участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО “В.1“ был нарушен абзац 5 п. 1 ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Выводы Комиссии основаны на следующем:

ООО “В.“ начало свою деятельность с декабря
2004 г. Основным видом деятельности данного хозсубъекта является оптовая и розничная продажа алкогольной продукции. В феврале 2006 г. была получена новая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции в 6 (шести) розничных торговых точках. В мае 2006 г. был зарегистрирован новый хозсубъект с аналогичным названием - ООО “В.1“. В соответствии с уставом данного предприятия его основным видом деятельности также является оптовая и розничная продажа алкогольной продукции. Лицензия на розничную продажу в магазине получена 31 июля 2006 г. Таким образом, оба хозяйствующих субъекта осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке - розничная продажа алкогольной продукции.

По правилам ст. 138 ГК РФ в случаях и в порядке, установленных названным Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

В статье 54 ГК установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. И ООО “В.“ первым в силу ст. 54 ГК приобрело исключительное право на использование своего наименования.

Кроме того, согласно п. п. 7, 8 и 11 Положения “О фирме“, утвержденного постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22.06.1927 и применяемого в части, не противоречащей действующему законодательству РФ (ст. 54 ГК РФ), не допускается включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение; право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках,
на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т.п.; всякий, кто обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения.

Таким образом, к фирменному наименованию, под которым коммерческая организация выступает в гражданском обороте и которое позволяет индивидуализировать ее в ряду других участников оборота с тем, чтобы правдиво отражать правовое положение юридического лица и не вводить в заблуждение участников гражданского оборота, законодатель предъявляет ряд требований: во-первых, фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму юридического лица (принцип истинности), во-вторых, фирменное наименование должно обладать признаками, которые бы не допустили смешения одной фирмы с другой. Из этого вытекает принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя (часть 2 статьи 138 ГК РФ).

Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ согласно пункту 1 статьи 10 признает самовольное использование чужого фирменного наименования недобросовестной конкуренцией. И согласно статье 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов либо промышленной или торговой деятельности конкурента.

Следовательно, использование ООО “В.1“ в своем наименовании, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, в
предложениях к продаже товаров, в рекламе сходного наименования, нарушает исключительное право ООО “В.“ на соответствующее фирменное наименование - средство индивидуализации юридического лица и является незаконным. Осуществляя один и тот же вид деятельности, оба хозяйствующих субъекта конкурируют на данном товарном рынке - розничная реализация алкогольной продукции. Недобросовестная конкуренция запрещена действующим законодательством.

Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ не допускается недобросовестная конкуренция в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Руководствуясь пунктом 1 ст. 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

решила:

1. Признать, что действия ООО “В.1“, выразившиеся в использовании сходного с заявителем наименования - средства индивидуализации другого хозяйствующего субъекта ООО “В.“, нарушают абзац 5 п. 1 ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, не допускающий недобросовестную конкуренцию в форме продажи, обмена и иного введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

2. Выдать ООО “В.1“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 12 октября 2006 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(Извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области на основании своего решения от 12 октября 2006 года по делу N 14/02-06 о нарушении ООО
“В.1“ абзаца 5 п. 1 ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограни чении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

ООО “В.1“ в месячный срок с момента получения предписания прекратить нарушение абзаца 5 п. 1 ст. 10 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а именно: прекратить использование в своем наименовании слова “В.“, являющегося средством индивидуализации другого хозяйствующего субъекта.

О выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области в течение трех дней после истечения срока на исполнение предписания с представлением соответствующих доказательств.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок.

Примечание. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с п. 2 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии