Законы и постановления РФ

Кассационное определение Нижегородского областного суда от 19.05.2009 по делу N 33-3686 Требование о предоставлении жилого помещения удовлетворено правомерно, так как факт наличия у лица, в интересах которого заявитель обратился в суд, права на внеочередное получение жилого помещения, размер жилой площади которого не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, подтвержден материалами дела.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г. N 33-3686

Судья Зуева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.В.,

судей Лазорина Б.П., Старковой А.В.

с участием: прокурора Нижегородской областной прокуратуры Смурова С.Н., представителей Администрации Кулебакского района по доверенности К., З.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2009 года по докладу судьи Старковой А.В. дело

по кассационной жалобе Администрации Кулебакского района Нижегородской области

на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 09 апреля 2009 г.

по иску Кулебакского городского прокурора Нижегородской области в интересах С. к Администрации Кулебакского района Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, Министерству жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области
о предоставлении жилого помещения,

установила:

Кулебакский городской прокурор Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах С. к Администрации Кулебакского района Нижегородской области в котором просил обязать Администрацию Кулебакского района Нижегородской области предоставить С. жилое помещение, площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм, за счет средств областного бюджета Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии при Администрации Кулебакского района от 02.04.2003 года С. поставлен на учет нуждающихся в получении жилья по программе дети-сироты. В настоящее время С. является учащимся <...> г. Кулебаки, Администрацией Кулебакского района ему выделено койко-место в комнате общежития по адресу: <...>. Администрацией училища, где обучается С., жилого помещения на время обучения ему не предоставлено.

Обращаясь в суд с заявлением в защиту жилищных прав вышеуказанной категории лиц, прокурор исходил из положений ст. 10 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, а также из того, что лицо, в защиту жилищных прав которого он выступил, находится в тяжелом материальном положении, социально незащищен, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд.

Прокурор указывает, что в соответствии с ч. 2
ст. 5 Закона Нижегородской области N 147-З от 10.12.2004 года (в редакции от 28.02.2007 года) “О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ указанные категории граждан, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не нижеустановленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

В соответствии с Законом Нижегородской области N 123-З “О жилищной политике в Нижегородской области“ от 07.09.2007 года в Нижегородской области действует целевая областная межведомственная программа “Дети-сироты“ на 2006 - 2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 09.09.2005 года.

Статьей 4 Закона Нижегородской области N 116-З “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений“ от 30 сентября 2008 года орган местного самоуправления наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. В рамках указанного Закона средства областного бюджета в форме субвенций направляются в бюджеты муниципальных образований и предназначаются для приобретения жилья лицам, рассматриваемой категории, которые не имели и не имеют закрепленного жилого помещения.

С., являясь лицом, из числа детей-сирот, обладающих правом на получение жилья на территории Кулебакского
района, до настоящего времени органом местного самоуправления жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании прокурор Вакина Т.В. иск поддержала.

В судебном заседании С. заявленные прокурором требования поддержал.

Представители ответчика Администрации Кулебакского района по доверенности К., З. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что С. в списке граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию “Кулебакский район“, значится под номером N <...>. Однако предоставление ему жилой площади невозможно из-за отсутствия поступлений денежных средств из областного бюджета. При поступлении субвенций из области С. будет обеспечен жильем.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В письменных возражениях на иск указано на то, что Правительство Нижегородской области по настоящему иску является ненадлежащим ответчиком, поскольку является высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области и в соответствии со ст. 21 Устава Нижегородской области не наделено полномочиями по предоставлению гражданам жилых помещений. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2007 года N 460 “Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области“ уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями
жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области. Законом Нижегородской области N 116-З “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений“ от 30 сентября 2008 года государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления. По мнению ответчика, прокурор не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском.

Представитель привлеченного судом в качестве соответчика Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области от 07.09.2007 “О жилищной политике в Нижегородской области“ имеет N 123-З, а не 123-N.

В письменном отзыве указано на то, что в настоящее время детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в
виде лишения свободы (далее также дети-сироты), жилые помещения предоставляются в рамках реализации областной целевой межведомственной программы “Дети-сироты“ на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 9 сентября 2005 года N 126-З, в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-N “О жилищной политике в Нижегородской области“. Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ установлено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти.

Законом Нижегородской области N 116-З “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений“ от 30 сентября 2008 года органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. В рамках указанного Закона средства областного бюджета в форме субвенций направляются в бюджеты муниципальных образований и предназначаются для приобретения жилья лицам, рассматриваемой категории, которые не имели и не имеют закрепленного жилого помещения.

С. включен в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в 2009 году за счет средств областного бюджета, представленный Администрацией Кулебакского района Нижегородской области, в соответствии с Положением о порядке формирования
сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года N 566.

Считают, что выделение жилого помещения С. должно быть произведено Администрацией Кулебакского района за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Представитель привлеченного в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГОУ НПО N <...> - Ш. полагала иск обоснованным.

Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 09 апреля 2009 года иск Кулебакского городского прокурора в интересах С. удовлетворен.

Администрация Кулебакского района Нижегородской области обязана предоставить С. жилое помещение площадью не ниже установленных действующих жилищным законодательством социальных норм за счет средств областного бюджета Нижегородской области.

В кассационной жалобе Администрации Кулебакского района поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно кассационной жалобы, представления.

В силу ч. 2 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Материалами дела установлено, что С., <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - С.Н.А. умерла 05.03.1998 г., отец С.В.М. умер 12.06.2007 года (л.д. 8 - 9), по решению Кулебакского городского суда от 17.12.1998 г. С.В.М. лишен родительских прав в отношении сына С.

Постановлением Администрации Кулебакского района Нижегородской области N <...> от 13 января 1999 г. С. был направлен в детское интернатное учреждение (л.д. 10).

Решением жилищной комиссии Администрации Кулебакского района Нижегородской области от 02.04.2003 года С. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в список детей-сирот на обеспечение жильем в рамках областной целевой программы “Дети-сироты“ с 02.04.2003 г. (л.д. 6, 19).

Из сообщения Кулебакского отдела УФРС по Нижегородской области от 01.11.2008 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права С. не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ от 05.11.2008 года N <...> С. не участвовал в приватизации, и не имеет собственного домовладения (л.д. 22 - 23).

Из справки N <...> от 07.04.2009 г. усматривается, что в 2008 году С. поступил в ГОУ НПО “Профессиональное училище
N <...>“ в г. Кулебаки и в настоящее время обучается на 2 курсе очного дневного обучения (л.д. 79).

Из Списка граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию “Кулебакский район“ на 01.01.2009 года следует, что С. состоит на очереди под N <...> с 02.04.2003 года. Основанием для постановки на учет является отсутствие закрепленного жилья и его проживание на съемной квартире.

Постановлением Администрации Кулебакского района Нижегородской области N <...> от 14.03.2005 года принято решение обеспечить С., <...> года рождения, по достижении 18-летнего возраста жилым помещением в соответствии с законодательством РФ (л.д. 19).

Исходя из указанного выше суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Кулебакского района жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено органами местного самоуправления, то есть Администрацией Кулебакского района Нижегородской области за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным.

Принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-ФЗ “О жилищной политике в Нижегородской области“ жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.

Статьей 15 указанного Закона Нижегородской области предусмотрено, что данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2007 года N 460 “Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области“ уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области.

Законом Нижегородской области N 116-З “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений“ от 30 сентября 2008 года государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления.

На основании ст. 8 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона Нижегородской области N 147-З от 10.12.2004 г. (в редакции от 04.07.2008 г.) “О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области“ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

Исходя из пункта 5.2 Перечня мероприятий областной целевой межведомственной программы “Дети-сироты“ на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 08.09.2008 года N 11-З “О внесении изменений в областную межведомственную программу “Дети-сироты“ на 2006 - 2010 годы ответственными исполнителями за обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, назначены Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 3 Положения “О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области“, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области N 566 от 2 декабря 2008 года, сводный список составляется Министерством жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов “предоставить С.“ пропущены слова “жилую площадь,“.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно возложил на Администрацию Кулебакского района обязанность предоставить С. как лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, за счет средств областного бюджета.

Доводы кассационной жалобы о невозможности предоставления жилой площади С. в силу недостаточного финансирования из областного бюджета обоснованно не приняты судом во внимание как несостоятельные.

Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя на то, что прокурор не обладает правом на обращение в суд с настоящим иском поскольку прокурор, обращаясь в суд в защиту жилищных прав детей вышеуказанной категории, исходил из положений статьи 10 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в редакции от 22.08.2004 г.), предоставляющей прокурору право обращения в суд с исковым заявлением в защиту прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Таким образом решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении настоящего дела судом не допущено существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.

Иные доводы кассационной жалобы были известны суду при рассмотрении дела по существу, получили в решении правильную юридическую оценку и обоснованно отклонены как несостоятельные.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 - 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 09 апреля 2009 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кулебакского района Нижегородской области без удовлетворения.