Законы и постановления РФ

Постановление президиума Нижегородского областного суда от 15.01.2009 по делу N 44-г-141/2009 Решение по делу о признании ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, о снятии данного помещения с регистрационного учета, о признании недействительным распоряжения районной администрации о включении спорного жилого помещения в число служебных жилых помещений, о признании права пользования жилым помещением за истцами и о вселении истцов в спорное жилое помещение отменено, дело направлено на новое рассмотрение для проверки обоснованности включения спорного жилого помещения в число служебных, а также для рассмотрения требования истцов о признании за ними права пользования жилым помещением по договору социального найма.

ПРЕЗИДИУМ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. N 44-г-141/2009

Президиум в составе:

председательствующего Каневского Б.С.

и членов президиума Лазорина Б.П., Попова В.Ф., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В.,

по докладу судьи областного суда Вавилычевой Т.Ю.,

с участием прокурора Нижегородской областной прокуратуры Шахнавазова Р.А., представителя Т.Н.Ю., Т.Н.К. - адвоката Плешкан И.А., представителя Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области по доверенности И., представителя Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района - главы Маргушинской сельской администрации К.А.В.

рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, по надзорной жалобе Т.Н.Ю., Т.Н.К.,

на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 23 апреля 2008 года

и определение судебной коллегии по гражданским делам
Нижегородского областного суда от 26 августа 2008 года

по иску Т.Н.Ю. к К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. о выселении, по иску Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, по иску Т.Н.Ю. к Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области о признании распоряжения N <...> от 15.07.2002 г. Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области “О включении в число служебных жилых помещений“ недействительным, признании за Т.Н.Ю., Т.А.К. права пользования жилым помещением по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...>, вселении в указанное жилое помещение,

установил:

предметом спора являлся жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...>.

03.04.1995 г. указанный дом ТОО “Маргуша“ был передан на баланс Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области (л.д. 52).

Распоряжением Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области N <...> от 15.07.2002 г. на основании письма главы Маргушинской сельской администрации спорный дом включен в число служебных жилых помещений для проживания лиц, имеющих право на служебные жилые помещения.

На момент разрешения спора в доме проживала семья К.А.В. - главы Маргушинской сельской администрации.

Т.Н.Ю. обратилась в суд с иском о выселении семьи К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. из спорного дома, указывая на то, что летом 2002 г. вместе со своей семьей (Т.Н.Ю., Т.Н.К., Т.А.К.) была вселена в спорный дом, поставлена на регистрационный учет по месту жительства в 2004 г. На время ремонта, проводимого Маргушинской сельской администрацией в доме, ее (истца) семья была вынуждена выехать из спорного помещения. Однако после проведения ремонта без законных оснований в
дом вселилась семья К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. (л.д. 2 - 4).

В процессе разрешения спора Т.Н.Ю., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Т.А.К., обратилась в суд с иском к Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области,

Дальнеконстантиновской районной администрации Нижегородской области о признании недействительным распоряжения N <...> от 15.07.2002 г., признании за Т.Н.Ю., Т.А.К. права пользования спорным домом и вселении в данное жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что не состоит и не состояла в трудовых отношениях с Маргушинской сельской администрацией, в связи с чем спорный дом не мог быть ей предоставлен в качестве служебного жилого помещения, Маргушинская сельская администрация не вправе распоряжаться спорным домом, поскольку не является собственником этого помещения в силу закона. Считает, что данное помещение является муниципальной собственностью и может принадлежать только Администрации Дальнеконстантиновского района, которой, в свою очередь, не выполнены требования закона, спорное помещение не включено в реестр муниципальной собственности и не зарегистрировано в установленном законом порядке, в том числе и в качестве служебного. Распоряжение N <...> от 15.07.2002 г. Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области о включении спорного дома в число служебных жилых помещений издано после вселения ее (Т.Н.Ю.) семьи, то есть в отношении несвободного жилого помещения. Исходя из положений ст. 14 ФЗ N 189-ФЗ “О введении в действие ЖК РФ“, считает, что она и члены ее семьи имеют право пользования спорным жилым помещением и не могут быть выселены из него без предоставления другого жилого помещения (л.д. 82 - 84).

Маргушинская сельская администрация Дальнеконстантиновского района Нижегородской области обратилась суд с иском к Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К., просила признать их утратившими право
пользования спорным жилым помещением и снять с регистрационного учета по основаниям, установленным п. 3 ст. 83, ч. 1 ст. 102, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ.

Требования мотивированы тем, что распоряжением N 3 от 20.01.2003 г. главы Маргушинской сельской администрации семье Т.Н.Ю. был выделен спорный дом для временного проживания, распоряжением N <...> от 06.01.2004 г. главы Маргушинской сельской администрации семье Т.Н.Ю. дано разрешение на регистрацию по месту жительства в спорном доме. Письменного договора найма или аренды жилого помещения с Т.Н.Ю. не заключалось. В октябре 2006 г. семья Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. выехала из спорного дома на постоянное место жительства в с. Суроватиха Дальнеконстантиновского района, <...>. Однако Т.Н.Ю. с регистрационного учета по месту жительства в спорном доме не снялась (л.д. 50 - 51).

Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 23 апреля 2008 года исковые требования Т.Н.Ю. к К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. о выселении из дома <...> с. Маргуша Дальнеконстантиновского района Нижегородской области удовлетворены.

К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. выселены в жилое помещение по месту регистрации: с. Маргуша Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, <...>.

В удовлетворении исковых требований Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета отказано.

В удовлетворении исковых требований Т.Н.Ю. к Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, о признании распоряжения N <...> от 15.07.2002 г. Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области “О включении в число служебных жилых помещений“ недействительным отказано.

Исковые требования Т.Н.Ю. к Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области о признании
за Т.Н.Ю., Т.А.К. права пользования служебным жилым помещением по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...>, вселении в указанное служебное жилое помещение удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 августа 2008 года вышеуказанное решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Маргушинской сельской администрацией Дальнеконстантиновского района Нижегородской области поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано на необоснованность выводов суда о том, что Маргушинская сельская администрация является ненадлежащим истцом, поскольку собственником дома <...> в с. Маргуша является Администрация Дальнеконстантиновского района. Однако в материалах дела имеется справка, выданная комитетом имущественных и земельных отношений администрации Дальнеконстантиновского района, согласно которой, жилое помещение по адресу: с. Маргуша Дальнеконстантиновского района, <...> в реестре объектов муниципальной собственности Дальнеконстантиновского района не числится. Таким образом, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Судами не учтено, что регистрация семьи Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. в спорном доме незаконна, противоречит требованиям п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713. Договора найма с Т.Н.Ю. не заключалось, ордер на вселение не выдавался.

В надзорной жалобе Т.Н.Ю., Т.Н.К. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения N <...> от 15.07.2002 г., признании права пользования жилым помещением, вселении Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. в жилое помещение - <...> в с. Маргуша ввиду существенных нарушений норм процессуального права. В обоснование
жалобы указано на то, что судом не разрешены исковые требования Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. о признании за ними права пользования жилым помещением по договору социального найма, с требованием о признании права пользования служебным жилым помещением Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. не обращались. Таким образом, суд вышел за пределы исковых требований.

18 ноября 2008 года дело истребовано в Нижегородский областной суд.

Определением судьи Нижегородского областного суда от 23 декабря 2008 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в заседании суда надзорной инстанции.

Президиумом удовлетворено ходатайство представителя Т.Н.Ю., Т.Н.К. - адвоката Плешкан И.А. о приобщении к материалам гражданского дела следующих документов: искового заявления Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Т.А.К., Т.Н.Ю., Т.Н.К. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, поданного в Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области 05.11.2008 г., копии распоряжения Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области N 666-р от 17.10.1997 г. “Об утверждении перечней предприятий, учреждений, реорганизованных сельхозпредприятий, колхозов, имущества, передаваемого в муниципальную собственность Дальнеконстантиновского района“, выписки из реестра муниципальной собственности Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Заслушав доклад судьи областного суда Вавилычевой Т.Ю., обсудив доводы надзорных жалоб, выслушав лиц, участвовавших при рассмотрении дела, заключение прокурора, полагавшего отменить судебные постановления ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права, президиум находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В тексте документа, видимо,
допущена опечатка: в Конституции Российской Федерации статья 215 отсутствует.

При разрешении спора районным судом и судебной коллегией не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора с учетом положений ст. 131, 215 Конституции РФ, ст. 19 ЖК РФ, ст. 1, 29 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. Кроме того, судами допущено нарушение норм процессуального права - п. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Отказывая Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области в удовлетворении исковых требований о признании семьи Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. утратившими право пользования спорным жилым помещением, районный суд (и с ним согласилась судебная коллегия) пришел к выводу о том, что Маргушинская сельская администрация является ненадлежащим истцом, поскольку спорное жилое помещение может находиться только в собственности муниципалитета Дальнеконстантиновского района, и именно данный орган местного самоуправления вправе выступать в отношении этого жилья как собственник.

При этом суд руководствовался положениями ст. 294 ГК РФ (право хозяйственного ведения), ст. 296 ГК РФ (право оперативного управления), постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, распоряжением Президента РФ N 114 от 18.03.1992 г. “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности“, Положением N 114 от 18 марта 1992 г. “Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“.

Вышеуказанные выводы судов первой и второй инстанции, нельзя признать законными, поскольку
не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 1 ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (действовавшего до 01.01.2009 г. в период спорных правоотношений) закреплено понятие муниципального образования, к которому отнесено: городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Статьей 2 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, вступившего в силу 01.01.2009 г., также определено понятие муниципальных образований, муниципального района, органов местного самоуправления.

При этом указано, что сельское поселение - одно или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 34 указанного Закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и
обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), в состав муниципальной собственности входит, в том числе, жилищный фонд и нежилые помещения.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Указанное согласуется с положениями п. 1, 2 ст. 19 ЖК РФ, устанавливающих, что в собственности муниципального образования может находиться муниципальный жилищный фонд.

Из изложенных выше нормативно-правовых актов следует, что к муниципальным образованиям, которые могут иметь жилой фонд, отнесены и сельские поселения, органами местного самоуправления в которых являются сельский совет как представительный орган местного самоуправления и сельская администрация как исполнительно-распорядительный орган.

Указанное не противоречит нормативно-правовым актам, которые применены судом при разрешении исковых требований Маргушинской сельской администрации.

Из заявлений Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области (л.д. 30, 31) следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...>, в реестре муниципальной собственности Дальнеконстантиновского
муниципального района Нижегородской области не значится, дом находится на балансе Маргушинской сельской администрации.

Согласно акту приемки-передачи основных средств от ТОО “Маргуша“ от 03.04.1995 г., спорный дом был передан Маргушинской сельской администрации (л.д. 52).

Распоряжением Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района N 1 от 10.02.1998 г. спорному жилому дому присвоен почтовый адрес: с. Маргуша, <...>. В распоряжении имеется указание на отнесение данного дома к муниципальному фонду (л.д. 53).

Вместе с тем, из документов, представленных адвокатом Плешкан И.А., а также объяснений представителя Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области И., следует, что спорный дом ранее имел почтовый адрес: с. Маргуша, <...>, об изменении почтового адреса указанного дома, Маргушинская сельская администрация Администрацию Дальнеконстантиновского района Нижегородской области не известила.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, жилой дом, 1970 года ввода, расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...> зарегистрирован в реестре муниципальной собственности Дальнеконстантиновского района, реестровый номер <...>, и передан на праве оперативного управления на баланс Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.

Устав Маргушинской сельской администрации, определяющий полномочия данного органа, входящего в систему местного самоуправления, судом не исследовался.

Таким образом, судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: местонахождение (адрес) и принадлежность спорного объекта недвижимого имущества, полномочия Маргушинской сельской администрации в отношении данного объекта, в том числе и в части предоставления спорного жилого помещения для проживания семье Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К.

Без установления данных обстоятельств, вывод судов первой и второй инстанций о том, что Маргушинская сельская администрация является ненадлежащим истцом нельзя признать правильным.

Кроме того, при разрешении исковых требований Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. судом допущено существенное нарушение норм процессуального права - п. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Как следует из материалов дела, Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. просили признать за ними права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма, указывая на то, что данное помещение не отвечает требованиям служебного жилого помещения. При этом стороной оспаривалось распоряжение Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области N <...> от 15.07.2002 г. о включении спорного жилого помещения в число служебных.

Судом удовлетворены требования о признании за Т.Н.Ю., Т.А.К. права пользования служебным жилым помещением.

Между тем, с такими требованиями Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. в суд не обращались.

Допущенные судами первой и второй инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению спора, а по требованию Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. признать за ними право пользования жилым помещением по договору социального найма решение судом не постановлено.

Без устранения допущенной судебной ошибки невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области и процессуального права Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. на получение решения суда в рамках заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

Установлено, что в производстве Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области имеется гражданское дело по иску Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К., предъявленного в порядке ст. 301, 304 ГК РФ, об истребовании имущества - жилого дома по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...> из незаконного владения.

С учетом изложенного, суду при рассмотрении спора, следует обсудить вопрос об объединении данных гражданских дел в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения в порядке п. 4 ст. 151 ГПК РФ, поскольку такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда,

постановил:

решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 23 апреля 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 августа 2008 года по иску Т.Н.Ю. к К.А.В., К.Л.А., К.Е.А., К.В.А. о выселении, по иску Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области к Т.Н.Ю., Т.А.К., Т.Н.К. о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, по иску Т.Н.Ю. к Маргушинской сельской администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области о признании распоряжения N <...> от 15.07.2002 г. Администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области “О включении в число служебных жилых помещений“ недействительным, признании за Т.Н.Ю., Т.А.К. права пользования жилым помещением по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, с. Маргуша, <...>, вселении в указанное жилое помещение отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий

Б.С.КАНЕВСКИЙ