Законы и постановления РФ

Постановление Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе от 26.12.2008 N 1 “О состоянии экологической безопасности на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа“

КОЛЛЕГИЯ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛНОМОЧНОМ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2008 г. N 1

О СОСТОЯНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Рассмотрев вопрос о состоянии экологической безопасности в Приволжском федеральном округе, совещание отмечает, что высокий природно-ресурсный потенциал округа, развитые промышленность и сельское хозяйство оказывают значительную антропогенную нагрузку на природную среду, определяют факторы воздействия на состояние заболеваемости и демографические показатели населения.

В округе остро стоит проблема загрязнения водных объектов и качества питьевой воды. Ключевыми причинами их неудовлетворительного состояния являются сброс без очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и сточных вод, неудовлетворительная эксплуатация морально и физически устаревших,
крайне изношенных и не соответствующих по своей мощности объему сбрасываемых стоков очистных сооружений, отсутствие очистных сооружений, захламление прибрежной полосы и водоохранной зоны и их самовольные захваты.

На долю Волжского бассейна приходится более трети общего объема сброса сточных вод России. В 2007 г. в Приволжском федеральном округе в водные объекты р. Волги сброшено более 1,7 млрд куб. м недостаточно очищенных сточных вод, из них 516 млн куб. м вообще без очистки.

Недостаточность инженерной защиты существующих волжских водохранилищ приводит к переработке и размыву берегов. Актуальна проблема загрязнения и захламления р. Волги, ее притоков и водохранилищ выбывшими из эксплуатации плавательными средствами. Процесс их выявления, обнаружения и извлечения является очень трудоемким. Органы местного самоуправления крайне редко принимают меры к постановке на специальный учет бесхозяйных плавсредств, практически не используют полномочия по принятию бесхозяйных судов на свой баланс.

Продолжающееся систематическое загрязнение рек и водоносных горизонтов сказывается на обеспеченности питьевой водой населения округа. Наиболее ее низкий процент отмечается в Пензенской области (62%), Саратовской области (67%) и Республике Мордовия (67%).

Несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям обусловлено прежде всего отсутствием необходимого комплекса сооружений водоподготовки и их низким санитарно-техническим состоянием. В населенных пунктах с централизованным водоснабжением происходит вторичное микробное загрязнение питьевой воды, что не позволяет гарантировать исключение случаев инфицирования населения. Износ водопроводно-канализационных сетей и технологического оборудования в среднем по округу составляет от 40 до 70 процентов.

Серьезные и массовые нарушения, допускаемые при утилизации, переработке и захоронении токсичных промышленных отходов, а также твердых бытовых отходов обостряют и без того неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Существующие полигоны твердых бытовых отходов практически повсеместно исчерпали свои возможности, являются постоянными источниками
загрязнения земли, вод, атмосферы. Значительный вред наносят неутилизированные химические вещества, ядохимикаты и пестициды с истекшими сроками хранения.

В округе распространены факты безлицензионного обращения с опасными отходами, отсутствия у юридических лиц паспортов отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, отсутствия документов на эксплуатацию полигонов (паспортов на полигоны), несанкционированные свалки.

Региональными и местными властями не уделяется должного внимания проблеме утилизации отходов. Явно недостаточно средств, выделяемых для решения проблемы их экологически безопасного обращения.

Особую обеспокоенность вызывают проблемы утилизации одних из наиболее опасных видов отходов - биологических, а также содержания сибиреязвенных скотомогильников. Анализ состояния и содержания сибиреязвенных захоронений показывает, что только треть из них соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил. Не выделяются необходимые средства для решения вопроса переноса, обеззараживания, санации сибиреязвенных скотомогильников из водоохранных зон, мест постоянного затопления, жилой застройки.

Неоценима роль лесов в регулировании водного стока, предотвращении эрозии и сохранении почв, в обогащении атмосферы кислородом, сдерживании изменений климата, поддержании биологического разнообразия. Между тем в округе имеют место бесконтрольность и нарушения процедур предоставления лесных участков, пользования ими, нарушения принципа платности природопользования, многообразие форм криминальной активности (хищения, незаконный вывоз, безвозмездное пользование), самовольные рубки.

Причинами неблагополучного положения дел также являются попустительство, невысокая эффективность, неполнота и несвоевременность осуществления контрольно-надзорных функций.

Требует развития система всестороннего комплексного экологического мониторинга. Между тем сеть Росгидромета не обладает достаточным количеством постов контроля окружающей среды. В округе от нормативного действуют лишь около 60%.

Многообразие причин неблагополучной экологической обстановки и условий, им способствующих, определяет комплексность мер их предупреждения. Назрела необходимость глубокого и детального решения вопросов, направленных на совершенствование организации и повышение
экологической безопасности, способных улучшить экологическую ситуацию в округе.

Необходимы совершенствование экономических механизмов охраны окружающей среды, стимулирование внедрения новых современных ресурсосберегающих технологий, поддержка экологического предпринимательства и инновационных проектов в природоохранной деятельности.

В целях дальнейшей координации деятельности органов государственной власти, правоохранительных и надзирающих органов, органов местного самоуправления и прокуратуры в данной сфере совместное совещание постановило:

1. Главному управлению МВД России по Приволжскому федеральному округу, совету начальников органов федеральной службы безопасности в Приволжском федеральном округе, территориальным органам МВД (МВД, УВД, ГУВД, УВДТ) и ФСБ России в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:

1.1. Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации округа, органами местного самоуправления, руководством хозяйствующих субъектов выработать и осуществить дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности объектов водоснабжения, трубопроводов и других уязвимых объектов от преступных посягательств.

1.2. Мерами оперативно-розыскного характера и повышением уровня физической охраны обеспечить антитеррористическую защищенность объектов водоснабжения.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору:

2.1. Обеспечить системный надзор за деятельностью уполномоченных органов государственной власти и управления, особенно в части полноты и своевременности осуществления ими контрольно-надзорных и управленческих полномочий в отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых создает потенциальную угрозу экологической безопасности. Использовать весь комплекс предоставленных законом полномочий с целью их понуждения к принятию исчерпывающих мер, направленных на реальное устранение выявленных нарушений закона и возмещение ущерба, причиненного в результате неправомерных действий. Особое внимание уделять обеспечению ими качества питьевой воды, исполнению законодательства об отходах производства и потребления, а также содержанию скотомогильников.

2.2. Тщательно изучать принимаемые региональными органами государственной власти и местного самоуправления нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны окружающей среды,
природопользования и экологической безопасности. Безотлагательно реагировать на все факты противоречащего федеральному законодательству нормотворчества, активно участвовать в правотворческом процессе, обеспечивая превентивность надзора.

2.3. Активизировать надзор за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел по выявлению и пресечению преступлений экологической направленности. Провести сверки направленных в правоохранительные органы материалов контролирующих органов о нарушениях законодательства в сфере экологической безопасности, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний.

2.4. Обеспечить действенность и упреждаемость надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических преступлениях, а также за законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

3. Рекомендовать территориальным подразделениям Федерального агентства водных ресурсов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:

3.1. Совместно с уполномоченными региональными органами государственной власти обеспечить полный охват водопользователей соответствующими разрешительными документами на право пользования водными объектами, средствами учета воды на водозаборах, средствами учета и контроля качества сбрасываемых сточных вод.

3.2. Совершенствовать информационное обеспечение системы управления водными ресурсами, качеством вод.

3.3. Обеспечить формирование условий, стимулирующих внедрение систем повторно-оборотного водопользования, использование малоотходных технологий очистки стоков.

3.4. Активизировать взаимодействие с общественными экологическими организациями в целях повышения роли общественности в охране водных объектов, предотвращении их засорения и загрязнения.

3.5. Обеспечить выполнение в полном объеме обязательств перед федеральным бюджетом по поступлению платы за пользование водными объектами.

3.6. Обеспечить своевременное информирование правоохранительных органов и прокуратуры обо всех уголовно наказуемых фактах нарушений законодательства в сфере пользования водными объектами.

3.7. Возобновить практику выпуска ежегодных сборников “О состоянии окружающей среды бассейна реки Волги“ с доведением их до руководства всех субъектов Российской Федерации, находящихся в бассейне р. Волги и заинтересованных ведомств.

4. Приволжскому региональному центру МЧС России:

4.1. Совместно
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.06.2009 запланировать и организовать проведение проверок готовности бригад по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на крупных нефтехранилищах, нефтепроводах и объектах нефтегазовой отрасли.

4.2. В течение II полугодия 2009 г. организовать проверки исполнения планов по обеспечению питьевой водой региональных и районных центров при выходе из строя основных источников водоснабжения. О результатах проведенной работы проинформировать аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

5. Верхне-Волжскому межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, территориальным управлениям и центрам по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:

5.1. Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, рассмотреть возможность увеличения количества пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды.

5.2. Проработать с заинтересованными контролирующими органами вопрос издания ежегодного обзора экологической обстановки на территории Приволжского федерального округа.

5.3. Обеспечить своевременное информирование с передачей необходимых материалов соответствующим правоохранительным органам и прокуратуре обо всех выявленных фактах экстремально высокого загрязнения окружающей среды.

5.4. До 10.03.2009 направить в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе предложения о развитии системы мониторинга окружающей среды в бассейне р. Волги.

6. Межрегиональному территориальному управлению Ростехнадзора по Приволжскому федеральному округу:

6.1. Обеспечить полное и своевременное поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты различных уровней.

6.2. До 01.04.2009 направить собственникам опасных производственных объектов рекомендации по усилению контроля за соблюдением сроков проведения технического диагностирования и ремонту оборудования.

6.3. Обеспечить постоянный контроль за деятельностью опасных производственных объектов и объектов магистрального трубопроводного транспорта, в соответствии с действующим законодательством осуществить
дополнительные проверки организаций, допустивших факты загрязнения окружающей среды.

6.4. Проконтролировать принятие исчерпывающих мер собственниками продукто- и нефтепроводов по оценке их технического состояния.

6.5. Обеспечить своевременное информирование соответствующих правоохранительных органов и прокуратуры обо всех уголовно наказуемых фактах загрязнения окружающей среды.

6.6. В целях совершенствования федерального законодательства в сфере экологической безопасности до 10.03.2009 направить в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе свои предложения по данному вопросу, в том числе по организации обязательного страхования экологической ответственности предприятиями и организациями.

7. Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу:

7.1. До 01.08.2009 совместно с территориальными органами Росводресурсов, Ростехнадзора в соответствии с действующим законодательством осуществить проверки возможных источников загрязнения, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, находящихся в федеральной собственности.

7.2. Принимать исчерпывающие меры административного воздействия в отношении юридических и должностных лиц, не выполняющих требования экологической безопасности производства, в т.ч. с решением вопроса о приостановке их деятельности через судебные органы.

7.3. До 01.05.2009 провести анализ эффективности реагирования на вынесенные территориальными органами Росприроднадзора предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, постановлений о возбуждении административных производств в данной сфере деятельности, а также анализ применения мер предупредительного, профилактического и ограничительного характера.

К 01.06.2009 соответствующую информацию представить в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

7.4. Проработать вопрос организации в I полугодии 2009 г. комплексных и целевых проверок предприятий и организаций, допустивших аварии со сбросом сверхнормативного количества загрязняющих веществ в поверхностные водоемы.

7.5. Обеспечить своевременное информирование соответствующих правоохранительных органов обо всех уголовно наказуемых фактах нарушения законов об охране окружающей среды
и законодательства о природопользовании.

7.6. В целях совершенствования федерального законодательства в сфере экологической безопасности до 10.03.2009 направить в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе конкретные предложения в части:

- установления более жестких дифференцированных нормативов качества окружающей среды с учетом социальной и экологической ценности территории;

- изменений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на ужесточение наказания за нарушения требований по охране окружающей среды для должностных и физических лиц;

- обязательного страхования экологической ответственности предприятиями и организациями.

8. Территориальным органам Роспотребнадзора, находящимся в пределах Приволжского федерального округа:

8.1. Организовать регулярный мониторинг качества питьевой воды. Своевременно принимать меры реагирования при ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации. Представлять соответствующую информацию в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

8.2. Обеспечить выполнение проверок гигиенических требований качества воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.

8.3. В соответствии с действующим законодательством рассмотреть вопрос о проведении дополнительных проверок по организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и поддержанию в них соответствующего режима.

8.4. Принять все возможные меры административного воздействия к хозяйствующим субъектам, не решающим вопросы обустройства и оптимизации санитарно-защитных зон водных объектов.

8.5. Обеспечить своевременное информирование соответствующих правоохранительных органов и прокуратуры обо всех уголовно наказуемых фактах нарушения законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой.

8.6. В целях совершенствования федерального законодательства в сфере экологической безопасности до 10.03.2009 направить в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе свои предложения, в том числе по организации обязательного страхования экологической ответственности предприятиями и организациями.

9. Рекомендовать органам государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа:

9.1. В ходе планирования социально-экономического развития субъекта
Российской Федерации предусмотреть разработку концепции (стратегии) обеспечения экологической безопасности региона в качестве необходимой составной части.

9.2. Обеспечить надлежащий уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований, направленной на финансирование проектирования, строительства и реконструкции систем водоотведения и водопотребления.

Разработать систему мер по поддержке хозяйствующих субъектов, внедряющих современные системы очистки воды.

9.3. Проанализировать ход выполнения региональных целевых программ по улучшению качества питьевой воды, при необходимости принять все меры к их выполнению.

9.4. Обеспечить выполнение мероприятий, направленных на поиск и создание альтернативных источников водоснабжения крупных населенных пунктов, а также резервных источников водоснабжения.

9.5. До 01.07.2009 принять необходимые меры к прекращению самовольного пользования хозяйствующими субъектами поверхностными водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод при отсутствии договора на водопользование или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

9.6. До 01.12.2009 совместно с территориальными органами Федерального агентства по недропользованию и органами местного самоуправления провести работу по выявлению бесхозяйных скважин добычи подземных вод. Принять необходимые меры к установлению их собственников либо совместно с органами местного самоуправления - по принятию их на баланс муниципальных образований и последующей консервации.

9.7. Совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и органами местного самоуправления активизировать работу по организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и принять необходимые меры по их обустройству.

Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке проектов зон санитарной охраны наносить их утвержденные границы на планшет генпланов городских и сельских поселений как линии градостроительного регулирования.

9.8. Рекомендовать органам местного самоуправления внедрять новые системы водоснабжения, включая сертифицированные бытовые и коллективные (для многоэтажных и отдельно стоящих групп домов) водоочистные устройства для доочистки водопроводной воды в пунктах ее конечного потребления.

Решить вопрос организации в сельских районах
специализированных служб, осуществляющих эксплуатацию коллективных источников питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов, обеспечив при этом их полный охват производственным лабораторным контролем.

9.9. В установленном законом порядке практиковать проведение комплексных проверок деятельности хозяйствующих субъектов с привлечением специалистов уполномоченных органов власти федерального и регионального уровня, а также общественных экологических организаций.

9.10. В рамках собственной компетенции, совместно со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти ужесточить контроль за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических норм в области обращения с опасными отходами производства и потребления, а также в процессе производственной деятельности предприятий и организаций, особенно расположенных в водоохранных зонах водных объектов.

9.11. Разработать и довести до сведения хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления рекомендации по повышению эффективности деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке и утилизации отходов, а также по созданию рынка вторичного сырья, позволяющего использовать ресурсный потенциал отходов.

9.12. Рассмотреть возможность ведения регионального кадастра отходов.

9.13. При разработке региональных программ по эпизоотологическому благополучию территорий предусматривать в них мероприятия по надлежащему содержанию скотомогильников, включая меры по совершенствованию системы учета скота с целью его охвата профилактическими прививками.

9.14. Проработать с органами местного самоуправления вопрос о принятии на баланс бесхозяйных скотомогильников с оформлением права собственности на земельные участки.

9.15. Совместно с органами местного самоуправления и заинтересованными ведомствами организовать проведение исследований проб почвы в лабораториях специализированных научно-исследовательских институтов на содержание спор и форм возбудителей сибирской язвы, отобранных в санитарно-защитных зонах сибиреязвенных скотомогильников, расположенных в радиусе менее 1 км от населенных пунктов, с целью решения вопроса о достаточности санитарно-защитной зоны или ее сокращении.

9.16. Проанализировать и при необходимости внести корректировки в механизм взаимодействия со всеми заинтересованными структурами в части обмена информацией о состоянии окружающей среды, ввести в практику ежегодный выпуск аналитических обзоров о состоянии и изменении окружающей среды в регионе.

9.17. Совместно с органами Росгидромета принять меры по организации территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды.

10. Аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:

10.1. В первом квартале 2009 г. рассмотреть вопрос об обращении в Правительство Российской Федерации с предложениями по совершенствованию федерального законодательства в сфере экологической безопасности и обязательного страхования экологической ответственности.

10.2. Подготовить предложения в Росгидромет о развитии системы мониторинга окружающей среды в бассейне р. Волги и учете их в разрабатываемой в настоящее время Федеральной целевой программе “Модернизация и развитие системы государственного мониторинга окружающей среды“.

Полномочный представитель

Президента Российской Федерации

в Приволжском федеральном округе

Г.А.РАПОТА

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

Э.А.ВАЛЕЕВ