Законы и постановления РФ

Постановление кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 15.03.2001 по делу Арбитражного суда Липецкой области N 90/10, 167/11-01

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 марта 2001 г. Дело N 90/10, 167/11-01

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа рассмотрев кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Липецкой области на решение от 10.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2001 Арбитражного суда Липецкой области по делу N 90/10, 167/11,

постановил:

ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат“ обратилось с иском о признании недействительным подпункта 2.2 пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 в части установления тарифов на электрическую энергию для ОАО “НЛМК“, а также подпункта 5.2 пункта 5 протокола заседания РЭК Липецкой области N 7
от 23.12.99, устанавливающего тарифы на электрическую энергию на 2000 год для ОАО “НЛМК“ с момента их издания.

Решением от 10.11.2000 Арбитражного суда Липецкой области подпункт 2.2. пункта 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99 в части установления тарифов на электрическую энергию для истца и подпункт 5.2. пункта 5 протокола N 7 от 23.12.99 в части сохранения действующих тарифов для истца признаны недействительными. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты как принятые в связи с неправильным применением норм материального права и в иске отказать.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, установлено следующее.

Протоколом N 3 от 21.05.99 РЭК Липецкой области произвела регулирование тарифов на электрическую энергию и установила для истца, ОАО “НЛМК“, следующие размеры тарифов: с 01.06.99 - 0,22 руб./кВт/час - плата за 1 кВт/час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт - плата за 1 кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц; с 01.10.99 - 0,25 руб./кВт/час потребленной электроэнергии и 75,07 руб./кВт максимальной нагрузки (мощности) в месяц (п/п. 2.2 п. 2 протокола N 3 заседания РЭК Липецкой области от 21.05.99, п. 3 приложения N 8 к названному протоколу). Этим же приложением установлены тарифы для других промышленных потребителей, для сельскохозяйственных потребителей, потребителей непромышленной и социальной сферы, населения и т.д.

Подпунктом 5.1 пункта 5 протокола N 7 от 23.12.99 РЭК Липецкой области утверждены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от сетей ОАО “Липецкэнерго“ и оптовых потребителей - перепродавцов для населения и сельхозпотребителей.

Подпунктом 5.2 протокола N 7 принято к сведению, что в соответствии с расчетами при условии
повышения с 01.03.2000 тарифов на электрическую энергию для населения и сельхозпотребителей действующие тарифы для остальных потребителей обеспечивают самофинансирование ОАО “Липецкэнерго“ и оптовых потребителей - перепродавцов в 2000 году.

В соответствии со ст. 2, 4, 12 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов.

22.03.99 (письма от 22.03.99 N 02-610 и от 12.11.99 N 02-2771) ОАО “Липецкэнерго“ обратилось в РЭК Липецкой области о пересмотре тарифов на электрическую энергию для потребителей Липецкой области. К этим письмам были приложены расчеты тарифов на электрическую энергию (т. 1, л.д. 9 - 48).

Процесс представления предложений установления и применения тарифов регламентирован “Порядком утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (утвержден Постановлением Правительства РФ N 121 от 04.02.97 в редакции от 31.10.99).

В соответствии с п. 7 раздела II Порядка утверждения и применения тарифов перед обсуждением предложений на заседании региональной комиссии они должны быть рассмотрены экспертным советом региональной комиссии.

В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов региональная комиссия или организация электроэнергетики и энергоснабжающая организация могут привлекать независимых экспертов, с оформлением экспертного заключения.

В случае, если организация электроэнергетики не согласна с результатами экспертизы, региональная комиссия может направить предложения на повторную экспертизу другим экспертам.

Принимая решение по заявленному иску, суд исходил из того, что регулирование тарифов РЭК Липецкой области осуществляла путем индексации ранее утвержденных тарифов, в том числе и при регулировании тарифов 21.05.99, что является нарушением п. 15 “Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории
РФ“.

Вместе с тем соответствующее экономическое обоснование планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов изложены в таблицах 4, 5, 6, 7 экспертного заключения по представленным ОАО “Липецкэнерго“ и оптовым потребителям материалам по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию на 1999 год (т. 3, л.д. 6 - 11).

Как указывает заявитель жалобы, в таблицах к экспертному заключению осуществлено обеспечение экономической обоснованности затрат организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.

Регулирование тарифов на заседании 21.05.99 РЭК Липецкой области осуществляла в соответствии с действующим законодательством: обеспечена открытость процесса установления тарифов (представители ОАО “НЛМК“ получили возможность заранее ознакомиться с этим заключением), обеспечена процедура рассмотрения, утверждения и применения тарифов; за основу расчетов по обоснованию и регулированию тарифов взят баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы.

В этой связи арбитражному суду при новом рассмотрении дела необходимо исследовать указанные выше обстоятельства и дать им оценку.

Арбитражным судом не исследован довод ответчика о том, что установление льготных тарифов на электроэнергию для религиозных объединений, предприятий народных художественных промыслов и обществ инвалидов не повлияло на размер тарифа для ОАО “НЛМК“.

По данным энергоснабжающих организаций данные категории льготников потребляют электрической энергии около 4,7 млн. кВт/ч в год (3,4 млн. кВт/ч - религиозные объединения и общества инвалидов, 1,3 млн. кВт/ч - предприятия народных художественных промыслов). Протоколом РЭК N 3 от 21.05.99 для предприятий народных художественных промыслов был установлен льготный тариф в размере 27 коп./кВт.ч, а для религиозных объединений и обществ инвалидов - 18,3 коп./кВт.ч, тогда как для остальных непромышленных потребителей - 41 коп./кВт.ч с 01.10.99. Расчет
показывает, что размер выпадающих доходов ОАО “Липецкэнерго“ от предоставления льгот данным организациям составил за период с 01.06.99 по 31.12.99 0,58 млн. руб. В перерасчете на 1 кВт/ч полезноотпущенной электроэнергии это составляет 0,00014 руб./кВт.ч. Поскольку тарифы на электроэнергию и мощность для потребителей области установлены протоколом РЭК от 21.05.99 N 3 в рублях и округлены только до второго знака (например, для ОАО “НЛМК“ - 0,33 руб./кВт.ч в перерасчете на одну ставку), очевидно, что льготы для указанных потребителей никак не повлияли на размер тарифа для ОАО “НЛМК“.

По имеющимся в деле доказательствам сделать вывод о том, что установленные льготы повлияли на размер тарифов для ОАО “НЛМК“, что, в свою очередь, повлекло изъятие дополнительных средств у истца в пользу третьих лиц, чем нарушены его права и законные интересы, не представляется возможным.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо предложить сторонам представить расчет влияния льготных тарифов для религиозных организаций, организаций инвалидов и народных художественных промыслов на тариф для истца, при необходимости предложить сторонам произвести экспертизу экономических расчетов.

С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ст. 175, 176, 177 АПК РФ,

постановил:

Решение от 10.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.2001 Арбитражного суда Липецкой области по делу N 90/10, 167/11 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.