Законы и постановления РФ

Определение Нижегородского областного суда от 20.03.2007 по делу N 33-1487 <Решение о признании права собственности на здание, о признании недействительным договора о совместной деятельности, о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о признании недействительным договора аренды земельного участка, об освобождении незаконно занимаемого здания, об устранении препятствий в пользовании собственностью оставлено без изменения, так как ответчиком не представлено доказательств его участия своими силами и средствами в строительстве спорного здания>

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 марта 2007 года Дело N 33-1487

(извлечение)

20 марта 2007 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Давыдова А.П. и судей Погорелко О.В., Цыпкиной Е.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Давыдова А.П. дело по жалобе Н.С.В. на решение Кстовского городского суда от 25 января 2007 г. по делу по иску М.Д.П. к Н.С.В., администрации Кстовского района, Кстовскому отделу управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, обществу с ограниченной ответственностью “Бугси“, г. Нижний Новгород, о признании права собственности на здание кафе-шашлычной, признании недействительным договора о совместной деятельности от 1 августа 2002 года, признании
недействительными записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельства о регистрации права собственности, признании недействительными распоряжений администрации Кстовского района за N <...> от 15 ноября 2000 года, за N <...> от 16 апреля 2001 года, за N <...> от 21 сентября 2001 года, признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным акта приемки законченного строительством объекта от 1 апреля 2001 года, иску Н.С.В. к М.Д.П. об освобождении незаконно занимаемого здания, об устранении препятствий в пользовании собственностью,

установила:

истец М.Д.П. обратился в суд с иском к Н.С.В., администрации Кстовского района, Кстовскому отделу УФРС по Нижегородской области, ООО “Бугси“, г. Нижний Новгород, с вышеуказанными требованиями по поводу оспаривания прав на отдельное здание кафе-шашлычной и земельный участок, расположенные в д. Афонино Кстовского района, на автодороге “Восточный подъезд г. Нижний Новгород“.

В судебном заседании истец свой иск поддержал и пояснил, что 30 апреля 1998 года он, являясь индивидуальным предпринимателем, заключил с ООО “Бугси“, г. Нижний Новгород, договор о совместной деятельности. В соответствии с условиями договора общество обязалось взять в аренду земельный участок под строительство стационарного помещения кафе, а истец своими силами и средствами обязался начать строительство шашлычной и благоустроить прилегающую территорию строящегося кафе. При выполнении условий договора общество предоставляло М.Д.П. преимущественное право долгосрочной аренды площадей. В результате чего истец производит торговлю шашлыками, используя помещение кафе и земельный участок. Здание кафе-шашлычной было построено истцом своими силами и средствами. В момент заключения договора с ООО “Бугси“ ответчик Н.С.В. был одним из учредителей общества.

В начале 1999 года ответчик Н.С.В. сообщил М.Д.П., что он
в добровольном порядке вышел из общества, решением учредителей ООО “Бугси“, г. Нижний Новгород, Н.С.В. переданы права на земельный участок, на котором осуществлялось строительство кафе. Н.С.В. предложил М.Д.П. достроить кафе, право собственности на которое будет принадлежать М.Д.П., после чего обещал оформить договор о совместной деятельности, распределяя доходы пополам. 1 августа 2002 года истец под воздействием Н.С.В. заключил с последним договор о совместной деятельности. Впоследствии оказалось, что, заключая договор, Н.С.В. не намеревался исполнять его условия, таким образом сделка является мнимой.

В ходе продолжения строительства Н.С.В., злоупотребив доверием М.Д.П., зарегистрировал свое право собственности на одноэтажное здание кафе-шашлычной, заключил договор аренды земельного участка, тем самым фактически стал единоличным владельцем кафе и его благоустроенной территории. С 2002 года ответчик требует от истца ежемесячной арендной платы за используемое помещение, неоднократно пытался завладеть силой спорным зданием, требует от истца освободить помещение кафе.

Истец считает, что право собственности на кафе должно быть признано за ним, т.к. именно он своими силами и средствами осуществлял его строительство, в связи с чем истец просил суд признать недействительными регистрацию за ответчиком права собственности на здание кафе в регистрационном органе и свидетельство о праве собственности, признать недействительным договор о совместной деятельности, заключенный сторонами 1 августа 2002 года, а также акт приемки законченного строительством объекта на имя Н.С.В., распоряжение администрации Кстовского района за N <...> от 21 сентября 2001 года “О регистрации акта приемки законченного строительством объекта“.

Н.С.В. права на земельный участок переданы от ООО “Бугси“ с нарушением требований закона, а именно Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, поэтому у ответчика не имеется прав на земельный
участок. М.Д.П. просил суд признать недействительными действия государственных органов и органов местного самоуправления по его оформлению и передаче в аренду Н.С.В., признать недействительным договор аренды земельного участка.

Ответчик Н.С.В. с иском не согласился и обратился к истцу со встречным иском об освобождении незаконно занимаемого здания и устранении препятствий в пользовании собственностью. Просил суд М.Д.П. в иске отказать, а его иск удовлетворить, т.к. действия ответчика нарушают его права собственника помещения и владельца земельного участка.

Решением Кстовского городского суда от 25 января 2007 г. иск М.Д.П. к Н.С.В., администрации Кстовского района, Кстовскому отделу управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, обществу с ограниченной ответственностью “Бугси“, г. Нижний Новгород, о признании права собственности на здание кафе-шашлычной, признании недействительным договора о совместной деятельности от 1 августа 2002 года, признании недействительными записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельства о регистрации права собственности, признании недействительными распоряжений администрации Кстовского района за N <...> от 15 ноября 2000 года, за N <...> от 16 апреля 2001 года, за N <...> от 21 сентября 2001 года, признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным акта приемки законченного строительством объекта от 1 апреля 2001 года удовлетворен.

За М.Д.П. признано право собственности на одноэтажное нежилое отдельно стоящее здание - кафе-шашлычная, площадью 120,10 кв. метра, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Афонино, автодорога “Восточный подъезд г. Нижний Новгород“.

Признана недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N <...> от 11 декабря 2001 года о регистрации за Н.С.В. права
собственности на одноэтажное нежилое отдельно стоящее здание кафе-шашлычной, площадью 120,10 кв. метра, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Афонино, автодорога “Восточный подъезд г. Нижний Новгород“.

Признано недействительным свидетельство о государственной регистрации, выданное 11 декабря 2001 года на имя Н.С.В., о регистрации права собственности на одноэтажное нежилое отдельно стоящее здание кафе-шашлычной, площадью 120,10 кв. метра, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, деревня Афонино, автодорога “Восточный подъезд г. Нижний Новгород“.

Признан недействительным договор о совместной деятельности за N <...>, заключенный 1 августа 2002 года Н.С.В. и М.Д.П. о сотрудничестве в организации и работе кафе-шашлычной.

Признано недействительным распоряжение администрации Кстовского района за N <...> от 15 ноября 2000 года “О предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды ЧП Н.С.В. под строительство кафе-шашлычной на землях Дорожного фонда Нижегородской области “Восточный подъезд г. Нижний Новгород“.

Признано недействительным распоряжение администрации Кстовского района за N <...> от 16 апреля 2001 года “О внесении изменений в распоряжение администрации Кстовского района от 15 ноября 2000 года N <...>“.

Признан недействительным договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения за N К 0915 от 14 мая 2001 года, заключенный Н.С.В. и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кстовского района.

Признан недействительным акт приемки законченного строительством объекта от 1 апреля 2001 года и распоряжение администрации Кстовского района от 21 сентября 2001 года за N <...> “О регистрации акта приемки законченного строительством объекта“ на имя застройщика Н.С.В.

Н.С.В. в иске к М.Д.П. об освобождении незаконно занимаемого здания, об устранении препятствий в пользовании собственностью отказано.

С Н.С.В. в пользу М.Д.П. взысканы судебные расходы в сумме 2020 рублей и госпошлина
в доход государства в сумме 3030 рублей.

В кассационной жалобе Н.С.В. просит данное решение отменить, так как по его мнению оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом дана неправильная оценка представленным доказательствам, решение вынесено на не достаточно полно проверенных материалах дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ N 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закона), обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риски убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В соответствии со ст. 9 Закона участники общества обязаны вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, предусмотренные законом и учредительными документами общества.

В соответствии со ст. 10 Закона участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности.

В соответствии со ст. 15 Закона вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Имущество, переданное исключенным или вышедшим из общества
участником в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, остается в пользовании общества в течение срока, на который оно было передано.

В соответствии со ст. 16 Закона каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества.

В соответствии со ст. 26 Закона участник общества вправе в любое время выйти из общества. В случае выхода его доля переходит к обществу, при этом общество обязано выплатить денежную компенсацию его доли либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

Ответчик Н.С.В., возражая против исковых требований истца и обосновывая свои встречные исковые требования, ссылается на то, что право на приобретение в собственность спорного помещения кафе-шашлычной у него возникло в результате его добровольного выхода из состава учредителей ООО “Бугси“ и предоставления ему обществом данного помещения в счет компенсации его доли в уставном капитале. Причину принятия подобного решения Н.С.В. объясняет фактом его единоличного участия в строительстве помещения кафе. Земельный участок также передан ему в счет его доли.

Однако данные доводы ответчика противоречат собранным доказательствам и материалам дела.

Так, из решения Нижегородского районного суда от 6 января 1999 года, вступившего в законную силу, видно, что Н.С.В. был исключен из числа участников (учредителей) ООО “Бугси“ за невыполнение обязательств по внесению вкладов без выделения ему какой-либо доли или выплаты денежной компенсации (л.д. 145, т. 1).

Согласно справке директора ООО “Бугси“ от 16 июня 2004
года Н.С.В. был выведен из состава учредителей решением Нижегородского районного суда. Какая-либо доля имущества общества ему не выделялась. Какого-либо правопреемства в части основных или оборотных средств обществом Н.С.В. не оформлялось. ООО “Бугси“ извещает, что кафе на балансе общества не стояло, на средства общества не строилось, с 1998 года строительство и эксплуатацию кафе вел М.Д.П. (л.д. 13, том 2).

Как видно из протокола судебного заседания по уголовному делу N <...>, Х.А.С. - учредитель ООО “Бугси“ - пояснил, что Н.С.В. свою долю в уставный капитал общества не вносил, за что и был исключен из общества решением суда, но решением общего собрания общества от 27 марта 1999 г. ответчику был передан земельный участок и здание кафе в виде незавершенного строительства как возврат его доли в уставном капитале общества.

Следовательно, судом правильно установлено, что действия ООО “Бугси“ по передаче Н.С.В. незавершенного строительством кафе и прав на земельный участок противоречат ФЗ РФ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, т.к. Н.С.В. своей доли в уставном капитале общества не имел, что подтверждается решением Нижегородского районного суда от 3 декабря 1998 года, следовательно, не имел права на получение от общества какой-либо компенсации при выходе из него.

Выход Н.С.В. из общества нельзя признать добровольным, т.к. он был исключен из учредителей и членов общества судебным решением. Незавершенное строительством кафе не находилось на балансе общества, следовательно, общество было неправомочно распоряжаться зданием по своему усмотрению.

Помещение кафе-шашлычной и арендованный Н.С.В. земельный участок площадью 604 кв. м представляют собой единый хозяйственный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, - предоставление услуг в сфере общественного питания. Этот вывод суда обоснован
изучением документов: распоряжения администрации Кстовского района за N <...> от 2 ноября 1998 года о предоставлении земельного участка под строительство кафе-шашлычной (л.д. 6, том 1), договора о совместной деятельности от 30 апреля 1998 года, заключенным М.Д.П. и ООО “Бугси“ (л.д. 8, том 1), договора аренды земельного участка с указанием цели предоставления аренды - под строительство кафе-шашлычной (л.д. 9 - 14, том 1), кадастрового плана земельного участка (л.д. 1, том 1), плана границ земельного участка (л.д. 16, том 1).

Таким образом, право аренды данного земельного участка может быть предоставлено лицу - собственнику строения, осуществляющему или организующему предпринимательскую деятельность на выделенной территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона, приобретается этим лицом.

Ответчиком не представлено доказательств его участия своими силами и средствами в строительстве здания кафе. Имеются лишь документы, подтверждающие его участие в расходах по оформлению документов о праве на землю и строение, оформление которых, как утверждает М.Д.П., произведено без его ведома.

М.Д.П. представлены доказательства его участия своими силами и средствами в строительстве кафе, а именно: товарные и кассовые чеки на приобретение стройматериалов, квитанции об оплате строительных работ (л.д. 92 - 109, том 1, подлинники в конверте, л.д. 30, том 2), договор с ООО “Эллис“ о возведении кирпичных стен кафе (л.д. 110, 111, том 1), акт приемки-сдачи выполненных работ (л.д. 113, том 1), счет-фактура (л.д. 114, том 1), договор подряда с ООО “Эльфа-Технострой“ о выполнении работ по штукатурке стен и устройстве пола в кафе (л.д. 116, том 1), акт
приемки-сдачи выполненных работ (л.д. 118, том 1), счет-фактура (л.д. 119, том 1), договор с ООО “Эллис“ о монтаже системы отопления в кафе (л.д. 120, том 1), акт приемки-сдачи выполненных работ (л.д. 123, том 1), счет-фактура (л.д. 124, том 1).

Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что здание кафе возведено силами и средствами одного М.Д.П., который является предпринимателем и осуществляет организацию и предоставление услуг общественного питания на спорной территории, поэтому суд признает за ним единоличное право собственности на здание кафе и единоличное право на земельный участок, используемый для осуществления кафе-шашлычной хозяйственной деятельности, поэтому суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца и отказал ответчику в удовлетворении встречных исковых требований и оснований к отмене решения суда не имеется.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, на тщательно проверенных материалах дела, которым дана надлежащая оценка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кстовского городского суда от 25 января 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.П.ДАВЫДОВ

Судьи

О.В.ПОГОРЕЛКО

Е.Н.ЦЫПКИНА