Законы и постановления РФ

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 26.05.2000 по делу N 165/11-00

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2000 г. N 165/11-00

Арбитражный суд в составе председательствующего С.М.Уколова; судей Т.В.Завьяловой, О.Г.Сурской;

с участием истца: ОАО “Липецкэнерго“ в лице филиала “Тепловые сети“ - представители М.А.Гулынская, нач. юр. бюро, М.Н.Савельева, нач. отд. сбыта по доверенностям;

ответчиков: профессионального училища N 5 в лице директора Г.Н.Анохина; управления начального профессионального образования администрации Липецкой области в лице представителей Т.И.Шабановой, вед. специалиста, Р.В.Березина, юрисконсульта по доверенностям от 25.05.2000 г.; Министерства образования РФ - представители не явились, надлежаще извещены; Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Липецкой области, представитель В.П.Гончарова, консультант,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования РФ на решение
арбитражного суда Липецкой области от 20 марта 2000 г. по делу N 165/11,

установил:

ОАО “Липецкэнерго“ в лице филиала “Тепловые сети“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с профессионального училища N 5, управления начального профессионального образования, Министерства образования РФ и Министерства финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Липецкой области субсидиарно задолженности за отпущенную тепловую энергию в 1999 г. в сумме 110495 руб. 66 коп.

Решением от 20.03.2000 г. исковые требования удовлетворены за счет Министерства образования РФ, как учредителя основного должника - ПУ N 5, в обязанности которого входит финансирование образовательных учреждений.

В апелляционной жалобе Министерство образования РФ просит решение от 20.03.2000 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; министерство считает, что не является собственником имущества ПУ N 5 и не должно отвечать по его долгам. В судебное заседание представители Минобразования не явились, телеграфируя о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, 28.02.98 г. между ОАО “Липецкэнерго“ в лице филиала “Тепловые сети“ и профессиональным училищем N 5 (2 том, л.д. 121 - 128) был заключен договор N 188, согласно которому истец принял на себя обязательства поставить тепловую энергию в количестве 1127,4 Гкал с максимумом тепловой нагрузки 0,5183 Гкал/час, а ответчик - принять и оплатить в первых числах месяца, следующего за расчетным, до 10 числа, на основании платежных требований по тарифам, утвержденным региональной энергетической комиссией (РЭК) администрации Липецкой области (пп. 2.1.1, 2.2.1, 3.2, 3.5 договора - 1 том,
л.д. 26 - 27).

Принятые на себя обязательства истец исполнил надлежащим образом. Согласно имеющимся в деле доказательствам отпустил тепловую энергию за период с 01.01.99 г. по 31.12.99 г. на общую сумму 110495 руб. 66 коп. (1 том, л.д. 9 - 16, 60 - 67, том 2, л.д. 65 - 69).

В то же время обязательства по оплате первый ответчик, в нарушение требований закона (ст. 314, 544 ГК РФ) и договора (п. 3.5), не исполнял. На момент рассмотрения дела судом 1 инстанции, т.е. 20.03.2000 г., задолженность за отпущенную тепловую энергию с 01.01.99 г. по 31.12.99 г. в сумме 110495 руб. 66 коп. оставалась неоплаченной (2 том, л.д. 64).

В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ принятые сторонами на себя обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (ст. 539 ГК РФ).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета (ст. 544 ГК РФ).

Согласно Уставу профессиональное училище N 5 является государственным учреждением начального профессионального образования (2 том, л.д. 121).

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В силу п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 28 Устава профессиональное училище отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью.

Из представленных первым ответчиком документов следует, что доходов от оказания
платных образовательных услуг, сдачи имущества в аренду, ведения иной деятельности, связанной с извлечением прибыли, он не имел, лимиты бюджетных обязательств в разрезе предметных статей на 1999 год, отчет об исполнении сметы за этот же год, данные о наличии счетов и остатках денежных средств на счетах свидетельствуют о том, что у профессионального училища N 5 отсутствуют необходимые денежные средства для исполнения принятых на себя обязательств по договору N 188 от 25.02.98 г. (2 том, л.д. 8, 86 - 89, 123, 130, 131, 150, 151).

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ), а в соответствии с п. 9 ст. 39 Закона РФ “Об образовании“ от 10.07.92 г. (N 3266-1 в редакции ФЗ от 13.01.96 г. N 12-ФЗ, от 16.11.97 г. N 144-ФЗ) (далее - Закон “Об образовании“), п. 28 Устава ПУ N 5 при недостаточности у профессионального училища указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определенном законом.

Имущество ПУ N 5 является федеральной собственностью, включено в реестр федерального имущества и закреплено за последним на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ - 2 том, л.д. 92).

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (п. 3 ст. 120 ГК РФ).

Согласно п/п 8, 57 п. 4 Положения “О Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.04.97 г. N 395 (далее - Положение), Министерство выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и
сфере научной деятельности, а также обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Кроме того, в соответствии с п/п 64 п. 4 Положения министерство осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций (п/п 59 п. 4). Такие же задачи определены Минобразованию России Постановлением Правительства РФ N 258 от 24.03.2000 г., опубликованным 03.04.2000 г. в “Собрании законодательства РФ“.

Как усматривается из уставных документов, учредительного договора, учредителем ПУ N 5 выступает Управление начального профессионального образования администрации Липецкой области (2 том, л.д. 156).

На основании приказа N 648 от 26.12.95 г. “О полномочиях учредителя учреждений начального профессионального образования“ переданы полномочия федерального органа управления образованием учредителя учреждений начального профессионального образования органам управления образованием (профобразованием) субъектов РФ в части: утверждения их уставов, приема на работу и увольнения руководителей, регистрации и перерегистрации учреждений, обеспечения контроля за созданием и ликвидацией их филиалов, представительства по защите интересов учреждений в судебных органах и органах по управлению государственным имуществом субъектов РФ в установленном порядке, остальные же полномочия учредителя учреждений начального профессионального образования Министерство образования РФ оставляет за собой, таким образом, правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Управления начального профессионального образования администрации Липецкой области не имеется.

Что же касается привлечения к субсидиарной ответственности Министерства финансов РФ, то в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. N 273, в редакции Постановления Правительства РФ от 18.06.99
г. N 643 (далее - Положение о Минфине РФ), последнее не осуществляет финансирование отдельных образовательных учреждений, тогда как к компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений (п/п 6 ст. 37 Закона РФ “Об образовании“).

Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год (п. 3 ст. 41 Закона “Об образовании“). Именно Министерству образования РФ, а не Министерству финансов РФ, направило 07.05.98 г. профессиональное училище N 5 через управление начального профессионального образования администрации Липецкой области заявку, выражающую свою фактическую потребность в тепловой энергии и расходах на их оплату (2 том, л.д. 93, 100, 102).

В соответствии с приложением N 9 ФЗ “О бюджетной классификации РФ“ от 15.08.96 г. N 115-ФЗ, приложением N 1 к ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ от 22.02.99 г. N 36-ФЗ Министерство образования РФ является прямым получателем средств из федерального бюджета.

Таким образом, Министерство финансов выделяет для Минобразования РФ только общую сумму предусмотренных федеральным законом бюджетных средств, а формирование лимитов бюджетных обязательств для конкретных бюджетополучателей по кодам экономической классификации, составление платежных документов (реестров), на основании которых оплачиваются из бюджета соответствующие статьи расходов учреждений бюджетополучателей, находится в исключительной компетенции главного распорядителя средств - Министерства образования РФ (“Порядок исполнения в 1999 году росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета“, утвержден Приказом Минфина России от 17.05.99 г. N 37н, зарегистрирован в Минюсте РФ от 26.05.99 г. N 1788). Лимиты бюджетных обязательств в разрезе предметных статей на 1999 г. для ПУ
N 5 не предусматривали расходы на оплату потребления тепловой энергии, при этом, из документов, представленных Министерством финансов РФ, следовало, что расходы по оплате коммунальных услуг, предусмотренные в федеральном бюджете на 1999 год для подведомственных образовательных учреждений Министерства образования РФ, профинансированы в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При таких обстоятельствах суд 1 инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании 110495 руб. 66 коп. является обоснованным, подтверждается материалами дела и подлежит удовлетворению за счет Министерства образования Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение от 20.03.2000 г. изменению не подлежит. Поскольку Минобразования, как государственный орган, освобождено от уплаты госпошлины, пошлина в бюджет не взыскивается.

Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия,

постановила:

Решение арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2000 г. по делу N 165/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий

С.М.УКОЛОВ

Судьи

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

О.Г.СУРСКАЯ