Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.01.2006 по делу N А43-46111/2005-43-736 <Нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже) электрической энергии является основанием для привлечения к административной ответственности>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2006 N А43-46111/2005-43-736 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2006 N А43-46111/2005-43-736 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2006 года Дело N А43-46111/2005-43-736

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светланы Николаевны, при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Приволжского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования к открытому акционерному обществу “Нижегородская сбытовая компания“, г. Н.Новгород, о привлечении к административной ответственности,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Приволжское межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования (далее - ПМТУ Ростехрегулирования) с заявлением о привлечении к
административной ответственности открытого акционерного общества “Нижегородская сбытовая компания“ (далее - ОАО “Нижегородская сбытовая компания“) по статье 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.01.2006 по 24.01.2006, после чего рассмотрение дела продолжено.

Представитель заявителя в судебном заседании изложенные требования поддержал. Просит суд привлечь ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, и назначить наказание в пределах санкции вменяемой статьи.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, с заявленными требованиями административного органа не согласился. Считает, что в действиях ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению представителя заявителя, ОАО “Нижегородская сбытовая компания“,
не являясь производителем электрической энергии, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации при реализации электроэнергии. Таким образом, ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ полагает, что требования ПМТУ Ростехрегулирования являются необоснованными. В судебное заседание представителем заявителя представлен отзыв на заявление с изложением позиции по делу и материалы в ее обоснование.

Заслушав доводы представителя заявителя, лица, привлекаемого к ответственности, изучив материалы дела, проверив правильность составления протокола об административном правонарушении, сроки привлечения к административной ответственности, суд пришел к следующему.

На основании плана работ ПМТУ Ростехрегулирования и технического задания ФАТРиМ от 05.08.2005 N 170-15/799 руководителем административного органа 06.10.2005 издано распоряжение N 4/05-14/501 о проведении мероприятия по контролю за соблюдением ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ требований государственных стандартов, правил подтверждения соответствия продукции, соблюдения метрологических правил и норм.

Кроме того, 25.10.2005 в ПМТУ Ростехрегулирования поступило обращение жителей дома N 1а по ул. Б. Панина г. Н.Новгорода на предмет систематических перебоев в электроснабжении.

Основным видом деятельности ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ является покупка и продажа электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии, в том числе у производителей электрической энергии и иных владельцев генерирующего оборудования. Покупателями приобретенной и реализуемой обществом электроэнергии являются как юридические, так и физические лица - бытовые абоненты.

В официальном тексте документа, видимо, допущена
опечатка: вместо слов “жителям дома N 1 по ул. Б. Панина, д. 1а“ имеются в виду слова “жителям дома N 1а по ул. Б. Панина г. Н.Новгорода“.

Согласно пояснениям представителя ОАО “Нижегородская сбытовая компания“, данным в судебном заседании, ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ является энергосбытовой организацией, правопреемником ОАО “Нижновэнерго“ по обязательствам, установленным договорами на электроснабжение с бытовыми абонентами, в том числе с 01.04.2005 (даты государственной регистрации ОАО “Нижегородская сбытовая компания“) общество осуществляет продажу электрической энергии жителям дома N 1 по ул. Б. Панина, д. 1а. При этом условия договоров на электроснабжение с бытовыми абонентами по сравнению с ранее действовавшими для ОАО “Нижновэнерго“ на сегодняшний день не изменились.

Согласно условиям договоров на электроснабжение с бытовыми абонентами (N 1731064 от 25.12.2003 и N 1731050 от 24.08.2004) электроснабжающая организация принимает на себя обязательство по подаче электрической энергии абонентам за плату (п. 1.1 договоров). Согласно п. 3.1.2 договоров электроснабжающая организация обязуется поддерживать на границе балансовой принадлежности электросетей значения показателей качества электроэнергии, соответствующие требованиям ГОСТа.

В соответствии с представленным обществом договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным между ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ и ОАО “Нижновэнерго“, от 13.09.2005 ОАО “Нижновэнерго“ обязуется оказывать ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий,
обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электросетей, принадлежащих ОАО “Нижновэнерго“ на законном основании (п. 2.1 договора). Согласно п. 2.3 указанного договора ОАО “Нижновэнерго“ обязуется выполнять обязанности ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ по заключенным последним договорам электроснабжения только в части обеспечения учета поставленной электрической энергии, а именно доступа к электрическим установкам и приборам учета электрической энергии потребителей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов “до вводно-распределительного устройства жилого“ пропущено слово “дома“.

Кроме того, из представленных в судебном заседании пояснений представителя ПМТУ Ростехрегулирования, а также исходя из смысла письма первого заместителя генерального директора ОАО “Нижновэнерго“ от 15.12.2005 N 34/2-990 в адрес ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ граница ответственности ОАО “Нижновэнерго“ за качество переданной ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ электроэнергии заканчивается на наконечниках электрокабеля в местах присоединения внутренней электрической проводки в кабельном шкафу ОАО “Нижновэнерго“, подключенного к ТП-212. Таким образом, суд полагает, что с трансформаторной подстанции ТП-212 до вводно-распределительного устройства жилого N 1а по ул. Б. Панина, где проводились испытания, имеет место зона ответственности ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ и МУ “ДЕЗ“ Нижегородского района, которое оказывает населению предоставление коммунальных услуг.

В установленном действующим законодательством порядке в присутствии уполномоченных представителей административного органа и субъекта хозяйственной деятельности 09.11.2005 и 16.11.2005 для проверки на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 “Нормы качества электрической
энергии в системах электроснабжения общего назначения“ отобраны образцы готовой электроэнергии 220 В в бытовой электрической сети (центр питания ТП-2126/0,4 кВ от Свердловской ПС, фидер 633, через РП 26); электроэнергии 0,4 кВ в вводно-распределительном устройстве жилого дома N 1а по ул. Б. Панина (центр питания ТП-2126/0,4 кВ от Свердловской ПС, фидер 633, через РП 26), о чем составлены соответствующие акты отбора образцов от 09.11.2005 и от 16.11.2005.

Испытания вышеназванной электрической энергии проводились АНО “Волго-Вятская испытательная лаборатория электроустановок зданий“ (АНОВИЛ) в соответствии с РД 153-34.0-15.501-00 “Методика указания по контролю и анализу качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. Часть 1. Контроль качества электрической энергии“ и ГОСТ 13109-97 “Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“.

В результате проверки установлено, что ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ производится реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов - ГОСТ 13109-97 “Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“, договору на электроснабжение с бытовым абонентом (п. 3.1.2), договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.09.2005 N 137/138-юр (подп. 3.3.1, 3.3.10) по параметрам качества электрической энергии, в том числе:

- отклонению напряжения - п. 5.2 ГОСТ 13109-97;

- нормально допустимым значениям коэффициента n-ой гармоничной составляющей напряжения в точках общего присоединения к электрическим сетям - п. 5.4.2 ГОСТ 13109-97;

- коэффициенту
несимметрии напряжения по нулевой последовательности - п. 5.5.1 ГОСТ 13109-97;

- производится реализация электрической энергии с нарушением обязательных требований п. 6.4 и приложения Е ГОСТ 13109-97, согласно которому контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят электроснабжающие организации (п. Е2).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 22.11.2005 N 202-05. Акт проверки вручен законному представителю юридического лица - генеральному директору ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ Седову О.Ю., о чем в документе имеется соответствующая отметка.

По факту выявленных нарушений 25.11.2005 в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении N 202-05/2 в отношении ОАО “Нижегородская сбытовая компания“. Согласно указанному протоколу, общество совершило правонарушение, выразившееся в том, что производило реализацию продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ 13109-97, договорам на электроснабжение с бытовыми абонентами, а также договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 30.09.2005 N 137/138-юр по параметрам качества.

Согласно определению от 28.11.2005 материалы проверки по административному делу направлены по подведомственности в Арбитражный суд Нижегородской области.

Суд не усматривает каких-либо нарушений процессуального характера в ходе административного производства в отношении ОАО “Нижегородская сбытовая компания“.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам
обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере порядка управления. Часть 1 указанной статьи Кодекса предусматривает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов.

Нормы, установленные Государственным стандартом 13109-97 “Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных:

- исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями;

- непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся электроснабжающей организацией и потребителем электроэнергии;

- условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.

Федеральным законом РФ “О техническом регулировании“ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 46 указанного Закона со дня вступления в силу Закона “О техническом регулировании“ и впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических
или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ техническое регулирование в электроэнергетике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и настоящим Федеральным законом.

Целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Госстандарта РФ “О национальных стандартах Российской Федерации“ издано 30.01.2004, а не 27.06.2003 и имеет номер 4, а не 63.

Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии в постановлении от 27.06.2003 N 63 “О национальных стандартах Российской Федерации“ установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона “О техническом регулировании“ национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. И впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Государственный контроль и надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами обязательных требований государственных стандартов осуществляется
на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также выполнения работ и оказания услуг.

Доводы ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ о том, что общество не может быть привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что не является производителем электрической энергии, являются ошибочными.

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (в ред. от 30.12.2004) “Об электроэнергетике“ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации не содержит ограничения относительно привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов лишь изготовителей продукции. Указанная норма Кодекса устанавливает административную ответственность при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции с нарушением требований ГОСТов. ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ является энергосбытовой организацией, т.е. организацией, осуществляющей согласно положениям Федерального закона “Об электроэнергетике“ в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам (потребителям) произведенной или приобретенной электрической энергии.

В этой связи суд отклоняет довод ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ о том, что за нарушение при реализации электрической энергии требований государственных стандартов общество может быть привлечено к административной ответственности лишь по статье 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке. Указанная норма Кодекса предполагает привлечение к административной ответственности в случае, когда продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг производится населению, т.е. физическим лицам, и, как правило, в розничной торговой сети.

Федеральный закон “Об электроэнергетике“ дает определение потребителей электрической и тепловой энергии - это лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Следовательно, речь в данном случае идет не только о бытовых абонентах - физических лицах, но и юридических лицах, приобретающих электрическую энергию, в частности, у энергосбытовых компаний.

ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ является профессиональным участником на рынке электрической энергии, связующим звеном между производителями и потребителями электроэнергии. Таким образом, ответственность за соответствие реализуемой (продаваемой) обществом электрической энергии требованиям установленных государственных стандартов возлагается на ОАО “Нижегородская сбытовая компания“.

Судом отклоняются доводы ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ о недостоверности результатов испытаний отобранной электрической энергии, проведенных автономной некоммерческой организацией “Волго-Вятская испытательная лаборатория электроустановок зданий“ (АНОВИЛ), ввиду отсутствия у суда достаточных оснований для того, чтобы ставить под сомнение заключение данной экспертной организации.

В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суду не представлено доказательств того, что ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ предпринимало какие-либо меры, направленные на проведение либо участие в мероприятиях по контролю за качеством реализуемой и продаваемой электрической энергии.

Суд также считает несостоятельным довод ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ о том, что согласно договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 13.09.2005 с ОАО “Нижновэнерго“ контроль за соответствием качества электроэнергии требованиям ГОСТ 13109-97 осуществляется ОАО “Нижновэнерго“ (п. 3.3.10). Данное положение заложено в гражданско-правовом договоре, разногласия по неисполнению либо ненадлежащему исполнению которого подлежат разрешению в порядке, установленном, в частности, Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.

Суд, учитывая характер выявленных нарушений, считает возможным назначить ОАО “Нижегородская сбытовая компания“ наказание в виде административного штрафа по низшему пределу санкции вменяемой статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Привлечь открытое акционерное общество “Нижегородская сбытовая компания“ (г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 3в) к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. 5000 (пяти тысяч) рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья

С.Н.СТЕПАНОВА