Законы и постановления РФ

Постановление главы администрации Липецкой обл. от 15.10.1999 N 156 (с изм. от 16.03.2005) “О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 года“ (вместе с “Концепцией“)

Снят с контроля в связи с истечением контрольных сроков и выполнением (постановление главы администрации Липецкой области от 22.11.2005 N 171).

Действие документа продлено до 1 января 2006 года постановлением главы администрации Липецкой области от 16.03.3005 N 38.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 1999 г. N 156

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

(с изм., внесенными постановлением главы

администрации Липецкой области от 16.03.2005 N 38)

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей
среде.

Вместе с тем, в последние годы состояние здоровья населения области характеризуется негативными тенденциями. Заболеваемость населения области болезнями, развитие которых частично или полностью связано с питанием, увеличивается.

В целях сохранения и укрепления здоровья населения области постановляю:

1. Одобрить Концепцию государственной политики здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 года (прилагается).

2. Главам администраций городов и районов при разработке и осуществлении социально - экономической политики учитывать положения Концепции государственной политики в области здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 года.

3. Управлению здравоохранения (Кондратьев А.Д.), Центру Госсанэпиднадзора в Липецкой области (Савельев С.И.) организовать широкую разъяснительную работу среди населения основных положений Концепции государственной политики в области здорового питания населения Липецкой области на период до 2005 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей главы администрации области Гучека П.А. и Куракову Л.В.

Глава администрации

Липецкой области

О.П.КОРОЛЕВ

Приложение

к постановлению главы администрации

Липецкой области

от 15 октября 1999 г. N 156

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ

ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Под государственной политикой в области здорового питания понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки.

1. Характеристика состояния в области

здорового питания населения

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.

Вместе с тем в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями. Заболеваемость населения области болезнями, развитие которых частично или полностью связано с питанием,
увеличивается. В рационе питания населения отмечается существенный дефицит источников животного белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов.

Вследствие нарушения рационального питания снижается уровень грудного вскармливания, ухудшаются показатели здоровья детей.

Нарушения полноценного, рационального питания вызваны как кризисным состоянием производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, так и резким снижением покупательной способности большей части населения области. Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В области нет единой государственной политики в области здорового питания.

Исходя из значимости здоровья населения для развития и безопасности области и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего территории, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения области продуктами питания определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.

2. Цели, задачи и этапы реализации

государственной политики

Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых.

Основной задачей государственной политики в области здорового питания является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей:

- производство в необходимых объемах продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- доступность пищевых продуктов для всех слоев населения;

- бесплатное и полноценное питание детей от 0 до 2-х лет жизни;

- высокое качество и безопасность пищевых продуктов;

- пропаганду среди населения принципов рационального, здорового питания;

- постоянный контроль за состоянием питания населения.

На первом этапе реализации Концепции (1999 год) определяется уровень дефицита пищевых веществ, разрабатывается областная программа здорового питания.

В качестве неотложных мер по реализации Концепции осуществляется улучшение структуры питания за счет увеличения массового потребления с высокой пищевой и биологической ценностью, в том числе на 20 - 30 процентов продуктов,
обогащенных витаминами и минеральными веществами, на 30 - 40 процентов свежих овощей и фруктов, расширения применения биологически активных добавок.

Одновременно реализуются мероприятия по приведению в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная продовольственная организация).

На втором этапе (2000 - 2002 годы) будет разработана система экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья и пищевой продукции. В Липецкой области реализуется программа преодоления дефицита витаминов и минеральных веществ.

На третьем этапе (2003 - 2005 годы) предусматривается совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях производства, формирование системы адресной помощи малоимущим слоям населения, преодоление негативных тенденций в состоянии здоровья населения, улучшение структуры потребления пищевых продуктов, в том числе обогащенных витаминами, микроэлементами, биологически активными добавками, стабилизация и снижение частоты заболеваний, обусловленных недостаточным потреблением пищевых веществ, улучшение антропометрических показателей детей и подростков, снижение распространенности анемии среди детей раннего возраста, женщин детородного возраста и беременных, преодоление последствий дефицита йода и фтора.

В последующий период будет стабилизироваться производство и потребление основных видов пищевых продуктов, витаминов и биологически активных добавок на основе укрепления экономики области, повышения покупательной способности и культуры питания населения, создания новых, научно обоснованных рецептур продуктов питания для различных социальных и возрастных групп населения.

3. Основные принципы государственной политики

в области здорового питания

Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

- здоровье человека - важнейший приоритет;

- пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;

- питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи;

-
рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должно быть предметом особого внимания администрации области;

- питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Государственная политика в области здорового питания населения строится на основе постоянного наблюдения за состоянием питания и здоровья.

4. Основные направления государственной

политики в области здорового питания

Определены следующие направления государственной политики в области здорового питания населения:

1. В области формирования нормативной базы предусматривается совершенствование этой базы, регулирующей производство, хранение, транспортирование, сбыт, реализацию, качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышающей заинтересованность предприятий области в увеличении объемов производства и качества продовольствия.

2. В области производства продовольственного сырья необходимо осуществить меры по:

- развитию интегральных систем ведения земледелия, созданию высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем, обеспечивающих значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;

- выделению экономически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов;

- совершенствованию экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий;

3. В области производства пищевых продуктов предусматривается:

а) совершенствование биотехнологических процессов переработки сельскохозяйственного сырья, включая:

- получение новых видов пищевых продуктов общего и специального назначения с использованием ферментных препаратов и биологически активных веществ;

- использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животноводства;

б) создание технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующим потребностям организма человека, в том числе:

- продуктов питания массового потребления для различных возрастных групп населения;

- продуктов лечебно - профилактического назначения для предупреждения различных заболеваний и укрепления защитных функций организма, снижения риска воздействия вредных веществ;

в) совершенствование систем хранения продовольствия на всем пути
продвижения сырья и готовой продукции от поля или фермы до потребителя, обеспечивающих снижение потерь полезной продукции и сохранение ее качества.

4. В области профилактики алиментарно - зависимых состояний и заболеваний требуется разработка и реализация комплексных программ, обеспечивающих:

- ликвидацию существующего дефицита витаминов, макро- и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, селена и др.);

- профилактику распространенных неинфекционных заболеваний (гипертонической болезни, нарушения обмена веществ, онкологических заболеваний и др.);

- повышение уровня специалистов в области науки о питании, а также населения в вопросах здорового питания с широким привлечением средств массовой информации.

5. В области обеспечения безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья намечается:

- максимальное сохранение пищевой ценности и качества производимых продуктов за счет применения современных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;

- совершенствование нормативно - методической базы государственного надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья с целью контроля условий производства, закупки, поставки, транспортирования, хранения и реализации продукции;

- осуществление наблюдения за объектами окружающей среды (почва, вода, воздух).

6. В области формирования у населения навыков здорового питания предусматриваются меры по:

- ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания.

7. В области рационализации детского питания намечается решение следующих задач:

- обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами;

- обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;

- организация в установленном порядке горячего питания детей в учреждениях общего образования;

8. В области разработки медицинских аспектов здорового питания необходимо предусмотреть следующие меры:

- осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно - зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения в области.

9. В области обеспечения доступности пищевых продуктов для малоимущих слоев населения важно создать систему выявления
нуждающихся в адресной помощи и разработать различные виды этой помощи, в том числе продуктами, обогащенными незаменимыми факторами и биологически активными добавками, а также механизм и методические подходы ее реализации.

5. Механизм реализации государственной

политики в области здорового питания

Основными элементами механизма реализации государственной политики в области здорового питания населения являются следующие:

- государственный контроль за качеством сельскохозяйственного сырья и готовой продукции на стадиях производства, транспортирования, хранения и сбыта в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проведение постоянной пропаганды принципов здорового питания на основе современных требований медицинской науки.