Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Нижегородской области от 22.03.2004 N 54 (ред. от 23.11.2005) “Об утверждении Методологических основ перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области“

Изменения, внесенные постановлением Правительства области от 23.11.2005 N 301, вступили в силу с 17 декабря 2005 года, за исключением изменений, внесенных в раздел V и V1, которые вступили в силу с 1 января 2006 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2004 г. N 54

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПЕРЕХОДА

НА КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Правительства области

от 23.11.2005 N 301)

В соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 168 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области“ Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Методологические основы перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской
области.

2. Министерству финансов Нижегородской области:

2.1. Обеспечить методологическое руководство переходом на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области.

2.2. Осуществить финансирование Методологических основ перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области в пределах средств, предусмотренных законами Нижегородской области об областном бюджете на 2004 и 2005 годы.

3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления городов и районов Нижегородской области осуществить переход на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области до 1 января 2005 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство финансов Нижегородской области.

Губернатор области

Г.М.ХОДЫРЕВ

Утверждены

постановлением

Правительства области

от 22.03.2004 N 54

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕРЕХОДА НА КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методологические основы перехода на казначейское исполнение местных бюджетов Нижегородской области (далее - Методологические основы) разработаны в соответствии со статьей 168 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области“.

Целью Методологических основ является организация процесса перехода местных бюджетов Нижегородской области на казначейское исполнение и дальнейшая автоматизация бюджетного процесса.

Задачи Методологических основ:

1. Выработка единых общих методологических подходов по организации казначейского исполнения.

2. Помощь в обеспечении органов местного самоуправления техническими и программными средствами для перехода на казначейское исполнение местных бюджетов.

II. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

В соответствии с требованиями статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 168 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области“ в Нижегородской области начат переход на казначейское исполнение бюджета (далее - КИБ). С 2001 года осуществлялся перевод государственных учреждений Нижегородской области, параллельно ряд местных бюджетов также проводили работу по переходу на КИБ. За основу при выработке методологии и разработке нормативной базы принимались инструкции,
разработанные для федерального казначейства, учитывался опыт развития областного казначейства и казначейства других субъектов Российской Федерации.

В результате работы областного казначейства министерства финансов Нижегородской области были утверждены следующие нормативные акты, которые и являются в настоящее время основой методологической базы перехода на КИБ всех субъектов, финансируемых из областного бюджета:

1. Программа развития казначейской системы исполнения областного бюджета, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17.10.2002 N 277.

2. Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, открытым в управлении казначейства министерства финансов Нижегородской области, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 05.11.2003 N 331.

3. Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 28.10.2002 N 282.

4. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 21.03.2003 N 163-р “Об учете бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета“.

5. Положение о порядке финансирования расходов областного бюджета и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов областного бюджета Главным управлением казначейства министерства финансов Нижегородской области, утвержденное приказом министерства финансов Нижегородской области от 6 июля 2004 года N 58.

(в ред. постановления Правительства области от 23.11.2005 N 301)

6. Порядок составления лимитов бюджетных обязательств в 2003 году, утвержденный приказом министерства финансов Нижегородской области от 21.07.2003 N 49.

7. Положение о порядке зачисления и расходования средств учреждений, получающих финансирование из средств областного бюджета, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденное приказом министерства финансов Нижегородской области от 17.06.2003 N 36.

8. Инструкция о порядке открытия и ведения лицевых счетов учреждений, финансируемых из областного бюджета, по учету средств,
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденная приказом министерства финансов Нижегородской области от 17.06.2003 N 36.

9. Правила организации работы министерства финансов Нижегородской области по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета, утвержденные приказом министерства финансов Нижегородской области от 27.03.2003 N 21.

10. Правила учета министерством финансов обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, утвержденные приказом министерства финансов Нижегородской области от 15.04.2003 N 24.

Данные документы являются нормативной основой для работы областного казначейства министерства финансов Нижегородской области и носят рекомендательный характер для организации казначейств на местном уровне. Нормативные правовые акты будут дорабатываться и совершенствоваться в процессе их реализации с учетом предложений распорядителей бюджетных средств, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций.

Настоящие Методологические основы разработаны в целях методологической помощи органам местного самоуправления в организации перехода на КИБ на основе действующего законодательства, практики перехода на казначейское исполнение бюджета других субъектов Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

III. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ

Реализация мероприятий, предусмотренных Методологическими основами, финансируется за счет средств областного и местных бюджетов. Средства, предусматриваемые ежегодно в составе областного бюджета, выделяются на организацию кассового обслуживания местных бюджетов в областном казначействе и создание муниципальных казначейств на условиях софинансирования. Из областного бюджета средства выделяются только на приобретение программного обеспечения и компьютерной техники, остальные расходы по переходу на КИБ осуществляются за счет средств местных бюджетов. Софинансирование приобретения программного обеспечения осуществляется следующим образом:

90% расходов на приобретение программного продукта осуществляется из областного бюджета, 10% - из местного бюджета, оплата производится в течение 2004 - 2005 годов на основании контрактов,
заключенных в 2003 - 2005 годах.

(часть первая в ред. постановления Правительства области от 23.11.2005 N 301)

Возмещение затрат из областного бюджета на приобретение необходимой компьютерной техники производится органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области, сумма дотаций, субвенций и субсидий которым из областного бюджета составляет более половины от общей суммы доходов местного бюджета, определенной в соответствии с законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год, в следующих долях: 50% за счет средств местного бюджета и 50% за счет средств областного бюджета (но не более 10 комплектов техники) независимо от выбранного органом местной власти варианта организации казначейского исполнения бюджета. Возмещение затрат из средств областного бюджета осуществляется по факту приобретения техники для организации казначейского исполнения местного бюджета соответственно в 2004 - 2005 годах.

Средства выделяются при условии принятия органом местного самоуправления решения о переходе местного бюджета на КИБ с указанием конкретных сроков и лиц, ответственных за организацию КИБ.

IV. ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО

КАЗНАЧЕЙСКОМУ ИСПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТА

Министерством финансов Нижегородской области проводятся семинары для работников финансовых органов по ознакомлению с принципами КИБ.

В дополнение к общеметодологическому управлению процессом перехода на КИБ на уровне области по запросам органов местного самоуправления оказывается индивидуальная помощь в организации КИБ.

Изменения, внесенные в раздел V данного документа постановлением Правительства области от 23.11.2005 N 301, вступают в силу с 1 января 2006 года.

V. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ КАЗНАЧЕЙСКОГО

ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

(в ред. постановления Правительства области

от 23.11.2005 N 301)

В соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления может принять решение:

- о создании муниципального казначейства и кассовом обслуживании исполнения местного бюджета через управление казначейства министерства финансов Нижегородской области (в случае
заключения соглашения между Федеральным казначейством и Правительством Нижегородской области о передаче полномочий по кассовому обслуживанию исполнения соответствующих бюджетов согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- о создании муниципального казначейства и кассовом обслуживании исполнения местного бюджета через управление Федерального казначейства по Нижегородской области.

Кассовое обслуживание осуществляется в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 22 марта 2005 года N 1н “Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства.

Изменения, внесенные в раздел V.1 данного документа постановлением Правительства области от 23.11.2005 N 301, вступают в силу с 1 января 2006 года.

V.1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛЕНИЙ

(раздел введен постановлением Правительства области

от 23.11.2005 N 301)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание бюджетов поселений осуществляется Федеральным казначейством или в случае заключения соглашения между Федеральным казначейством и Правительством Нижегородской области о передаче полномочий по кассовому обслуживанию исполнения соответствующих бюджетов управлением казначейства министерства финансов Нижегородской области.

В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (с изменениями на 12 октября 2005 года) исполнение бюджетов поселений может быть организовано следующими вариантами:

1. Поселение открывает единый лицевой счет на имя финансового органа поселения в соответствующем отделении Федерального казначейства или в управлении казначейства министерства финансов Нижегородской области.

2. Все распорядители и получатели средств бюджета поселения открывают лицевые счета в соответствующем отделении Федерального казначейства, и, соответственно, каждый распорядитель и получатель самостоятельно осуществляет платежи.

3. Поселение на основании соглашения передает полномочия
или часть полномочий по исполнению своего бюджета финансовому органу муниципального района и, соответственно, кассовое обслуживание исполнения бюджета поселения осуществляется через отделение Федерального казначейства или управление казначейства министерства финансов Нижегородской области.

VI. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЕРЕХОДУ

НА КИБ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

1. Необходимость и преимущества

В соответствии со статьи 168 Закона Нижегородской области от 08.10.2001 N 207-З “О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области“ в Нижегородской области проводится поэтапный переход на казначейское исполнение бюджетов.

Но не только нормативная база, но и сама жизнь заставляет модернизировать процесс исполнения бюджета. В перспективе необходимо стремиться к полной автоматизации бюджетного процесса и единообразию программных технологий всех уровней бюджетной системы Нижегородской области, начиная с момента планирования, формирования нормативов и заканчивая отчетом и анализом исполнения бюджета. Казначейство - это один из этапов комплексной автоматизации.

(в ред. постановления Правительства области от 23.11.2005 N 301)

Но сама автоматизация не самоцель. Цель перехода на казначейское исполнение бюджета - обеспечение эффективного управления бюджетными средствами через контроль за их расходованием. Это особенно актуально в условиях дефицита бюджетных средств.

Плюсы казначейского исполнения:

- обеспечение оперативности в принятии решений по управлению бюджетными средствами;

- повышение эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность, своевременность и рациональность). Кроме того, за счет постепенного перераспределения функций, распорядители бюджетных средств вместо механической и бумажной работы получат возможность исполнять те функции, ради которых они и создавались - контрольные и аналитические);

- обеспечение точности прогнозирования доходов и расходов за счет оперативного учета, контроля и анализа исполнения бюджета;

- ускорение оборачиваемости бюджетных средств (сокращение пробега средств от распорядителей до конечных получателей с 9 дней до 1 дня);

- гибкое маневрирование ресурсами в условиях дефицита бюджета,
оптимизация бюджетных потоков (наличие остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств позволяет избежать заимствований у кредитных организаций на покрытие кассовых разрывов, и соответственно, сократить расходы на обслуживание долга);

- на основе анализа расходования средств бюджетными учреждениями внесение корректировок в бюджетный процесс на стадии планирования;

- создание механизма оперативного управления государственным долгом.

2. Задачи органов казначейства

- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета;

- организация кассового планирования ресурсов муниципального образования и оперативного управления финансовыми ресурсами, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии финансов муниципального образования, представление высшим законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления отчетности о финансовых операциях и состоянии бюджетной системы;

- управление и обслуживание внутреннего и внешнего долга;

- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;

- отражение всех средств местного бюджета и операций с ними на счетах казначейства, учет операций по исполнению бюджета и смет целевых бюджетных фондов, контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств.

3. Основные принципы казначейского исполнения бюджетов

3.1. Принцип единства кассы, при котором все средства бюджета независимо от проводимых с ними операций (до момента расчета с поставщиком товаров и услуг) находятся на едином счете и финансирование осуществляется с единого счета бюджета.

Открытие единого бюджетного счета - счета казначейства, на котором скапливаются остатки на счетах бюджетных организаций, позволяет оперативно использовать эти средства для финансирования бюджетных мероприятий. Формально единый счет бюджета не увеличивает объем бюджетных средств. Однако при едином счете вследствие значительного сокращения времени прохождения средств по всем счетам орган, исполняющий бюджет, получает своеобразный беспроцентный
и бессрочный кредит или дополнительную кассовую наличность при исполнении бюджета.

Принцип единства кассы заключается в:

- зачислении всех поступающих доходов бюджета на единый счет;

- привлечении и погашении источников финансирования дефицита бюджета;

- осуществлении всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по средствам, поступающим из федерального бюджета и направляемым через органы федерального казначейства.

3.2. Принцип поступления денежных средств на счета конечных получателей бюджетных средств, минуя счета распорядителей и получателей бюджетных средств.

Отличия казначейской системы исполнения бюджетов от банковской системы их обслуживания следующие:

- исключены операции по перечислению средств на счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Движение бюджетных средств с одного уровня лицевого счета на другой лишь отражается на лицевых счетах. Фактически же средства остаются на едином счете бюджета, что позволяет значительно сократить объемы задействованных средств;

- осуществляется предварительный и текущий контроль расходов через процедуру подтверждения платежных поручений, разрешающего совершение платежа, и лишь после этого производится платеж. Следует иметь в виду, что предварительный контроль может проводиться лишь при казначейском исполнении бюджета.

3.3. Принцип ведения учета финансирования при исполнении бюджета по расходам в разрезе лицевых счетов, открытых для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств соответствующего бюджета в едином учетном регистре казначейства.

На открытых лицевых счетах отражаются объемы бюджетных средств, которыми располагают владельцы лицевых счетов в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов бюджета. Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в размере, отраженном на счете.

3.4. Принцип прозрачности бюджета, при котором планирование и исполнение бюджета ведутся в разрезе детальной бюджетной классификации.

Необходимо отметить, что бюджетная классификация Российской Федерации, обеспечивающая детализацию расходов бюджетов, постоянно совершенствуется. Причем
субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям дано право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства классификации.

4. Этапы создания муниципального казначейства

Для перехода на казначейское исполнение местного бюджета в финансовом органе муниципального образования либо вне его создается управление или отдел, выполняющий функции текущего и предварительного контроля исполнения местного бюджета - муниципальное казначейство.

Первый шаг по созданию муниципального казначейства - подготовка и принятие представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования соответствующего решения. В нем должна предусматриваться схема поэтапного перехода на казначейское исполнение местного бюджета (оговаривается срок перехода). В схеме необходимо указать:

- организации, переводимые на казначейское исполнение бюджета, и сроки их перевода. Перевод на казначейское исполнение главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств в муниципальном образовании целесообразнее всего осуществлять в начале периода, за который представляется бухгалтерская отчетность (1 января, 1 июля, 1 октября);

- период подготовки документов, создающих правовую основу казначейского исполнения местного бюджета;

- период включения всех внебюджетных поступлений и средств целевых бюджетных фондов в состав средств, учитываемых казначейством;

- мероприятия, проводимые казначейством в рамках организационно-методологической и методической поддержки участников бюджетного процесса: распорядителей и получателей бюджетных средств при переходе на казначейское исполнение местного бюджета;

- источники финансирования расходов, связанных с организацией, деятельностью и развитием казначейства;

- порядок взаимодействия с отделением федерального казначейства (в части средств федерального бюджета) и органом, осуществляющим казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации (в части средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Если муниципальное казначейство создается как самостоятельное юридическое лицо, требуется также:

- передача казначейству функции органа, исполняющего местный бюджет;

- государственная регистрация казначейства в качестве юридического лица и внесение его в Единый государственный реестр юридических лиц;

- утверждение устава казначейства или положения о нем, структуры и штатного расписания;

- открытие расчетного счета казначейства в банке (другом кредитном учреждении), лицевого счета в отделении федерального казначейства и лицевого счета в органе, осуществляющем казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации;

- внести в реестр муниципальных служащих работников казначейства.

Следует также учитывать, что при полном переводе местного бюджета на казначейское исполнение необходимо внести изменения в действующий нормативный акт муниципального образования, регламентирующий бюджетный процесс на его территории.

5. Информационно-техническое обеспечение работы муниципального казначейства

Неотъемлемыми условиями успешной работы муниципального казначейства являются не только хорошо подготовленные кадры, но также информационная и техническая оснащенность, позволяющая осуществлять электронный обмен данными.

Добиться оперативного и эффективного управления денежными потоками можно с помощью программного продукта, отвечающего задачам местного казначейства. Для этого на рынке информационных услуг необходимо осуществить выбор компании, которая способна:

- предложить информационную систему управления финансами (далее -ИСУФ), обеспечивающую казначейское исполнение местного бюджета на основании действующего законодательства Российской Федерации;

- проанализировать деятельность функциональных подразделений муниципального казначейства и получателей средств местного бюджета;

- разработать стратегию использования информационных технологий;

- реорганизовать существующие информационные системы и внедрить интегрированные системы управления;

- отразить и связать между собой в электронном виде все существенные параметры финансовой деятельности организаций;

- провести обучение пользователей и обеспечить сервисную поддержку ИСУФ.

Выбранная компания должна предоставлять заказчику полностью законченные решения по каждому элементу исполнения местного бюджета. Программный продукт должен быть надежен и своевременно модернизироваться с учетом требований действующего законодательства и заказчика, а также новых технических возможностей разработчика.

6. Критерии выбора и характеристики программных средств

Грамотный выбор программно-технического комплекса, способного оперативно и в полном объеме обрабатывать данные о движении бюджетных средств, призван свести к минимуму необоснованные затраты в процессе исполнения бюджета.

Одним из критериев выбора является способность поставщика программного продукта обеспечить не только установку программного обеспечения, но и оказать необходимую квалифицированную помощь при организационно-методической подготовке к переходу на казначейское исполнение бюджета, разработать все необходимые организационно-распорядительные документы.

В целом требования к программным средствам (далее - ПС) можно разделить на требования к системным ПС и на требования к прикладным ПС. Прикладные ПС призваны автоматизировать обработку данных. Именно они будут эксплуатироваться практически каждым сотрудником органа, исполняющего бюджет, и потому должны отвечать ряду требований к ним со стороны тех, кто будет использовать их в своей работе.

7. Требования к функциональным возможностям информационной системы управления финансами

При использовании ИСУФ пользователь должен иметь возможность вводить свои субъективные предпочтения или критерии оценки и получать рекомендации по выбору того или иного решения. С другой стороны, ИСУФ должна обеспечивать точное следование положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации при решении задач исполнения бюджета, полный набор функций контроля и учета движения средств на лицевых счетах бюджетополучателей при казначейском исполнении бюджета, а также получение отчетных данных на всех этапах казначейского исполнения бюджета.

8. Защита данных и информации

Информационная безопасность - это обеспечение секретности данных, целостности и сохранности информации. Система безопасности включает в себя средства и инструменты, регламентирующие доступ к данным, и защищает компьютеры и технологии, обеспечивающие надежный уровень информационного оснащения, эффективную обработку различных данных и оптимальные методики принятия решений.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационных ресурсов, технологии их формирования и использования, а также права участников деятельности на получение и производство данных.

Основанием для решения применения средств криптографической защиты и электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) является организация оперативного обмена электронными документами (платежные документы, документы об операциях с лицевыми счетами, уведомления о финансировании и изменению финансирования, распределение сумм (разассигнование) по статьям бюджетной классификации) с получателями бюджетных средств и главными распорядителями бюджетных ассигнований.

Использование средств криптозащиты и ЭЦП осуществляется в соответствие со статьями 160 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи“, статьями 5 и 19 Федерального закона от 20.02.1995 “Об информации, информатизации и защите информации“, пунктами 1, 4, 32 и 42 Положения ПКЗ-99, утвержденного приказом ФАПСИ от 23.09.1999 N 158, пунктами 8 и 69 Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152.

Все программное обеспечение шифрования и защиты информации, а также оборот ключей ЭЦП должны быть лицензированы на основании статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

9. Основные документы, регламентирующие казначейское исполнение местного бюджета

Перевод местного бюджета на казначейское исполнение требует пересмотра действующей правовой базы и принятия ряда нормативных актов или одного консолидированного акта (инструкции по открытию и ведению лицевых счетов в муниципальном казначействе), регламентирующего порядок казначейского исполнения местного бюджета, порядок расчетно-кассового обслуживания счетов по учету средств местного бюджета и порядок представления документов для списания средств с лицевых счетов.

Порядок казначейского исполнения местного бюджета необходим для четкого взаимодействия всех отделов муниципального казначейства со структурными подразделениями финансового органа муниципального образования, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств местного бюджета.

Этот документ должен регламентировать выдачу наличных денег двум категориям бюджетополучателей. Первая категория - получатели, которые находятся на одной территории с муниципальным казначейством и получают деньги непосредственно в центральном отделении банка. Вторая категория - получатели в удаленных населенных пунктах, которые обслуживаются в территориальных учреждениях банка.

На начальном этапе казначейского обслуживания расходов местного бюджета лучше использовать отдельный счет по учету его средств, а также субсчета территориальных подразделений казначейства, которые открываются в банке на территории муниципального образования.

Отличительной чертой казначейского исполнения местного бюджета является введение системы лицевых счетов. Расходы и доходы организаций отражаются на их лицевых счетах, открытых в казначействе. На текущие банковские счета средства не перечисляются, за редким исключением.

В инструкции описывается весь процесс казначейского исполнения местного бюджета. В ней устанавливается порядок взаимодействия участников бюджетного процесса в муниципальном образовании, регламент работы казначейства и его территориальных подразделений, ответственность казначейства и бюджетополучателей. Инструкция должна состоять минимум из десяти разделов:

1. Понятия и термины, используемые в инструкции.

2. Общие положения.

3. Порядок открытия лицевых счетов.

4. Ведение карточки с образцами подписей и оттиска печати.

5. Порядок получения наличных денежных средств по чеку.

6. Порядок получения наличных денежных средств со счетов, открытых в банках (других кредитных учреждениях).

7. Учет операций на лицевых счетах.

8. Порядок ведения и закрытия лицевых счетов.

9. Бухгалтерский учет и отчетность.

10. Ответственность в соответствии с инструкцией.

10. Кассовое обслуживание местных бюджетов через управление казначейства министерства финансов Нижегородской области

В случае принятия решения о кассовом обслуживании местного бюджета в управлении областного казначейства министерства финансов Нижегородской области предлагается следующий порядок обслуживания:

- заключение соглашения на обслуживание местного бюджета через управление казначейства на безвозмездной основе;

- обучение специалистов финансового органа;

- приобретение необходимого количества технических и программных средств за счет средств целевой программы на условиях софинансирования;

- передача в электронном виде финансовым органом в министерство финансов Нижегородской области утвержденной росписи расходов местного бюджета;

- зачисление доходов местного бюджета на лицевой счет финансового органа, открытый в управлении областного казначейства;

- передача финансовым органом в электронном виде в министерство финансов Нижегородской области заявки на финансирование в разрезе учреждений, получающих финансирование за счет средств местного бюджета, и статей экономической классификации;

- представление отчета по кассовому исполнению местного бюджета министерством финансов Нижегородской области для финансового органа по установленной форме;

- контроль целевого использования бюджетных средств остается за органами местного самоуправления.