Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 11.12.2003 N 771-III “О сохранении исторического центра г. Нижний Новгород“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2003 г. N 771-III

О СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

Законодательное Собрание области отмечает, что исторический центр города Нижний Новгород - территория “Старый Нижний Новгород“, границы которой и режимы использования были утверждены решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года N 370-м “Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода“.

На территории “Старый Нижний Новгород“ расположено 520 объектов культурного наследия из 700 имеющихся в городе Нижний Новгород, которые образуют на указанной территории обширную совокупность зданий и сооружений. Общий неповторимый и уникальный характер застройки улиц и площадей, традиционные черты облика поселения, виды на природные и
архитектурные ансамбли представляют большой исторический, художественный и научный интерес и показывают уровень творчества предшествующих поколений нижегородцев.

Территория исторического центра является инвестиционно привлекательной в последние 10 лет. Здесь ведется активная градостроительная деятельность, создавшая реальную угрозу безвозвратной потери исторического статуса территории и ведущая к утратам культурной ценности и разрушению исторической среды.

Для разработки мер по сохранению исторического центра 13 ноября 2003 года в Законодательном Собрании области проводились депутатские слушания по теме “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной деятельности“, на которых были выработаны необходимые рекомендации.

Законодательное Собрание области постановляет:

1. Считать работу по сохранению объектов культурного наследия исторического центра г. Нижний Новгород важнейшей задачей органов государственной власти области, органов местного самоуправления г. Нижний Новгород, организаций, расположенных на его территории, и граждан.

2. Принять прилагаемые рекомендации депутатских слушаний по теме “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной деятельности“ за основу для выработки практических мер по осуществлению этой работы.

3. Предложить комитетам Законодательного Собрания области разработать план законопроектной работы с учетом указанных рекомендаций депутатских слушаний.

4. Рекомендовать Правительству Нижегородской области и органам местного самоуправления г. Нижний Новгород до 1 июля 2004 года разработать план мероприятий, обеспечивающих сохранение облика исторического центра, и предоставить его на утверждение Законодательного Собрания области.

5. В целях популяризации культурного наследия г. Нижний Новгород до разработки областной программы “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород“ за счет средств областного бюджета рекомендовать Правительству Нижегородской области до 1 марта 2004 года:

5.1. Подготовить материалы обо всех объектах культурного наследия, находящихся на территории исторического центра г. Нижний Новгород, раскрывающие их историко-культурную ценность, для использования в библиотеках,
учебных заведениях, учреждениях культуры и в качестве пособий для изучения в различных формах.

5.2. Организовать мероприятия, направленные на популяризацию объектов культурного наследия.

5.3. Принять меры по обучению руководителей предприятий и организаций, занимающихся градостроительной деятельностью на территории исторического центра г. Нижний Новгород, на территории исторических поселений, в зонах охраны памятников, для получения ими необходимых знаний о ценности культурного наследия Нижегородской области и порядке организации хозяйственной деятельности на указанной территории и в зонах.

6. Рекомендовать редакционному издательскому центру “Нижегородские новости“ до 1 февраля 2004 года опубликовать в одноименной газете перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории исторического центра г. Нижний Новгород и включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и ввести постоянную рубрику, информирующую об историко-культурной ценности отдельных объектов.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам и депутата А.А. Серикова.

Председатель Собрания

Е.Б.ЛЮЛИН

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

по теме: “Сохранение исторического центра

г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения

градостроительной деятельности“

Депутатские слушания по теме: “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной деятельности“ состоялись 13 ноября 2003 года в г. Нижний Новгород. Организатором депутатских слушаний выступило Законодательное Собрание области. В работе депутатских слушаний приняли участие свыше 60 человек: депутаты, руководители и специалисты органов государственной власти и органов местного самоуправления, ученые и специалисты в сфере архитектуры и градостроительства, охраны культурного наследия Нижегородской области, эксперты из городов Москва и Санкт-Петербург.

Проведение депутатских слушаний обусловлено необходимостью критического осмысления процессов, происходящих на территории исторического центра города, ведущих к потере его исторического статуса в результате активной градостроительной и иной хозяйственной деятельности, проводимой без учета значимости
культурного наследия “Старого Нижнего Новгорода“, где сосредоточено более 500 объектов культурного наследия из 1 400, поставленных на учет в области, и 700, поставленных на учет в г. Нижний Новгород.

Депутатские слушания проводятся с целью:

1. Оценки работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по сохранению культурного наследия в ходе градостроительной деятельности на территории исторического центра г. Нижний Новгород.

2. Формирования предложений по разработке нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ, Градостроительным кодексом Нижегородской области от 16 апреля 2001 года N 177-З и Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 126-ФЗ.

3. Анализа положения дел по реализации прав граждан на доступ к объектам культурного наследия.

Участники депутатских слушаний отмечают:

наличие в историческом центре г. Нижний Новгород высокой концентрации объектов культурного наследия XVI, XVII, XVIII, XIX, XX веков является предметом гордости для нижегородцев и представляет достояние культуры России, требует адекватных мер по их сохранению;

сохранение высокой инвестиционной привлекательности земли и недвижимого имущества для осуществления градостроительной и иной хозяйственной деятельности;

наличие положительных примеров восстановления (реконструкции) объектов культурного наследия, а также постройки новых зданий с сохранением историко-архитектурного облика застраиваемой территории;

решение социальных вопросов, в том числе по ликвидации ветхого фонда.

Вместе с тем:

1. Создалась реальная угроза потери исторического облика и статуса территории “Старый Нижний Новгород“, границы которой утверждены решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года N 370-м “Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода“, в
связи с недостаточным вниманием, уделяемым сохранению объектов культурного наследия и качеству исторической среды, в результате проводимой политики в области градостроительства, управления имущественным комплексом и земельными ресурсами на указанной территории, а также в целом исторического статуса г. Нижний Новгород.

2. Застройка территории исторического центра ведется без утвержденной в установленном порядке градостроительной документации о застройке, отсутствуют правила застройки, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на территории исторического центра, историко-культурный опорный план, проекты зон охраны объектов культурного наследия.

3. Не разработаны комплексные программы по сохранению объектов культурного наследия и ценной исторической среды во всем их многообразии на областном и муниципальном уровне.

4. Отсутствует комплексный подход к реконструкции застройки кварталов в исторической части города Нижнего Новгорода, имеет место выборочное строительство зданий под потребности частных инвесторов. Интересы частных инвесторов доминируют над государственными и общественными.

5. Повсеместно имеет место недопустимое увеличение этажности новых объемов и повышение плотности застройки, что приводит к утрате исторического облика значительных фрагментов улиц.

6. Имеют место случаи необоснованного сноса объектов исторической застройки, а также существенного изменения облика объектов культурного наследия в условиях отсутствия действенного контроля за ведением ремонтно-реставрационных работ. Прежде всего, это касается памятников деревянной архитектуры. До 2003 года имело место проведение реконструкции объектов исторической застройки с изменением внешнего облика объектов культурного наследия.

7. Не организован учет объектов, не имеющих статуса памятников истории и культуры, находящихся в границах исторической территории г. Нижний Новгород, и ценных объектов исторической застройки, отсутствует механизм их сохранения, использования, популяризации и государственной охраны; в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по Нижегородской области (далее - реестр) зачастую отсутствует
полная и достоверная информация по объектам, наличие которой позволяет объективизировать принимаемые решения и повысить степень их оперативности; слабо ведется работа по выявлению объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, и включению их в реестр; отсутствует институт государственной историко-культурной экспертизы.

8. На большинство объектов культурного наследия нет паспортов, являющихся важной частью учетно-регистрационной документации по объектам культурного наследия.

9. Не разработаны и не установлены соответствующими нормативно-правовыми актами зоны охраны и режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий этих зон для подавляющего большинства объектов культурного наследия, что приводит к использованию земельных участков вблизи памятников истории и культуры без учета возможного негативного влияния для культурного наследия. На территориях установленных зон охраны памятников истории и культуры нарушаются режимы их содержания и использования.

10. Нарушается зонирование территории города, предусмотренное генеральным планом, что привело в отдельных случаях к недопустимому увеличению неурегулированного транспортного потока в историческом центре города, который при отсутствии транспортной инфраструктуры негативным образом влияет на объекты культурного наследия, способствует их постепенному разрушению и в первую очередь - Кремля.

11. Отсутствует порядок участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности и информирования населения о принимаемых и принятых решениях.

12. Необходимо отметить положительную деятельность министерства культуры области по реализации требований федерального законодательства.

Участники депутатских слушаний рекомендуют:

Органам государственной власти области и органам местного самоуправления г. Нижний Новгород определить статус территории “Старый Нижний Новгород“, границы которой утверждены решением Нижегородского областного Совета народных депутатов “Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода“, и объявить ее историческим центром города.

Обеспечить совместное решение вопросов по сохранению объектов культурного
наследия исторического центра г. Нижний Новгород с участием федеральных государственных органов.

Безотлагательно провести необходимую работу по выявлению и постановке на учет, а также популяризации среди населения области всех объектов культурного наследия.

Разработать региональную целевую программу “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и его социально-экономическое развитие“, обеспечив необходимыми ресурсами ее реализацию.

Рассмотреть возможность создания самостоятельных органов по охране культурного наследия на областном и муниципальных уровнях.

В этой связи:

1. Законодательному Собранию Нижегородской области:

1.1. Разработать и принять закон Нижегородской области, регламентирующий статус исторической территории “Старый Нижний Новгород“ и направленный на ее устойчивое развитие. Также разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок создания на территории городов и других поселений территорий с особым организационно-правовым статусом управления земельно-имущественным комплексом в целях сохранения историко-культурной среды.

1.2. Для реализации Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ разработать и принять закон Нижегородской области “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Нижегородской области, предусмотрев в нем:

1) порядок создания на территории городов и других поселений территорий с особым организационно-правовым статусом управления земельно-имущественным комплексом в целях сохранения историко-культурной среды;

2) полномочия органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия;

3) порядок формирования, финансирования (в том числе за счет средств, получаемых от использования находящихся в государственной собственности области объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия) и реализации региональных программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения;

4) порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр;

5) порядок изменения категории историко-культурного значения объекта
культурного наследия регионального значения;

6) порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения;

7) определение органа государственной власти, уполномоченного устанавливать порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

8) порядок утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

9) порядок согласования проектов проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и в зонах их охраны, а также на земельных участках или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия;

10) порядок проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;

11) порядок ограничения или запрещения движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в его зонах охраны в случае угрозы нарушения целостности и сохранности данного объекта;

12) порядок выдачи задания
на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;

13) порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, определения его границ и режимов его содержания;

14) порядок регулирования градостроительной деятельности в историческом поселении, включая согласование градостроительной документации и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований;

и другое.

1.3. Инициировать в Правительстве Российской Федерации вопрос об ускорении разработки и принятия федерального закона о разграничении собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности.

1.4. Создать целевой бюджетный фонд “Сохранение культурного наследия Нижегородской области“, разработать положение о нем, определив источники доходов фонда, в том числе внебюджетные.

1.5. Обеспечить рассмотрение рекомендаций депутатских слушаний на заседаниях комитетов (по экологии, природопользованию и градостроительству, промышленности и экономике, по социальным вопросам) с целью вынесения их на рассмотрение Законодательного Собрания и принятие проекта постановления Законодательным Собранием.

1.6. Создать временную депутатскую комиссию по культурному наследию для проведения анализа по соблюдению действующего законодательства, в том числе при разработке градостроительной и проектной документации и градостроительных регламентов, и подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей данную область.

2. Правительству Нижегородской области:

2.1. Разработать региональную целевую программу “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и его социально-экономическое развитие“ совместно с администрацией г. Нижний Новгород. Завершить разработку в установленные сроки и внести в декабре 2003 года на рассмотрение Законодательного
Собрания области закон Нижегородской области “Об объектах культурного наследия Нижегородской области“.

2.2. Обеспечить формирование целевого бюджетного фонда сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия Нижегородской области.

2.3. Организовать проведение мониторинга на статусных объектах, представляющих историко-культурную значимость, расположенных на исторических территориях г. Нижний Новгород, и разработать мероприятия по сохранению наиболее ценной их части.

2.4. Сформировать наблюдательный совет по контролю за сохранением культурного наследия в историческом центре города в составе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений граждан.

2.5. Подготовить мероприятия по государственной охране и контролю за состоянием объектов культурного наследия, расположенных в историческом центре г. Нижний Новгород, в полном объеме в соответствии с требованиями Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, вынести на согласование Законодательного Собрания области и обеспечить их реализацию в первой половине 2004 года.

2.6. Продолжить работу по составлению Свода объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Нижнего Новгорода и Свода ценной исторической застройки Нижнего Новгорода и доведению материалов сводов до широкой общественности.

2.7. Инициировать в Правительстве Российской Федерации вопрос об ускорении разработки и принятия федерального закона о разграничении собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности.

3. Городской Думе города Нижний Новгород:

3.1. Проанализировать до 1 июля 2004 года выполнение генерального плана г. Нижний Новгород, утвержденного Городской Думой г. Нижний Новгород в 1999 году, внести генеральный план города и его пригородной зоны на утверждение Законодательного Собрания области в июле 2004 года.

3.2. Разработать и принять до 1 июля 2004 года следующую научно-проектную и градостроительную документацию, а также нормативные правовые акты в сфере охраны культурного наследия:

3.2.1. Правила застройки и землепользования для территории исторического центра города, обеспечить разработку историко-культурного опорного плана, проекты зон памятников истории и культуры и градостроительных регламентов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в границах исторических территорий города Нижнего Новгорода.

3.2.2. Порядок участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности и информирования населения о принимаемых и принятых решениях.

3.2.3. Порядок проведения конкурсов на разработку градостроительной документации и архитектурных проектов.

3.2.4. Порядок финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия.

3.2.5. Порядок установления арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, с учетом стимулирования инвестиций в сохранение объектов культурного наследия.

3.2.6. Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, определения его границ и режимов его содержания.

3.2.7. Концепцию развития инфраструктуры автомобильного транспорта на территории города Нижнего Новгорода.

3.3. Проанализировать до 1 июля 2004 года объем и структуру доходов, полученных администрацией города в 1999 - 2003 годах от совместной с инвесторами деятельности по застройке территории исторического центра, как основных инвестиций, направляемых на развитие территории и формирование благоприятной среды жизнедеятельности населения.

4. Главе и администрации г. Нижний Новгород:

4.1. Разработать до 1 апреля 2004 года концепцию программы и до 1 июля 2004 года программу “Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и его социально-экономическое развитие“ совместно с Правительством Нижегородской области.

4.2. Разработать до 1 июля 2004 года следующую градостроительную документацию, а также нормативные правовые акты в сфере охраны культурного наследия.

4.2.1. Историко-культурный опорный план, проекты зон охраны градостроительные регламенты территории исторического центра г. Нижнего Новгорода (совместно с министерством культуры Нижегородской области).

4.2.2. Проект планировки исторического центра г. Нижний Новгород.

4.2.3. Правила застройки и землепользования и градостроительные регламенты для территории исторического центра г. Нижний Новгород.

4.2.4. Генеральную схему развития дорог г. Нижний Новгород и приступить к реализации мероприятий по уменьшению транспортных потоков в историческом центре г. Нижний Новгород, в первую очередь транзитных.

4.3. Обеспечить порядок предоставления земельных участков под новое строительство в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом комплексной реконструкции кварталов. Обеспечить выбор инвестора по реконструкции кварталов застройки исторической территории города посредством проведения открытых конкурсов на лучшее градостроительное и инвестиционное предложение по реконструкции соответствующей территории.

4.4. При предоставлении земельных участков под застройку и реконструкцию в историческом центре г. Нижний Новгород в договорах на проведение строительных работ предусматривать сроки не более 12 месяцев с момента получения разрешения на строительство до момента приемки здания в эксплуатацию.

4.5. Проводить общественные слушания по вопросам строительства отдельных зданий и реконструкции квартальной застройки по каждому объекту.

Участники депутатских слушаний считают целесообразным организацию регулярных обсуждений проблем градостроения с расширением круга обсуждаемых проблем и состава участников.

Рекомендации приняты на депутатских слушаниях по теме:

“Сохранение исторического центра г. Нижний Новгород и проблемы правового обеспечения градостроительной деятельности“.

13 ноября 2003 года