Законы и постановления РФ

Закон Нижегородской области от 04.11.2002 N 60-З (ред. от 23.07.2004) “О переоборудовании и перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах“ (принят постановлением ЗС НО от 24.10.2002 N 244-III)

Утратил силу в связи с принятием Закона Нижегородской области от 10.03.2005 N 23-З, вступившего в силу со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Нижегородской области от 23.07.2004 N 79-З, вступили в силу с 28 июля 2004 года.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 4 ноября 2002 г. N 60-З

О ПЕРЕОБОРУДОВАНИИ И ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЙ В ЖИЛЫХ ДОМАХ

Принят

Законодательным Собранием

24 октября 2002 года

(в ред. Закона Нижегородской области

от 23.07.2004 N 79-З)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, устанавливает порядок оформления разрешений и производства переоборудования и перепланировки помещений в многоквартирных жилых домах на территории Нижегородской области в целях предотвращения
аварийных ситуаций в жилищном фонде.

Действие настоящего Закона распространяется на эксплуатируемые жилые и нежилые помещения в многоквартирных жилых домах независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Действие настоящего Закона не распространяется на реконструируемые жилые дома с полным прекращением эксплуатации, а также на установку или демонтаж встроенной мебели и замену инженерного оборудования на аналогичное.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

помещение в жилом здании - внутренняя изолированная часть жилого здания (иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых и иных целей, отделенная от смежных помещений стенами без проемов или глухими перегородками и имеющая самостоятельный выход на улицу, во двор, коридор общего пользования или на лестничную клетку, находящаяся в собственности граждан или юридических лиц, а также в государственной собственности Российской Федерации, Нижегородской области или муниципальной собственности;

переоборудование помещений в многоквартирных жилых домах (далее - переоборудование) - комплекс строительно - планировочных мероприятий, связанных с переустройством существующих помещений с целью полного или частичного изменения функционального назначения, в том числе: установка бытовых электроплит вместо газовых плит или кухонных очагов, перенос электрических сетей, нагревательных, сантехнических и газовых приборов; устройство вновь и (или) переоснащение (ликвидация) существующих кухонь, туалетов и ванных комнат; устройство вновь и изменение вентиляционных каналов;

перепланировка жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах (далее - перепланировка) - комплекс строительно - планировочных мероприятий, связанных с изменением расположения отдельных частей помещения относительно друг друга, изменением планировочной структуры помещения с сохранением его функционального назначения, в том числе: перенос и разборка перегородок, перенос, устройство или закрытие дверных, оконных проемов, объединение или разъединение комнат
в квартире, устройство дополнительных кухонь, прихожих и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация входов в кухни с улиц, тамбуров или непосредственно из жилых помещений; устройство вновь или переоборудование существующих тамбуров, разделение квартиры, объединение нескольких квартир в одну;

многоквартирный жилой дом (далее - жилой дом) - жилое здание, включающее две и более изолированные квартиры.

Статья 2. Полномочия органов государственной власти Нижегородской области в сфере регулирования общественных отношений по оформлению разрешений и выполнению переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах

Органы государственной власти Нижегородской области принимают нормативные правовые акты по вопросам осуществления переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечивают:

а) координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, указанным в настоящей статье;

б) осуществление государственного контроля за выполнением переоборудования и перепланировки и техническим состоянием жилищного фонда;

в) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений в жилищной сфере;

г) установление административной ответственности за правонарушения в жилищной сфере.

Статья 3. Полномочия органов местного самоуправления в Нижегородской области в сфере регулирования общественных отношений по оформлению разрешений и выполнению переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования общественных отношений по оформлению разрешений и выполнению переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах относятся:

а) оформление разрешений на перепланировку и переоборудование;

б) обеспечение постоянной готовности служб, осуществляющих мероприятия по устранению аварийных ситуаций в жилищном фонде;

в) защита жилищных прав граждан в процессе оформления разрешений на выполнение переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах;

г) создание в порядке, установленном настоящим Законом, и организация деятельности межведомственных комиссий
при органах местного самоуправления и (или) их структурных подразделениях;

д) осуществление контроля за выполнением переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах;

е) реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений о порядке получения разрешений на переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах;

ж) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области иных вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий проживания населения.

Статья 4. Условия переоборудования, перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах

Переоборудование и (или) перепланировка жилых помещений в жилых домах могут выполняться только в целях повышения уровня благоустройства таких помещений, раздела или объединения помещений, повышения комфортности проживания граждан с согласия нанимателя либо собственника жилого помещения и совершеннолетних членов его семьи, наймодателя, либо иной организации, осуществляющей управление и обеспечение эксплуатации жилого дома.

Переоборудование и (или) перепланировка нежилых помещений в жилых домах могут производиться только с согласия собственника или балансодержателя жилого дома при условии, что такое переоборудование или перепланировка не приведут к ухудшению комфортности проживания жильцов дома.

Не допускаются переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилых домах, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций жилых домов, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных и санитарных норм и правил.

Переоборудование (перепланировка) мест общего пользования в жилом доме без согласия жильцов (нанимателей или собственников), пользующихся этими местами общего пользования, не допускается.

Статья 5. Оформление решений по переоборудованию и перепланировке помещений

Заявление о выдаче разрешения на переоборудование (перепланировку) подается заинтересованным лицом в администрацию города, района области, района в городе Нижний Новгород. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона.

Решение о разрешении или
об отказе в разрешении переоборудования или перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах оформляется распоряжением главы местного самоуправления (главой администрации) города, района области, района в городе Нижний Новгород, издаваемым на основании решения межведомственной комиссии о наличии технической возможности переоборудования (перепланировки), с учетом требований статьи 4 настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, касающихся права граждан на жилище.

В распоряжении о разрешении переоборудования (перепланировки) должны быть указаны организация, контролирующая производство работ, и организация (орган), осуществляющая приемку завершенных работ.

Разрешение действует в течение 12 месяцев со дня его выдачи заинтересованному лицу.

Если заинтересованным лицом в течение 12 месяцев со дня получения разрешения не выполнено разрешенное переоборудование или перепланировка, для проведения работ необходимо получение нового разрешения в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 6. Порядок формирования и состав межведомственной комиссии по вопросам переоборудования и перепланировок в жилых домах

Межведомственная комиссия по вопросам переоборудования и перепланировок в жилых домах (далее - комиссия) создается распоряжением главы местного самоуправления (главы администрации) города, района области, главы администрации района в городе Нижний Новгород.

В состав комиссии, как правило, входят:

представитель организации, осуществляющей управление и обеспечение эксплуатации жилого фонда,

представитель организации технической инвентаризации,

представитель органов Государственной жилищной инспекции,

представитель Государственной противопожарной службы (по согласованию),

представитель Госсанэпиднадзора (по согласованию),

городской (районный) архитектор,

руководитель юридической службы соответствующей администрации.

Делопроизводство комиссии осуществляет ее секретарь.

При необходимости к работе комиссии могут привлекаться (по согласованию) представители Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, специалисты - экологи и эксперты - проектировщики, иные лица.

Статья 7. Задачи межведомственной комиссии по вопросам переоборудования и перепланировок в жилых домах

Основными задачами комиссии являются:

рассмотрение заявлений граждан, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) о переоборудовании и (или) перепланировке жилых и (или) нежилых помещений
в жилых домах;

рассмотрение и проверка прилагаемых к заявлениям документов, проектов на предмет их соответствия требованиям действующих федеральных законов, иных нормативных правовых актов, строительных, технических и противопожарных требований, норм и правил, санитарных правил и норм в жилищной сфере;

предупреждение и пресечение самовольных переоборудования и перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах;

организация контроля за соблюдением законодательства, строительных норм и правил, прав и интересов граждан при осуществлении переоборудования и перепланировок.

Статья 8. Права межведомственной комиссии по вопросам переоборудования и перепланировок в жилых домах

Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право:

запрашивать в установленном порядке необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;

заслушивать на своих заседаниях представителей государственных контролирующих (надзорных) органов, органов местного самоуправления, физических и должностных лиц, юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;

вносить на рассмотрение главы местного самоуправления предложения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;

при выявлении случаев самовольной перепланировки или переоборудования жилых и нежилых помещений в жилых домах направлять соответствующую информацию в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Порядок работы межведомственной комиссии

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.

Заседания комиссии проводит председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя комиссии.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии.

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Нижегородской области, указами Губернатора Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, а также иными нормативными правовыми актами в жилищной сфере.

Комиссия рассматривает представленные заявителем документы, в
случае необходимости (в частности, если при проведении работ по перепланировке и переоборудованию затрагиваются несущие конструкции, происходит замена или установка приборов центрального отопления, водоснабжения новой конфигурации и модификации, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений) обследует помещение на месте.

Комиссия при принятии решения о согласовании проекта на проведение переоборудования и (или) перепланировки жилых и (или) нежилых помещений в жилых домах определяет максимальные сроки выполнения работ по переоборудованию и перепланировке.

В случае наличия отрицательного заключения хотя бы одного из органов, указанных в подпунктах “д“, “е“, “ж“ пункта 1.1, пункта 1.3 статьи 10 настоящего Закона, если представление заключений этих органов является обязательным, или при отсутствии согласия нанимателя, собственника или членов их семей на предлагаемый вариант переоборудования или перепланировки, а также лиц, указанных в п. 1.5 статьи 10 настоящего Закона, комиссия специально указывает это в протоколе.

Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются в виде протоколов, в которых указывается на соблюдение (несоблюдение) требований настоящего Закона. К протоколам прилагаются заключения о технической возможности переоборудования (перепланировки), согласованный комиссией проект (в случае, если предоставление таких заключений (проекта) является обязательным).

Протоколы заседаний подписывают председатель комиссии или его заместитель, председательствовавший на заседании, и секретарь комиссии.

Решения комиссии доводятся до заинтересованных лиц в виде выписок из протоколов заседаний комиссии.

В случае отказа в согласовании переоборудования или перепланировки комиссия выдает заинтересованному лицу письменный ответ с указанием мотивов отказа.

Положительное заключение комиссии является основанием для издания главой администрации распоряжения о разрешении на выполнение работ по переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах в соответствии с согласованной комиссией проектной документацией.

Статья
10. Документы, представляемые для получения разрешения на переоборудование (перепланировку)

1. Для получения разрешения на переоборудование и (или) перепланировку помещения заинтересованные физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели) подают в администрацию заявление о разрешении переоборудования (перепланировки) помещения, подписанное нанимателем (собственником) жилого помещения и совершеннолетними гражданами, зарегистрированными в квартире, в которой расположено подлежащее переоборудованию помещение. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

1.1. Для выполнения переоборудования помещения:

а) копия свидетельства о праве собственности или договора найма жилого помещения (выписка из финансового лицевого счета и домовой книги) или договора аренды (либо безвозмездного пользования нежилого помещения);

б) копия плана квартиры, в которой находится подлежащее переоборудованию помещение, заверенная организацией технической инвентаризации;

в) существующая схема инженерного оборудования (коммуникаций), подлежащего переоборудованию;

г) схема инженерного оборудования (коммуникаций) после переоборудования;

д) заключение органов Госпожнадзора - в случае, если переоборудование связано с установкой новых или заменой действующих источников огня, вентиляционных каналов;

е) заключение органов Госэнергонадзора - в случае, если переоборудование затрагивает действующие электрические сети;

ж) заключение предприятия, обслуживающего газовое хозяйство, - если переоборудование затрагивает действующие газовые сети.

1.2. Для выполнения перепланировки помещения:

а) копия свидетельства о праве собственности или договора найма жилого помещения (выписка из финансового лицевого счета и домовой книги) или договора аренды (либо безвозмездного пользования нежилого помещения);

б) копия плана квартиры заявителя, заверенная организацией технической инвентаризации;

в) план квартиры после перепланировки;

г) описание и перечень работ, необходимых для перепланировки.

1.3. В случае, если одновременно с перепланировкой осуществляется переоборудование помещения, а также, когда перепланировка предусматривает объединение нескольких квартир в одну, раздел многокомнатных квартир, устройство или ликвидацию кухонь и санузлов, а также, если перепланировка затрагивает несущие конструкции дома, кроме документов, указанных в пунктах 1.1 и 1.2
пункта 1 настоящей статьи, заявитель представляет:

а) копии планов выше- и нижерасположенных квартир в зоне предполагаемой перепланировки или переоборудования, заверенные организацией технической инвентаризации;

б) акт (заключение) организации, осуществляющей управление и обеспечение эксплуатации жилого дома (жилищно - эксплуатационной организации), в котором указываются: дата, время, место его составления, фамилии, инициалы должностных лиц, его составивших, данные о техническом состоянии конструкций и инженерного оборудования в зоне перепланировки или переоборудования, состоянии и качестве отделки нижерасположенных помещений;

в) проект перепланировки и (или) переоборудования, включающий обмерные чертежи помещения с привязкой инженерного оборудования, выполненный организацией, имеющей лицензию на проведение соответствующих видов работ;

г) рабочие чертежи фасада, согласованные с главным архитектором города (района), - в случаях, когда перепланировка предусматривает перенос и устройство наружных дверных, оконных проемов.

1.4. В случае, если жилое (нежилое) помещение расположено в здании, отнесенном в установленном порядке к представляющему историческую, художественную или иную культурную ценность, заявитель одновременно с документами, указанными в пунктах 1.1 - 1.3 настоящей статьи, представляет заключение государственного органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной памятников истории и культуры, о возможности перепланировки или переоборудования помещения.

1.5. В случае, если переоборудование (перепланировка) затрагивает места общего пользования жилого дома (чердаки, подвалы, лестничные клетки и т.д.), заявитель обязан представить письменное согласие жильцов, пользующихся указанными местами общего пользования, которое оформляется подписями нанимателей или собственников соответствующих квартир под схемой (эскизом) предполагаемого переоборудования или перепланировки.

2. При необходимости межведомственная комиссия вправе запросить у заявителя дополнительные документы или дать пояснения по существу предполагаемого переоборудования (перепланировки).

3. Срок оформления соответствующими должностными лицами документов, указанных в подпунктах “д“, “е“, “ж“ пункта 1.1 настоящей статьи, определяется ведомственными нормативными актами. Срок оформления остальных
документов не должен превышать 10 дней.

Статья 11. Срок рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на переоборудование и (или) перепланировку жилых и (или) нежилых помещений в жилых домах

Распоряжение главы администрации о разрешении (об отказе в выдаче разрешения) на переоборудование (перепланировку) выдается заявителю не позднее чем через тридцать дней со дня получения заявления и прилагаемых документов.

Статья 12. Порядок разрешения споров

Решение об отказе в переоборудовании и перепланировке жилых или нежилых помещений заявитель имеет право обжаловать в суд в установленном порядке.

Споры, возникающие в связи с отказом в выполнении переоборудования (перепланировки) помещений наймодателя, собственника, нанимателя или совершеннолетних членов его семьи, а также в случаях, предусмотренных настоящим Законом, иных граждан, разрешаются в судебном порядке. При этом в качестве третьего лица к участию в споре может быть привлечена соответствующая администрация города, района или представитель межведомственной комиссии (по доверенности).

Статья 13. Контроль за проведением переоборудования, перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах

Работы по переустройству и (или) переоборудованию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда могут выполняться только на основании разрешения соответствующей администрации и только в соответствии с проектной документацией, рассмотренной и согласованной межведомственной комиссией.

Контроль за осуществлением переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также за правильностью выполнения скрытых работ и качеством используемых материалов осуществляется организацией, указанной в распоряжении о разрешении переоборудования (перепланировки).

Контроль за соблюдением установленных норм и правил в жилищной сфере, выявление и пресечение самовольного переоборудования, перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах осуществляется Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Лица, осуществляющие переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах, обеспечивают представителям организаций, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, беспрепятственный доступ в соответствующие жилые и нежилые помещения.

Приемка выполненных работ по переоборудованию и перепланировке жилых, нежилых помещений, расположенных в жилых домах, осуществляется жилищной эксплуатационной организацией (органом), указанной в распоряжении о разрешении переоборудования (перепланировки).

Статья 14. Регистрация изменений технических характеристик помещений

Изменения в количественных и качественных характеристиках жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, полученные в результате их переоборудования, перепланировки, подлежат регистрации в соответствующих организациях технической инвентаризации на основании акта приемки выполненных работ по переоборудованию и (или) перепланировке соответствующих помещений.

В случае разделения, слияния или выделения жилого и (или) нежилого помещения в результате перепланировки и (или) переоборудования сведения о вновь образованных объектах регистрируются государственным учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Ответственность за самовольное переоборудование или перепланировку помещений

Лица, допустившие самовольное переоборудование или перепланировку жилых или нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, в том числе подрядчики, осуществляющие предпринимательскую деятельность по переоборудованию или перепланировке жилых или нежилых помещений в жилых домах без соответствующего разрешения, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Наниматель, допустивший самовольное переоборудование, перепланировку жилого или нежилого помещения в жилом доме, обязан привести это помещение в прежнее состояние за свой счет.

(в ред. Закона Нижегородской области от 23.07.2004 N 79-З)

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Исключен. - Закон Нижегородской области от 23.07.2004 N 79-З.

Губернатор области

Г.М.ХОДЫРЕВ