Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Нижегородской области от 07.07.2000 N 165 “О создании единой дежурно-диспетчерской службы Нижегородской области“

Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Нижегородской области от 27.12.2005 N 323.

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2000 г. N 165

О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ

СЛУЖБЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ от 05.11.1995 N 1113, законом Нижегородской области “О защите населения и территорий области от ЧС природного и техногенного характера“ от 04.01.1996 N 17-З, постановлением губернатора Нижегородской области “О системе оперативно - диспетчерского управления Нижегородской области“ от 02.02.1999 N 30:

1. Создать единую дежурно - диспетчерскую службу Нижегородской области при главном управлении по делам ГО и ЧС области.

2. Утвердить прилагаемое Положение
о единой дежурно - диспетчерской службе Нижегородской области.

3. Рекомендовать главам администраций городов и районов создать на подведомственных территориях соответствующие единые дежурно - диспетчерские службы. Общее руководство едиными дежурно - диспетчерскими службами возложить на соответствующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главное управление по делам ГО и ЧС области (Коркодола В.А.)

Губернатор области

И.П.СКЛЯРОВ

Утверждено

постановлением

губернатора области

от 07.07.2000 N 165

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования единой дежурно - диспетчерской службы (ЕДДС) области.

1.2. ЕДДС области является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), центральным звеном системы оперативно - диспетчерского управления (СОДУ) области в чрезвычайных ситуациях и предназначена для повышения готовности администрации и служб области к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

1.3. ЕДДС области совмещает функции оперативной дежурной службы (пункта управления, центра управления в кризисных ситуациях) главного управления по делам ГО и ЧС области и ЕДДС города Нижний Новгород.

1.4. ЕДДС области создается на штатной основе, при главном управлении по делам ГО и ЧС Нижегородской области на его базе.

1.5. Создание и функционирование ЕДДС не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно - диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - “01“, “02“, “03“, “04“ и др.).

1.6. Общее руководство ЕДДС осуществляет администрация области (председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям) через главное управление по
делам ГО и ЧС (ГУ ГОЧС) области.

1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС осуществляет начальник единой дежурно - диспетчерской службы области.

1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕДДС руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями главы администрации Нижегородской области, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям области, приказами начальника главного управления по делам ГО и ЧС области, а также настоящим Положением.

2. СОСТАВ И ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ЕДИНОЙ

ДЕЖУРНО - ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБОЙ ОБЛАСТИ

2.1. ЕДДС области включает: дежурно - диспетчерский персонал, центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), пункт управления (ПУ) оперативной дежурной службы главного управления по делам ГО и ЧС области, информационно - аналитическую группу и комплекс средств автоматизации (КСА).

2.2. В составе дежурно - диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные смены (ОДС) ЦУКС и ПУ из расчета несения круглосуточного дежурства.

2.3. ЕДДС области решает следующие основные задачи:

- прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;

- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до управлений по делам ГО и ЧС (У ГОЧС) категорированных городов, ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- сбор от ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ЕДДС У ГОЧС категорированных городов и ДДС области полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

- обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для
реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;

- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных главным управлением по делам ГО и ЧС области полномочий);

- информирование ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных им сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;

- доведение задач, поставленных председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) области, до ЕДДС У ГОЧС категорированных городов, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

2.4. ЕДДС области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУКС и ПУ составом ОДС.

2.5. Старший оперативный дежурный (СОД) ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно - диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС, администрации области или областных служб.

Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС СОД ЕДДС докладывает начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.

Старший оперативный дежурный
ЕДДС по вопросам несения службы подчиняется заместителю начальника главного управления по делам ГО и ЧС области по оперативным вопросам.

2.6. Старший оперативный дежурный ЕДДС области обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и наряду с руководством администрации области и областных служб несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

2.7. Центр управления в кризисных ситуациях должен обеспечить:

- устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС;

взаимодействие с органами управления ДДС области;

- сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС области и областных служб;

- доведение информации об угрозе возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного ЦРЦ, в соответствии с критериями информации о ЧС;

- анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС, У ГОЧС категорированных городов, администраций городов и сельских районов области;

- своевременное наращивание сил и средств ЕДДС при переводе ее в повышенные режимы функционирования;

- несение постоянного дежурства, участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС, ДДС области, ЕДДС категорированных городов, ОДС городов и сельских районов области.

2.8. Пункт управления оперативной дежурной службы ЕДДС области должен обеспечить:

- поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС, ГУ ГОЧС и
ЕДДС области;

- оповещение и вызов областных ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС области;

- оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС;

- соблюдение режима секретности информации, получаемой и передаваемой с использованием средств автоматизации.

2.9. Задействование средств централизованного оповещения осуществляется старшим оперативным дежурным по указанию начальника ГУ ГОЧС области или самостоятельно по обстановке (в пределах установленных полномочий) с последующим докладом по подчиненности.

2.10. Оповещение населения области при возникновении ЧС осуществляется по команде председателя КЧС области старшим оперативным дежурным с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения ГО с задействованием электросирен и теле-, радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией.

2.11. Информационно - аналитическая группа должна обеспечить:

- создание, разработку и обновление социально - экономических, природно - географических, демографических и других данных за область, областные органы управления (в том числе их дежурно - диспетчерские службы), силы и средства постоянной готовности к действиям в ЧС, потенциально опасные объекты, возможные и планируемые мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;

- создание и разработку структуры информационно - справочной системы обеспечения принятия управленческих решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;

- моделирование и прогнозирование ЧС, их последствий на территории области на основе статистических данных по ЧС;

- создание компьютерных моделей прогнозирования возникновения ЧС для оперативного реагирования на них, а также анализ возможности их возникновения на основе исходных данных;

- обработку и анализ ситуаций, произошедших на территории области и занесение их в базу данных;

- подготовку и представление донесений (информации) вышестоящим органам управления, согласно табеля срочных донесений;

- повышение уровня подготовки персонала ЕДДС в работе с
комплексом средств автоматизации (КСА).

2.12. Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:

- накопление социально - экономических, природно - географических, демографических и других данных за область, областных органах управления, силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

- сбора и передачи данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

- прогнозирования, оценки и контроля сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;

- подготовки данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображения на электронной карте территории области;

- представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органом управления.

2.13. КСА ЕДДС должен сопрягаться с автоматизированными системами (АС) взаимодействующих ДДС (в рамках АС СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно - управляющей системы РСЧС.

2.14. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДДС “05“, в последующем переход на использование единого общеевропейского телефонного номера (кода) “112“.

3. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДДС ОБЛАСТИ

3.1. ЕДДС функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.

3.2. В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС (Приложение 1. Структурная схема ЕДДС Нижегородской области). В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

- прием от населения, организаций, ДДС и ЕДДС категорированных городов сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС;

- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов
по подчиненности;

- поддержание в готовности к применению программно - технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;

- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС.

В режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, диспетчером ЕДДС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчер идентифицирует как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются старшему оперативному дежурному ЕДДС.

3.3. В режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ЕДДС переводится по решению председателя комиссии по ЧС области старшим оперативным дежурным при угрозе возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:

- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

- оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС области, ГУ ГОЧС, ЕДДС, областных ДДС и подчиненных ГУ ГОЧС сил постоянной готовности;

- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС области;

- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

3.4. В режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ЕДДС переводится по решению
председателя комиссии по ЧС области старшим оперативным дежурным при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.

3.5. В режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕДДС области.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

3.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается старшим диспетчером. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

3.7. При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещаются и приводятся в готовность областная КЧС, ГУ ГОЧС, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС области собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств областной подсистемы РСЧС.

3.8. Все сообщения передаются в ЕДДС в формализованном виде.

Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации.

При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.

В случае поступления сообщений
от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА

4.1. В центре управления в кризисных ситуациях и в пункте управления оперативной дежурной службы ЕДДС области организуется круглосуточное дежурство силами дежурных смен.

4.2. Дежурная смена ЕДДС работает по утвержденному графику.

4.3. Дежурная смена обязана знать обстановку в области, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова.

4.4. Порядок несения и смены дежурства определяется “Инструкцией старшему оперативному дежурному дежурной смены ЕДДС“, разрабатываемой ГУ ГОЧС области.

5. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

5.1. Комплектование личным составом ЕДДС области осуществляется под руководством начальника ГУ ГОЧС и должно производиться из специалистов, способных грамотно и оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.

5.2. Старшие оперативные дежурные и другие должностные лица дежурных смен обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.

5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно - диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно - методическом центре ГУ ГОЧС.

5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником ГУ ГОЧС.

5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЕДДС.

6. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДДС

6.1. Создание и функционирование ЕДДС Нижегородской области обеспечивается данным Положением, “Положением о СОДУ Нижегородской области“, постановлением губернатора области от 20.05.1997 N 124 “О порядке сбора и обмена в Нижегородской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, а также другими необходимыми нормативно - методическими документами.

6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.

6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно - технической совместимости КСА ЕДДС с АС взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно - управляющей системы (АИУС) РСЧС должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в АИУС РСЧС.