Законы и постановления РФ

Распоряжение Администрации Нижегородской области от 04.02.2000 N 138-р “Об утверждении программы “Дистанционное образование“ (на 2000 - 2004 гг.)“

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 февраля 2000 г. N 138-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ “ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ“ (НА 2000 - 2004 ГГ.)

В соответствии с основными положениями региональной программы “Нижегородский край. XXI век“ и в целях развития интеллектуального потенциала региона, повышения уровня образованности людей, проживающих в Нижегородской области, кадрового обеспечения предприятий и организаций края специалистами высокой квалификации:

1. Утвердить представленную департаментом образования и науки и Нижегородским госуниверситетом программу Нижегородской области “Дистанционное образование“ (на 2000 - 2004 гг.), предусматривающую создание региональной образовательной сети, позволяющей жителям области получать образование непосредственно по месту жительства без отрыва от основной деятельности.

2. Директору департамента образования и науки С.В. Наумову и ректору Нижегородского госуниверситета А.Ф.
Хохлову представить документы на финансирование данной Программы к 20.01.2000.

3. Директору департамента финансов Труфанову В.А. предусмотреть финансирование данной Программы в бюджете 2000 г. в соответствии с утвержденными затратами.

4. Создать попечительский совет Программы в составе:

И.П.Скляров - Губернатор Нижегородской области - председатель

совета.

Члены совета:

А.В. Батырев - вице-губернатор Нижегородской области

В.А. Труфанов - директор департамента финансов Администрации

Нижегородской области

С.В. Наумов - директор департамента образования и науки

Администрации Нижегородской области

В.А. Иванов - глава администрации Борского района

В.В. Куренков - глава администрации Павловского района

А.Ф. Хохлов - ректор Нижегородского госуниверситета

Р.Г. Стронгин - первый проректор Нижегородского госуниверситета.

5. Головным исполнителем Программы определить Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского.

6. Контроль за исполнением данного распоряжения оставляю за собой.

Губернатор области

И.П.СКЛЯРОВ

Утверждаю Утверждаю“Министр образования ГубернаторРоссийской Федерации Нижегородской области__________ В.М. Филиппов _________ И.П. Скляров“____ февраля 2000 г. “____“ февраля 2000 г.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

“ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ“ НА 2000 - 2004 ГГ.

ПАСПОРТ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГУБЕРНАТОРА

“ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ“

--------------------------T---------------------------------------¬

¦Наименование
Программы ¦Дистанционное образование ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Основание для выполнения¦Распоряжение Губернатора Нижегородской¦

¦Программы ¦области ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦ ¦Программа Губернатора “Нижегородский¦

¦ ¦край. XXI век“ ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Заказчик Программы ¦Администрация Нижегородской области,¦

¦ ¦администрации районов области ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Основной разработчик и¦Нижегородский государственный¦

¦исполнитель ¦университет им. Н.И. Лобачевского ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Цель и задачи Программы,¦развитие интеллектуального
потенциала¦

¦важнейшие целевые¦Нижегородской области ¦

¦показатели ¦ ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦ ¦обеспечение возможности получения¦

¦ ¦образования различного уровня (в том¦

¦ ¦числе высшего) для жителей районов¦

¦ ¦области без отрыва от постоянного¦

¦ ¦места жительства и работы ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦ ¦создание материально-технической базы¦

¦ ¦современных методов дистанционного¦

¦ ¦образования в наиболее крупных районах¦

¦ ¦области, разработка соответствующего¦

¦ ¦методического обеспечения ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦ ¦организация процесса обучения с¦

¦ ¦использованием современных¦

¦ ¦дистанционных технологий ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Срок реализации Программы¦2000 - 2004 гг. ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Общее руководство ¦Попечительский совет Программы под¦

¦ ¦руководством Губернатора ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Объемы и источники¦220 млн рублей из средств областного¦

¦финансирования Программы ¦бюджета на 2000 - 2004 годы, в том¦

¦ ¦числе 26,5 млн рублей на 2000 год ¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Ожидаемые результаты¦Создание широко разветвленной сети¦

¦реализации Программы ¦дистанционного образования в¦

¦ ¦Нижегородской
области и подготовка¦

¦ ¦широкого контингента квалифицированных¦

¦ ¦людей для кадрового обеспечения¦

¦ ¦программ развития Нижегородской области¦

+-------------------------+---------------------------------------+

¦Система контроля за¦Законодательное Собрание Нижегородской¦

¦исполнением Программы ¦области, департамент образования и¦

¦ ¦науки ¦

L-------------------------+----------------------------------------

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Нижегородская область является крупнейшим промышленным, сельскохозяйственным и культурным центром Российской Федерации. Глобальные социально-экономические преобразования, происходящие в области, выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи и методы их решения. Реформирование промышленного и сельскохозяйственного производства, с целью повышения его эффективности, требует высокообразованных руководителей различных рангов. Решение новых социально-экономических задач невозможно без опоры на
кадры самой высокой квалификации. В связи с этим Администрация Нижегородской области рассматривает работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, работающих в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в администрациях районов, как одну из важнейших задач, решение которой обеспечивает развитие и оптимизацию производительных сил городов и районов, гармоничное развитие социальной сферы.

Областной центр - город Нижний Новгород обладает высоким научным потенциалом. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - один из ведущих и крупных Вузов страны - осуществляет энергичную кадровую поддержку происходящих в стране преобразований. Всемирно известны его научные школы в области химии, физики, радиофизики, математики, биологии. В последние годы в университете активно развиваются новые научные направления в области экономики, финансов, юриспруденции, социальной работы. Создан ряд новых образовательных структур (более 25 кафедр и 4 факультета), успешная деятельность которых дважды отмечалась премиями Нижнего Новгорода. Результаты университета по разработке новых современных направлений образования и науки, подготовке и переподготовке кадров высокой квалификации, по раннему выявлению и обучению талантливой молодежи также получили признание и отмечены премией Нижнего Новгорода. Университет имеет большой опыт широкой интеграции своей образовательной деятельности с другими образовательными учреждениями как в России (Нижегородский государственный лингвистический университет, Нижегородский региональный институт управления и экономики агропромышленного комплекса и др.), так и за рубежом (университеты Дании, Италии, США, Франции).

Целевая программа Губернатора Нижегородской области “Дистанционное образование“ предусматривает систему мер в области образования, отвечающих политике руководства области, направленной на укрепление интеллектуального потенциала региона, как основы его развития, решение задач кадрового обеспечения происходящих в области реформ.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является переход на качественно новый уровень образования и развитие интеллектуальных ресурсов области, повышение
социального статуса активно работающей творческой личности, ответственной за судьбу региона и страны. Программа предусматривает:

- создание отвечающей кадровым потребностям районов области кустовой сети обучения, в том числе через создание факультетов дистанционного образования Нижегородского государственного университета в крупных городах и базовых районных центрах (первый факультет дистанционного образования Нижегородского госуниверситета уже создан в декабре 1999 г. в Борском районе под патронажем Губернатора области);

- разработку профессиональных образовательных программ, ориентированных на дистанционные заочно-очные формы обучения, приближенные к месту жительства и работы специалистов указанных выше категорий;

- обеспечение высокого качества образования, отвечающего государственным стандартам и их региональным компонентам;

- организацию переподготовки специалистов, активно работающих в сфере образования, промышленности и сельского хозяйства районов, целевую подготовку и переподготовку сотрудников администраций различных уровней;

- разработку и реализацию научно-технических проектов в области ресурсо- и энергосбережения, улучшения экологической обстановки и повышения надежности и эффективности функционирования коммунального хозяйства городов и районных центров области;

- реализацию областной образовательной программы “Одаренные дети“.

Предусматривается поэтапное решение следующих задач:

- создание факультетов дистанционного образования Нижегородского государственного университета в наиболее крупных районных центрах области и организация на их базе образования по широкому спектру направлений и специальностей всех слоев населения;

- создание на этих факультетах экспериментальных площадок, оснащенных современной компьютерной, видео- и оргтехникой, организация на этой основе дистанционной формы обучения с использованием сети Интернет;

- существенное увеличение числа факультетов дистанционного образования, постепенный охват региональной сетью большинства районов области.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Создание первых факультетов дистанционного

образования (2000 - 2001 гг.)

Предусматривается создание первых четырех-пяти факультетов дистанционного образования на основе договоров между Нижегородским государственным университетом и администрациями городов и районных центров Нижегородской области (Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Павлово). Необходимые
помещения для работы факультетов дистанционного образования и их минимальное материально-техническое обеспечение выделяются администрациями районных центров на местах. Деятельность факультетов дистанционного образования реализуется, в основном, на внебюджетной основе. Предусматривается также возможность введения контингентов обучающихся за счет средств местных предприятий, а также средств бюджетов районов и области.

II. Создание экспериментальных площадок дистанционного

образования (2000 - 2003 гг.)

Создание материальной базы открываемых факультетов дистанционного образования. Создание стационарных и подвижных лабораторий, терминал-классов, оснащенных современной компьютерной, видео- и оргтехникой. Создание доступа к информационной сети ИНТЕРНЕТ. Создание серверов дистанционно-заочных форм образования. Создание библиотек и информационно-справочных баз. Создание указанной материальной базы финансируется из областного бюджета.

III. Развитие системы факультетов дистанционного

образования (2003 - 2004 гг.)

Создание второго уровня сети дистанционного образования Нижегородской области. Существенное увеличение (до 20) числа городов и районов Нижегородской области, в которых будут созданы факультеты дистанционного образования Нижегородского государственного университета.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать широко разветвленную сеть дистанционного образования в Нижегородской области с учетом кадровых потребностей районов, укомплектовать предприятия Нижегородской области кадрами самой высокой квалификации, существенно повысить квалификацию руководящих кадров районов. Привлечение научного потенциала Нижегородской высшей школы позволит решить актуальные задачи развития Нижегородской области и создать наукоемкие технологические зоны в регионе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая Программа разработана в контексте основных положений программы Губернатора “Нижегородский край. XXI век“ и основана на богатом опыте Нижегородского государственного университета по развитию заочного и дистанционного образования различных уровней. В связи с важностью и приоритетностью дистанционного образования в регионе в Нижегородском государственном университете создан Центр дистанционного образования (приказ ректора N 212-ОД от 04.11.1999). Одним из важных результатов деятельности Центра дистанционного образования стало создание 18.12.1999 Первого факультета дистанционного образования ННГУ в г. Бор под патронажем Губернатора.

“Согласовано“Директор департамента Ректор Нижегородскогообразования и науки государственногоАдминистрации Нижегородской университетаобласти________________ С.В. Наумов ______________ А.Ф. Хохлов“___ _________________ “___“ _________________

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГУБЕРНАТОРА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ “ДИСТАНЦИОННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ“ НА 2000 - 2004 ГОДЫ

------------------------T-----------T------------------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Стоимость (млн руб.) ¦

¦ ¦ исполнения+-----T------------------------+

¦ ¦ (годы) ¦Всего¦ В том числе ¦

¦ ¦ ¦ +----T----T----T----T----+

¦ ¦ ¦ ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦

¦ ¦ ¦ ¦ год¦ год¦ год¦ год¦ год¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦Создание и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦материально-технической¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦базы дистанционного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обучения студентов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦области, в т.ч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- выделение,¦2000 - 2004¦106 ¦14 ¦19 ¦24 ¦29 ¦20 ¦

¦оборудование и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦содержание помещений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦для работы факультетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дистанционного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦образования в городах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦области, в т.ч. ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- оборудование¦2000 - 2001¦ 20 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ ¦

¦компьютерных классов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на факультетах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дистанционного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- подключение¦2000 - 2001¦ 5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

¦компьютерных классов в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦международную систему¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Internet ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- создание¦2000 - 2001¦ 1 ¦ 0,7¦ 0,3¦ ¦ ¦ ¦

¦соответствующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦математического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- организация и¦2000 - 2004¦ 15,6¦ 1,7¦ 2,5¦ 3,3¦ 4,1¦ 4 ¦

¦обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦транспортного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дистанционного обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- создание библиотек и¦2000 - 2004¦ 4 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦

¦информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦справочных баз в местах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦- закупка средств¦ 2000 ¦ 1 ¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,2¦

¦видео- и аудиообучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦Разработка и создание¦2000 - 2004¦ 1,4¦ 0,6¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,2¦ 0,2¦

¦методического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дистанционного обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦Финансирование ¦2000 - 2004¦ 66 ¦ 2 ¦ 6 ¦12 ¦20 ¦26 ¦

¦обучения студентов,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦обучающихся по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дистанционной форме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+----+

¦ИТОГО ¦ ¦220 ¦26,2¦35,2¦46,7¦60,5¦51,4¦

L-----------------------+-----------+-----+----+----+----+----+-----