Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Нижегородской области от 25.12.1997 N 355 “О реорганизации системы гражданской обороны Нижегородской области и о переформировании органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области“

Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Нижегородской области от 15.09.2005 N 202.

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 1997 г. N 355

О РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И О ПЕРЕФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ

УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года N 784 “Вопросы гражданской обороны Российской Федерации“, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 “О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям“ постановляю:

1. Утвердить Положение о гражданской обороне Нижегородской области (приложение 1).

2. Утвердить Положение о главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области
(приложение 2).

3. Сформировать с 1 января 1998 года управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в городе Саров. Штатный перечень работников управления утвердить главе местной администрации, исходя из выделяемых средств местного бюджета на их содержание.

4. Утвердить штатный перечень главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (приложение 3).

5. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) обеспечить финансирование главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с введением дополнительной штатной численности работников, содержащихся за счет бюджета области, в соответствии со штатным перечнем с 1 января 1998 года.

6. Рекомендовать главам администраций районов области провести реорганизацию штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, преобразовав их в отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

7. Рекомендовать главам администраций городов и районов области представить в главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям разработанные Положения, структуру и штатные перечни должностей работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям для согласования с Министерством чрезвычайных ситуаций России.

8. Управлению делами администрации области (Герасимов В.П.) довести до сведения департаментов, комитетов администраций области и глав администраций городов и районов области о переходе органов управления гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на новую организационно-штатную структуру.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Коркодола В.А.).

Губернатор области

И.СКЛЯРОВ

Приложение 1

к постановлению

Губернатора области

от 25.12.1997 N 355

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании закона Нижегородской области “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

Положение определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской
обороны Нижегородской области, принципы взаимодействия администрации Нижегородской области, органов местного самоуправления, объектов экономики и граждан Нижегородской области по вопросам гражданской обороны.

1.2. Термины, используемые в данном Положении:

объекты экономики - предприятия, объединения, учреждения, организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах Нижегородской области (далее - объекты);

современные средства поражения - совокупность имеющихся на вооружении войск боевых средств, применение которых в военное время может вызвать или вызывает массовую гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушения здоровья населения, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды, а также возникновения факторов вторичного поражения;

чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - нарушения нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, вызванная аварией, катастрофой, стихийным экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, а также применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям;

имущество гражданской обороны - средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты специальной обработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской помощи, средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, связанные или закупленные за счет средств соответствующих бюджетов для использования в интересах гражданской обороны области.

1.3. Гражданская оборона Нижегородской области проводит комплекс мероприятий, реализуемый администрацией области, городов и районов, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службами гражданской обороны, объектами, с имеющимися у них силами и средствами гражданской обороны, добровольными объединениями в целях защиты населения и экономики Нижегородской области от опасностей, возникающих при военных действиях,
а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1.4. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время на всей территории Нижегородской области, с учетом особенностей каждого города, района, объекта в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями.

1.5. Гражданская оборона Нижегородской области организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, законами Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

1.6. Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются администрацией Нижегородской области и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий.

1.7. В мирное время силы и средства гражданской обороны Нижегородской области привлекаются к проведению на территории области аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими причинами.

1.8. Должностные лица администрации области, органов местного самоуправления, объектов и граждане Нижегородской области, виновные в невыполнении либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по гражданской обороне несут установленную законом материальную, административную и иную ответственность.

2. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

2.1. Основными задачами гражданской обороны Нижегородской области являются:

защита населения от воздействия современных средств поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;

оповещение населения об угрозе нападения противника, возникновения чрезвычайных ситуаций, о порядке действий в сложившейся обстановке;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего в ЧС;

разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов области в условиях военного времени;

защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья,
фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций;

создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;

обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;

подготовка руководящего состава органов управления, сил и средств гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в чрезвычайных ситуациях.

2.2. Задачи гражданской обороны решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как в мирное, так и военное время.

3. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ

И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

3.1. Гражданская оборона Нижегородской области организуется по территориально-производственному принципу.

3.2. Общее руководство гражданской обороной Нижегородской области осуществляет Губернатор области. Губернатор по должности является начальником гражданской обороны Нижегородской области.

3.3. Руководство гражданской обороной в городах и районах области осуществляют главы администраций, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

3.4. Руководство гражданской обороной на объектах, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляют руководители объектов, которые по должности являются начальниками гражданской обороны этих объектов.

3.5. Начальники гражданской обороны всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, на объектах. Им предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Приказы начальников гражданской обороны области, города, городских районов, районов области, объектов в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

3.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций при начальниках гражданской обороны создаются органы управления гражданской обороны.

3.7. Органами
управления гражданской обороны (далее - органами управления ГО) являются:

главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - Главное управление ГОЧС);

управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, отнесенных к группе по гражданской обороне (далее - управления ГОЧС городов);

управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов города Нижнего Новгорода (далее - Управления ГОЧС районов г. Н.Новгорода);

отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, не отнесенных к группе по гражданской обороне и сельских районов области (далее - отделы ГОЧС);

штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и на объектах независимо от их организационно-правовых форм (далее - штабы ГОЧС).

3.8. Руководители органов управления ГО муниципальных образований, ведомств и объектов являются по должности заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право отдавать от их имени распоряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику гражданской обороны должностными лицами, органами управления, формированиями, а также гражданами. О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, руководитель органа управления ГО докладывает начальнику гражданской обороны.

3.9. Главное управление ГОЧС, учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - УМЦ ГОЧС), управления ГОЧС городов являются юридическими лицами, имеют гербовые печати, штампы и бланки, расчетные счета в банковских учреждениях и другие необходимые для хозяйственной деятельности и выполнения стоящих перед ними задач официальные атрибуты.

3.10. Главное управление ГОЧС Нижегородской области, управления по делам ГОЧС городов являются воинскими учреждениями и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом.

Управления ГОЧС городов находятся в прямом подчинении Главного управления ГОЧС Нижегородской области.

Отделы ГОЧС находятся в оперативном подчинении управлений ГОЧС
городов по соответствующим направлениям.

3.11. Начальник Главного управления ГОЧС Нижегородской области является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны области.

3.12. Подготовка руководящего состава и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям осуществляется в УМЦ ГОЧС.

Курсы ГОЧС городов функционируют под руководством начальников управлений ГОЧС соответствующих городов, при методическом руководстве УМЦ ГОЧС.

3.13. Организационная структура и штатная численность органов управления ГОЧС, УМЦ ГОЧС в части укомплектования работниками, содержащимися за счет областного бюджета, утверждается Губернатором Нижегородской области. Штатные должности штаба ГОЧС объекта, его персональный состав определяется его руководителем.

3.14. Для решения вопросов, связанных с подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий гражданской обороны, создаются областная, городские, районные и объектовые эвакуационные комиссии.

Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положением, утвержденным Губернатором Нижегородской области.

3.15. Для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий формирований в ходе проведения аварийно-спасательных работ создаются службы ГО, городов, районов, объектов.

Решение о создании служб ГО принимает Губернатор области, в городах и районах - главы администраций, на объектах - их руководители в зависимости от необходимости и наличия соответствующей базы для их создания.

Задачи, организация и функции служб гражданской обороны определяются положениями о службах. Положение о службе гражданской обороны области разрабатывается и подписывается руководителем службы и утверждается начальником гражданской обороны Нижегородской области после согласования с Главным управлением ГОЧС и непосредственным руководителем начальника службы.

Положение о службе гражданской обороны городов (районов) согласовывается с управлением ГОЧС городов (районов), руководителем вышестоящего органа по отношению к начальнику службы и утверждается начальником гражданской обороны городов (районов).

Положение о службе гражданской обороны объекта утверждается начальником гражданской обороны объекта. Инструкции и указания областных
служб гражданской обороны по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями и объектовыми службами.

Ответственность за готовность органов управления службы, сил и средств, включенных в ее состав, возлагается на руководителей объектов на базе которых они созданы.

3.16. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются невоенизированные формирования гражданской обороны.

Формирования создаются по территориально-производственному принципу в городах, районах и на объектах.

Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований гражданской обороны определяется Положением о невоенизированных формированиях гражданской обороны.

Постановлениями администрации области и органов местного самоуправления, распоряжениями руководителей объектов могут создаваться штатные аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности.

Для выполнения задач гражданской обороны в чрезвычайных ситуациях решением начальника гражданской обороны Нижегородской области могут привлекаться расположенные на территории области ведомственные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации, независимо от их организационно-правовой формы.

В аварийно-спасательных и других неотложных работах при ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством органов управления гражданской обороны могут принимать участие добровольные организации аттестованных спасателей.

4. ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ,

ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

4.1. Администрация Нижегородской области.

разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской обороны области;

организует выполнение в Нижегородской области общегосударственных мероприятий гражданской обороны;

организует разработку плана гражданской обороны Нижегородской области;

в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их Законодательным Собранием области;

организует и обеспечивает создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств, технических систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;

организует выполнение мероприятий по защите и жизнеобеспечению населения, по подготовке и проведению эвакуации в безопасные районы,
размещению, развертыванию лечебных и других обеспечивающих жизнедеятельность населения учреждений;

осуществляет меры по накоплению фонда коллективных средств защиты населения и поддержанию его в готовности к приему укрываемых;

обеспечивает подготовку областного хозяйства к устойчивому функционированию в военное время;

обеспечивает соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития экономики области, его застройки;

организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

разрабатывает и организует реализацию областных целевых, в том числе научно-технических программ в области гражданской обороны;

создает и содержит в интересах гражданской обороны области запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;

определяет объемы и обеспечивает накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества гражданской обороны;

определяет в проекте бюджета области объемы ассигнований на мероприятия гражданской обороны и порядок их использования;

устанавливает лимит численности работников в органах управления и учреждениях гражданской обороны области, содержащихся за счет областного бюджета.

4.2. Органы местного самоуправления Нижегородской области:

осуществляют общее руководство и обеспечивают постоянную готовность гражданской обороны муниципальных образований области;

планируют и организуют выполнение в части, касающейся города, района, областных мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, предусмотренных к реализации органами местного самоуправления;

организуют разработку плана гражданской обороны административно-территориального образования, осуществляют методическое руководство планированием мероприятий ГО в подведомственных структурах;

осуществляют меры по поддержанию в готовности подведомственных органов управления, сил и средств гражданской обороны;

организуют выполнение мероприятий гражданской обороны объектами, расположенными на подведомственной территории;

организуют оповещение подчиненных органов управления и населения по сигналам гражданской обороны;

организуют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и руководят их проведением;

осуществляют подготовку и содержание в готовности фонда коллективных средств защиты, сил и средств гражданской обороны города, района, обучение по гражданской обороне населения, проживающего на его территории;

организуют планирование и выполнение
мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время расположенных на территории города, района объектов;

организуют контроль за накоплением, хранением и поддержанием в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;

создают системы наблюдения и контроля за радиоактивным загрязнением, химическим и бактериологическим заражением;

обеспечивают контроль за выполнением требований руководящих документов и принятых решений по вопросам гражданской обороны на территории города, района;

несут ответственность за состояние гражданской обороны на подведомственной территории.

4.3. Главное управление ГОЧС:

разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях, а также участвует в подготовке к устойчивому функционированию народного хозяйства области в военное время;

принимает меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи к функционированию в военное время;

руководит созданием сил и средств гражданской обороны области;

организует управление и взаимодействие сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

организует планирование и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в области;

организует контроль за состоянием гражданской обороны Нижегородской области и выполнением требований руководящих документов по проблемам гражданской обороны;

организует контроль за планированием, проектированием и строительством защитных сооружений гражданской обороны;

организует контроль за поддержанием в готовности фонда коллективных средств защиты;

организует подготовку органов управления и формирований гражданской обороны, обучения населения, планирует и проводит учения и тренировки;

осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов управления ГО городов, районов, областных служб, ведомственных структур и объектов;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Главного управления ГОЧС Нижегородской области, подчиненных ему управлений ГОЧС и других учреждений гражданской обороны, а также формируемых подразделений;

принимает в пределах своей компетенции решения, выдает обязательные для исполнения предписания по вопросам гражданской обороны начальникам гражданской обороны городов, районов г. Н.Новгорода, отделов, а также начальникам служб гражданской обороны области;

разрабатывает и вносит на рассмотрение администрации области предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны, повышению ее готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении задач гражданской обороны;

заслушивает руководителей гражданской обороны по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления ГОЧС, требует от них выполнения руководящих документов, распоряжений начальника гражданской обороны Нижегородской области, принимает меры к устранению выявленных недостатков, возбуждает ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении указанных требований;

разрабатывает проекты нормативных актов по вопросам гражданской обороны и вносит их в установленном порядке на рассмотрение администрации области;

запрашивает и получает на безвозмездной основе от органов управления и объектов, расположенных на территории области, независимо от организационно-правовых форм, сведения о ходе выполнения требований гражданской обороны и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на Главное управление ГОЧС задач;

пользуется страховым фондом документации для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

4.4. Руководители объектов:

планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, сырья и др. материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными в Российской Федерации и Нижегородской области нормативами;

разрабатывают планы гражданской обороны;

проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования своего производства в военное время;

создают, оснащают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования гражданской обороны, организуют подготовку личного состава;

организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны;

осуществляют обучение по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;

организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения;

создают необходимые условия персоналу объекта для выполнения ими обязанностей по гражданской обороне.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

5.1. Граждане Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением имеют право:

на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий;

безвозмездно пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также другим имуществом гражданской обороны;

на получение пострадавшими от военных бедствий медицинской, материальной, финансовой помощи, обеспечение жильем, продовольствием, предметами первой необходимости в порядке и по нормам, установленным администрацией Нижегородской области;

проходить обучение, получать знания и практические навыки по вопросам защиты от современных средств поражения и действий в очагах поражения;

получать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны;

на пенсионное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае увечья или потери трудоспособности при выполнении обязанностей по гражданской обороне;

на пенсионное обеспечение для членов семьи в связи с потерей кормильца (погибшего, получившего увечья или потери трудоспособности) при выполнении обязанностей по гражданской обороне;

безвозмездно пользоваться питанием, оборудованием, транспортом и жильем на период участия в мероприятиях в составе сил гражданской обороны в военное время и во время учений по гражданской обороне в мирное время;

на личное страхование на случай гибели или причинения вреда здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными или иными бедствиями.

Страхование военнослужащих осуществляется на основе норм Закона “О статусе военнослужащих“. Лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаемые к выполнению указанных мероприятий по решению администрации области, органов местного самоуправления и руководителей объектов, подлежат страхованию за счет средств этих органов и объектов.

5.2. Граждане Нижегородской области должны:

соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по гражданской обороне, а также приказы, распоряжения и указания органов управления гражданской обороны;

принимать участие в выполнении мероприятий гражданской обороны;

проходить обучение по гражданской обороне;

знать сигналы гражданской обороны и умело действовать при их подаче;

знать основные способы и средства защиты от последствий современных средств поражения, уметь оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим;

бережно относится к материально-технической базе и имуществу гражданской обороны.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

6.1. Финансирование гражданской обороны осуществляется в объеме, предусмотренном законом о бюджете на очередной финансовый год.

6.2. Работники Главного управления ГОЧС Нижегородской области, управлений ГОЧС городов, отделов, районов, УМЦ ГОЧС, пунктов управления, лаборатории и других учреждений гражданской обороны области, городов, районов и объектов, за исключением военнослужащих, содержатся за счет бюджета области, органов местного самоуправления, а также собственных средств объектов.

6.3. Военнослужащие штатных органов управления и учреждений гражданской обороны Нижегородской области содержатся за счет федерального бюджета Российской Федерации.

Личный состав военизированной охраны ГОЧС приравнивается к работникам ведомственной военизированной охраны первой категории и обеспечивается вещевым имуществом с оплатой его стоимости за счет средств бюджета области.

6.4. Финансирование мероприятий гражданской обороны может осуществляться за счет общественных фондов.

6.5. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны осуществляется за счет бюджета Нижегородской области, а также средств объектов, в интересах которых они проводятся.

6.6. Для обеспечения учреждений гражданской обороны, невоенизированных формирований, защитных сооружений, рабочих, служащих и населения города имуществом гражданской обороны в Нижегородской области и объектах независимо от организационно-правовых форм создаются запасы этого имущества.

6.9. В случае изменения форм собственности объекты должны сохранить целевое назначение объектов гражданской обороны (защитные сооружения ГО, пункты управления, склады и др.), а также здания по их созданию, содержанию и накоплению.

Приложение 2

к постановлению

Губернатора области

от 25.12.1997 N 355

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области создано в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, Указом Президента Российской Федерации от 27.05.1996 N 784 “Вопросы гражданской обороны Российской Федерации“, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 “О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям“ на базе Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и является правопреемником его прав и обязанностей.

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - Главное управление ГОЧС) является органом при администрации Нижегородской области, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на территории области. Оно предназначено для организации и управления выполнением мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, контроля за выполнением указанных мероприятий и готовностью органов управления и объектов экономики к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

Термины, используемые в данном положении:

объекты экономики - предприятия, объединения, учреждения, организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах Нижегородской области.

1.2. Главное управление ГОЧС осуществляет свою деятельность под общим руководством Губернатора Нижегородской области - начальника гражданской обороны, а также Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и начальника Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

1.3. В своей деятельности Главное управление ГОЧС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области, приказами и директивами Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям “ ликвидации последствий стихийных бедствий, приказами начальника Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России и настоящим Положением.

1.4. Главное управление ГОЧС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, соответствующие печати и штампы, расчетные и иные счета в банках Российской Федерации, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и смету, а также другие официальные атрибуты, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

1.5. Главному управлению ГОЧС подчинены управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, отнесенных к группе по гражданской обороне (далее - управления ГОЧС), Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, Нижегородский областной аварийно-спасательный отряд.

2. ЗАДАЧИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

Основными задачами Главного управления ГОЧС являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в Нижегородской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализация принятых по ним решений;

разработка предложений по созданию, функционированию и развитию органов управления гражданской обороны и Нижегородской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее НОСЧС);

организация планирования, разработки и осуществления мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению выживания населения в военное время, а также обеспечению безопасности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области;

разработка предложений по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственного надзора за выполнением объектами экономики мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

участие в подготовке к устойчивому функционированию объектов экономики и инфраструктуры области в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

руководство созданием и подготовкой сил и средств гражданской обороны и НОСЧС;

организация обучения населения, подготовки должностных лиц и формирований гражданской обороны и НОСЧС, методическое руководство подготовкой органов управления НОСЧС;

организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения);

обеспечение боевой и мобилизационной готовности Главного управления ГОЧС, подчиненных ему учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

3. ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

Главное управление ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и контролирует осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;

планирует и организует мобилизационную подготовку структурных подразделений;

осуществляет методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;

в установленном порядке готовит предложения по финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;

осуществляет совместно с заинтересованными органами на подведомственной территории государственный надзор за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и определяет готовность органов управления и сил к действиям при их возникновении, принимает в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков;

осуществляет контроль за ходом строительства защитных сооружений гражданской обороны, использованием их в хозяйственной деятельности, принимает меры по обеспечению готовности защитных сооружений гражданской обороны;

организует разработку и вносит на рассмотрение Законодательного собрания области проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий, снижение тяжести воздействия на население, экономику и инфраструктуру области;

организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работы по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и возможной обстановки в области при их возникновении, а также при применении современных средств поражения;

организует проведение проверок состояния гражданской обороны, работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в областных службах гражданской обороны, городах и районах области;

осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов управления областных служб гражданской обороны, городов и районов области;

участвует в проведении экспертизы строительных документов и проектов строительства и реконструкции объектов в части соблюдения требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;

участвует в разработке и реализации целевых и научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняет функции заказчика при реализации работ по совершенствованию НОСЧС;

разрабатывает предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет контроль за ходом исследований и приемку законченных НИОКР, по которым Главное управление ГОЧС является заказчиком или пользователем, организует внедрение в практическую деятельность результатов завершенных НИОКР;

участвует в создании, развитии и совершенствовании, поддержании в постоянной готовности территориального звена государственной автоматизированной информационно-управляющей системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

утверждает маршруты перевозки опасных грузов по территории области;

организует контроль за радиационной, химической и бактериологической обстановкой в области в мирное и военное время;

организует сбор, анализ и представление вышестоящим органам управления информации о чрезвычайных событиях, имевших место в области, в том числе и не приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций;

представляет Администрации области материалы ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

руководит подчиненными органами управления ГОЧС, оказывает помощь и контролирует их деятельность;

организует управление в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководит по поручению Администрации области конкретными работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организует всестороннее обеспечение сил гражданской обороны и их взаимодействие в ходе выполнения задач;

поддерживает взаимодействие с органами военного командования на территории;

организует работу по созданию, размещению, оснащению, подготовке и использованию сил и средств гражданской обороны и НОСЧС, организует аттестацию указанных формирований и спасателей;

организует создание служб гражданской обороны в отраслевых структурах области, направляет и контролирует их работу;

готовит предложения об использовании резерва финансовых и материальных ресурсов Администрации области, необходимого для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организует разработку проектов плана гражданской обороны области, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляет их на утверждение Губернатора области, осуществляет методическое руководство разработкой аналогичных планов в областных службах гражданской обороны, городах и районах области;

участвует в разработке мобилизационного плана области на расчетный год в части, касающейся мероприятий гражданской обороны;

участвует в подготовке предложений при разработке схем развития и размещения производительных сил области, программ и других документов, в которых предусмотрено решение задач экономического и социального характера с учетом факторов, влияющих на решение задач гражданской обороны, обеспечение безопасности населения и объектов экономики области;

проводит занятия, тренировки, учения с личным составом Главного управления ГОЧС Нижегородской области и подчиненных ему учреждений, контролирует и оказывает методическую помощь в подготовке и проведении аналогичных мероприятий в органах управления гражданской обороны области и территориальных звеньях НОСЧС;

организует проведение учебно-методических сборов с руководящим составом гражданской обороны области и НОСЧС;

осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, их жизнеобеспечения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, как в мирное, так и в военное время;

распространяет в области передовой опыт решения задач гражданской обороны, предупреждения, подготовки и ликвидации чрезвычайных ситуаций и действий при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.

4. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

В соответствии с возложенными функциями Главное управление ГОЧС:

принимает решения в пределах своей компетенции, обязательные для выполнения;

проводит в установленном порядке учения по гражданской обороне органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, сил гражданской обороны и НОСЧС, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм;

привлекает в установленном порядке экспертов для проведения исследований и экспертиз, подготовки заключений по отдельным вопросам своей компетенции;

дает предложения органам исполнительной власти для принятия решения о привлечении сил и средств гражданской обороны и НОСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Администрации области предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны и НОСЧС, повышению их готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении возложенных на них задач;

заслушивает руководителей гражданской обороны и звеньев НОСЧС по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления ГОЧС области, контролирует выполнение требований руководящих документов, принимает меры к устранению выявленных недостатков, возбуждает ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях указанных требований;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов и распорядительных документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и вносит их на рассмотрение в администрацию области в установленном порядке;

выполняет функции заказчика по НИОКР в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, проводимых за счет средств областного бюджета и разрешенных внебюджетных источников;

запрашивает и получает от органов управления и организаций, расположенных на территории области, информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач. Представители Главного управления ГОЧС имеют право прохода для проверки в любые органы управления, организации на территории области при выполнении возложенных на них задач;

пользуется правом оперативного управления в отношении переданных ему Администрацией области в пользование зданий, сооружений и помещений, а также иного имущества;

дает предложения по финансированию деятельности Главного управления ГОЧС и подчиненных ему учреждений, мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, направленных на предупреждение, снижение тяжести последствий и подготовку к ликвидации чрезвычайных ситуаций при подготовке бюджета на очередной финансовый год;

имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

И УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

5.1. Отношения Главного управления ГОЧС с организациями и гражданами строятся на основе договоров, заключаемых в соответствии с действующем законодательством.

5.2. Главное управление ГОЧС при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с Центральным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами военного командования, дислоцируемого на территории области по вопросам:

обеспечения боевой и мобилизационной готовности органов управления, учреждений и сил гражданской обороны, укомплектованных военнослужащими, планирования, подготовки и осуществления мобилизационного развертывания;

оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на приведение учреждений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в повышенные степени готовности;

выделения сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

использования загородной зоны и транспортных коммуникаций;

участия в мероприятиях территориальной и местной обороны, оперативного оборудования территорий.

5.3. Главное управление ГОЧС осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности и подчиненных учреждений, ведет статистическую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством.

5.4. Главное управление ГОЧС комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях по штату, утвержденному Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России), содержащимися за счет средств федерального бюджета и гражданским персоналом, содержащимся за счет средств областного бюджета.

Деятельность гражданского персонала регламентируется действующим законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие назначаются на должности, перемещаются по службе и освобождаются от должностей Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданский персонал - начальником Главного управления ГОЧС.

5.5. Главное управление ГОЧС возглавляет начальник из числа военнослужащих войск гражданской обороны, назначаемый на должность в соответствии с Законом Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе“ по согласованию с Губернатором Нижегородской области.

5.5.1. Начальник Главного управления ГОЧС является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Нижегородской области.

5.5.2. Начальник Главного управления ГОЧС осуществляет руководство подразделением на основе единоначалия.

5.6. Начальник Главного управления ГОЧС:

докладывает по требованию начальника гражданской обороны обобщенные выводы о состоянии гражданской обороны и предложения по решению возникающих проблем;

несет полную ответственность за выполнение всех задач, возложенных на Главное управление ГОЧС;

руководит подчиненными органами управления ГОЧС, координирует и контролирует работу областных служб гражданской обороны;

организует выполнение принятых начальником гражданской обороны области решений;

участвует в разработке наиболее важных документов, готовит предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию гражданской обороны и НОСЧС, форм и методов работы их органов управления;

распределяет обязанности между своими заместителями и руководителями структурных подразделений Главного управления ГОЧС, устанавливает степень их ответственности, утверждает положения о структурных подразделениях;

обеспечивает правовую и социальную защиту личного состава Главного управления ГОЧС и подведомственных ему учреждений.

Решения начальника Главного управления ГОЧС по вопросам административно-хозяйственной деятельности и иным вопросам оформляются приказами и указаниями.

5.7. Начальник Главного управления ГОЧС имеет право:

по решению Губернатора Нижегородской области приводить НОСЧС в повышенные режимы функционирования;

привлекать в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций сил и средств НОСЧС или ее звеньев;

действовать без доверенности от имени Главного управления ГОЧС, представлять его интересы в государственных организациях;

распоряжаться денежными средствами, выделенными на содержание Главного управления ГОЧС в пределах сметы расходов;

управлять имуществом Главного управления ГОЧС в пределах предоставленных прав;

заключать договоры, выдавать доверенности, открывать счета в банках Российской Федерации;

осуществлять прием и увольнение с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудников Главного управления ГОЧС из числа гражданского персонала;

вносить в установленном порядке предложения в МЧС России о назначении на должности, перемещении по службе и освобождении от должности военнослужащих, проходящих военную службу в Главном управлении ГОЧС и подведомственных ему учреждениях, о присвоении им воинских званий, об увольнении с военной службы;

утверждать штатное расписание Главного управления ГОЧС и подведомственных организаций с учетом штатного перечня должностей и утвержденного фонда оплаты труда, а также смету расходов на содержание Главного управления ГОЧС в пределах выделенных ассигнований;

распоряжаться кредитами в пределах средств, выделенных на содержание Главного управления ГОЧС, включая валютные средства;

вносить в установленном порядке предложения о награждении отличившихся военнослужащих, лиц гражданского персонала Главного управления ГОЧС и подведомственных ему организаций государственными наградами Российской Федерации, нагрудными знаками МЧС России и другими видами поощрений;

направлять в служебные командировки военнослужащих и гражданский персонал Главного управления ГОЧС, в пределах ассигнований, выделенных на эти цели.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС

6.1. Военнослужащие, проходящие службу в Главном управлении ГОЧС содержатся за счет федерального бюджета, гражданский персонал - за счет областного бюджета.

6.2. Имущество Главного управления ГОЧС находится в собственности Администрации области, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Главным управлением ГОЧС на правах оперативного управления.

Для выполнения задач военного времени Администрация области обеспечивает Главное управление области необходимыми материально-техническими ресурсами.

6.3. Финансирование и материально-техническое снабжение Главного управления ГОЧС и других подчиненных ему учреждений, не являющихся юридическими лицами, за счет средств областного бюджета осуществляется через Главное управление ГОЧС и отражается в его финансовых документах.

6.4. Контроль за деятельностью Главного управления ГОЧС и эффективностью использования и сохранностью государственного имущества осуществляется соответствующими подразделениями Администрации области, МЧС России, налоговой инспекцией, другими организациями в пределах их компетенции, определенной действующими законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Приложение 3

к постановлению

Губернатора области

от 25.12.1997 N 355

ШТАТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

главного управления

по делам гражданской обороны и

чрезвычайным ситуациям области

(в электронном варианте не приводится)