Законы и постановления РФ

Закон Нижегородской области от 09.04.1997 N 68-З (ред. от 12.05.2004) “Об отзыве депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“ (принят постановлением ЗС НО от 25.03.1997 N 56)

Утратил силу в связи с принятием Закона Нижегородской области от 26.12.2006 N 164-З, вступившего в силу со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Нижегородской области от 12.05.2004, вступили в силу со дня официального опубликования.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 9 апреля 1997 г. N 68-З

ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Нижегородской области

от 12.05.2004 N 39-З)

Принят

Законодательным Собранием

25 марта 1997 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об отзыве депутата Законодательного Собрания Нижегородской области

Отзыв депутата Законодательного Собрания проводится в соответствии с принципами избирательного права на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Устава Нижегородской
области и Закона области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Законодательство об отзыве депутата Законодательного Собрания Нижегородской области составляют Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации“, Устав Нижегородской области, Законы области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“ и “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Нижегородской области.

Статья 2. Основные понятия

Отзыв депутата Законодательного Собрания - это результат выявленного в соответствии с настоящим Законом волеизъявления избирателей, на основании которого полномочия депутата прекращаются досрочно в соответствии с Законом области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Процедура отзыва депутата - это действия, связанные с проявлением инициативы отзыва, подготовкой и проведением голосования по вопросу об отзыве депутата, агитацией и волеизъявлением избирателей как в поддержку отзыва депутата, так и в поддержку самого депутата (против отзыва).

Участники процедуры отзыва депутата - избиратели соответствующего избирательного округа, от которого был избран депутат (далее - избиратели).

Уполномоченный представитель инициаторов отзыва - избиратель, уполномоченный группой избирателей, избирательным объединением, избирательным блоком представлять их интересы по проведению отзыва депутата Законодательного Собрания.

Отзыв депутата Законодательного Собрания осуществляется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 3. Права граждан на участие в процедуре отзыва депутата

Уполномоченным представителем инициаторов отзыва депутата может быть избиратель, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории избирательного округа, от которого был избран депутат. Доверенными лицами инициаторов отзыва депутата могут быть избиратели, постоянно проживающие на территории избирательного округа, от которого был избран депутат. Уполномоченным представителем инициаторов отзыва и их доверенными лицами не могут быть члены избирательных
комиссий, наделенные полномочиями в данном избирательном округе, государственные служащие и депутаты Законодательного Собрания области.

Отзыв депутата осуществляется гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования по отзыву 18 лет и постоянно проживающими на территории избирательного округа, от которого был избран депутат.

Не имеет права участвовать в процедуре отзыва гражданин, признанный судом недееспособным, или гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Участие избирательных объединений и избирательных блоков в процедуре отзыва депутата

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Избирательные объединения и избирательные блоки, отвечающие требованиям статьи 3 Закона области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“, имеют право инициировать отзыв депутата.

Статья 5. Подготовка и проведение отзыва депутата избирательными комиссиями

Подготовку и проведение отзыва депутата Законодательного Собрания осуществляют избирательные комиссии, формируемые в соответствии с Законом области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“ и настоящим Законом:

- избирательная комиссия Нижегородской области (областная избирательная комиссия);

- окружная избирательная комиссия;

- территориальные избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Статус, полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий устанавливаются в соответствии с Законом области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“ применительно к подготовке и проведению отзыва депутата в избирательном округе, если настоящим Законом не предусмотрены иные нормы.

Полномочия окружной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий по подготовке и проведению отзыва депутата начинаются через 30 дней со дня принятия областной избирательной комиссией заявления об отзыве депутата. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 30 дней до дня голосования по отзыву депутата. Участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за 18 дней до дня голосования по отзыву депутата.

(в ред. Закона Нижегородской области от
12.05.2004 N 39-З)

Глава II. РЕГИСТРАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ И НАЗНАЧЕНИЕ

ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

Статья 6. Инициатива граждан, избирательных объединений по отзыву депутата

Инициатива граждан, избирательных объединений по отзыву депутата оформляется как заявление одного из инициаторов отзыва - уполномоченного представителя инициаторов отзыва.

В письменном заявлении уполномоченного представителя инициаторов отзыва должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства, сведения о доверенных лицах инициаторов, а также фамилия, имя и отчество депутата, отзыв которого инициируется, номер избирательного округа и мотивы отзыва депутата.

Заявление уполномоченного представителя инициаторов отзыва депутата должно быть подписано не менее чем 50 избирателями соответствующего округа с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта.

К заявлению уполномоченного представителя инициаторов отзыва, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, прилагается также решение уполномоченного на то органа избирательного объединения, избирательного блока об инициативе отзыва и назначении своих представителей: уполномоченного представителя инициаторов отзыва и доверенных лиц инициаторов.

Отзыв депутата может быть мотивирован исключительно неисполнением депутатских обязанностей, а также несоблюдением требований, связанных с исполнением депутатских полномочий и установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, Законом области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“. Выражение мотивов отзыва в форме, оскорбляющей честь и достоинство депутата, не допускается.

Не могут быть основанием для отзыва депутата обстоятельства, которые могут служить основанием досрочного прекращения полномочий депутата в ином случае, из перечисленных в статье 3 Закона области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Уполномоченный представитель инициаторов отзыва подает заявление в областную избирательную комиссию в трех экземплярах. Председатель, заместитель председателя или секретарь областной избирательной комиссии при приеме заявления подписывает все
экземпляры, отмечая дату и время их приема, выдает уполномоченному представителю инициаторов отзыва справку о приеме документов и второй экземпляр заявления. Третий экземпляр заявления о данной инициативе незамедлительно передается самому депутату.

В течение не более 5 дней после приема заявления областная избирательная комиссия принимает одно из решений:

- принять заявление об отзыве;

- отклонить заявление.

В случае принятия заявления об отзыве областная избирательная комиссия извещает об этом депутата и уполномоченного представителя инициаторов отзыва, заверяет образец подписного листа уполномоченного представителя инициаторов отзыва, указывая дату заверения, и публикует сообщение о принятии заявления об отзыве депутата в областных средствах массовой информации.

Заявление об отзыве депутата может быть отклонено только по причине несоответствия заявленной инициативы требованиям настоящего Закона. При этом областная избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному представителю инициаторов отзыва заверенную комиссией копию мотивированного решения избирательной комиссии об отклонении заявления.

Заявление уполномоченного представителя инициаторов отзыва в части, мотивирующей отзыв, может быть обжаловано в суд.

Не может быть принято заявление об отзыве депутата ранее чем через 12 месяцев после начала его полномочий и позднее чем за 9 месяцев до истечения установленного срока полномочий Законодательного Собрания области.

Статья 7. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы по отзыву депутата

В поддержку инициативы отзыва депутата и для регистрации инициативы отзыва в избирательном округе должны быть собраны подписи не менее двух тысяч избирателей данного избирательного округа.

Сбор подписей в поддержку инициативы отзыва начинается со дня заверения образца подписного листа областной избирательной комиссией. Подписи, собранные ранее, признаются недействительными.

Подписные листы для сбора подписей в поддержку инициативы отзыва изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. При этом в каждом подписном листе указывается
номер избирательного округа, по которому инициирован отзыв депутата, его фамилия, имя, отчество и сведения об уполномоченном представителе инициаторов отзыва: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), постоянное место жительства (район, город, район в городе), наименование избирательного объединения, избирательного блока (если таковыми был инициирован отзыв депутата).

Перед внесением своей подписи в подписной лист избиратель вправе потребовать для ознакомления с мотивами отзыва заверенную копию заявления об отзыве депутата.

Ставя свою подпись на подписном листе, избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), год рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Избиратель ставит свою подпись собственноручно с указанием даты (число, месяц, год) ее внесения.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.

Статья 8. Регистрация инициативы отзыва депутата

Для регистрации инициативы отзыва в избирательном округе уполномоченный представитель инициаторов отзыва либо их доверенное лицо передает подписные листы в окружную избирательную комиссию не позднее чем по истечении 30 дней со дня опубликования решения областной избирательной комиссии о принятии заявления об отзыве депутата.

При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает на имя уполномоченного представителя инициаторов отзыва справку о приеме подписных листов с указанием их общего числа, даты и времени их приема. В общее число подписных листов, принятых от одного уполномоченного представителя инициаторов отзыва, не могут быть включены подписные листы других уполномоченных представителей инициаторов отзыва.

Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия подписных листов проверяет соответствие их требованиям настоящего Закона
и принимает решение о регистрации инициативы отзыва либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Подписи избирателей в поддержку отзыва депутата, принятые от разных инициативных групп, не суммируются.

Основаниями для отказа в регистрации могут быть:

- нарушения требований статьи 7 настоящего Закона;

- недостаточное для регистрации число подписей, признанных действительными;

- решение суда о признании мотивов отзыва депутата, заявленных уполномоченным представителем инициаторов, несоответствующими требованиям статьи 6 настоящего Закона.

Решение о регистрации или об отказе в регистрации может быть обжаловано в областной суд. Жалоба должна быть рассмотрена в срок, установленный Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Уполномоченному представителю инициаторов отзыва после регистрации их инициативы выдается удостоверение с указанием даты и времени регистрации. Решение о регистрации в течение 2 дней передается в Законодательное Собрание области и в средства массовой информации.

Статья 9. Назначение голосования по отзыву депутата

Решение о назначении голосования по отзыву депутата принимает Законодательное Собрание области в течение 30 дней после истечения срока сбора подписей.

Голосование по отзыву депутата назначается на ближайшее воскресенье по истечении 35 дней со дня его назначения.

Если до дня голосования полномочия депутата прекращены по иным основаниям, голосование по его отзыву не проводится.

В случаях, когда в одном избирательном округе до назначения голосования по отзыву депутата были зарегистрированы две и более инициативы отзыва, голосование назначается по заявлению об отзыве, поданному раньше.

Голосование по отзыву депутата, назначенное по заявлению уполномоченного представителя инициаторов отзыва, может быть отменено Законодательным Собранием области в случае признания решением суда мотивов отзыва, заявленных этим представителем, несоответствующими требованиям статьи 6
настоящего Закона.

Глава III. СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

ИНИЦИАТОРОВ ОТЗЫВА

Статья 10. Условия реализации инициативы отзыва депутата

Условия реализации инициативы отзыва депутата, предоставляемые для уполномоченного представителя инициаторов отзыва избирательными комиссиями, средствами массовой информации, органами власти и управления, не должны быть более благоприятными, чем условия, предоставленные депутату законодательством.

Депутат, по отзыву которого назначено голосование, в период проведения процедуры отзыва сохраняет статус депутата, может назначить до пяти доверенных лиц и направлять наблюдателей в избирательные комиссии.

Статья 11. Права и обязанности уполномоченного представителя инициаторов отзыва

После назначения голосования по отзыву депутата до дня официального опубликования общих результатов отзыва уполномоченный представитель инициаторов отзыва не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, а также направлен в командировку.

Уполномоченный представитель инициаторов отзыва может иметь до 5 доверенных лиц, назначаемых инициаторами отзыва (доверенных лиц инициаторов), и направлять наблюдателей в избирательные комиссии.

Доверенные лица депутата и инициаторов отзыва получают от окружной избирательной комиссии удостоверения установленного образца и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую целям их назначения.

В период проведения процедуры отзыва администрация (работодатель) обязана предоставлять представителю и доверенным лицам инициаторов отзыва по их просьбе неоплачиваемый отпуск; депутат и уполномоченный представитель могут отзывать доверенных лиц.

Со дня назначения голосования по отзыву депутата уполномоченный представитель инициаторов отзыва и их доверенные лица, работающие в средствах массовой информации, на время их участия в процедуре отзыва освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Глава IV. АГИТАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Статья 12. Агитация и сроки ее проведения

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе законными методами проводить агитацию за или против отзыва
депутата в порядке, установленном для проведения предвыборной агитации Законом области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Агитация начинается со дня назначения голосования по отзыву депутата и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация по отзыву запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.

Статья 13. Обеспечение условий агитации

Порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, предоставления места на полосе периодического печатного издания, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, государственные предприятия, учреждения и организации, устанавливается областной избирательной комиссией с участием представителей областных средств массовой информации и соответствующих областных государственных органов.

Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Статья 14. Финансовое обеспечение подготовки и проведения отзыва депутата

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению голосования по отзыву депутата Законодательного Собрания производятся за счет средств областного бюджета.

Финансирование, учет денежных средств и финансовая отчетность осуществляются в порядке, установленном Законом области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“ применительно к финансированию подготовки и проведения отзыва депутата, а также - к финансированию агитации за и против отзыва депутата.

Статья 15. Финансирование агитации

Финансирование агитации за отзыв или против отзыва депутата осуществляется исключительно через специальные фонды соответственно уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата, которые образуются ими в порядке, предусмотренном Законом области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“ для образования избирательных фондов.

Средства специальных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации. Право
распоряжения средствами специального фонда для указанных целей принадлежит исключительно лицу, сформировавшему этот фонд. Средства специального фонда не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения голосования, более чем в 300 раз.

Статья 16. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность

Уполномоченный представитель инициаторов отзыва депутата и депутат представляют в окружную избирательную комиссию финансовый отчет о расходовании средств специального фонда не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов голосования. Копии указанных финансовых отчетов передаются в средства массовой информации.

Глава VI. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

Статья 17. Помещение для голосования

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации. Помещение для голосования должно удовлетворять требованиям Закона области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Статья 18. Бюллетени для голосования

Для голосования по отзыву депутата Законодательного Собрания каждый избиратель получает бюллетень для голосования по отзыву депутата (далее - бюллетень), форма и текст которого устанавливается областной избирательной комиссией. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня.

Бюллетень содержит вопрос по предмету голосования с указанием фамилии, имени и отчества депутата, а также предлагаемые избирателям для выбора два варианта ответа:

- за отзыв;

- против отзыва.

Справа от каждого варианта помещается пустой квадрат.

Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Участковые избирательные комиссии получают от окружных и территориальных избирательных комиссий бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня голосования. Число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента.

Во всех случаях передачи бюллетеней избирательным комиссиям составляется акт, в котором указывается число передаваемых бюллетеней. Акт передачи бюллетеней составляется в двух экземплярах, каждый из которых заверяется председателями и секретарями избирательных комиссий.

В правом верхнем углу бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 19. Порядок голосования

В назначенный день голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени.

На избирательных участках, образованных в больницах, в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если на данном участке проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

В восемь часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе “Подпись избирателя о получении бюллетеня“ с указанием своей фамилии. Одно лицо не вправе оказывать такую помощь более чем пяти избирателям.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие в момент заполнения бюллетеня кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата.

В бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от того варианта ответа, за который он голосует.

Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое для каждого избирательного участка определяется решением окружной избирательной комиссии. Все переносные избирательные ящики должны быть пронумерованы. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Вызов к избирателю должен оформляться письменно с указанием причины, по которой он не может прибыть в помещение для голосования, в виде заявления самого избирателя или телефонограммы, принятой от него одним из членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же сведения об избирателе, что и в списке избирателей. После получения бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, равном числу поступивших вызовов. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. В проведении голосования вне помещения для голосования участвуют не менее двух членов участковой избирательной комиссии и вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею.

В случае, если избиратель считает, что он ошибся при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный бюллетень подлежит погашению, о чем составляется акт.

При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться доверенные лица уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата, наблюдатели, представляющие инициаторов отзыва, депутата, избирательные объединения, избирательные блоки, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации.

Статья 20. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования на избирательном участке

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет выданных избирателям бюллетеней для голосования, погашенных (неиспользованных) бюллетеней для голосования, бюллетеней для голосования, находившихся в стационарных и переносных избирательных ящиках, и подсчет голосов по ним осуществляются открыто и гласно в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, находящихся на избирательном участке, и наблюдателей в условиях, обеспечивающих обозримость содержания бюллетеней для голосования.

Результаты голосования на избирательном участке определяются в следующей последовательности: перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих инициаторов отзыва, депутата, избирательные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. Председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарного избирательного ящика. Сначала производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, и наблюдателей, присутствовавших при этом, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При подсчете голосов избирателей, поданных за и против отзыва, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен в обоих квадратах либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также присутствующие представители депутата и инициаторов отзыва, наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования по избирательному округу. В протокол вносятся следующие данные:

число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;

число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;

число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

число погашенных бюллетеней;

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

число бюллетеней, содержащихся в стационарном избирательном ящике (за исключением бюллетеней неустановленной формы),

число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число действительных бюллетеней;

число недействительных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

число голосов, поданных за отзыв депутата;

число голосов, поданных против отзыва депутата.

Указанный протокол составляется в трех экземплярах в присутствии “сех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата. Содержание протокола утверждается решением участковой избирательной комиссии. Все экземпляры подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

Содержание протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания оглашается председателем участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и наблюдателей. После этого первый экземпляр протокола, особые мнения членов избирательной комиссии, а также жалобы и заявления, поступившие в участковую комиссию в день голосования, незамедлительно направляются в территориальную избирательную комиссию или, при ее отсутствии, непосредственно в окружную избирательную комиссию.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями и списками наблюдателей от инициаторов отзыва, депутата, избирательных объединений, международных наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.

Третий экземпляр протокола об итогах голосования после его подписания незамедлительно предоставляется для ознакомления наблюдателям, доверенным лицам уполномоченного представителя инициаторов отзыва и депутата, представителям инициаторов отзыва, депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, средств массовой информации и вывешивается в доступном для избирателей месте избирательного участка.

Документы по отзыву депутата, включая бюллетени, передаются в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов отзыва депутата в избирательном округе.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Статья 21. Определение результатов голосования по отзыву депутата в избирательном округе

По мере поступления протоколов участковых избирательных комиссий окружная избирательная комиссия вносит содержащиеся в них данные и время их поступления в сводную таблицу о предварительных итогах голосования по избирательному округу.

Окружная избирательная комиссия проверяет правильность оформления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования и путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 5 дней со дня голосования определяет результаты голосования по отзыву депутата в соответствующем избирательном округе.

Окружная избирательная комиссия признает голосование по избирательному округу недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если голосование признано ею недействительным более чем на трети избирательных участков.

Окружная избирательная комиссия признает голосование по отзыву депутата несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 25 процентов избирателей данного избирательного округа, внесенных в списки избирателей.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей, поставленных избирателями в списках избирателей при получении бюллетеней.

Отзыв депутата признается состоявшимся, если число голосов, поданных в поддержку отзыва, составляет более 50 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, и превышает число голосов, поданных за данного депутата в день выборов, на которых он был избран.

Окружная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий составляет протокол о результатах отзыва депутата в избирательном округе, в который вносятся следующие данные:

- число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;

- число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;

- число бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

- число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;

- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;

- число погашенных бюллетеней;

- число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

- число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

- общее число действительных бюллетеней;

- общее число недействительных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

- число голосов, поданных за отзыв депутата;

- число голосов, поданных против отзыва депутата;

- сведения о наличии особого мнения члена (членов) окружной избирательной комиссии.

Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии.

Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи. Первые экземпляры протокола и сводной таблицы незамедлительно направляются в областную избирательную комиссию.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в окружную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Второй экземпляр протокола вместе со сводной таблицей и списками наблюдателей от инициаторов отзыва, депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления представителям инициаторов отзыва, депутата, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 22. Установление результатов отзыва депутата

На основании первого экземпляра протокола окружной избирательной комиссии избирательная комиссия Нижегородской области не позднее чем через 10 дней после дня голосования устанавливает результаты отзыва депутата, публикует их в областных средствах массовой информации и направляет заключение о результатах отзыва в Законодательное Собрание Нижегородской области.

Областная избирательная комиссия признает голосование по отзыву депутата в избирательном округе недействительным, если установит, что допущенные в этом избирательном округе при проведении процедуры отзыва нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и назначает повторное голосование, которое проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.

Статья 23. Опубликование итогов голосования и результатов отзыва депутата

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты отзыва депутата в избирательном округе в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Окружная избирательная комиссия публикует в местной печати данные протоколов всех участковых избирательных комиссий соответствующего избирательного округа не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

Статья 24. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в процедуре отзыва депутата

Обжалование решений и действий, ущемляющих права граждан на участие в процедуре отзыва депутата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, областной избирательной комиссии и их должностных лиц, ущемляющие права граждан на участие в процедуре отзыва депутата, могут быть обжалованы в областной суд, а решения и действия органов местного самоуправления, иных избирательных комиссий, общественных объединений и их должностных лиц - в районный (городской) суд. Суд рассматривает жалобу в срок, установленный Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Решение суда по существу жалобы обязательно для исполнения после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие права граждан на участие в процедуре отзыва депутата, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Решения избирательных комиссий по жалобам и заявлениям, поступающим в их адрес в ходе процедуры отзыва, принимаются в пятидневный срок с момента их поступления, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей комиссии.

Суды и органы прокуратуры организуют свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений).

При разборе жалоб и заявлений на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон, своевременное оповещение которых о сроке и месте рассмотрения обязаны обеспечить председатели соответствующих комиссий.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Хранение документации по отзыву депутата

(в ред. Закона Нижегородской области от 12.05.2004 N 39-З)

Хранение документации по отзыву депутата областной, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 87 Закона области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Статья 26. Прекращение полномочий депутата в случае его отзыва

Заключение областной избирательной комиссии о признании отзыва депутата Законодательного Собрания области состоявшимся является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата в соответствии с частью “д“ статьи 3 Закона области “О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области“.

Полномочия депутата прекращаются с момента утверждения решения о прекращении его полномочий постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области на ближайшем его заседании после признания отзыва депутата состоявшимся.

Статья 27. Сроки повторной инициативы отзыва депутата

Заявление об отзыве депутата не может быть принято ранее чем через 6 месяцев после дня голосования по его отзыву, если по результатам этого голосования отзыв не был признан состоявшимся.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Собрания

А.А.КОЗЕРАДСКИЙ

И.о. Губернатора области

Ю.И.ЛЕБЕДЕВ

Приложение

к Закону

Нижегородской области

от 09.04.1997 N 68-З

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу отзыва депутата

Законодательного Собрания Нижегородской области по избирательному

округу N 15 Степанова Петра Ивановича, выдвинутую группой

избирателей (избирательным блоком “Союз“), уполномоченным

представителем которых (которого) является избиратель Петров Сидор

Иванович, 1949 года рождения, работающий инженером в АО “Путь“,

проживающий в Советском районе г. Нижнего Новгорода

----T----------T---------------T-----------T-------------T--------T-------¬

¦ N ¦ Фамилия, ¦Год рождения ¦Адрес места¦Серия и номер¦ Дата ¦Подпись¦

¦п/п¦ имя, ¦(в возрасте 18 ¦жительства ¦паспорта или ¦внесения¦ ¦

¦ ¦ отчество ¦лет - число и ¦ ¦заменяющего ¦подписи ¦ ¦

¦ ¦(инициалы)¦месяц рождения)¦ ¦его документа¦ ¦ ¦

+---+----------+---------------+-----------+-------------+--------+-------+

¦1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------+---------------+-----------+-------------+--------+-------+

¦2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------+---------------+-----------+-------------+--------+-------+

¦3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------+---------------+-----------+-------------+--------+--------

Подписной лист удостоверяю__________________________________________

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, место жительства,

____________________________________________________________________

серия и номер паспорта или

____________________________________________________________________

заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)

Подпись и дата