Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Нижегородской области от 01.07.1996 N 183 “О Концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области“

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 1996 г. N 183

О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ

ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Государственной политики охраны труда, разработки и принятия первоочередных мер, обеспечивающих гарантии прав трудящихся на охрану и безопасные условия труда, обеспечение единого порядка регулирования правовых отношений по вопросам охраны труда между работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности:

1. Утвердить, одобренную межведомственной комиссией по охране труда Концепцию обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области.

2. Управлению труда департамента по занятости и социальной защите населения, отраслевым департаментам и комитетам Администрации области, главам администраций городов и районов принять положения
Концепции за основу при разработке областной, городских и районных программ улучшений условий и охраны труда работающих.

3. Управлению труда подготовить технико-экономическое обоснование на разработку “Программы улучшения условий и охраны труда на 1997 - 2000 годы“.

4. Департаменту финансов предусмотреть управлению труда средства для разработки программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на межведомственную комиссию по охране труда (Мохов Б.И.).

Губернатор области

Б.Е.НЕМЦОВ

Нижегородская Областная Администрация

Управление труда департамента по занятости

и социальной защите населения

Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии

Госкомсанэпиднадзора России

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(1997 - 2005 гг.)

г. Н.Новгород, 1996 г.

Концепция региональной политики обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области разработана Управлением труда департамента по занятости и социальной защите населения Областной Администрации, рабочей группой Областной Межведомственной комиссии по охране труда и Нижегородским НИИ гигиены и профпатологии Госкомсанэпиднадзора России с участием:

Государственной инспекции труда по Нижегородской области;

Госгортехнадзора по Нижегородской области;

Волго-Вятского Центра стандартизации и метрологии;

Комитета Государственной статистики Нижегородской области;

Нижегородского политехнического университета;

Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии;

Учебно-консультационных центров;

Концепция одобрена Нижегородской областной Межведомственной комиссией по охране труда 4 марта 1996 г.

1. ВВЕДЕНИЕ (общие положения)

Региональная политика обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области разработана на основе Государственной политики, базирующейся на Конституции Российской Федерации, Кодексе законов о труде Российской Федерации, Основах Законодательства РФ об охране труда, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также постановлений Правительства РФ, распоряжений областной Администрации и других нормативных актов по вопросам охраны труда.

Целью разработки Концепции является определение основных направлений региональной политики для разработки программ, обеспечивающих гарантии прав трудящихся на охрану и безопасные условия труда, единый порядок регулирования в области отношений по вопросам охраны
труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

Необходимость разработки Концепции обосновывается анализом состояния условий и охраны труда на предприятиях области, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве области свыше 400 тысяч человек работает в неблагоприятных условиях труда и их негативными последствиями для здоровья работающих. Ежегодно по вине производства гибнет 180 - 200 человек, свыше 7 тысяч работников травмируются и более 500 из них становятся инвалидами труда.

Почти каждый третий работающий подвергается воздействию вредных производственных факторов, превышающих санитарно-гигиенические нормативы в 6 - 10 и более раз, и как следствие, свыше 650 человек становятся профессиональными больными.

Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально-экономическое развитие области, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровья работающих является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития области, которое должно дать возможность работающему населению вести здоровую и продуктивную жизнь как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее.

Поэтому региональная политика в области охраны труда направлена на реализацию основного права работающего: ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям. В основу региональной политики закладываются три основные положения:

1. Деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.

2. Каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня.

3. Должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждого
работающего от чрезмерного риска.

Идеология Концепции базируется на широко распространенной в зарубежной практике оценке риска потенциального вредного действия на здоровье человека, находящегося под влиянием вредных факторов производственной среды и прогнозе частотности и степени негативного действия этих факторов на здоровье работающих.

Система регулирования степени риска должна обеспечивать устойчивое развитие и эксплуатацию производственных объектов с точки зрения обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работника.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей региональной политики является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде.

Региональная стратегия базируется на семи основных принципах обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работающих.

1. Защита здоровья от вредностей на работе (принцип защиты и профилактики).

2. Приспособление производства и производственной среды к физическим и психологическим возможностям работающих (принцип адаптации).

3. Улучшение физического, умственного здоровья и социального благополучия рабочих (принцип улучшения здоровья).

4. Снижение последствий профвредностей, несчастных случаев, травм, связанных с работой (принцип лечения и реабилитации).

5. Обеспечение общим лечением и профилактическим медицинским обслуживанием работающих (принцип общего первичного медицинского обслуживания).

6. Ответственность работодателя за проведение в жизнь законодательства по охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья трудящимся (принцип ответственности).

7. Обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, представляемое работодателем для их защиты от неблагоприятного воздействия производственных факторов (принцип самозащиты).

Приоритетность решения задач по улучшению условий и охраны труда отдана следующим направлениям:

- создание системы государственного управления охраной труда в Нижегородской области;

- правовое и
нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих;

- организационно-техническое обеспечение охраны труда;

- нормализация санитарно-гигиенических условий труда и организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;

- обучение безопасности труда и подготовка специалистов по охране труда;

- информационно-аналитическое, научное и финансово-экономическое обеспечение охраны труда;

3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ОХРАНОЙ ТРУДА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений Государственной (региональной) политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда на уровне Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 18 июля 1995 г. N 109-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 “О мерах по улучшению условий и охраны труда“ - Министерство труда РФ.

В Нижегородской области, в соответствии с вышеуказанными документами, а также в соответствии с распоряжением администрации области N 1711-р от 14.12.1995.

Государственное управление охраной труда возлагается на областном уровне на Управление труда департамента по занятости и социальной защите населения, на городском и районном (муниципальном) уровне - на отделы по труду, на уровне предприятия, организации, учреждения - на структурные подразделения по охране труда, создаваемые на каждом предприятии независимо от форм собственности. Во взаимодействии с органами исполнительной власти часть функций Государственного управления охраной труда выполняют Межведомственные комиссии по охране труда (МВК) областного, городского и районного уровней.

В общий комплекс системы управления охраной труда на территории области входят: прокуратура, Государственная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госпожнадзор, Верхне-Волжский центр стандартизации и метрологии, Областной комитет статистики и отраслевые департаменты областной
администрации.

В целом координация вопросов по охране труда осуществляется на областном уровне - заместителем Губернатора, на городском и районном - заместителем Главы администрации. Схема взаимодействия различных структур в общей системе управления охраной труда на уровнях: область, город, район, предприятие - изложена в приложениях 1, 2.

4. ПРАВОВОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Одним из важнейших элементов региональной политики по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно-правовой базы.

Исходя из этого требования работу по правовому и нормативному обеспечению охраны труда предусматривается проводить в двух направлениях:

первое - разработка предложений по совершенствованию правовой и нормативной базы на федеральном уровне и второе - подготовка предложений для Законодательного Собрания и Администрации области по пересмотру действующих и разработке региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих условия и охрану труда работающих на предприятиях области.

В частности, предусматривается внести предложения (для Федерального уровня) “О дополнении и изменении к Кодексу законов о труде“, к “Закону о надзоре и контроле за охраной труда“, “Об изменении и дополнении в Основы Законодательства Российской Федерации об охране труда“, “О принятии Закона об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и другие.

На областном уровне - разработка Положений “О порядке подготовки проектов коллективных договоров с принятием отдельного Соглашения по вопросам охраны труда и санитарии“, “О порядке финансирования мероприятий охраны труда на отраслевом и территориальном уровнях, на предприятиях и организациях“, “О региональных санитарных нормах и гигиенических требованиях к организации технологических процессов, оборудованию, инструментам, механизмам и конструкциям машин“, “О службе охраны труда на предприятиях“, “О системе обучения безопасности труда и повышения квалификации в области охраны труда“ и другие.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОХРАНЫ ТРУДА

Территориальная политика обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выпуск безопасного производственного оборудования и создание безопасных технологических процессов, исключающих или значительно снижающих уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.

2. Проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных фондов, внедрение безопасного производственного оборудования и технологических процессов.

3. Приведение эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений и действующих технологических процессов в соответствие с требованиями стандартов ССБТ и другими нормативными актами по безопасности труда.

4. Поддержание в технически исправном состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений, элементов контроля и управления технологических процессов.

5. Вывод из эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы, находящихся в аварийном состоянии и не отвечающих требованиям нормативных актов по охране и гигиене труда.

6. Безопасная утилизация, переработка и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.

Основные направления реализуются в соответствии с принципами территориальной политики на уровне предприятий, организаций и на уровне области (региона) на всех стадиях функционирования, начиная с процесса проектирования (разработки) и взаимоувязываются с другими направлениями деятельности экономической и социальной политики.

Механизм основных направлений заключается в осуществлении организационно-технических мероприятий, включающих:

1. На областном уровне:

- проведение эффективной экономической и налоговой политики, стимулирующих проведение реконструкции, технического перевооружения и обновление основных фондов и средств предприятий;

- установление единых требований по организации обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий, сооружений для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

- создание доступного для предприятий рынка экспертных и диагностических услуг, в том числе услуг по разработке эффективных средств защиты, приборов безопасности и контроля;

- создание производственных мощностей по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов производства;

- выдачу
органами управления охраной труда, органами надзора и контроля лицензий на производство работ, при проведении которых возникают опасные и вредные факторы;

- создание единой системы проведения экспертиз и согласований проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) промышленных объектов, технологических процессов;

- создание системы вывода из эксплуатации предприятий или их структурных подразделений при возникновении опасности для жизни и здоровья работающих.

2. На уровне предприятия:

- планирование и освоение средств на проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных средств и на проведение технического обслуживания (испытаний и освидетельствований);

- проведение диагностики, экспертиз состояния зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы на предмет возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации;

- осуществление комплексной приемки вновь вводимых в эксплуатацию объектов и организация входного контроля приобретенного производственного оборудования;

- организация обучения и аттестации руководителей и специалистов предприятий, а также всех участвующих в процессе проектирования, надзора и контроля производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений;

- проведение аттестации постоянных рабочих мест и сертификации производства.

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

На основе анализа особенностей производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области, концепция предусматривает принятие мер, направленных на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха химическими веществами, шумом и вибрацией, а также на защиту от этих рисков.

Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий труда предусматривается:

- разработка и внедрение единой системы санитарно-гигиенического и медико-биологического мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих;

- унификация и стандартизация методов контроля воздушной среды, разработка индивидуальных пробоотборников, с целью повышения качества контроля за состоянием производственной среды;

- повышение требований к проведению санитарно-гигиенической экспертизы при лицензировании видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и работ;

- проведение аттестации постоянных рабочих мест и сертификации производства
на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;

- создание областного регистра потенциально-опасных производств и постоянных рабочих мест по классам производственного риска для здоровья работающих;

- разработка компьютерных программ получения, ввода данных, обработки, хранения и передачи информации управления дозой и профмаршрутом с учетом результатов медосмотра;

- апробация гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса для основных профессий с учетом состояния здоровья работающих;

- обоснование медико-биологических критериев оценки эффективности мероприятий по оздоровлению условий труда и снижению воздействия на работающих вредных производственных факторов.

С учетом роста механизации трудоемких процессов защита рабочих от вибрации становится одной из главных проблем, поэтому для эффективной профилактики вибрационной болезни необходима разработка областной программы, включающей в себя технические, организационные, гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ РАБОТАЮЩИХ

Лечебно-профилактические мероприятия, изложенные в концепции, направлены прежде всего на сохранение здоровья работающих и предупреждение у них производственно обусловленной и профессиональной патологии.

Учитывая особенности промышленности и сельскохозяйственного производства в области планируется подготовить общую региональную законодательную базу по службе медицины труда с четким определением обязанностей работодателей и прав рабочих, а также ответственности персонала медицины труда за сохранение здоровья работающих.

При этом, в качестве основных направлений в медицине труда предусматривается:

1. Создание областного центра профпатологии (на базе Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии).

2. Совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления в области службы медицины труда на основе поэтапного формирования единой сети профпатологических учреждений разного уровня.

3. Совершенствование системы лицензирования медицинских учреждений, проводящих медицинские осмотры, предварительные при поступлении на работу и периодические, а также повышение квалификации врачей по профпатологии.

4. Введение единой системы извещения, расследования, учета и анализа профессиональных
заболеваний и отравлений.

5. Организация на более высоком уровне работы цеховых профилакториев, особенно для работающих в условиях воздействия пыли, раздражающих дыхательные пути газов и вибрации, как наиболее частых факторов профессиональной патологии в Нижегородской области.

6. Проведение систематической работы по пропаганде здорового образа жизни.

7. Активизация и улучшение диспансерного наблюдения за лицами, работающими во вредных и неблагоприятных условиях труда.

8. Выявление онкологических факторов и реализация программы профилактики злокачественных новообразований.

9. В области серьезной проблемой является трудоустройство инвалидов. Для этого должен быть (прежде всего) разработан и принят Закон о трудоустройстве инвалидов, обязывающий работодателей принимать на работу определенное число зарегистрированных инвалидов, а также включающий систему медико-социальной реабилитации и экспертизы трудоспособности инвалидов при травмах и профессиональных заболеваниях.

Система трудоустройства лиц с тяжелой инвалидностью должна предусматривать создание специальных мастерских для реабилитации инвалидов и их трудоустройства, организацию надомной работы или спец. кооперативов.

8. СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

В плане улучшения условий и охраны труда предусматривается комплекс мер по обеспечению и применению средств индивидуальной защиты (СИЗ) путем:

- проведения анализа состояния обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты и выявление недостающих видов;

- изучения новых разработок (СИЗ), а также проведением сертификации состояния и надежности их;

- подготовки рекомендаций по подбору и применению оптимальных видов средств на основе научных исследований;

- разработки и реализации целевых программ по обеспечению предприятий повышенного риска новейшими системами защиты, применяемых по эргономическим и физиолого-гигиеническим критериям с учетом конкретных особенностей применяемых технологий на предприятиях области;

- организации выставок-конференций, ярмарок-выставок по средствам индивидуальной защиты, популяризации и пропаганде положительного опыта по обеспечению и применению СИЗ.

Обеспечение работающих средствами СИЗ должно быть бесплатным для самого работающего.

9. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ПОДГОТОВКА

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Территориальная политика в области безопасности труда и подготовке специалистов по охране труда заключается в реализации требований основ законодательства РФ об охране труда и включает в себя следующие основные направления:

- изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности во внешкольных и общеобразовательных учебных заведениях;

- организация учебного процесса по изучению вопросов безопасности труда в профессионально-технических, в среднеспециальных и высших учебных заведениях;

- обучение безопасности труда, включая специальное обучение и проверку знаний работников, участвующих в производственном процессе;

- обучение и проверка знаний руководителей и специалистов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;

- подготовка и повышение квалификации преподавательского состава, участвующих в учебном процессе по изучению вопросов безопасности труда, преподающих дисциплины “Безопасность жизнедеятельности“, включающая курс “Охрана труда“, а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы.

Обучение по безопасности труда носит непрерывный, многоуровневый характер и проводится на предприятиях всех форм собственности, во внешкольных, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, высших и средних специальных учебных заведениях, научных и учебно-консультационных центрах.

Для создания единой системы обучения безопасности труда и подготовке специалистов по охране труда должна быть разработана территориальная целевая программа организации обучения, аттестации и подготовке кадров по охране труда.

10. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Для обеспечения процесса принятия управленческих решений и законодательных инициатив, формирования общественного сознания важности и приоритетности деятельности по обеспечению требуемых условий и охраны труда в области вводится система мониторинга условий и охраны труда.

Создание региональной автоматизированной информационно-аналитической системы (мониторинга) предусматривается на базе создаваемого Нижегородского филиала Общероссийского центра охраны труда, который в перспективе должен взять на себя функции:

1. Формирования комплекса информационных обязательств абонентов системы на всех уровнях управления.

2. Разработки предложений по дополнению и расширению показателей государственной и региональной статотчетности по вопросам охраны труда и заболеваемости работающих.

3. Создание информационных банков данных: по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости, регионального канцеррегистра и регистра потенциально опасных химических веществ, используемых на предприятиях и в организациях области и др.

Весь блок показателей должен обеспечить анализ и оценку состояния в сфере охраны труда по уровням управления для принятия Администрацией области соответствующих решений по вопросам улучшения условий и охраны труда работающих, по профилактике профессиональных травм и заболеваний.

Одновременно Центр охраны труда обеспечивает предприятия, организации, учреждения необходимыми нормативными и законодательными документами по вопросам охраны труда и здоровья работающих.

11. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Научное обеспечение территориальной политики в области охраны труда заключается в использовании и координации научного потенциала области в решении задач создания безопасных и безвредных условий труда, в разработке единых методических подходов к проведению научных исследований. К приоритетным научным разработкам следует отнести:

- разработку системы мониторинга и компьютерных программ условий и охраны труда;

- проведение исследований в области медицины труда, в том числе оценка действия на здоровье химических и биологических веществ, специфических производственных факторов, особенно отдаленных: мутагенного, канцерогенного, на репродуктивную функцию;

- проведение исследований по созданию гигиенических и энергономических требований к новой технике и производственным технологиям, по разработке и унификации нормативно-методических документов по санитарному надзору, с учетом тяжести и напряженности труда, по установлению закономерностей и механизмов комбинированного воздействия химических веществ и физических факторов, по разработке методов ранней диагностики лечения и реабилитации профессиональных заболеваний;

- обобщение и анализ материалов по условиям труда на предприятиях области с высокой профессиональной заболеваемостью и высоким травматизмом, с разработкой рекомендаций по аттестации рабочих мест и системы профилактических мероприятий;

- разработку критериев этиологической диагностики на основе скрининговых и углубленных исследований специфических и неспецифических эффектов у работающих при воздействии вредных промышленных факторов;

- разработку методики оценки экономических последствий воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работающих;

- изучение состояния индивидуальной защиты (изучение потребности в СИЗ) на предприятиях области с повышенным риском развития профзаболеваний и обоснование физиолого-гигиенических требований к вновь разрабатываемым средствам индивидуальной защиты;

- проведение научных исследований по регламентации труда женщин, подростков и лиц пожилого возраста в зависимости от его тяжести, напряженности, вредности и опасности.

12. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Финансово-экономическое обеспечение территориальной политики в области охраны труда предусматривается финансированием мероприятий охраны труда из создаваемых для этих целей Фондов охраны труда (территориального на областном уровне) и фондов охраны труда предприятий.

Цель создания (организации) территориального фонда охраны труда состоит в объединении средств, направляемых на создание безопасных условий и охраны труда, на решение оперативных и перспективных задач по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Территориальный фонд охраны труда формируется за счет обязательных отчислений предприятий независимо от форм собственности, части штрафов, налагаемых Гострудинспекцией по Нижегородской области на должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, части бюджетов разных уровней и других поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Фиксированный уровень отчислений устанавливается Законодательным Собранием области.

Фонд охраны труда предприятия формируется за счет ежегодно выделяемых средств самих предприятий в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями. Порядок формирования и использования фонда охраны труда предприятия устанавливается работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом предприятия.

13. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Образовать Межведомственные комиссии по охране труда (областного, городского и районного уровня).

2. Образовать подразделения по охране труда в составе органов исполнительной власти на областном, городском и районном уровнях.

3. Создать Нижегородский филиал Общероссийского научно-методического Центра по охране труда.

4. Подготовить Положение о формировании и использовании Фондов охраны труда (территориального фонда и фондов предприятия).

5. Разработать региональную программу обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих на 1997 - 2000 гг.

6. Подготовить и утвердить положения: - о системе управления охраной труда и состоянием здоровья работающих в Нижегородской области; - о системе мониторинга условий и охраны труда; - о системе подготовки и обучения кадров по охране труда и медицине труда.

7. Создать (где не созданы) на предприятиях комитеты (комиссии) и институты уполномоченных по безопасности и гигиене труда.

8. Привести в соответствии с основами Законодательства по охране труда нормативно-правовую базу охраны труда.

9. Усовершенствовать государственную и региональную статистическую отчетность по вопросам оценки безопасности производств и оборудования, условий и охраны труда.

10. Разработать законодательные акты по экономическим механизмам, стимулирующим обеспечение на предприятиях безопасных условий труда, а также механизм компенсации за моральный и материальный ущерб, нанесенный работающему в процессе трудовой деятельности, компенсаций и льгот за тяжелые условия труда и работу во вредных и опасных для здоровья условиях.

11. Четче определить организующую роль Администрации (области, города, района) в решении проблем охраны труда и здоровья работающих в промышленности, строительстве, связи и в сельском хозяйстве области.

Приложение 1

к постановлению

Губернатора области

от 01.07.1996 N 183

СХЕМА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в электронном варианте не приводится)

Приложение 2

к постановлению

Губернатора области

от 01.07.1996 N 183

СХЕМА

УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

(в электронном варианте не приводится)