Законы и постановления РФ

Постановление главы администрации Липецкой обл. от 05.09.1996 N 392 “Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции“ (вместе с “Порядком взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 1996 г. N 392

ОБ УСИЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗА ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В последнее время в области проделана определенная работа по выполнению требований Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ и принятых по его исполнению постановлений Правительства РФ. Активизировалась деятельность контролирующих органов, систематически проводятся совместные рейды по проверке торговых предприятий, результаты которых обсуждаются на заседаниях координационного Совета, созданного при администрации области. По выявленным нарушениям к виновным приняты меры дисциплинарного воздействия: в июле - августе текущего года на 243 работника наложены штрафы от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Вместе с тем коренного
перелома в сторону улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции не произошло.

Результаты проверок контролирующих органов свидетельствуют о том, что качество алкогольной продукции, поступающей в торговлю, значительно ухудшилось. Так, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области в 1 полугодии т. г. забраковано 3,4 тыс. дал алкогольных напитков, не соответствующих требованиям ГОСТов по физико-химическим показателям, без сопроводительных документов и сертификатов, подтверждающих безопасность продукции для здоровья покупателей, что на 1,9 тыс. дал или в 2,2 раза больше, чем в 1 полугодии прошлого года. Значительно возрос удельный вес забракованной водки и ликеро-водочных изделий: если в 1 полугодии 1995 года он составил 31,5% в общем объеме проинспектированной ликеро-водочной продукции, то в 1 полугодии т. г. - 44%.

Факты реализации суррогатных спиртных напитков выявляются не только в объектах мелкорозничной сети, но и магазинах. В августе т. г. в муниципальном магазине г. Липецка N 7 “Фристайл“ была снята с продажи фальсифицированная алкогольная продукция ГП “Елецкий ликеро-водочный завод“, в магазинах Тербунского райпо забракованы винные напитки Орловского АО “Кристалл“. Контрольными службами в июле - августе т. г. в объектах мелкорозничной сети конфисковано спиртных напитков, не соответствующих требованиям ГОСТов, а порой и опасных для здоровья людей, на сумму около 16 миллионов рублей. Высокой остается смертность от отравления алкоголем, в I полугодии 1996 года она составила 197 человек.

За семь месяцев т. г. на предприятиях области производство спирта, водки и ликеро-водочных изделий снизилось к уровню прошлого года соответственно на 63% и на 48%, в результате этого бюджет области недополучил 17,5 млрд. рублей. Производители ликеро-водочной продукции не предъявляют должной
требовательности к предприятиям торговли за своевременные расчеты. Задолженность торговли государственному предприятию “Елецкий ликеро-водочный завод“ составила на 1 августа 1996 года 8,5 млрд. рублей, что на 1,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 июля т. г. В то же время спиртные напитки отгружаются без предоплаты даже тем потребителям, которые имеют значительную дебиторскую задолженность на момент отгрузки.

Во многих торговых точках, в т.ч. в сельской местности, не обеспечивается бесперебойная торговля спиртными напитками местного производства. Например, в Тербунском районе значительная часть алкогольной продукции (более одной трети от общего объема поставки по райпо) в текущем году завезена из Орловской и Воронежской областей, причем не всегда отвечающих требованиям по качеству.

Указанные недостатки явились следствием серьезных недоработок со стороны областных управлений торговли, экономики, финансов, комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, городских и районных администраций, руководителей контролирующих органов.

В целях улучшения организации и обеспечения действенного государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и пресечения правонарушений в этой сфере, предотвращения нелегального производства и реализации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов постановляю:

1. Во исполнение Постановления Правительства РФ “О порядке возмещения из федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции“ от 12.07.96 г. N 800 Государственной налоговой инспекции по Липецкой области (Бербенец В.И.) обеспечить контроль за достоверностью и правильностью составления организациями, использующими спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, для производства не облагаемой акцизами продукции, расчетов по возмещению из федерального бюджета сумм акциза на указанный спирт. В случае установления нарушений производить
взыскание с организаций излишне полученных сумм в порядке, установленном вышеуказанным Постановлением.

2. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.07.96 г. N 915 “О внесении изменений и дополнений в нормы и правила производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции“:

2.1. Организациям независимо от форм собственности, осуществляющим производство неподакцизной алкогольной и алкогольсодержащей продукции, провести по состоянию на 1 августа 1996 г. инвентаризацию имеющихся остатков спирта этилового из всех видов сырья, приобретенного по ценам без учета акцизов.

2.2. Государственной налоговой инспекции по Липецкой области произвести начисление сумм акцизов по спирту этиловому из всех видов сырья, приобретенному по ценам без учета акцизов по ставкам, существующим на момент передачи этого спирта для изготовления неподакцизной алкогольной и алкогольсодержащей продукции, с отнесением суммы акциза на себестоимость указанной продукции.

3. Во исполнение Постановления Правительства РФ “О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ“ от 03.08.96 г. N 938, руководителям Липецкого центра стандартизации, метрологии и сертификации (Кочетыгову А.С.), областного управления внутренних дел (Малышеву Н.П.), государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области (Потрошкову Н.А.), территориального управления по антимонопольной политике (Сешенову А.А.), управления торговли и общественного питания (Потапову В.Д.), центра лицензирования администрации области (Мальгину В.А.), центра Госсанэпиднадзора в Липецкой области (Савельеву С.И.), государственной налоговой инспекции по Липецкой области (Бербенцу В.И.), управления федеральной службы налоговой полиции России по Липецкой области (Мещерякову С.Г.), таможни (Лукьянову Н.А.) обеспечить действенный контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечением правонарушений в этой сфере, имея в виду, что упомянутым постановлением с 1 января 1997 года запрещается на территории Российской
Федерации производство, а с 1 марта 1997 года - реализация и продажа алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, без наличия специальной марки.

4. Во исполнение Постановления Правительства РФ “О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией“ от 19.08.96 г. N 987 и в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности контролирующим органам провести в сентябре - октябре 1996 года массовую проверку состояния торговли алкогольной продукцией, в том числе выполнения условий лицензирования и принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Начальнику управления торговли и общественного питания администрации области Потапову В.Д. обобщить материалы проверок и о результатах проделанной работы доложить мне до 15 ноября 1996 года.

5. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.96 г. N 799 “О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров“ и в целях ужесточения контроля за качеством поступающей на территорию области продукции предложить областному управлению внутренних дел, таможне, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области, территориальному управлению по антимонопольной политике, Липецкому центру стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить реализацию совместных оперативных мер, направленных на выявление и пресечение каналов нелегального проникновения в торговлю алкогольной продукции и принять меры к недопущению ввоза на территорию области импортной алкогольной продукции, представляющей угрозу для жизни и здоровья человека.

6. В целях обеспечения действенного контроля за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечения правонарушений в этой сфере контролирующим органам руководствоваться Порядком взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 12.08.96 г. N 949 “Об утверждении Порядка взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере“ (прилагается).

7. В целях усиления защиты здоровья и жизни граждан, совершенствования государственного регулирования оборота алкогольной продукции считать необходимым разработать проект областного закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Липецкой области“, устанавливающий в том числе:

- порядок изъятия, утилизации и уничтожения фальсифицированной, опасной для здоровья человека алкогольной продукции;

- обязательную регистрацию в Липецком центре стандартизации, метрологии и сертификатов на ввозимую из-за пределов области алкогольную продукцию с объемным содержанием этилового спирта более 28 процентов, произведенную на территории других субъектов РФ;

- запрет на продажу в предприятиях мелкорозничной торговой сети (кроме павильонов, имеющих торговый зал) алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 28 процентов;

- порядок прекращения работы предприятий торговли, в том числе мелкорозничной торговой сети, при систематических нарушениях установленных правил торговли.

Поручить первому заместителю главы администрации области Бородину В.И. создать рабочую группу по подготовке законопроекта для передачи его в месячный срок на утверждение областного Собрания депутатов.

8. В целях улучшения технического оснащения, в первую очередь приборами для проведения экспресс-контроля, автотранспортом, компьютерной и множительной техникой контролирующих органов, управлению финансов администрации области (Щеглеватых В.М.) в месячный срок разработать и внести на рассмотрение областного Собрания депутатов проект закона о направлении на эти цели части средств, поступающих от штрафов, налагаемых ими за выявленные нарушения.

9. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- усилить контроль за поступлением суррогатных спиртных напитков, для чего увеличить количество инспекторских групп при координационных Советах и частоту проверок;

-
активизировать работу по регулярной проверке соблюдения предприятиями торговли различных форм собственности утвержденных ассортиментных перечней товаров, а также требований по хранению и торговле алкогольной продукцией, утвержденных постановлением главы администрации области от 27.02.96 г. N 81.

10. Облпотребсоюзу (Двугрошев Д.Н.) принять меры по обеспечению увеличения объемов производства и реализации алкогольной продукции, вырабатываемой на подведомственном предприятии “Дон“, а также бесперебойной торговли алкогольной продукцией, вырабатываемой заводами - изготовителями области, недопущению продаж некачественных спиртных напитков.

11. Предложить поставщикам спиртных напитков - государственному предприятию “Елецкий ликеро-водочный завод“, АО “Росинка“, Лебедянскому предприятию “Дон“ - в полной мере использовать права, предоставленные кредиторам Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий“, по возбуждению дел об объявлении должников, длительное время не рассчитывающихся за поставленную продукцию, банкротами.

12. Департаменту по управлению государственным имуществом (Лаврентьев В.В.) принять комплекс мер по усилению государственного контроля за работой спиртовых заводов области.

13. Управлению сельского хозяйства и продовольствия разработать дополнительные меры по увеличению поставок спирта на экспорт. Рекомендовать таможне при таможенном оформлении товаров особое внимание обращать на фактический вывоз экспортируемого спирта и винно-водочных изделий за пределы таможенной территории Российской Федерации.

14. Управлениям экономики и финансов в месячный срок провести анализ и подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения о снижении акцизного налога на спирт.

15. В целях повышения конкурентоспособности алкогольной продукции, вырабатываемой заводами области, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Липецкой области совместно с управлениями торговли и общественного питания, сельского хозяйства и продовольствия, торгово-промышленной палатой не реже одного раза в квартал проводить сравнительные смотры качества алкогольной продукции, вырабатываемой в области, а также завозимой из других регионов.

16. Довести до
сведения, что:

- Постановлением Правительства РФ “О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции“ от 23.07.96 г. N 874 Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ, Комитету РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральной службе России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию в 3-месячный срок поручено разработать и утвердить порядок организации и проведения государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции, имея в виду проведение в рамках этого акта государственной экспертизы по подтверждению продукции заявленному наименованию, месту ее происхождения, правильности присвоения кодов общероссийского классификатора продукции и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, соответствию действующим государственным стандартам и санитарным нормам, а также ведение государственного реестра этой продукции для информационного обеспечения заинтересованных организаций, включая органы Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом государственную регистрацию этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции организует и проводит Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации за счет средств заявителя по ценам, регулируемым этим Министерством по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации в установленном ими порядке;

- Постановлением Правительства РФ “О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, от 03.08.96 г. N 938 установлено, что продавцы, руководители и другие должностные лица организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также граждане несут ответственность за реализацию алкогольной продукции без специальных марок в соответствии с действующим законодательством;

- Указом Президента РФ от 18.08.96 г. N 1213 “Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции“, находящейся в законном обороте при оптовой и розничной торговле признается алкогольная продукция только при наличии
надлежащих учетных, финансовых и транспортных документов, а также документального подтверждения:

соответствия ее требованиям стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

права на осуществление деятельности, связанной с оборотом этой продукции;

государственной регистрации ее (с 1 января 1997 года);

легальности ее производства на территории Российской Федерации (с 1 марта 1997 года) или поступления на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Бородина В.И. и заместителя главы администрации Сикачева Н.И.

Глава администрации

Липецкой области

М.Т.НАРОЛИН

Утвержден

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 августа 1996 г. N 949

ПОРЯДОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ КОНТРОЛЬ

ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ

ПРОДУКЦИИ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЭТОЙ СФЕРЕ

1. Настоящий Порядок определяет взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции (далее именуются - федеральные контрольные органы) и своевременное выявление и пресечение правонарушений в этой сфере, в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

2. Федеральные контрольные органы взаимодействуют на основе:

соблюдения законности;

принципа равенства всех участников при решении вопросов, связанных с производством и оборотом алкогольной и табачной продукции;

самостоятельности каждого органа в пределах предоставляемых ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении совместных решений и проведении мероприятий;

ответственности руководителей каждого органа за выполнение совместных решений в пределах предоставляемых им законодательством Российской Федерации полномочий.

3. Взаимодействие федеральных контрольных органов осуществляется в следующих основных формах:

проведение совещаний руководителей этих органов;

обмен информацией по вопросам контроля за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции;

изучение и распространение положительного опыта;

проведение целевых мероприятий по выявлению правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также
устранение причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

оказание взаимной помощи в обеспечении безопасности в процессе деятельности по борьбе с правонарушениями;

разработка и утверждение согласованных планов взаимодействия.

4. В целях пресечения правонарушений при производстве и обороте алкогольной продукции Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию направляет в Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственную налоговую службу Российской Федерации реестры выданных лицензий на производство и оптовую реализацию алкогольной продукции, изменения и дополнения к ним, а также реестры приостановленных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции.

5. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле и Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальные органы при обнаружении фактов продажи алкогольной и табачной продукции без марок акцизного и специального сбора в пределах своей компетенции выносят постановления о наложении штрафа на правонарушителей и при необходимости совместно принимают решение об аннулировании или приостановлении лицензии на право производства, хранения и оптовой реализации спирта этилового, изготовленного из всех видов сырья, а также алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции.

В случае обнаружения фактов продажи алкогольной и табачной продукции иностранного производства без справок к грузовой таможенной декларации указанные органы принимают меры в пределах своей компетенции и информируют об этом правоохранительные и таможенные органы.

6. Государственные налоговые инспекции в субъектах Российской Федерации при проведении проверок налогоплательщиков в случае установления фактов нарушений порядка маркировки алкогольной и табачной продукции акцизными и специальными марками оформляют их отдельным актом, который направляют соответствующим территориальным органам Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле и Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию для принятия установленных законодательством мер, а также направляют сведения об этих нарушениях по товарам иностранного производства органам Государственного таможенного комитета Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 161.

7. При поступлении информации от соответствующего федерального (территориального) контрольного органа таможенные органы:

определяют склады временного хранения для помещения на ответственное хранение задержанной алкогольной и табачной продукции иностранного производства, не маркированной марками акцизного сбора или специальными марками;

принимают меры по изъятию этой продукции и взысканию неуплаченных таможенных платежей в порядке, установленном действующим законодательством.

8. Федеральные контрольные органы в случае обнаружения в процессе проверок признаков налоговых правонарушений направляют соответствующие материалы в федеральные органы налоговой службы и налоговой полиции для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

Материалы о выявленных органами налоговой полиции нарушениях в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции направляются в федеральные контрольные органы.

9. При выявлении фактов реализации продукции по ценам ниже установленных Министерством экономики Российской Федерации, федеральные контрольные органы, принимающие участие в проверках, передают материалы в Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органам ценообразования и контроля за ценами субъектов Российской Федерации для принятия к нарушителям мер административного воздействия.