Законы и постановления РФ

Постановление Арбитражного суда Новгородской области апелляционной инстанции от 13.12.2005, 20.12.2005 N А44-10057/04-С12 <Апелляционная жалоба Управления федерального казначейства по Новгородской области от имени Министерства финансов РФ и Комитета финансов Новгородской области на решение суда по иску о взыскании суммы выпадающих доходов от предоставления льгот военнослужащим и членам их семей>

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2006 по делу N А44-10057/04-С12 данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АРБИТРАЖНОГО СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

13 декабря 2005 года Дело N А44-10057/04-С12“20 декабря 2005 года

(извлечение)

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Новгородской области от имени Министерства финансов РФ и комитета финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.10.2005 по делу N А44-10057/04-С12 (судья Чепрасов А.В.),

установил:

ОАО “Новгородоблгаз“ обратилось с иском к Администрации Новгородской области, комитету финансов Администрации Новгородской области, Администрации Валдайского района, финансовому отделу Администрации Валдайского района, Министерству финансов РФ о взыскании 18 324 руб. 09 коп., составляющих сумму выпадающих доходов
от предоставления льгот военнослужащим и членам их семей в соответствии с ФЗ “О статусе военнослужащих“.

В обоснование иска истец указал, что на основании ФЗ “О статусе военнослужащих“ и распоряжения Администрации Новгородской области от 20.06.1997 N 500-рг “Об упорядочении предоставления льгот отдельным категориям граждан“ в период с октября по декабрь 2001 года указанной категории населения Валдайского района были предоставлены льготы в виде 50-процентной скидки по оплате за природный газ на сумму 18 324 руб. 09 коп.

В связи с предоставлением льгот и осуществлением населением Валдайского района расчетов за природный газ по заниженным ценам трестом “Валдаймежрайгаз“ (филиалом ОАО “Новгородоблгаз“) недополучены денежные средства, которые являются выпадающими доходами и должны быть возмещены истцу.

Определениями суда от 08.04.2005 и от 11.05.2005 в качестве ответчиков были привлечены Министерство обороны РФ и Федеральная служба охраны. В ходе судебных заседаний истец неоднократно уточнял исковые требования, в итоге просил взыскать за счет средств федерального бюджета в лице Минфина РФ 9 357 руб. 08 коп., за счет средств субъекта РФ - 3 369 руб. 60 коп.

Ответчики требования истца отклонили по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Обжалуемым решением Арбитражный суд удовлетворил иск частично за счет средств казны РФ, взыскав в пользу истца с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ 5 748 руб. 80 коп., и за счет средств казны субъекта Российской Федерации (Новгородской области) в лице комитета финансов Новгородской области - 2 808 руб., в остальной части иска отказал.

Управление федерального казначейства по Новгородской области (далее - УФК) от имени Минфина РФ и комитет финансов Новгородской области просят решение Арбитражного суда отменить по
мотивам, указанным в апелляционных жалобах.

Управление федерального казначейства по Новгородской области - податель жалобы - до начала судебного заседания направило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, там же указало, что жалобу поддерживает в полном объеме.

ОАО “Новгородоблгаз“, Администрация Валдайского района, комитет финансов Администрации Валдайского района, Министерство финансов РФ, Федеральная службы охраны, Министерство обороны РФ при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания своих представителей на заседание Арбитражного суда апелляционной инстанции не направили.

Представители комитета финансов Администрации Новгородской области и Администрации области в ходе заседания суда апелляционной инстанции поддержали жалобу комитета финансов Администрации Новгородской области в полном объеме.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда первой инстанции.

Из материалов дела усматривается и ответчиками не оспаривается тот факт, что в период с октября по декабрь 2001 года истец в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“, распоряжением Администрации Новгородской области от 20.06.1997 N 500-рг “Об упорядочении предоставления льгот отдельным категориям граждан“ предоставил соответствующей категории граждан Валдайского района льготы в виде 50-процентной скидки по оплате природного газа.

В связи с тем, что расходы по предоставлению льгот, понесенные истцом в указанный период, не были ему возмещены, истец обратился с настоящим иском.

Факт предоставления истцом указанных льгот и размер понесенных в связи с этим расходов согласно уточненной сумме иска - 12 726 руб. 88 коп. - подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Расходы истца от предоставления льгот по оплате за газ в октябре - декабре 2001 года
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, составили 9 357 руб. 08 коп., по жилищному фонду, находящемуся в собственности Новгородской области, - 3 369 руб. 60 коп. Данное обстоятельство ответчиками также не оспаривается.

Согласно Постановлению Правительства от 12.07.1996 РФ N 790 возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот лицам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, должно производиться за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам власти, в которых военнослужащие проходят военную службу. Учитывая, что военнослужащие, которым была предоставлена льгота по оплате за газ в октябре - декабре 2001 года, проходят службу в в/ч 34581 Министерства обороны РФ (далее - МО РФ) и в/ч 54799-х Федеральной службы охраны (далее - ФСО), Арбитражный суд привлек в качестве ответчиков МО РФ и ФСО.

Однако в процессе рассмотрения дела было установлено, что ни МО РФ, ни ФСО средства федерального бюджета на указанные нужды не выделялись, в связи с чем Арбитражный суд первой инстанции иск в части возмещения выпадающих доходов от предоставления льготы по оплате за газ в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности, удовлетворил за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.

УФК по Новгородской области от имени МФ РФ, обжалуя решение в данной части, ссылаясь на названное Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 N 790 как на нормативный акт, устанавливающий порядок возмещения выпадающих доходов организациям от предоставления таких льгот, не представило доказательств того, что соответствующим федеральным органам власти - МО РФ и ФСО - выделялись средства федерального бюджета на указанные нужды.

Возмещение истцу выпадающих доходов от предоставления льгот военнослужащим, проживающим в жилищном
фонде, находящемся в областной или муниципальной собственности, обоснованно произведено за счет казны Новгородской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.1990 N 790. Ссылка комитета финансов области на распоряжение Администрации Новгородской области от 20.06.1997 N 500-рг об утверждении “Примерного порядка возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан“, в соответствии с которым при формировании бюджета области на 2001 год и определении межбюджетных отношений с бюджетами городов и районов средства на реализацию закона “О статусе военнослужащих“ планировались в разделе “Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований“, не может быть принята во внимание по следующим основаниям.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) отдельные виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные пунктом 1 статьи 86 настоящего Кодекса, к которым относится, в частности, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс; финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.

Возмещение расходов, связанных
с предоставлением льгот, установленных Законом “О статусе военнослужащих“, за счет средств бюджетов городов и районов в пределах сумм, учтенных при определении показателей межбюджетных отношений на соответствующий год в разделе “Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований“, противоречит статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется только с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, к вопросам местного значения не относится.

Согласно пункту 2 статьи 49 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

С учетом названных положений нормативно-правовых актов, а также части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в форме предоставления субвенций на финансирование отдельных целевых расходов.

Ссылка указанного ответчика на то, что за счет средств, предусмотренных в межбюджетных отношениях, бюджетом Валдайского района выполнялись расходные обязательства не только области, но и Российской Федерации, не может быть принята во внимание, т.к. не подтверждена.

Арбитражный
суд обоснованно исключил из суммы предъявленного иска сумму НДС, поскольку объекты налогообложения по НДС определены п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 03.10.2005 N А44-10057/04-С12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Новгородской области от имени Министерства финансов РФ и комитета финансов области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Председательствующий

Т.А.ДМИТРИЕВА

Судьи

Г.М.БЕСТУЖЕВА

И.Н.ДЕМЕНЦОВА