Законы и постановления РФ

Постановление Новгородской областной Думы от 25.04.2001 N 658-ОД (ред. от 29.06.2005) “О Регламенте Новгородской областной Думы“

Утратил силу в связи с принятием Постановления Новгородской областной Думы от 30.08.2006 N 1480-III ОД, вступившего в силу со дня начала работы Новгородской областной Думы четвертого созыва.

НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2001 г. N 658-ОД

О РЕГЛАМЕНТЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

(в ред. постановлений Новгородской областной Думы

от 28.11.2001 N 29-III ОД, от 26.06.2002 N 161-III ОД,

от 17.12.2003 N 578-III ОД, от 23.06.2004 N 719-III ОД,

от 29.09.2004 N 790-III ОД, от 02.03.2005 N 966-III ОД,

от 29.06.2005 N 1107-III ОД)

Новгородская областная Дума постановила:

1. Утвердить прилагаемый Регламент Новгородской областной Думы.

2. Считать утратившими силу постановления Новгородской областной Думы от 24.05.94 N 23-ОД “О Регламенте работы Новгородской областной Думы“,
от 31.08.94 N 63-ОД “О внесении изменений и дополнений в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 02.06.95 N 197-ОД “О внесении изменения в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 27.09.95 N 246-ОД “О внесении дополнений в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 22.11.95 N 269-ОД “О внесении изменений и дополнений в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 23.04.96 N 340-ОД “О внесении изменений в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 23.04.96 N 342-ОД “О внесении дополнения в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 30.09.97 N 642-ОД “О внесении изменений в Регламент работы Новгородской областной Думы“, от 30.03.98 N 91-ОД “О внесении изменения в Регламент работы Новгородской областной Думы“.

Председатель

областной Думы

А.А.БОЙЦЕВ

Утвержден

постановлением

областной Думы

от 25.04.2001 N 658-ОД

РЕГЛАМЕНТ

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

(в ред. постановлений Новгородской областной Думы

от 28.11.2001 N 29-III ОД, от 26.06.2002 N 161-III ОД,

от 17.12.2003 N 578-III ОД, от 23.06.2004 N 719-III ОД,

от 29.09.2004 N 790-III ОД, от 02.03.2005 N 966-III ОД,

от 29.06.2005 N 1107-III ОД)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Новгородская областная Дума

1. Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

2. Депутаты областной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и в соответствии с областным и федеральным законодательством.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 17.12.2003 N 578-III ОД)

3. Деятельность областной Думы основывается на принципах свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

4. Деятельность областной Думы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Новгородской области, нормативными правовыми актами областной Думы, настоящим Регламентом.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N
29-III ОД)

Глава II. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО И ОРГАНЫ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 2. Общая структура областной Думы

1. Областная Дума тайным голосованием избирает из числа депутатов председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы, которые работают на профессиональной постоянной оплачиваемой основе.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

2. Областная Дума образует Совет областной Думы для подготовки и рассмотрения организационных вопросов своей деятельности.

3. Областная Дума образует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки проектов нормативных правовых актов и осуществления контрольных функций.

3-1. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым областной Думой, депутаты областной Думы могут образовывать в порядке, установленном настоящим Регламентом, депутатские группы в областной Думе.

(п. 3-1 введен Постановлением Новгородской областной Думы от 29.09.2004 N 790-III ОД)

4. Для организационного, правового, информационного, материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности областной Думы, оказания помощи постоянным комиссиям и депутатам областная Дума образовывает свой аппарат.

Расходы, связанные с деятельностью аппарата областной Думы, определяются в статье расходов областного бюджета на содержание областной Думы, утверждаются областной Думой отдельной строкой.

Руководители структурных подразделений, другие работники аппарата областной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности председателем областной Думы.

Статья 3. Председатель областной Думы

1. Председатель областной Думы:

представляет областную Думу внутри страны и в международных связях области;

созывает и ведет заседания областной Думы;

подписывает постановления, протоколы заседаний областной Думы;

руководит работой аппарата областной Думы;

назначает и освобождает от должности работников аппарата областной Думы;

оказывает содействие депутатам областной Думы в осуществлении ими своих полномочий;

подписывает договоры, соглашения от имени областной Думы;

дает поручения постоянным комиссиям областной Думы;

принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного
мнения в работе областной Думы;

открывает и закрывает расчетные и текущие счета областной Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;

от имени областной Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

решает иные вопросы, которые возложены на него законодательством.

По вопросам своей компетенции председатель областной Думы издает распоряжения.

Статья 4. Заместители председателя областной Думы

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

1. Заместители председателя областной Думы выполняют свои функции в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным распоряжением председателя областной Думы.

2. Функциями заместителей председателя областной Думы являются:

осуществление взаимодействия с Администрацией области, органами местного самоуправления и другими органами управления по вопросам, связанным с деятельностью областной Думы;

обеспечение осуществления контрольных полномочий областной Думы;

координация работы постоянных комиссий областной Думы;

осуществление контроля за изменениями в составе депутатских групп;

(абзац введен Постановлением Новгородской областной Думы от 29.09.2004 N 790-III ОД)

принятие мер по обеспечению информацией средств массовой информации;

организация обеспечения депутатов областной Думы необходимой информацией для осуществления ими своих полномочий в областной Думе и в избирательных округах;

осуществление общего контроля за выполнением планов работы областной Думы и информирование областной Думы о выполнении данного плана за истекший период;

выполнение поручений председателя областной Думы.

3. В случае отсутствия председателя областной Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей один из заместителей председателя областной Думы в соответствии с распределением обязанностей выполняет функции председателя областной Думы.

Статья 5. Совет областной Думы

1. В состав Совета областной Думы входят председатель областной Думы, заместители председателя областной Думы и председатели постоянных комиссий областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

2. Председательствует на заседаниях Совета
областной Думы председатель областной Думы.

3. Заседания Совета областной Думы протоколируются. Решения Совета областной Думы подписываются председателем областной Думы.

4. Областная Дума может отменить решение Совета областной Думы.

5. О всех решениях Совета областной Думы председатель областной Думы информирует депутатов областной Думы на ближайшем заседании областной Думы.

6. Совет областной Думы имеет право:

вносить на заседания областной Думы предложения по проекту повестки дня заседания областной Думы;

вносить на заседания областной Думы предложения по проведению внеочередного заседания областной Думы.

7. Депутат областной Думы вправе присутствовать на заседании Совета областной Думы.

Статья 6. Постоянные комиссии областной Думы

1. Постоянные комиссии областной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий областной Думы данного созыва.

2. Численный состав каждой постоянной комиссии утверждается областной Думой.

3. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяются областной Думой в принимаемом ею Положении о постоянных комиссиях.

Статья 6-1. Депутатские группы

(введена Постановлением Новгородской областной Думы от 29.09.2004 N 790-III ОД)

1. Депутаты областной Думы вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее четырех человек.

2. Депутаты областной Думы, не вошедшие ни в одну депутатскую группу при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любую из них при согласии соответствующей депутатской группы.

3. Внутренняя деятельность депутатских групп организуется ими самостоятельно.

4. Депутатские группы информируют председателя областной Думы, Совет областной Думы о своих решениях.

5. Регистрация депутатской группы осуществляется на заседании областной Думы путем принятия соответствующего постановления областной Думы на основании следующих документов:

а) письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы;

б) протокола организационного собрания депутатской группы, включающего решение о целях его образования, о ее официальном наименовании, списочном составе, а также о лицах,
уполномоченных выступать от имени депутатской группы и представлять ее на заседаниях областной Думы, в государственных органах и общественных объединениях;

в) письменных заявлений депутатов областной Думы о вхождении в депутатскую группу.

6. Документы, перечисленные в пункте 5 настоящей статьи, представляются председателю областной Думы не позднее чем за 14 дней до очередного заседания областной Думы.

7. Депутат областной Думы вправе состоять только в одной депутатской группе.

Депутат входит в состав депутатской группы на основании решения большинства от общего числа членов депутатской группы по его письменному заявлению. Депутат выводится из состава депутатской группы на основании решения большинства от общего числа членов депутатской группы об исключении его из депутатской группы, а также в случае подачи им письменного заявления о выходе из депутатской группы.

Датой выхода депутата областной Думы из депутатской группы считается дата принятия депутатской группой решения об исключении его из депутатской группы или дата подачи депутатом областной Думы письменного заявления о выходе из депутатской группы.

8. В случае, если число членов депутатской группы становится меньше четырех, то по истечении 30 дней со дня установления данного факта деятельность депутатской группы прекращается, о чем областная Дума принимает соответствующее постановление.

Статья 7. Планирование работы областной Думы

1. Деятельность областной Думы осуществляется в соответствии с утверждаемыми ею Программой законопроектной работы и планами работы областной Думы.

2. Программа законопроектной работы формируется на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, перечисленных в статье 34 Устава Новгородской области, сроком на один год.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

3. План работы областной Думы формируется на квартал, исходя из Программы законопроектной работы на год.

Глава III. ЗАСЕДАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья
8. Заседания областной Думы

1. Заседания областной Думы проводятся в Великом Новгороде. В зале заседания помещается герб Новгородской области. По решению областной Думы место проведения заседания может быть изменено.

2. Заседания областной Думы созываются председателем областной Думы и проводятся не реже одного раза в месяц, как правило, в четвертую среду месяца.

3. Председатель областной Думы может принять решение об ином дне проведения заседания, а также о созыве внеочередного заседания областной Думы. Внеочередные заседания областной Думы созываются по инициативе председателя областной Думы либо по предложению не менее одной трети избранных депутатов. Предложения о созыве внеочередного заседания направляются председателю областной Думы в письменном виде с указанием вопросов, предлагаемых для рассмотрения и обоснования необходимости внеочередного заседания.

4. Заседания областной Думы правомочны при присутствии не менее двух третей избранных депутатов областной Думы.

5. Заседания областной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.

6. По решению областной Думы, председателя областной Думы, постоянных комиссий областной Думы на заседания областной Думы могут быть приглашены представители заинтересованных органов и организаций, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областной Думой вопросам.

(п. 6 в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Статья 9. Первое заседание областной Думы

1. В соответствии со статьей 28 Устава Новгородской области областная Дума нового созыва созывается на свое первое заседание председателем областной Думы предыдущего созыва не позднее 20 дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

2. Первое заседание областной Думы нового созыва открывает старейший по возрасту из
вновь избранных депутатов. Он ведет заседание до избрания председателя областной Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов областной Думы.

3. На первом заседании областной Думы председатель избирательной комиссии области оглашает результаты выборов и сообщает фамилии, имена, отчества и номера избирательных округов избранных депутатов областной Думы, согласно официально опубликованному списку депутатов, составленному на день открытия первого заседания областной Думы.

4. На первом заседании областной Думы депутаты избирают председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Статья 10. Закрытое заседание областной Думы

1. Областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания. Решение принимается двумя третями от числа избранных в областную Думу депутатов.

2. Запрещается приносить на закрытое заседание областной Думы и использовать в ходе заседания фото-, кино- и видеотехнику, средства телефонной связи и радиосвязи, а также средства звукозаписи и обработки информации.

3. Председательствующий на закрытом заседании предупреждает присутствующих на заседании депутатов областной Думы и приглашенных лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете на распространение сведений, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Статья 11. Присутствующие на заседании областной Думы и порядок регистрации

1. Губернатор области и его заместители, прокурор области вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании областной Думы.

2. В зале заседаний областной Думы отводятся специальные места для председателя областной Думы, Губернатора области, Главного федерального инспектора в Новгородской области, прокурора области, председателя Счетной палаты области, руководителей структурных подразделений и работников аппарата областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 29.06.2005 N 1107-III ОД)

3. Регистрация депутатов и приглашенных начинается за один час до
заседания областной Думы. Регистрация осуществляется работниками аппарата областной Думы.

Данные о зарегистрированных депутатах областной Думы представляются председателю областной Думы непосредственно перед заседанием областной Думы. Заседание областной Думы начинается с сообщения председателя областной Думы о присутствующих на заседании.

4. В зале проведения заседаний областной Думы оборудуются места для посетителей. Присутствие посетителей на заседаниях отражается в листе регистрации при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Листы регистрации приобщаются к материалам протокола заседания областной Думы.

(п. 4 введен Постановлением Новгородской областной Думы от 29.06.2005 N 1107-III ОД)

5. Посетители не имеют права вмешиваться в ход заседания областной Думы, подавать реплики, громко разговаривать. При нарушении правил поведения на заседании областной Думы председательствующий делает замечание нарушителю, а при повторном нарушении посетитель удаляется из зала заседания.

(п. 5 введен Постановлением Новгородской областной Думы от 29.06.2005 N 1107-III ОД)

Статья 12. Сроки получения материалов и распространение их на заседании

1. Депутаты областной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение областной Думы. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за 3 дня до их рассмотрения на заседании областной Думы. Документы распечатываются и выдаются депутатам один раз.

2. В ходе заседаний областной Думы непосредственно в зале заседаний областной Думы распространяются только материалы по вопросам, включенным в повестку дня заседания областной Думы, а также депутатские запросы и заявления депутатов.

3. Любой документ или материал, распространяемый на заседании областной Думы, должен иметь подпись депутата, инициирующего распространение указанного документа или материала и визу председателя областной Думы или его заместителя, разрешающую распространение документов и материалов в зале заседаний областной Думы.

Статья 13. Председательствующий на заседании

1. Председательствующий на заседании областной Думы:

руководит
общим ходом заседания в соответствии с настоящим Регламентом;

вносит на заседание областной Думы проект повестки дня заседания областной Думы;

(абзац введен Постановлением Новгородской областной Думы от 26.06.2002 N 161-III ОД)

предоставляет слово субъектам права законодательной инициативы для внесения предложений о включении дополнительных вопросов в повестку дня заседания областной Думы;

(абзац введен Постановлением Новгородской областной Думы от 26.06.2002 N 161-III ОД)

ставит на голосование вопрос о включении в повестку дня заседания областной Думы каждого дополнительного вопроса раздельно или, при отсутствии возражений депутатов, всех дополнительных вопросов вместе;

(абзац введен Постановлением Новгородской областной Думы от 26.06.2002 N 161-III ОД)

предоставляет слово для выступления в соответствии с повесткой дня заседания областной Думы, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением областной Думы;

предоставляет слово вне повестки дня заседания областной Думы только для внесения процедурных вопросов;

ставит на голосование каждое предложение депутатов областной Думы в порядке поступления;

проводит голосование и оглашает его результаты;

контролирует ведение протокола и технической записи заседания областной Думы и подписывает протокол.

2. Председательствующий на заседании вправе:

в случае нарушения положений настоящего Регламента предупреждать депутата областной Думы, а при повторном нарушении лишать его слова;

предупреждать депутата областной Думы, выступающего по повестке дня заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова;

указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;

удалять из зала заседаний приглашенных лиц, нарушающих порядок работы областной Думы.

3. Председательствующий на заседании областной Думы не вправе комментировать выступления депутатов областной Думы, давать характеристику выступающим.

Статья 14. Думские слушания

1. Областная Дума по вопросам своего ведения проводит думские слушания.

2. Думские слушания проводятся областной Думой по инициативе председателя областной Думы и постоянных комиссий областной Думы.

3. Организация и проведение думских слушаний возлагается председателем областной Думы на соответствующую постоянную комиссию. Постоянные комиссии областной Думы могут совместно организовывать думские слушания.

4. Думские слушания проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации.

5. На думские слушания могут быть приглашены представители заинтересованных органов и организаций, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областной Думой законопроектам и другим вопросам.

Статья 15. О продолжительности выступлений

1. Продолжительность докладов, содокладов, прений и заключительного слова устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками.

2. С согласия большинства присутствующих председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления.

3. Выступающим в прениях предоставляется до 5 минут, для повторных выступлений в прениях и заключительного слова до 3 минут, для выступлений депутатов областной Думы по процедурным вопросам и выступлений с обоснованием принятия или отклонения внесенных ими поправок к законопроектам или проектам других решений областной Думы, по кандидатурам, для сообщений, справок, внесения изменений в порядок работы до 3 минут.

4. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

5. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении установленного времени, либо по решению областной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

6. После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.

7. Никто не вправе выступать на заседании областной Думы или думских слушаниях без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается председательствующим слова без предупреждения.

8. На заседании областной Думы один и тот же выступающий в прениях по одному и тому же вопросу может выступать не более двух раз.

9. Выступающий, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, депутатов, других присутствующих, лишается слова без предупреждения.

10. Депутаты областной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к записи заседания областной Думы.

Глава IV. ИЗБРАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

Статья 16. Избрание председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

1. Председатель областной Думы избирается на первом заседании областной Думы из числа депутатов областной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.

2. Кандидатуры для избрания на должность председателя областной Думы выдвигаются на заседании областной Думы депутатами областной Думы.

3. Кандидат на должность председателя областной Думы вправе взять самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

4. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность председателя областной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод.

5. Для голосования областная Дума утверждает список кандидатур на должность председателя областной Думы.

6. По всем кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение на заседании областной Думы, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы депутатов.

7. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от числа депутатов, избранных в областную Думу.

8. В случае, если на должность председателя областной Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат областной Думы может голосовать только за одного кандидата.

9. Избранным на должность председателя областной Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов областной Думы.

10. Кандидатуры для избрания на должности заместителей председателя областной Думы вносит председатель областной Думы.

(п. 10 в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

11. Порядок избрания заместителей председателя областной Думы аналогичен порядку избрания председателя областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

12. Решения об избрании председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы оформляются постановлениями областной Думы без дополнительного голосования.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Статья 16-1. Временное исполнение обязанностей председателя областной Думы

(введена Постановлением Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

В исключительных случаях при одновременном отсутствии председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы в целях оперативного решения вопросов областная Дума вправе своим постановлением поручить одному из депутатов областной Думы без отрыва от основной деятельности временно исполнять обязанности председателя областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Кандидатуру депутата для временного исполнения обязанностей председателя областной Думы предлагает председатель областной Думы.

Действие постановления областной Думы о временном исполнении обязанностей председателя областной Думы ограничивается сроком либо принимается без указания срока его действия и распространяется на все случаи одновременного отсутствия председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Статья 17. Вхождение депутатов в состав постоянных комиссий

1. Депутаты областной Думы включаются в состав постоянных комиссий на основании собственного заявления и предложений председателя и заместителей председателя областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

2. Депутат областной Думы включается в состав только одной постоянной комиссии, за исключением включения в состав мандатной комиссии.

3. Состав постоянных комиссий утверждается областной Думой большинством голосов от общего числа депутатов областной Думы.

4. Решение об утверждении состава и внесение изменений в состав постоянных комиссий оформляется постановлением областной Думы.

5. Председатель областной Думы не может быть избран в состав постоянной комиссии. Заместитель председателя областной Думы может быть одновременно председателем одной из постоянных комиссий областной Думы.

6. Из своего состава члены каждой постоянной комиссии путем открытого либо тайного голосования избирают председателя, заместителя председателя и секретаря. Председатель постоянной комиссии утверждается на заседании областной Думы.

Статья 18. Освобождение от должности

1. Вопрос об освобождении председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы рассматривается областной Думой при поступлении личного заявления председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы или по предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

2. Решение об освобождении от должности председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы в случае добровольного сложения с себя полномочий принимается большинством голосов от избранного числа депутатов областной Думы, а в случае инициирования вопроса депутатами принимается двумя третями голосов от избранного числа депутатов областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

3. В случае непринятия областной Думой отставки председатель областной Думы, заместители председателя областной Думы вправе сложить свои полномочия по истечении одного месяца после подачи заявления.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

В этом случае проводятся внеочередные выборы председателя областной Думы, заместителей председателя областной Думы не позднее двухмесячного срока после сложения полномочий.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

Статья 19. Порядок принятия нормативных правовых актов

1. Устав Новгородской области и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

2. Областные законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

3. Постановления областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Уставом области.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

4. В случае равенства голосов при принятии решений голос председателя областной Думы является решающим.

5. При голосовании по каждому вопросу депутат областной Думы имеет один голос.

6. Депутат, заведомо не имеющий возможности присутствовать во время голосования, вправе подать свой голос на основе письменного заявления, которое направляет до заседания областной Думы.

Статья 20. Виды голосования

1. Голосование может быть открытым или тайным. Открытое голосование может быть поименным. В случае, если на заседании областной Думы приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.

2. В случае предложения более двух вариантов решения рассматриваемого областной Думой вопроса голосование проводится в порядке поступления вопросов.

3. Открытое голосование представляет собой голосование с использованием открытого подсчета голосов.

4. Результаты открытого голосования помещаются в протоколе заседания областной Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

5. Поименное голосование представляет собой голосование с использованием открытого и поименного подсчета голосов.

6. Поименное голосование осуществляется с использованием именных бюллетеней.

7. При поименном голосовании формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов.

8. Результаты поименного голосования помещаются в протоколе заседания областной Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

9. Тайное голосование представляет собой голосование с использованием подсчета голосов без указания фамилий депутатов, принявших участие в голосовании.

10. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.

11. Количественное голосование представляет собой выбор варианта о“вета “за“, “против“ или “воздержался“. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.

Статья 21. Счетная комиссия

1. Областная Дума избирает счетную комиссию на своем заседании из числа депутатов областной Думы в количестве трех человек большинством голосов от числа присутствующих депутатов которая работает только в течение данного заседания.

2. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.

3. Депутаты областной Думы, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.

Статья 22. Бюллетень для голосования

1. Бюллетени для голосования изготавливаются в количестве, соответствующем числу избранных депутатов областной Думы, и под контролем счетной комиссии.

2. Бюллетени для голосования, оставшиеся у счетной комиссии после завершения их выдачи, уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов.

3. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеней недействительными, счетная комиссия решает вопрос открытым голосованием. Дополнения, внесенные в бюллетень при подсчете голосов, не учитываются.

Статья 23. Порядок проведения голосования

1. Перед началом голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование.

2. В случае проведения голосования бюллетенями, каждому депутату областной Думы выдается один бюллетень по проекту решения, рассматриваемому на заседании областной Думы. При получении бюллетеня депутат областной Думы расписывается против своей фамилии в списке.

3. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование.

4. Бюллетень для голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.

5. По окончании подсчета голосов председатель счетной комиссии объявляет, какое решение принято.

6. О результатах голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами.

Глава IV-1. НАДЕЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛНОМОЧИЯМИ ГУБЕРНАТОРА НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(введена Постановлением Новгородской областной Думы

от 02.03.2005 N 966-III ОД)

Статья 23-1. Рассмотрение представленной кандидатуры Губернатора Новгородской области

1. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Новгородской области областной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

2. Перед внесением в областную Думу Президентом Российской Федерации предложения о кандидатуре Губернатора Новгородской области проводятся соответствующие консультации.

3. Областная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора Новгородской области в течение 14 дней со дня внесения представления.

Статья 23-2. Принятие решения о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Новгородской области

1. При обсуждении кандидатуры Губернатора Новгородской области представленный Президентом Российской Федерации кандидат отвечает на вопросы депутатов областной Думы в течение времени, определенного областной Думой.

2. Решение областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Новгородской области принимается по усмотрению областной Думы путем открытого голосования либо тайного голосования с использованием бюллетеней в порядке, установленном статьями 20 - 23 настоящего Регламента применительно к данному вопросу.

3. Решение областной Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора Новгородской области считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов областной Думы. Результат голосования оформляется постановлением областной Думы.

Статья 23-3. Порядок повторного рассмотрения предложения Президента Российской Федерации о кандидатуре Губернатора Новгородской области

В случаях если областная Дума отклоняет представленную кандидатуру Губернатора Новгородской области либо не принимает решение о ее отклонении или наделении кандидатуры полномочиями Губернатора Новгородской области, Президент Российской Федерации повторно вносит предложения о кандидатуре. Порядок внесения предложений Президента Российской Федерации и рассмотрения их областной Думой устанавливается Федеральным законом, а также настоящей главой Регламента Новгородской областной Думы в части проведения обсуждения кандидатуры, голосования и принятия решения.

Глава V. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Статья 24. Внесение проектов нормативных правовых актов в областную Думу

1. Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения нормативных правовых актов в областную Думу определены статьей 34 Устава Новгородской области.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

2. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в областную Думу:

а) проектов областных законов о поправках к Уставу Новгородской области;

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

б) проектов областных законов и постановлений областной Думы;

в) проектов областных законов и постановлений областной Думы о внесении изменений и дополнений в действующие областные законы и постановления областной Думы, либо о признании этих нормативных правовых актов утратившими силу;

г) поправок к проектам областных законов и постановлений областной Думы.

Статья 25. Материалы, представляемые к проекту нормативного правового акта

1. При внесении проекта нормативного правового акта в областную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) текст проекта нормативного правового акта, согласованный со всеми заинтересованными органами и организациями, с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект;

б) пояснительная записка к проекту нормативного правового акта, содержащая обоснование необходимости его принятия, его место в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических, юридических и иных последствий реализации будущего нормативного правового акта;

в) справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования и перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного нормативного правового акта;

г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта нормативного правового акта, реализация которого потребует материальных затрат);

д) заключение Губернатора области в случаях, определенных частью 4 статьи 34 Устава Новгородской области;

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 28.11.2001 N 29-III ОД)

е) копии ранее принятых нормативных правовых актов, если в проекте предлагается внести в них дополнения, изменения, приостановление или признать утратившими силу.

2. Проекты нормативных правовых актов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Новгородской области, другие проекты нормативных правовых актов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, рассматриваются по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в областную Думу в срок не менее чем за 20 календарных дней до заседания областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 17.12.2003 N 578-III ОД)

3. При внесении проектов нормативных правовых актов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом, должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному проекту нормативного правового акта.

Статья 26. Требования к тексту проекта нормативного правового акта

1. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в областную Думу, должны содержать точное изложение нормативных предписаний, доступное и понятное должностным лицам и гражданам.

2. Непосредственно в текст внесенного в областную Думу проекта нормативного правового акта должны быть включены следующие положения:

а) о сроке и порядке вступления в силу нормативного правового акта или отдельных его положений;

б) о признании утратившим силу и о приостановлении действия ранее принятых нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного нормативного правового акта;

в) о приведении Губернатором области и Администрацией области своих правовых актов в соответствие с принятым настоящим нормативным правовым актом.

Статья 27. Порядок представления нормативных правовых актов в областную Думу

1. Подготовленный к внесению в областную Думу проект нормативного правового акта и материалы к нему, предусмотренные статьей 25 настоящего Регламента, направляются субъектом права законодательной инициативы председателю областной Думы не позднее чем за 14 календарных дней до дня заседания областной Думы, за исключением проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 статьи 25 настоящего Регламента, которые направляются в срок не менее чем за 20 календарных дней до дня заседания областной Думы. В случае нарушения данного срока областная Дума вправе перенести рассмотрение проекта на следующее заседание.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 17.12.2003 N 578-III ОД)

2. Председатель областной Думы направляет поступивший проект нормативного правового акта и материалы к нему в постоянные комиссии областной Думы и в юридический отдел аппарата областной Думы. Юридический отдел аппарата областной Думы в течение 4 рабочих дней дает юридическое заключение.

3. Постоянная комиссия областной Думы рассматривает проекты нормативных правовых актов в порядке, установленном Положением о постоянных комиссиях областной Думы.

4. Если внесенный в областную Думу проект нормативного правового акта не соответствует требованиям статей 25 и 26 настоящего Регламента, председатель областной Думы может принять решение о возвращении проекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести проект в областную Думу.

Статья 28. Порядок рассмотрения проектов нормативных правовых актов областной Думой

1. Проекты областных законов рассматриваются областной Думой в двух чтениях. Областная Дума может принять проект областного закона на одном заседании в двух чтениях.

2. При первом чтении заслушивается доклад инициатора проекта и содоклад представителя постоянной комиссии областной Думы, обсуждаются основные положения проекта и высказываются предложения и замечания.

3. При внесении более одного проекта по одному и тому же вопросу областная Дума рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других проектов.

4. По результатам обсуждения проекта областного закона областная Дума может решить:

принять проект в первом чтение и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

принять проект;

отклонить проект.

5. В случае принятия проекта в первом чтении областная Дума может установить сроки подачи поправок к проекту и внесения его на второе чтение. Проект вместе с поправками направляется для совместной доработки инициатору проекта и в соответствующую постоянную комиссию областной Думы.

(в ред. Постановления Новгородской областной Думы от 23.06.2004 N 719-III ОД)

6. Решение по проекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от избранного числа депутатов. Это решение оформляется постановлением областной Думы.

7. Областная Дума может принять решение об опубликовании проекта, принятого в первом чтении.

8. При повторном чтении по проекту с докладом выступает представитель соответствующей постоянной комиссии областной Думы. Обсуждение проекта проводится постатейно, постранично, по разделам или в целом.

По результатам второго чтения областная Дума может решить:

принять проект;

отклонить проект.

9. В исключительных случаях по требованию большинства присутствующих депутатов областной Думы председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре первого чтения проекта.

10. По результатам обсуждения проектов постановлений областная Дума может решить:

принять проект;

отклонить проект.

11. Областные законы, принятые областной Думой, направляются ею для обнародования Губернатору области в срок не более 7 календарных дней.

Статья 29. Повторное рассмотрение областных законов, отклоненных Губернатором области

1. Если Губернатор области в течение 14 календарных дней с момента поступления областного закона отклонит его, то областная Дума вновь рассматривает данный областной закон.

2. Областной закон, отклоненный Губернатором области, передается председателем областной Думы на заключение в соответствующую постоянную комиссию, которая в течение 14 календарных дней рассматривает решение Губернатора области об отклонении областного закона, принятого областной Думой.

3. По итогам рассмотрения соответствующая постоянная комиссия вносит проект постановления областной Думы, в котором может рекомендовать областной Думе один из следующих вариантов решения:

принять областной закон с учетом предложений Губернатора области;

согласиться с решением Губернатора области и отклонить областной закон;

принять областной закон в ранее принятой редакции.

4. При повторном рассмотрении областного закона, отклоненного Губернатором области, выступает Губернатор области либо его официальный представитель. Заслушивается заключение соответствующей постоянной комиссии.

5. После окончания обсуждения первым ставится на голосование предложение принять областной закон с учетом предложений Губернатора области либо согласиться с решением Губернатора области и отклонить областной закон. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

Статья 30. Заключительные положения

1. Регламент областной Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов областной Думы и оформляются постановлением областной Думы.

2. Регламент, а также постановления областной Думы о внесении изменений и дополнений к нему вступают в силу со дня их принятия, если областная Дума не примет иное решение.

3. Процедура проведения заседаний областной Думы, рассмотрения иных вопросов деятельности областной Думы, не предусмотренная настоящим Регламентом, принимается на заседании областной Думы большинством голосов от числа депутатов областной Думы, принявших участие в голосовании, оформляется протокольно и действует со дня ее принятия.

4. Законопроекты, не принятые областной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Губернатором области, рассматриваются областной Думой следующего созыва на той стадии, на которой было прервано их рассмотрение, если иное решение не будет принято областной Думой нового созыва.

5. Не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работы областной Думы председатель областной Думы предыдущего созыва готовит проекты соответствующих постановлений областной Думы, а также других документов, связанных с началом работы областной Думы нового созыва.