Законы и постановления РФ

Вопрос: Больше денег - меньше ям.

Вопрос: Больше денег - меньше ям.

Ответ: Весна для автомобилистов - это не только ожидание новых впечатлений и новых дорог, это еще и пора прохождения технического осмотра автотранспорта. Встреча с ГАИ во время техосмотра, к сожалению, для многих владельцев автомобилей и мотоциклов и других транспортных средств на пневмоходу, зарегистрированных для участия в дорожном движении, - единственный момент, когда они вспоминают о том, что все они без исключения - и юридические, и физические лица - являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

Это обязательный ежегодный налог. Он формирует территориальный дорожный фонд Новосибирской области и полностью направляется на содержание, реконструкцию и развитие сети внутриобластных дорог
общего пользования. В бюджете на эти цели не закладывается ни рубля, поэтому во многом от новосибирских автомобилистов зависит, какие у нас в области будут дороги. Поступления только от этого налога в прошлом году составили 43 млрд. рублей.

Этот налог не надо путать с различными сборами ГАИ за проведение техосмотра, регистрацию, перерегистрацию транспорта и т.д. У него другое целевое назначение и другие номера счетов для зачисления.

Более того, этот налог должен уплачиваться владельцами ежегодно независимо от того, предъявляется транспортное средство к техосмотру или не предъявляется по каким-либо причинам. Непрохождение техосмотра в текущем году не является основанием для неуплаты налога за текущий год. Законом о дорожных фондах предусмотрено, что ГАИ не должны проводить техосмотр без предъявления квитанции об уплате налога как за текущий год, так и за предшествующий год, когда техосмотр по каким-либо причинам не проводился.

Обращаем на это внимание всех инспекторов ГАИ, проводящих техосмотр-97, потому что контроль со стороны ГАИ, хотя и косвенный, на сегодняшний день один из самых эффективных способов воздействия на недобросовестных налогоплательщиков. Львиная доля налога поступает только благодаря усилиям органов ГАИ.

В 1997 году, как и в прошлом году, налог начисляется на все виды транспортных средств на пневмоходу, подлежащих регистрации для участия в дорожном движении, и рассчитывается в зависимости от мощности двигателя, т.е. утвержденная ставка налога на одну лошадиную силу умножается на мощность двигателя, и получается сумма налога.

Если транспорт вновь приобретен, то юридические лица платят налог в год приобретения в полном размере, а физические лица - в зависимости от даты приобретения. Т.е. если приобретение состоялось в первом полугодии, то налог уплачивается в
полном размере, а если во втором, то в половинном размере.

Как и в прошлом году, пенсионеры уплачивают налог в размере 50% от сумм налога, исчисленных для граждан, а предприниматели без образования юридического лица при исчислении налога с владельцев транспортных средств приравниваются к гражданам.

Что нового ожидает владельцев транспортных средств в 1997 году? Здесь есть несколько важных моментов. Это стабилизация ставок, установление единого срока уплаты, открытие счетов на районные налоговые инспекции г. Новосибирска, введение новой формы квитанции, ликвидация льгот, усиление взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами.

Что означает стабилизация ставок? Приложением N 2 к Закону области “О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 1997 г.“ N 56-ОЗ от 25.02.97 г. утверждена таблица ставок налога не в процентах к минимальной оплате труда, как было в прошлом году, а в твердых суммах, т.е. в рублях на одну лошадиную силу. Это избавит плательщиков от необходимости постоянно отслеживать изменения минимальной оплаты труда, которые, как правило, вводятся неожиданно, доводятся с опозданием. Все это порождало ошибки в исчислении, недоплату и финансовые санкции.

Закрепление ставок позволило также налоговой инспекции в целях оказания помощи владельцам заранее рассчитать сумму налога за 1997 г. по большому кругу наиболее распространенных автомобилей отечественного и иностранного производства и предложить в виде справочника, который направлен во все инспекции, ГАИ, сбербанки. Полезность справочника еще и в том, что по автомобилям иностранного производства существует проблема определения мощности двигателя в лошадиных силах. Даже органы ГАИ в связи с этим не всегда в техталонах указывают мощность двигателя, что вызывает у владельцев затруднения при уплате налога. Сейчас эта проблема частично снимается.

Второе изменение -
установление единого срока уплаты до 1 августа как для физических, так и для юридических лиц. Этот срок введен для облегчения налоговым органам исчисления пени вне зависимости от даты прохождения техосмотра, так как получение из ГАИ сведений о фактических датах прохождения техосмотров каждой транспортной единицы и ввод их в компьютеры - чрезвычайно трудоемкий процесс. Конечно, это приведет к уменьшению общего объема пени, но зато исчисление ее станет дешевле, проще, а взыскание - оперативней.

Установление срока уплаты до 1 августа вовсе не означает, что плательщикам разрешено тянуть с уплатой.

До 1 августа уплачивают налог только те плательщики, у которых транспортное средство не должно проходить техосмотр по установленным причинам или не может быть предъявлено к техосмотру по иным объективным причинам.

Если транспортное средство к техосмотру предъявляется, то налог, как уже отмечалось, должен быть уплачен до прохождения техосмотра.

По вновь приобретенному транспорту налог должен быть уплачен до регистрации (перерегистрации). Если транспортное средство приобретено после 1 августа, то пеня будет считаться со дня регистрации. Открытие отдельных счетов на все налоговые инспекции по районам г. Новосибирска для зачисления налога с владельцев транспортных средств на основании распоряжения администрации области N 65-р от 27.02.97 г. - это тоже новость в 1997 году для всех юридических лиц г. Новосибирска. Ранее существовавший порядок, когда все плательщики г. Новосибирска - как юридические, так и физические лица - зачисляли этот налог на единый по городу счет дорожного фонда, безусловно упрощал процедуру уплаты. Плательщикам не надо было разбираться, на какие счета платить налог, но такой порядок привел к невозможности осуществления со стороны налоговых органов оперативного контроля за
полнотой уплаты налога и своевременностью взыскания недоимок. Пришлось для юридических лиц усложнить процедуру уплаты. Начиная с 1997 года они должны перечислять налог на счета соответствующих налоговых инспекций по месту регистрации.

Порядок уплаты этого налога физическими лицами г. Новосибирска остается без изменений. Т.е. граждане, как и в прошлом году, продолжают уплачивать налог на единый по городу счет Фонда развития и поддержки транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики (сокращенно “фонд ТДКСИ“) ИНН 5406115932, расчетный счет 345201 в социальном коммерческом банке “Левобережный“ в г. Новосибирске, БИК 045017834.

Все плательщики сельских районов и городов Новосибирской области - как юридические, так и физические лица - в 1997 г. продолжают уплачивать налог на счета соответствующих налоговых инспекций по сельским районам и городам Новосибирской области.

Начиная с 1997 г. в Новосибирской области вводится новая специализированная форма квитанции для уплаты налога с владельцев транспортных средств наличными через отделения сберегательного банка. Ранее применявшаяся сбербанками единая форма квитанции не позволяла отразить в ней все необходимые сведения о плательщике и о транспортном средстве, не облегчала плательщику расчет налога.

При уплате налога за несколько транспортных единиц в ней негде было указать отдельной строкой каждую транспортную единицу, ее госномер, мощность двигателя и т.д. В новой форме все недостатки устранены и плательщики обязаны указывать в квитанции все необходимые реквизиты. Работники сбербанка не должны принимать не полностью заполненные квитанции, а работники ГАИ должны проводить техосмотр только после того, как плательщик сообщит в налоговые инспекции или в фонд ТДКСИ по адресу: ул. Ленина, 50 недостающие реквизиты и получит соответствующую отметку на квитанции.

Большую путаницу вносили в учет фактической уплаты физические лица, использующие
транспортные средства и проходящие техосмотр по доверенности. В этих случаях граждане обязаны уплачивать налог от имени владельцев. Юридические лица платят налог в безналичном порядке. Если юридическое лицо поручило оплатить налог физическому лицу из подотчетных сумм, то органы ГАИ должны проводить техосмотр только после представления в налоговые органы квитанции и получения соответствующей отметки.

Все это - вынужденные меры, продиктованные необходимостью усиления контроля за уплатой налога физическими лицами. Достаточно отметить, что при массовых нарушениях в уплате налога физическими лицами объем доначислений и финансовых санкций по физическим лицам за 1996 г. оказался меньше, чем по юридическим лицам, в 314 раз. Конечно, такое соотношение не соответствует действительности. Планом совместных мероприятий с УВД по НСО начиная с 1997 г. налоговыми органами предусматривается сплошная автоматизированная сверка зарегистрированного в ГАИ транспорта с фактической уплатой налога.

Уплата налога должна осуществляться только через кредитные учреждения. Уплата через организации, оказывающие владельцам различные оформительские услуги в ходе регистрации, перерегистрации транспортных средств, запрещается.

Что касается льгот, то все льготы, ранее установленные для отдельных категорий плательщиков решениями областного Совета и администрации Новосибирской области, с 01.01.97 г. отменены. Сохраняется только очень узкий перечень льгот, предусмотренный статьей 6 Федерального закона “О дорожных фондах в РФ“ N 1759-1 от 18.10.91 г. (с учетом изменений и дополнений). Это герои Советского Союза и России, инвалиды всех категорий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы и некоторые категории юридических лиц.

Не лишним будет напомнить юридическим лицам и предпринимателям, что вместе с годовым отчетом и вместе с декларацией о доходах они должны представить в соответствующие налоговые инспекции по месту регистрации налоговые расчеты по установленной
форме.

В налоговый расчет за I квартал 1997 г. включаются все имеющиеся во владении на 01.01.97 г. и приобретенные в I квартале транспортные средства, подлежащие налогообложению, а в расчеты за II, III, IV квартал включаются только вновь приобретенные транспортные средства за отчетный квартал. За неуплату или недоплату налога, за непредставление налоговых расчетов к плательщикам применяются финансовые санкции, предусмотренные Законом “Об основах налоговой системы в РФ“, в т.ч. пеня 0,3% за каждый день просрочки платежа.

В заключение хочется еще раз обратить внимание новосибирских автомобилистов на то, что качество дорог в области зависит от объема дорожного фонда, а значит, от дисциплины налогоплательщиков.

Начальник отдела Государственной

налоговой инспекции

по Новосибирской области -

советник налоговой службы I ранга

В.Н.КОЛЕСНИКОВ