Законы и постановления РФ

Постановление мэра города Новосибирска от 26.09.1996 N 901 “О концепции развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска до 2000 года“

Утратил силу в связи с изданием Постановления мэра г. Новосибирска от 21.11.2003 N 2443.

МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 1996 г. N 901

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДО 2000 ГОДА

Рассмотрев “Концепцию развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска до 2000 года“, подготовленному Комитетом по международному сотрудничеству, и руководствуясь ст. 34 Закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановляю:

1. Принять “Концепцию развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска до 2000 года“ (приложение) к сведению, рассматривая ее как составную часть программы социально-экономического развития города.

2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений мэрии, администрациям районов города рассмотреть “Концепцию развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска до 2000 года“
и представить до 25 октября 1996 года в комитет по международному сотрудничеству свои предложения по усилению инвестиционной активности и внешнеэкономической деятельности.

3. Комитетам и управлениям мэрии на основании Концепции до 20 октября 1996 года подготовить и представить на утверждение мэру конкретные предложения, способствующие социально-экономическому развитию города и внешнеэкономическому сотрудничеству, привлечению инвестиций:

планово-экономическому управлению, комитету по инвестиционной деятельности с участием других структурных подразделений мэрии, руководителей администраций районов города и сторонних организаций (в том числе общественных) подготовить технико-экономические обоснования инвестиционных проектов развития инфраструктуры города, разработать систему льгот, гарантий, экономических стимулов для поощрения внешних инвестиций, другие предложения;

комитету по управлению имуществом подготовить предложения по продаже с сдаче в аренду объектов муниципальной собственности представителям иностранных фирм;

комитетам архитектуры и градостроительства, по земельным ресурсам и землеустройству разработать Положение о предоставлении земельных участков застройщикам с учетом порядка их подготовки и долгосрочного резервирования для реализации проектов, сооружаемых с привлечением внешних инвестиций;

комитету по жилищным вопросам предусмотреть выделение квартир для продажи или сдачи их в аренду представителям иностранных фирм;

комитету по труду и занятости населения, городскому центру занятости населения разработать механизм территориальной мобильности рабочей силы, имея в виду содействие предприятиям, осуществляющим повышение квалификации кадров и подготовку работников на иностранных предприятиях, а также содействие внешней трудовой миграции - улучшение ситуации на внешнем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан в других регионах России и за границей.

4. Комитету по международному сотрудничеству обобщить представленные предложения и сформировать на их основе банк данных, а также подготовить и внести в банк данных предложения об иностранных фирмах, желающих сотрудничать с предприятиями и организациями города в сфере развития производства, оказания услуг,
торговли и т.д.

5. Комитетам и управлениям мэрии ежеквартально корректировать банк данных с учетом изменений и дополнений законодательных актов, а также реализации проектов.

6. Рекомендовать организациям, имеющим лицензию на деятельность по международному туризму, разработать мероприятия по развития делового туризма, предусмотрев организацию рекламы, разнообразие туристического сервиса, отдыха развлекательных программ, деловых встреч и другие мероприятия для иностранных туристов.

7. Общую координацию работы по выполнению настоящего постановления и мероприятий по реализации Концепции возложить на директора департамента экономики, инвестиций и промышленной политики Городецкого В.Ф.

Мэр города

В.А.ТОЛОКОНСКИЙ

Приложение

к постановлению мэра

от 26.09.96 N 901

МЭРИЯ НОВОСИБИРСКА

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДО 2000 ГОДА

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска (далее - Концепция) подготовлена во исполнение распоряжения мэра от 21.03.96 N 774-р “О разработке Концепции развития внешнеэкономической деятельности г. Новосибирска до 2000 года“. В основу анализа существующей ситуации и предложений по развитию внешнеэкономической деятельности города положена информация, подготовленная структурными подразделениями мэрии, а также “Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации“, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.95 N 1016 и “Концепция развития внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей Новосибирской области“, разработанная совместно комитетом по внешнеэкономическим и межрегиональным связям и институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН в 1995 г. Обобщения, анализ, обработка исходных документов и материалов, а также организационная поддержка настоящей Концепции была осуществлена комитетом по международному сотрудничеству мэрии.

II. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

Концепция развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска рассматривается как составная часть общей концепции социально-экономического развития города и, одновременно, как один из путей развития его экономики, способствующий повышению эффективности структурной перестройки хозяйственного комплекса и эффективному решению социально-экономических проблем.

Концепцию следует рассматривать также
в качестве важнейшего элемента деятельности городских органов управления на ближайшую перспективу.

Концепция предполагает конкретные ориентиры и определенные этапы развития внешнеэкономической деятельности города, то есть требуется определение того, что будет достигнуто при ее выполнении.

Следует отметить, что вопросы международного сотрудничества рассматриваются во взаимодействии с проблемой развития внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, цель концепции развития внешнеэкономической деятельности города Новосибирска может быть сформулирована следующим образом:

обоснование основных направлений и условий реализации внешнеэкономического потенциала для решения проблем социального и экономического развития города Новосибирска на основе структурной перестройки хозяйства и повышении эффективности производства

Выработка Концепции предполагает решение следующих трех групп задач:

анализ внешнеэкономического потенциала города и современного состояния его использование для решения проблем социально-экономического развития;

обоснование основных направлений совершенствования внешнеэкономической деятельности;

выработка предложений об условиях и механизме реализации концепции.

III. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

И ПУТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

1. ЭКОНОМИКА

К особенностям города Новосибирска следует отнести его уникальное географическое и транспортное положение, оказывающее благоприятное влияние на внешнеэкономическую деятельность города.

Город Новосибирск является первым, а зачастую и главным пунктом переработки и транспортировки природных ресурсов региона и области. Но что касается их экспорта, то в ближайшей перспективе даже экспорт продукции глубокой переработки имеющихся топливно-энергетических ресурсов вряд ли может быть определяющим.

Возможности социально-экономического развития города Новосибирска на ближайшую перспективу во многом предопределены накопленным экономическим и, прежде всего, промышленным потенциалом.

Структура промышленности города отличается высокой долей обрабатывающих отраслей со значительным удельным весом предприятий военно-промышленного комплекса. Общий спад промышленного производства в городе и регионе в целом более чем наполовину обусловлен сокращением военных заказов.

В настоящее время в городе происходит коренная структурная перестройка экономики, вытекающие из требований, предъявляемых рынком.

Определенная часть экономики
города адаптировалась к реальным условиям и устойчиво развивается, несмотря на общую кризисную ситуацию, имеет потенциальную возможность саморазвития. Такими отраслями являются черная металлургия и лесопереработка, удачно использующие близость к соседним ресурсным регионам Сибири, цветная металлургия, топливная, мясо-молочная и легкая промышленность, производство электроэнергии и строительных материалов и другие.

Следует особо подчеркнуть, что ведущая отрасль экономики города Новосибирска - машиностроение, располагает:

солидной производственной базой в виде нескольких десятков заводов;

подготовленным производственным персоналом с накопленным опытом работы в машиностроении;

развитой сетью учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для машиностроения;

многочисленными конструкторскими, технологическими и научно-исследовательскими организациями и подразделениями в области машиностроения;

большим количеством изобретений, технических разработок, подготовленных предложений, опытных образцов изделий, которые представляют собой широкий выбор машиностроительным заводам для выпуска новых образцов техники.

Это дает основание предположить, что город Новосибирск имеет необходимые предпосылки для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в этой области экономики с государственными и частными компаниями зарубежных стран.

Конкретными направлениями взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики могли бы стать, например:

1. Организации на базе существующих мощностей производства высокотранспортабельных видов продукции (бытовой техники, продукции автомобилестроения, перерабатывающей, пищевой промышленности и др.), ориентированной на внутреннее потребление и рынки.

2. Производство надежной и приемлемой по цене продукции с возможной ориентацией на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Речь идет прежде всего о продукции машинотехнического экспорта: машин и агрегатов для сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, разного рода измерительных приборов, медицинской техники, запасных частей, конструкций, инструмента, крепежа и т.д.

Следует уделить внимание экспорту технологий, лицензий и “ноу-хау“, в том числе, и в составе комплексных поставок для объектов технического содействия: а также предусмотреть возможность выпуска новой продукции на основе последних разработок.

3. Создание новых конкурентоспособных на
мировом рынке производств; реализация реальных конкурентоспособных преимуществ потенциала города Новосибирска.

Исходя из стратегии развития импортозамещающего и экспортно ориентированного производства, необходимо на ряду с первоочередным расширением и восстановлением традиционных экспортных производств и повышением в экспорте доли обработанной (конечной) продукции максимально использовать научно-технический потенциал, производственные мощности и высококвалифицированные кадры для интенсификации участия в международном разделении труда.

Наиболее перспективным направлением является сотрудничество в сфере высоких технологий, в том числе конверсионных. Не менее интересным представляется сотрудничество в производстве товаров народного потребления, создание совместных (например, с новыми индустриальными странами) производств текстиля, обуви, кожевенных изделий, медицинской техники, бытовой радиоэлектроники и электротехники.

4. Продвижение продукции предприятий оборонного комплекса города на мировой рынок вооружений.

Целесообразно активизировать деятельность предприятий по организации производственной кооперации с партнерами промышленно развитых и развивающихся стран. В качестве примера может выступать проект организации производства мини-грузовиков ИВЕКО.

Ориентируя иностранные инвестиции в проекты с быстрым сроком окупаемости, можно достигнуть значительных экономических эффектов для экономики города в реально обозримой перспективе.

Реализация экономического потенциала города в рамках международного сотрудничества должна использовать все возможные формы делового сотрудничества и партнерства: внешнюю торговлю, научно-техническое сотрудничество, кооперацию, организацию производства с иностранным участием и т.д.

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

В настоящее время внешняя торговля прямо и косвенно воздействует на экономические и социальные аспекты развития города по следующим направлениям:

расширяет, а в отдельных случаях, и обеспечивает возможность реализации готовой продукции предприятий города;

обеспечивает приток валюты; обеспечивает городской и

региональный рынки товарами как

производственного назначения, так и народного потребления;

содействует формированию потребностей, повышает культуру

потребления и спроса населения (за счет ввоза импортных качественных и наукоемких товаров);

по некоторым видам товаров развитая внешняя торговля обеспечивает серьезную конкуренцию местным производствам и вынуждает местных производителей
принимать меры по повышению качества собственной продукции. Пример: масштабный импорт мясной и кондитерской продукции в город. Как следствие - возросшее качество продукции Новосибирского мясокомбината позволяет ему уже сегодня конкурировать с иностранными фирмами на внутреннем рынке;

способствует, а в случае экспорта станков, оборудования и комплектующих изделий обуславливает развитие длительных, более прочных и глубоких производственных связей;

обеспечивает существующие и способствует созданию новых рабочих мест, прежде всего в инфраструктурных объектов - таможенных службах, банках, торговле, представительствах инофирм, сети внешнеторговых посреднических фирм и подразделений на предприятиях и т.д.;

способствует расширению финансовой базы развития города через повышение налоговых прямых или косвенных (через прибыль) отчислений вследствие проведения экспортно-импортных операций и деятельности связанных с ними структур.

Для расширения внешней торговли целесообразно было бы создание в Новосибирске фирменных магазинов крупнейших иностранных фирм и международных консигнационных и оптовых складов.

Эффективность участия в освоении мирового рынка будет существенно зависеть от инфраструктурного обеспечения и кадрового потенциала специалистов.

Положительными факторами внешней торговли города Новосибирска в настоящий момент являются:

либерализация внешнеэкономической деятельности;

приближение торгового режима к нормам, принятыми мировыми экономическими сообществами, адаптирование к реалиям сегодняшнего дня;

изменение условий торговли с отдельными странами (США, Южная Корея) вследствие изменения политического курса страны;

становление городской таможенной службы;

наличие в городе широкого слоя высококвалифицированных специалистов с экономической подготовкой и глубокими знаниями законов рыночной экономики;

сравнительно высокий уровень развития городской инфраструктуры по обслуживанию внешнеэкономической деятельности;

наличие развитой системы управленческих городских властных и исполнительных структур, достаточно высокий их профессионализм в области внешнеэкономической деятельности, наличие накопленного опыта и приобретенных навыков решения задач в этой области;

активизация Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в области внешнеэкономической деятельности.

Необходимость стимулирования новых экспортных производств, организация льготного кредитования экспортно-импортных операций,
организация информационного обслуживания всех уровней внешнеэкономической деятельности, необходимость разработки системы поощрения в продвижении на рынок новых видов готовой продукции, особенно в новые страны, требуют не только больших прав и свобод местных органов власти, но и новых финансовых возможностей.

Положительным фактором явилось то, что уже произошло осознание роли внешней торговли в решении своих проблем у непосредственных производителей продукции. Возникла масштабная сеть крупных и мелких посреднических структур, специализирующихся на определенных рынках и группах товаров. На заводах созданы отдельные фирмы, занимающиеся только реализацией и поставкой импорта. Однако, все эти положительные моменты требуют изучения и рассмотрения в комплексе и увязки с интересами города. Реальность такова, что действие законов рыночной экономики затруднено в условиях складывающегося хозяйственного режима и это объясняет и обосновывает повышенную потребность экономики города в формировании адекватной системы учета, анализа и принятия решений органами власти, более широкого фронта их полномочий. Формирующийся экономический организм очень чувствителен и следует каждую меру подвергать тщательному исследованию в части ее возможных негативных последствий.

Реализация указанных направлений будет способствовать (наряду с прочими факторами) становлению города Новосибирска в качестве мощного торгового центра Сибири. С вводом в действие международного аэропорта в городе Новосибирске есть все основания для его трансформации в торговый центр международного значения.

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Наука и научное обслуживание, образование являются профилирующими видами деятельности в городе Новосибирске. Научно-образовательный потенциал города сконцентрирован в основном в институтах СО РАН, СО РАМН, в более 100 отраслевых НИИ и проектно-технических институтах, 21 государственном высшем учебном заведении, ряде частных учебных заведений, учреждений среднего профессионального образования, профессиональных училищ.

Внешнеэкономический потенциал научно-образовательного комплекса города Новосибирска включает прежде всего два
важнейших элемента:

концентрация кадров высококлассных специалистов, в том числе по отраслям знаний, пользующимся значительным спросом на международных рынках труда;

концентрация знаний и информации, также пользующихся высоким спросом на новом для России рынке интеллектуальной продукции.

Среди важнейших проблем развития данной сферы деятельности могут быть выделены следующие:

отток, в том числе и за рубеж, научных и научно-технических специалистов высшей категории и молодых одаренных научных кадров;

резкое сокращение объемов научной деятельности в академических организациях и вузах;

существенное разрушение отраслевой науки, проектных организаций и конструкторских бюро;

утечка за рубеж разработок и изобретений, отсутствие в существующих условиях возможностей для реализации потенциала Новосибирского научного центра за счет внутренних средств и резервов.

Важнейшей задачей является сохранение созданного научно-технического потенциала, в осуществлении которого немалая роль отводится развитию внешнеэкономической деятельности. В качестве одного из путей решения этой задачи рассматривается разработка программы по созданию технопарка - одной из основополагающих идей создания Новосибирского научного центра (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.95 N 543).

Основные цели создания и механизмы функционирования технопарка в качестве важнейших составляющих содержат идеи интеграции отечественной и мировой науки:

повышение конкурентоспособности прикладных научных результатов и проектно-конструкторских разработок для расширения продажи собственных лицензий на изобретения, “ноу-хау“, высокие технологии;

освоение наукоемкой конкурентоспособной продукции для расширения экспортного потенциала;

привлечение иностранных инвестиций для выполнения эффективных научных, конструкторских и производственных проектов.

Следует выделить направления внешнеэкономической ориентации научно-образовательного комплекса для выполнения работ в интересах хозяйственных отраслей города, имеющих экспортную ориентацию производства, осуществлять продажу лицензий и внешнеторговые контакты на реализацию за рубежом отдельных прикладных разработок.

В качестве организационных механизмов необходимо использовать как хорошо зарекомендовавшие себя формы выхода отечественной науки на мировые рынки, по которым в Новосибирском научном
центре накоплен значительный опыт, так и новые:

контракты на длительный прием специалистов по безвалютному обмену, с частичной и полной оплатой стажировок;

соглашения на предоставление программного обеспечения, представляющего собой особый класс научно-технической продукции;

создание посреднических структур (в том числе с участием иностранного капитала), обеспечивающих формирования рынка научно-технической продукции (изобретений, “ноу-хау“, опытных образцов, технической документации и др.) и способствующих продвижению этой продукции на мировые рынки;

привлечение совместных с иностранными партнерами проектов, предусматривающих использование накопленного технического потенциала на месте;

создание на базе цехов крупных заводов с привлечением потенциала отраслевых и академических НИИ и КБ небольших венчурных фирм для получения малых партий образцов наукоемких товаров, удовлетворяющих предварительно выявленный спрос на всех тип в: Сибири, России, СНГ и дальнего зарубежья;

создание центров по оказанию научно-методической помощи в реализации проектов, финансируемых межправительственными организациями, отдельными государствами и частными инвесторами.

4. ИНФРАСТРУКТУРА

Город Новосибирск обладает развитой рыночной инфраструктурой: товарной, валютной и фондовой биржами, представительствами зарубежных компаний и международных организаций, транспортными компаниями мирового класса, туристическими, консультационными и страховыми фирмами, наличием таможни и т.д.

Одним из важных направлений деятельности городских органов управления по развитию внешнеэкономической деятельности, как в краткосрочном аспекте, так и на длительную перспективу, должно стать содействие развитию всех типов инфраструктуры: производственной, социальной, рыночной, деловой, включая инвестиционную. Уровень инфраструктурного обустройства, наряду с общеполитической и социальной стабильностью, является одним из важнейших факторов, характеризующих инвестиционный климат.

Чем выше уровень развития инфраструктуры, тем, при прочих равных условиях, на более выгодных для принимающей стороны условиях возможно привлечение иностранного капитала.

Основная идея - превращение города Новосибирска в центр концентрации рыночной инфраструктуры по обслуживанию внешнеэкономической деятельности всего сибирского региона.

В настоящее время уже существуют и создаются новые элементы инфраструктуры по обслуживанию внешнеэкономической деятельности: международный аэропорт, международные бизнес-центры, региональные центры по подготовке специалистов, информационные центры валютная и товарная биржи, совместные предприятия, иностранные

представительства и консульские службы, ярмарочные структуры и т.д.

Основные направления в области развития инфраструктуры следующие:

создание сети крупных, регулярно действующих выставок и ярмарок. Например, создание постоянно действующей выставки продукции, производимой предприятиями города;

развитие инвестиционной инфраструктуры. Инвестиционная инфраструктура включает в себя инвестиционные банки, агентства по страхованию риска капиталовложений, банки проектного финансирования, другие финансовые институты, в частности, инвестиционные компании. В функции такого рода учреждений входит кредитование капитального строительства, финансирование разработки инвестиционных проектов, отбор и экспертиза проектов, “сведение“ потенциальных держателей капитала и потенциальных пользователей капитала и т.д.;

размещение производств и услуг, ориентированных на потребность города и всей Сибири. Оптимальным было бы создание в городе Новосибирске фирменных магазинов крупнейших фирм мира, и международных оптовых складов;

дальнейшая концентрация в городе Новосибирске общесибирских институтов развития внешнеэкономической деятельности;

развитие институтов финансово-кредитной системы и, прежде всего, сети банков, имеющих корреспондентские счета как в города России, так и в зарубежных странах и др.;

создание системы информационно-технического обслуживания внешнеэкономической деятельности региона;

дальнейшее открытие иностранных фирм в городе Новосибирске;

развитие прямых экономических и транспортных связей, не только за счет строительства международного аэропорта, но и за счет открытия прямых рейсов в зарубежные страны на базе имеющихся транспортных мощностей.

Следует особо отметить развитие индустрии туризма, отдыха и развлечений в г. Новосибирске. В городе зарегистрировано более ста фирм, занимающихся туризмом, которые предлагают следующие услуги: шоп-туры, отдых, экскурсии, спортивно-оздоровительные туры в страны ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые из фирм, такие как “Агентство международных связей“, “Интурист“, “Ольга“, “Спутник“ принимают иностранных туристов.

Необходимо обеспечить совершенствование системы сбора и анализа информации о развитии данного вида деятельности, вести работу по подготовке кадрового потенциала специалистов в области международного туризма, проводить информационно-методическую работу, реализовывать организационные и экономические мероприятия по развитию данной сферы деятельности.

Таким образом, город Новосибирск располагает возможностью привлекать инвестиции в формах и направлениях, соответствующих самым современным тенденциям в развитии мирового вывоза капитала.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде всего целесообразно отметить, что для повышения внешнеэкономической деятельности в г. Новосибирске комплекс мер должен осуществляться на федеральном, региональном (областном) и городском уровнях.

Федеральный и областной уровень:

совершенствование законодательно-нормативной базы ВЭД;

снижение уровня инфляции;

снижение налогового бремени для товаропроизводителей;

расширение прав и полномочий местных властей в сфере регулирования и контроля ВЭД, в т.ч. и использовании доходов государства от ВЭД;

Городской уровень:

совершенствование нормативно-правовой базы ВЭД города с принятием соответствующих решений городского Совета депутатов и постановлений мэра;

развитие экспортного потенциала;

расширение внешней торговли и создание системы продвижения продукции предприятий города на внешние рынки;

привлечение зарубежных и отечественных инвестиций через совершенствование системы страхования инвестиций, снижения рисков и т.д.;

совершенствование работы по открытию, регистрации представительств иностранных фирм и взаимодействию с ними;

развитие международной и межрегиональной хозяйственной кооперации (создание предприятий с иностранными инвестициями, применяющих новейшие технологии и т.д.);

создание городских международных информационных и маркетинговых центров с привлечением зарубежных и специалистов и выходов на их базы данных в целях поиска для местных товаропроизводителей сегментов рынка и зарубежных партнеров;

формирование современной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности города;

организация постоянно действующих и сезонных международных выставок и ярмарок, в том числе и продукции предприятий военно-промышленного комплекса;

развитие культурного, спортивного, гуманитарного, научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Следует особо подчеркнуть объективную необходимость сосредоточения органами городского управления в своих руках всей деятельности на территории г. Новосибирска, связанной с иностранными партнерами, в том числе, их аккредитацию и лицензирование:

зарубежных фирм со 100% иностранным капиталом;

совместных предприятий с долей иностранного капитала более 50%;

зарубежных региональных представительств;

зарубежных фондов, в том числе и благотворительных;

зарубежных общественных организаций, ассоциаций, национальных общественных объединений и т.п.;

турфирм, агентств и иных организаций и физических лиц, работающих с иностранными партнерами или представляющих их интересы.

V. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СО СТРАНАМИ СНГ

С образованием Содружества независимых государств (СНГ) потребность в сохранении интеграционных связей определяется прежде всего сложившейся за долгие годы совместного развития производственной и социальной инфраструктурой, которая поддерживается реальным единством научно-исследовательской сферы, информационных систем.

Во взаимоотношениях со странами СНГ экономическим интересам г. Новосибирска в наибольшей степени соответствует модель взаимоотношений интеграционного типа, и, в частности, следующие направления внешнеэкономической деятельности:

создание торгово-экономических представительств крупнейших городов стран ближнего зарубежья и СНГ в г. Новосибирске;

сохранение оправдавших себя на практике эффективных хозяйственных и координационных связей в рамках СНГ;

снятие внутренних барьеров на путях движения товаров и услуг во взаимной торговле путем согласования национальных механизмов внешнеэкономической деятельности;

заключение комплексных внешнеэкономических хозяйственных договоров между отдельными городами;

согласование юридической нормативной базы хозяйствования и исключение дискриминации по отношению к физическим и юридическим лицам;

создание условий для формирования транснациональных промышленно-финансовых групп и других транснациональных экономических структур;

инвестирование совместных проектов.

Роль местных органов в рамках развития внешнеэкономических связей со странами СНГ должна быть ориентирована на:

организацию совместной инвестиционной деятельности государственных и хозяйственных структур, содействие в осуществлении инвестиционных проектов, представляющих взаимный интерес;

совместное развитие научных исследований;

создание специализированных научных учреждений для финансирования, страхования и гарантирования экспортно-импортных операций;

содействие развитию сети специализированных посредников: внешнеэкономических объединений, торговых домов, товарных бирж, создаваемых с участием капиталов всех заинтересованных государств СНГ;

подписание торгово-экономических договоров и соглашений между г. Новосибирском, городами и регионами стран СНГ;

создание благоприятного экономического климата и ориентиров для развития горизонтальных связей со странами СНГ.

VI. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

И ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

Город Новосибирск представляет для зарубежных инвесторов интерес, прежде всего, типичный для вывоза капитала в развивающиеся страны:

получение более свободного доступа к сырью, полуфабрикатам;

создание “плацдарма“ для последующего “завоевания“

потенциального

российского рынка; снижение затрат в трудоемких производствах за

счет дешевой и при этом

достаточно квалифицированной рабочей силы; сбыт морально

устаревшей техники и технологии. Кроме того, следует отметить

и нехарактерный интерес, обусловленный

стремлением иностранных инвесторов продолжения борьбы с бывшими конкурентоспособными на мировом рынке технологиями и продукцией предприятий города с целью их устранения как потенциальных конкурентов в будущем:

поставка “тупиковых“ технологий;

переориентация бывших конкурентоспособных производств так, чтобы в будущем было невозможно или крайне осложнено их восстановление;

инвестирование производства своей продукции, аналогично

продукции российских предприятий такого же или близкого качества с целью устранения отечественных производителей с конкретных сегментов рынка.

Подобные цели делают необходимым создание механизма защиты интересов российской стороны при приеме иностранного капитала.

При работе с иностранными инвестициями необходимо предусмотреть формы и методы защиты российских интересов, в том числе защиту интеллектуальной собственности, своих заводов, своей продукции, своих рынков и т.д.

В целях защиты российских интересов необходимо провести комплекс мероприятий:

рассмотреть пути механизмы воздействия на внешнеэкономическую деятельность город“, возможность сбора обобщающей информации о ВЭД города в целом, об экспортно-импортном потенциале предприятий города, инвестиционной деятельности, реализуемых проектах и программах с иностранными партнерами и с привлечением зарубежных и местных капиталов и т.д.;

создать общегородской фонд по аккумулированию средств для развития экспортно направленных (конкурентоспособных) производств под городские гарантии через муниципальный банк (рассмотреть возможность продажи земли для этих целей даже с учетом отсутствия достаточной законодательной базы и инфляции);

рассмотреть формы и методы работы по сотрудничеству с организациями и предприятиями города, которые занимаются вопросами внешнеэкономической деятельности (таможня, налоговые органы, торгово-промышленная палата, предприятия ВПК, администрации районов города, службы сертификации и стандартизации, финансовые структуры, занимающиеся международными связями, а также от ассоциации, транс- и турагенства и т.д.);

рассмотреть вопрос о создании городского информационно-правового центра по ВЭД с укомплектованием его квалифицированными экономистами и юристами-международниками для оказания комплекса услуг предприятиям города;

провести классификацию промышленных предприятий по степени подготовки к ведению ВЭД и степени подготовки для работы с иностранными партнерами, а также рассмотреть решение сертификационных проблем и анализ проектов по мере срока их реализации и уровню окупаемости (краткосрочных, средних и долгосрочных; особо рентабельных, среднерентабельных и просто выгодных).

Следует особо уделить внимание вопросам экологии, так как иностранные инвесторы часто в качестве основной своей цели ставят вынос с территории своих стран, где действует жесткое экологическое законодательство, экологоемких и экологически вредных производств, включая и захоронение экологически опасных отходов (в том числе, химических и ядерных отходов) на территории России или частичную их переработку.

VII. ВЫРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОБ УСЛОВИЯХ

И МЕХАНИЗМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Среди возможных инвестиций в экономику города определенное место занимает иностранный капитал, привлекаемый: в предпринимательской форме - путем создания предприятий с иностранным участием и в ссудной форме - через долгосрочные иностранные кредиты (государственные и частные).

Потенциальный эффект от импорта капитала в г. Новосибирск можно подразделить на прямой (непосредственный) и общий (для экономики города в целом). Непосредственный эффект прямых иностранных инвестиций состоит в следующем:

привлечение дополнительных материальных (в первую очередь оборудование) и финансовых ресурсов;

облегчение доступа организациям города на внешний рынок (через связи зарубежного партнера) и тем самым ускорение процесса интеграции экономики города в мировое хозяйство.

Заинтересованность города в привлечении иностранного капитала обусловлена:

особенностями структуры экономики, оказавшейся чрезвычайно уязвимой в переходный период, когда создаваемый в течение десятилетий мощный научный, инновационный, технико-технологический, кадровый потенциал оказался под угрозой полной деградации;

отсутствием собственных средств для саморазвития;

нежеланием российского капитала вкладываться в проекты, не приносящие быстрых и сверхвысоких доходов;

возможностью получения положительных прямых и косвенных эффектов от прихода зарубежного капитала в город.

Город Новосибирск располагает достаточными возможностями для привлечения иностранных инвестиций.

Прежде всего, это развитый промышленный комплекс, конверсия оборонных предприятий, где имеются передовые технологии и оборудование, а также потенциал Новосибирского научного центра, возможность внедрения в производство отечественных разработок новых технологий, новых видов продукции, которые российской промышленность пока не могут быть реализованы, но для зарубежных партнеров представляют большой интерес.

Взаимную выгоду отечественным и зарубежным предпринимателям могли дать такие сферы как туризм, переработка отходов и т.д.

Способствует интересу инвесторов и удачное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура и перспективы ее расширения.

Задача оптимального использования рычагов регулирования, находящихся в распоряжении местных органов управления, требует разработки специальной программы регулирования притока иностранных инвестиций, что предполагает:

определение целей и системы приоритетов основной направленности экономической политики города;

создание организационной структуры управления процессом приема иностранного капитала.

Данная программа должна быть частью программы развития внешнеэкономической деятельности города в целом.

В качестве основных целей использования иностранного капитала на территории города можно указать следующие:

привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

привлечение передовых зарубежных технологий и передового управленческого опыта;

расширение экспортной базы;

импортозамещение;

ускорение внедрения отечественных научно-технических разработок на основе использования зарубежного оборудования и опыта внедренческих работ;

обеспечение приоритетного развития ряда отраслей, наиболее важных для экономики города;

повышение занятости и доходов населения города, а также пополнение бюджета города.

Разработка программы регулирования импорта капитала предполагает формирование четкой системы приоритетов инвестиционной политики местных органов управления и соответствующего набора критериев, по которым эти приоритеты формируются.

В зависимости от выбранных приоритетов критерии могут включать следующие параметры:

отрасль и вид производства;

уровень использования техники и технологии;

территориальное размещение;

влияние на окружающую среду;

степень экспортной ориентации производства;

объем и срок инвестиций и т.д.

В зависимости от целей формируются остальные элементы стратегии. Желательная интенсивность притока иностранного капитала определяется исходя из оценки потребности города в дополнительных объемах инвестиций, не покрываемых возможностями отдельных частных и государственных капиталовложений.

На основе приоритетов и критериев определяется набор рычагов регулирования и методов их использования (в пределах сферы компетенции городских органов управления) как системы стимулирующих, протекционистских мероприятий по реализации стратегии привлечения иностранных инвестиций. Необходимо использовать широкий арсенал методов: прямых - работа непосредственно с зарубежными инвесторами, с конкретными инвестиционными проектами, и косвенных - работа по созданию общих благоприятных условий для инвестиций, т.е. по улучшению инвестиционного климата в городе. При этом может возникнуть необходимость совершенствования организационной структуры управления в городе с целью ее приспособления к задачам осуществления инвестиционной политики.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКИХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ УСЛОВИЙ ПРИЕМА

ИНОСТРАННОГО КРЕДИТА

Деятельность городских органов управления по формированию иностранного кредита должна быть направлена на:

содействие развитию всех типов инфраструктуры: производственной, социальной, рыночной, деловой, включая инвестиционную;

содействие развития всех форм частной предпринимательской деятельности, включая подготовку специалистов по управлению и т.п., с целью развития предпринимательской среды;

создание, поддержку и расширение банка данных об инвестиционных возможностях города, предложениях инофирм;

содействие российским фирмам в поиске потенциальных зарубежных партнеров для реализации совместных проектов;

информационно-консультационное обслуживание потенциальных инвесторов;

широкую рекламу инвестиционных возможностей (инвестиционного потенциала) города как постоянную целенаправленную деятельность (издание буклетов, реестра предприятий города, каталога инвестиционных проектов, организация выставок, международных конференций и т.д.).

Особо следует выделить роль городских органов управления по формированию общего пакета документов, необходимых для работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику города. К таким документам с их детальным и конкретным изложением целесообразно отнести:

1. Примерный перечень объектов, являющихся инвестиционно привлекательными для иностранных партнеров.

2. Перечень незавершенных объектов.

3. Перечень предприятий, имеющих предложения по привлечению иностранных инвестиций.

4. Перечень земельных площадок, которые могут быть для реализации проектов в рамках привлечения иностранных инвестиций.

5. Перечень налоговых льгот, которые могут быть предоставлены иностранному инвестору.

6. Перечень гарантий, которые могут быть предоставлены иностранному инвестору на местном, региональном и федеральном уровне.

7. Перечень социально значимых объектов для приоритетного привлечения иностранных инвестиций.

8. Перечень приоритетных направлений деятельности иностранного инвестора в городе Новосибирске.

9. Перечень нестандартных форм и способов привлечения иностранных инвестиций.

Механизмы и формы юридического оформления иностранных инвестиций.

3. ОБЪЕМ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНОСТРАННОМ ПАРТНЕРЕ

Успех работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику г. Новосибирска зависит от правильности выбора критериев оценки иностранного партнера. Прежде всего, он должен быть крупным, достаточно известным, соответствующим образом зарегистрированным у себя в стране, иметь экологически чистое производство. При этом, следует выяснить состоятельность (включая законность имеющихся финансовых средств) иностранного инвестора и серьезность его намерений, а также его желание работать на перспективу. Таким образом, поиск потенциального иностранного инвестора с учетом вышеуказанного предполагает наличие необходимого количества информации и документов, а именно:

справки об иностранном партнере (сфера деятельности, продукция, количество персонала, наличие филиалов в своей стране и за рубежом, годовой оборот в долларах США, опыт работы в России, желаемые направления инвестирования, имеются ли конкретные проекты для инвестирования, где, когда, сколько, в какой проект и в какой стране осуществлены инвестиции);

обзорной информации (буклеты, производственно-техническое состояние и динамика развития фирм и филиалов иностранного инвестора, конкурентоспособность производимой продукции и другие моменты деятельности иностранного инвестора);

свидетельство о регистрации фирмы или выписки из торгового реестра (легализованного);

наименовании учреждений банков с указанием банковских счетов, местонахождение этих учреждений (страна, город и т.д.);

документов, подтверждающих кредитоспособность иностранного партнера (рекомендательное письмо банка, услугами которого пользуется фирма у себя в стране);

гарантии поступления инвестиций в наш город в случае оформления соответствующих документов;

рекомендательных писем от российских деловых партнеров.

Указанные требования к потенциальному иностранному инвестору

позволят уже на начальном этапе избежать целого ряда просчетов и ошибок.

4. ВОЗМОЖНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И УСЛОВИЯ ИХ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Одним из важнейших рычагов привлечения и использования иностранного капитала в городе является предоставление налоговых льгот инвесторам.

При предоставлении иностранному инвестору налоговых льгот должны быть тщательно проанализированы последствия их предоставления и после этого обоснованы количественные характеристики этих льгот.

При этом следует учитывать виды деятельности, экономическую эффективность, сроки окупаемости и социальную значимость проектов при предоставлении налоговых льгот, отсрочек и рассрочек, инвестиционного налогового кредита. В числе налоговых льгот, предоставляемых в рамках законодательства на федеральном уровне, могут быть предложены следующие налоговые льготы на местном уровне:

понижение ставки налога на имущество предприятий, создаваемых за счет иностранных инвестиций, на срок до пяти лет с момента инвестирования при условии инвестирования этих сумм в расширение производства на территории города;

уменьшение ставки налога в территориальный дорожный фонд с предприятий, созданных за счет иностранных инвестиций, при условии инвестирования сэкономленных за счет данной льготы сумм в развитие производства на территории города;

снижение ставки налога на прибыль, получаемой от реализации прироста продукции (в неизменных ценах) на мощностях, созданных за счет иностранных инвестиций, при условии использования сэкономленных сумм на инвестиции на территории города;

возможность работы с нормативной базой и тарифами (льготами) в зависимости от объемов экспорта:

на транспорт; на энергетику; при направлении собственных

средств для воспроизводства экспортной

продукции; таможенные тарифы, ориентированные на компенсацию

выпуска

экспортной продукции; другие льготы, предусмотренные решениями

городского Совета.

5. ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Приоритетными направлениями деятельности иностранных инвесторов должны стать городские проблемы, решение которых осложнено сложившейся ситуацией и могло бы оказать благоприятное влияние на экономику города, на решение первоочередных задач по улучшению социально-экономического положения жителей города, в частности:

хранение и переработка сельскохозяйственной продукции местного производства;

осуществление конверсионных проектов;

производство промышленной продукции на экспорт;

развитие инфраструктурных отраслей, обслуживающих внешнеэкономическую деятельность;

производство лекарств и медтехники;

оказание бытовых услуг населению;

природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;

производство и реализация товаров для детей;

производство прогрессивных строительных материалов;

строительство;

транспорт.

Особо следует подчеркнуть реализацию конверсионных проектов, направленных на организацию и расширение выпуска конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке продукции, обеспечивающие создание новых рабочих мест и общую финансово-экономическую стабилизацию конверсируемых предприятий.

Кроме того, направленность иностранных инвестиций должна быть ориентирована на короткий срок окупаемости, снижение себестоимости выпускаемой продукции и увеличение объема выпуска и реализации этой продукции, увеличение объема производства и реализации продукции приоритетных отраслей, разработку и выпуск новых разновидностей ассортимента вырабатываемой продукции.

6. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ

ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА

Одним из главных факторов привлечения иностранных инвестиций в экономику является стабилизация нормативной базы функционирования иностранного капитала. Кроме того, огромную роль для иностранного инвестора в условиях нестабильной нормативной базы и инфляции играет пакет предложенных гарантий как на федеральном уровне, так и на местном. Базовыми направлениями этих гарантий для иностранного инвестора могли бы быть:

совершенствование системы страхования от политических рисков;

обеспечение иностранным инвесторам права собственности;

определение четких правил аренды земли;

гарантии закрепления земельных участков под зданиями и сооружениями при их покупке;

формирование залогового фонда из объектов недвижимости, обладающих ценностью для иностранного инвестора.

Интерес иностранного инвестора направлен также на фондовый рынок. Особо следует отметить, что наряду с рынком государственных ценных бумаг, акциями банков и вновь создаваемых акционерных обществ, наибольший интерес у иностранного инвестора вызывают акции приватизированных предприятий, поскольку содержат потенциал для роста.

Поэтому следует предусмотреть возможные гарантии допуска иностранного инвестора к покупке акций приватизированных предприятий на определенных условиях и гарантиях со стороны иностранного инвестора.

При этом следует отметить, что экономически эффективные проекты должны быть направлены на:

короткий срок окупаемости;

снижение себестоимости выпускаемой продукции и увеличение объема выпуска и реализации этой продукции;

увеличение объема производства и реализации продукции приоритетных отраслей;

выпуск конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынке продукции;

создание новых рабочих мест;

финансово-экономическую стабилизацию предприятий;

разработку и выпуск новых разновидностей ассортимента вырабатываемой продукции.

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении Концепции развития внешнеэкономической деятельности города использован следующий подход:

с одной стороны - анализ внешнеэкономического потенциала важнейших сфер деятельности хозяйственного комплекса города, определение основных направлений и подходов к реализации данного потенциала;

с другой - анализ возможности внешнеэкономических связей в решении стоящих перед экономикой города проблем с учетом разделения функций и полномочий между центральными, региональными и местными органами в области внешнеэкономической деятельности.

При подготовке настоящей Концепции развития внешнеэкономической деятельности г. Новосибирска были использованы следующие источники:

1. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.95 N 1016.

2. Концепция развития внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей Новосибирской области, Новосибирск, 1995 г.

3. Программа управления муниципальным имуществом г. Новосибирска на 1996 - 1997 гг., утвержденная решением городского Совета от 14.03.96 N 140.

4. Материалы комитета по международному сотрудничеству мэрии.

5. Материалы других подразделений мэрии, представленные во исполнение распоряжения мэра от 21.03.96 N 774-р “О разработке концепции развития внешнеэкономической деятельности г. Новосибирска до 2000 года“.

Дальнейшим развитием и конкретизацией идей, изложенных в проекте концепции, должна стать Программа развития ВЭД города Новосибирска, в которой должны быть определены основные проекты, планируемые на ближайшую перспективу и сроки их осуществления. Некоторые из предложений в эту Программу, представленных различными подразделениями мэрии, представлены в приложениях к настоящей Концепции.

Начальник отдела

распорядительных документов

М.Б.БАРБЫШЕВА

Приложение 1

к Концепции

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ И УСЛОВИЙ ДЛЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО

ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

1. Наличие бизнес-планов, выполненных в соответствии с международно принятыми нормами и наличием заключений соответствующих авторитетных экспертных организаций. (Желательно подкрепить бизнес-план подробнейшими планово-экономическими показателями по всем его позициям и приведением всевозможных графиков и диаграмм. Предпочтительно иметь опытное производство, опытную партию продукции или хотя бы опытный образец).

2. Пакет юридических документов, определяющих правовой статус предприятия в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. (Учредительные документы: устав, договор учредителей, свидетельство о государственной регистрации и т.д., оформленные в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом “Об акционерных обществах“ и т.д.).

3. Полный реестр акционеров, оформленный в соответствии с существующим положением и правилами. (Следует особо подчеркнуть следующие моменты: кто владеет контрольным пакетом акций, доля государственной или муниципальной собственности, возможно ли принятие положительного решения акционерным собранием при необходимости проведения коренных преобразований).

4. Правильно юридически оформленные документы, подтверждающие права предприятия как собственника знаний, сооружений, оборудования и т.д. и касающиеся прямо или косвенно предлагаемого бизнес-плана.

5. Обзорная информация о моментах деятельности предприятия, составленная с целью повышения его инвестиционной привлекательности для иностранного инвестора. (Целесообразно особо отметить моменты производственной деятельности по выпуску конкурентоспособной продукции, продукции на экспорт, выпуск наукоемкой продукции для высокотехнологичных производств, примеры быстрого и безболезненного перехода на выпуск другой продукции, иногда не характерной для предприятия, кадровый потенциал и т.д.).

6. Структура управления предприятием с анализом социально-экономического состояния и производственно-хозяйственной деятельности, включая освещение проблем, просчетов, сроки и пути их преодоления.

7. Финансовое положение предприятия с предоставлением баланса предприятия и его подробным документально подтвержденным комментарием, включая подробную информацию о дебиторах и кредиторах и т.п.

8. Сведения о дочерних предприятиях, фирмах, арендаторах и т.д. с подробной документально подтвержденной информацией о финансово-имущественных отношениях с ними, включая и обязательственные стороны взаимоотношений предприятия с другими юридическими лицами. (Если раньше наличие множества филиалов, фирм и других зависимых от предприятия подразделений и структур предполагало адаптацию и менее безболезненный переход предприятия к рыночным отношениям, то в изменившейся ситуации у иностранного инвестора это может вызвать некоторое непонимание сложившихся взаимоотношений).

9. Оформленные по всей форме документы, подтверждающие собственность на землю. (Это особый вопрос и для инвестора он имеет принципиальное значение. Иностранный инвестор никогда не будет вкладывать средства в “висящее в воздухе“ предприятие, которое местные власти могут просто попросить освободить территорию, занимаемую им на основе непонятно каких прав).

10. Желательно отсутствие на балансе предприятия жилищного фонда, объектов соцкультбыта и т.д. (Прежде всего речь идет об убыточных предприятиях и убыточности вышеуказанных объектов, содержание которых тяжелым бременем ложится на себестоимость продукции, делая ее в условиях рынка заведомо не конкурентоспособной. Такие “привески“ могут насторожить иностранного инвестора).

Приложение 2

к Концепции

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ДЛЯ

РАССМОТРЕНИЯ И ПРОРАБОТКИ В ЦЕЛЯХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

1. Жилищное строительство для нужд населения.

Любые формы сотрудничества в области создания совместных строительных предприятий, совместных производств по выпуску строительных материалов, внедрению зарубежных технологий в области строительства и строительных материалов, зарубежного кредитования жилищного строительства под гарантии города и т.д.

2. Строительство жилья повышенной комфортности для размещения иностранцев.

Строительство жилья повышенной комфортности для размещения иностранцев обусловлено большой потребностью в этом виде жилья, так как в г. Новосибирске существуют 33 представительства иностранных фирм, более 200 совместных предприятий, более 10 общественных организаций и т.д.

3. Создание системы сбора и утилизации отходов, включая строительство мусороперерабатывающего завода.

Создание в г. Новосибирске современной системы сбора и утилизации отходов потребления и некоторых нетоксичных отходов производства: ежегодно в городе образуется около 500 тыс. тонн твердых бытовых отходов, около 800 тыс. тонн производственных.

4. Строительство крематория.

Строительство крематория в г. Новосибирске обусловлено прежде всего его более чем 1,5 миллионным населением, исторически сложившимся расположением городских кладбищ, которые уже сейчас по ряду причин не в состоянии обеспечить их функционирование.

5.Благоустройство водоохранных зон и прибрежных полос малых рек г. Новосибирска с созданием зон отдыха.

Протяженность малых рек в городской черте составляет более 65 километров. Надпойменные и пойменные участки малых либо используются под садовые участки (что характерно для рек Плющиха, Каменка, Тула), либо застраиваются капитальными и металлическими гаражами (особенно характерно для рек Ельцовка 1, 2, Тула, Каменка). Неиспользуемые надпойменные и пойменные участки густо заросли тальником и кустарником и, как правило, являются местами где образуются стихийные свалки производственных и бытовых отходов.

6. Реконструкция и приобретение оборудования и инвентаря для “Дома милосердия“.

“Дом милосердия“ создан совместно с Орденом Милосердия Матери Терезы “Миссионеры божественной любви“ и департаментом по социальной политике мэрии. Для реконструкции здания, приобретения оборудования и инвентаря по оценке комитета по социальной защите мэрии требуются инвестиции в размере 200,0 тыс. долларов США.

7. Строительство бизнес-центра.

8. Строительство гостиницы высокого класса.

Необходимость строительства гостиницы высокого класса назрела не только из-за возрастающего количества иностранных делегаций высокого уровня, но и в связи с посещением города иностранными гражданами с высоким уровнем доходов, которым требуется соответствующий уровень комфортности проживания и обслуживания.

9. Строительство супермаркетов.

10. Строительство современных бензозаправочных станций.

В городе отсутствует достаточное количество современных бензозаправочных станций несмотря на значительное увеличение автотранспорта за последние несколько лет, прежде всего это владельцы индивидуального автотранспорта, а также возросший поток транзитного автотранспорта.

11. Участие в строительстве международного аэропорта.

Строительство международного аэропорта необходимо по причине трансформации г. Новосибирска

Строительство международного аэропорта необходимо по причине трансформации г. Новосибирска в транспортный, деловой и торговый центр международного значения. Это позволит создать в г. Новосибирске сеть международных финансовых институтов, фирменных магазинов крупнейших фирм мира, международных оптовых и консигнационных складов, а также будет способствовать дальнейшему открытию представительств иностранных фирм в г. Новосибирске, развитию прямых экономических и транспортных связей, и не только за счет строительства международного аэропорта, но и за счет открытия прямых рейсов в зарубежные страны на базе имеющихся транспортных мощностей.

12. Строительство многоярусных и подземных автомобильных парковок в деловом центре города.

В деловом центре города отсутствуют не только необходимое количество автомобильных парковок и автостоянок, но и отсутствуют площадки для их организации несмотря на то, что основные транспортные автомобильные магистрали проходят в центре города.

13. Строительство левобережного досугового центра.

Предлагается, в частности, также создание левобережного спортивно-досугового ядра на одном из островов реки Обь.

14. Инвестирование социальных программ помощи школам с углубленным изучением каких-либо наук.

Предлагается открытие экспериментальной школы с привлечением фонда Сороса и углубленным изучением немецкого языка.

15. Инвестирование реконструкции объектов здравоохранения.

Предлагается провести реконструкцию городской поликлиники N 1.

16. Строительство предприятий бытового обслуживания.

17. Благоустройство специальных павильонов на остановках общественного транспорта.

Большое количество остановок общественного транспорта в городе обустроено не полностью, а иногда не имеют специальных павильонов. Установка специальных павильонов на остановках общественного транспорта с эстетической и дизайнерской проработкой в современном стиле не только украсило бы лицо города, но и создало бы необходимые удобства горожанам г. Новосибирска.

18. Преобразование и строительство парков отдыха с различными развлекательными программами.

19. Строительство и создание крупных оптовых рынков на территории г. Новосибирска.

20. Системы быстрого питания типа “Макдональдс“, “Пепси“, “Пиццерия“, “Гриль“ и т.д. по мировым стандартам.

Приложение 3

к Концепции

ИНФОРМАЦИЯ ПО СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ,

СОЗДАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ Г. НОВОСИБИРСКА, ЗА 1995 ГОД

---------------------------T------------T-----------T-------------¬

¦Наименование показателей ¦по городу ¦Справочно ¦Уд. вес ¦

¦ ¦Новосибирску¦по Новосиб.¦города в ¦

¦ ¦ ¦области ¦Новос. обл. ¦

+--------------------------+------------+-----------+-------------+

¦1. Количество стран, соз-¦ ¦ ¦ ¦

¦давших совместные предпри-¦ ¦ ¦ ¦

¦ятия, ед. в том числе: ¦ 47 ¦ 48 ¦ х ¦

¦страны дальнего зарубежья ¦ 35 ¦ 36 ¦ х ¦

¦страны ближнего зарубежья ¦ 12 ¦ 12 ¦ х ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. Количество совместных¦ ¦ ¦ ¦

¦предпр-й, ед. ¦ ¦ ¦ ¦

¦зарегистрировано ¦ 178 ¦ 206 ¦ 86,4 ¦

¦работающих ¦ 170 ¦ 186 ¦ 91,3 ¦

¦в т.ч. по отдельным отрас-¦ ¦ ¦ ¦

¦лям н/х ¦ ¦ ¦ ¦

¦промышленность ¦ 34 ¦ 39 ¦ 87,2 ¦

¦строительство ¦ 7 ¦ 8 ¦ 87,5 ¦

¦торговля и общественное¦ ¦ ¦ ¦

¦питание ¦ 92 ¦ 101 ¦ 91,1 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. Объем производства (ре-¦ ¦ ¦ ¦

¦ализации) с начала года -¦ ¦ ¦ ¦

¦всего, млрд. рублей ¦ 140,4 ¦ 141,9 ¦ 98,9 ¦

¦в том числе промышленное¦ ¦ ¦ ¦

¦производство ¦ 40,8 ¦ 41,7 ¦ 97,8 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦4. Численность работников¦ ¦ ¦ ¦

¦СП, чел. ¦ ¦ ¦ ¦

¦списочного состава ¦ 3302,2 ¦ 3446,7 ¦ 96,0 ¦

¦совместителей ¦ 742,1 ¦ 758,1 ¦ 97,9 ¦

¦выполняющих работы по до-¦ ¦ ¦ ¦

¦говорам ¦ 588,6 ¦ 600 ¦ 98,1 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦5. Среднемесячная заработ-¦ ¦ ¦ ¦

¦ная плата одного работни-¦ ¦ ¦ ¦

¦ка, тыс. рублей ¦ 334 ¦ 330,6 ¦ 101,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. Внешнеторговый оборот,¦ ¦ ¦ ¦

¦млн. дол., в том числе ¦ 35,9 ¦ 36,4 ¦ 98,6 ¦

¦экспорт ¦ 7,8 ¦ 7,9 ¦ 98,3 ¦

¦импорт ¦ 28,1 ¦ 28,5 ¦ 98,6 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦7. Реализация товаров на¦ ¦ ¦ ¦

¦внутреннем рынке, млрд.¦ ¦ ¦ ¦

¦рублей ¦ 393,8 ¦ 399 ¦ 98,7 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦8. Капитальные вложения, ¦ ¦ ¦ ¦

¦млрд. руб., в том числе ¦ 6,5 ¦ 6,5 ¦ 100,0 ¦

¦строительно-монтажные ¦ ¦ ¦ ¦

¦работы ¦ 5,7 ¦ 5,7 ¦ 100,0 ¦

¦оборудов-е, инструмент, ¦ ¦ “ ¦ ¦

¦инвентарь ¦ 0,8 ¦ 0,8 ¦ 100,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦9. Введено в действие ос-¦ ¦ ¦ ¦

¦новных фондов, млрд. руб-¦ ¦ ¦ ¦

¦лей ¦ 4,3 ¦ 4,3 ¦ 100,0 ¦

L--------------------------+------------+-----------+--------------

Приложение 4

к Концепции

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АККРЕДИТОВАННЫХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ

В Г. НОВОСИБИРСКЕ

В г. Новосибирске по состоянию на 15.06.96 зарегистрировано 32 представительства иностранных фирм (12 отделений представительств иностранных фирм и 20 представительств иностранных фирм) из 13 зарубежных стран.

Анализ открытия представительств иностранных фирм в г. Новосибирске показывает динамику их ежегодного увеличения, так, например, если в 1992 году было зарегистрировано только одно представительство иностранной фирмы, то в 1993 г. - 6, в 1994 г. - 9, а в 1995 г. - 11.

С начала этого года зарегистрировано 5 представительств иностранных фирм и документы нескольких представительств иностранных фирм находятся в процессе подготовки и оформления, что подтверждает вышеупомянутую тенденцию.

Среди стран, имеющих представительства в нашем городе, лидирует Германия (8). Далее следуют: Китай - 6; США - 4; Швеция, Австрия, Кипр, Великобритания - по два представительства; Ирландия, Нидерланды, Канада, Корея, Венгрия, Узбекистан - по одному представительству.

Представительства иностранных фирм содействуют организации в городе совместных производств и предприятий, поставке товаров, оборудования, технологий, другим экспортно-импортным операциям, организации пассажирских перевозок и т.д.

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ РЕЕСТР ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

ИНОСТРАННЫХ ФИРМ В Г. НОВОСИБИРСКЕ

(СТРАНА, НАИМЕНОВАНИЕ ФИРМЫ)

Германия

1. Отделение представительства концерна “БАСФ“ (ФРГ)

2. Отделение представительства авиакомпании “Дойче Люфтганза АГ“ (ФРГ)

3. Отделение представительства фирмы “БАЙЕР АГ“ (ФРГ)

4. Отделение представительства “Коммерцбанка АГ“ (ФРГ)

5. Отделение представительства фирмы “Моторола ГмбХ“ (Германия)

6. Отделение представительства фирмы “Хехст“ (ФРГ)

7. Представительство фирмы “Риглей ГмбХ“ (Германия)

8. Отделение представительства фирмы “Сименс“ (Германия)

КНР

9. Представительство Шаньдуньской компании по импорту и экспорту машин (КНР)

10. Представительство Главной компании международной торговли автономного района Внутренней Монголии КНР

11. Представительство Хейлунцзянского провинциального объединения китайской компании по экспорту и импорту зерновых, масел и продовольственных товаров

12. Представительство главной снабженческо-сбытовой компании механической промышленности провинции Хейлунцзян (КНР)

13. Представительство Синьцзянской авиакомпании (КНР)

14. Представительство Даляньского объединения по международному экономическому и техническому сотрудничеству

США

15. Представительство американской фирмы “Миннеско инк.“ (США)

16. Представительство фирмы “Алигет Инк.“ (США)

17. Представительство фирмы “Центр Финансовых Технологий Инк.“ (США)

18. Отделение представительства компании “Ситизенс Димокраси Корпс, инк.“ (США)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

19. Отделение представительства английской фирмы “Рэнк Ксерокс Лтд.“

20. Представительство фирмы “Фронтлайн Продактс лтд.“ (Великобритания)

АВСТРИЯ

21. Отделение представительства австрийской фирмы “Берингер Ингельхайм Фарма ГмбХ“

22. Представительство фирмы “Никомед Остойропа Маркетинг

Сервис ГмбХ“

ШВЕЦИЯ

23. Отделение представительства шведского концерна “Сандвик АБ“

24. Новосибирское представительство фирмы “Сан Майкросистемз АБ“ (Швеция)

КИПР

25. Представительство фирмы “Йермарк Трэйдинг Оверсиз лтд.“ (Кипр)

26. Представительство фирмы “Дайсэм Трэйдинг Лимитед“ (Кипр)

ПРОЧИЕ

27. Представительство фирмы “Рикойл Энтерпрайзис Лтд.“ (Ирландия)

28. Отделение представительства фирмы “Филип Моррис менеджмент сервисез БВ“ (Нидерланды)

29. Представительство авиакомпании “Узбекистон хаво Йуллари“

30. Представительство компании “Новокан Сервисез Интернэшнл“

(Канада)

31.Новосибирское представительство фирмы “Гедеон Рихтер“ (Венгрия)

32. Филиал представительства фирмы “ЛГ Электроникс инк.“ (Корея)