Законы и постановления РФ

Распоряжение администрации Новосибирской области от 20.01.1995 N 32-р “Об организации выполнения областного Соглашения“

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 января 1995 г. N 32-р

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО СОГЛАШЕНИЯ

Для обеспечения выполнения органами исполнительной власти заключенного на 1995 год регионального (областного) Соглашения между объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и администрацией области, а также в целях дальнейшего развития системы социального партнерства в области:

1. Всем органам исполнительной власти, действующим на территории области, принять к руководству “Региональное соглашение между объединениями (комитетами) профсоюзов, областными объединениями (союзами работодателей и администрацией Новосибирской области на 1995 год (приложение 1).

2. Департаментам, комитетам и управлениям администрации области до 1 февраля т.г. разработать и представить в управление труда и занятости населения администрации области мероприятия по обеспечению выполнения взятых
администрацией области обязательств, относящихся к их ведению и сфере деятельности.

Управлению труда и занятости населения администрации области (Шинкаренко А.К.) на основе предложенных мероприятий разработать и до 25 февраля т.г. представить на утверждение план мероприятий администрации области по обеспечению выполнения Регионального Соглашения на 1995 год.

3. Департаментам, комитетам и управлениям администрации области в течение двух месяцев заключить с соответствующими отраслевыми или территориальными комитетами (Советами, Союзами) профсоюзов и предприятиями (объединениями, ассоциациями), организациями или учреждениями отраслевые (тарифные) соглашения на 1995 год и в недельный срок представить их в управление труда и занятости населения администрации области для уведомительной регистрации.

4. Администрациям районов и городов области в течение 1 квартала т.г. заключить территориальные трех- или двухсторонние соглашения на 1995 год, в первую очередь с подведомственными предприятиями и организациями, и в двухнедельный срок представить их в управление труда и занятости населения администрации области для уведомительной регистрации.

5. В целях обеспечения единого подхода к заключению соглашений всем органам исполнительной власти использовать в качестве методического материала “Рекомендации по разработке, заключению и контролю за выполнением отраслевых (тарифных) и территориальных соглашений“ (приложение 2).

6. Управлению труда и занятости населения администрации области обеспечить экспертизу и регистрацию отраслевых и территориальных соглашений, ежеквартальное информирование администрации о ходе данной работы, а также консультирование департаментов, комитетов и управлений администрации области и администраций городов и районов области по вопросам, связанным с заключением соглашений.

7. Возложить на управление труда и занятости населения администрации области, на комитеты, отделы и управления по труду администраций районов и городов области ответственность за организацию и координацию работы по развитию системы социального партнерства на соответствующей территории.

При экспертизе и регистрации
коллективных договоров и соглашений обеспечить контроль за их соответствием региональному соглашению, условия которого не должны быть ухудшены в вышеперечисленных актах.

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений (Киселев В.Н.).

И.о. главы администрации

В.Н. КИСЕЛЕВ

Приложение 1

к распоряжению администрации

Новосибирской области

от 20.01.95 N 32-р

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ОБЛАСТНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (КОМИТЕТАМИ) ПРОФСОЮЗОВ,

ОБЛАСТНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ (СОЮЗАМИ) РАБОТОДАТЕЛЕЙ И

АДМИНИСТРАЦИЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1995 ГОД

Областные объединения и комитеты профсоюзов, областные и территориальные объединения (советы, ассоциации) работодателей и администрация Новосибирской области, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“ договорились о согласованных позициях, обязательствах и действиях по основным вопросам социально-экономической политики.

В целях практической организации принципа социального партнерства Стороны признают настоящее Соглашение основным документом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в настоящей области в 1995 году.

Стороны, каждая в пределах своей компетенции, определяемой действующим законодательством, принимают на себя ответственность за решение всех жизненно важных вопросов, направленных на стабилизацию экономики и стимулирование производства, содействие занятости и социальную защиту населения, регулирование трудовых отношений, охраны труда и экологической безопасности и развитие социального партнерства с целью достижения единства и согласия в обществе на территории области.

Стороны берут на себя обязательства при его реализации действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области как субъекта Федерации и выполнить в течение 1995 года нижеследующее:

1. ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И

СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА

Профсоюзы:

1.1. Содействовать осуществлению программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, целевых программ развития отраслей и предприятий, принимать участие в их разработке.

1.2. Участвовать в выработке и реализации мероприятий по обеспечению роста выпуска продукции, работ и услуг и соблюдению трудовой дисциплины.

1.3. Обеспечить
активное участие коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми и территориальными соглашениями и коллективными договорами предприятий и организаций мер по стабилизации экономики, осуществлению конверсии и своевременному перепрофилированию производств.

1.4. Добиваться через профсоюзные комитеты, коллективные договоры участия профсоюзов в разработке и реализации программ приватизации, вовлечения трудящихся в этот процесс с целью обеспечения интересов трудовых коллективов.

1.5. Осуществлять контроль за соблюдением законодательных актов, регулирующих приватизацию и послеприватизационный период в части защиты прав трудящихся.

Работодатели:

1.6. Участвовать в развитии и реализации приоритетных направлений экономики области, определяемых субъектом Федерации, реализации областных программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, конверсии, приватизации, по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.

1.7. Осуществить своевременное перепрофилирование производств с учетом требований рынка, наращивать объемы производства товаров, работ и услуг.

Администрация:

1.8. Анализировать и прогнозировать развитие экономической ситуации в области, принимать действенные меры по выполнению федеральных и областных программ социально-экономического развития, стабилизации экономики, конверсии, приватизации, развития и поддержки малого и среднего бизнеса и целевых программ развития отраслей.

1.9. Осуществлять поддержку товаропроизводителей по приоритетным направлениям экономики области, в т.ч. через территориальный заказ.

1.10. Оказывать поддержку и содействие инвестиционным программам для привлечения иностранного капитала к решению хозяйственных задач с учетом интересов местных товаропроизводителей и населения области.

1.11. Способствовать созданию условий для развития кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности.

1.12. Ввести в действие комплекс мер по установлению порядка согласованного регулирования цен (тарифов) на энергоносители и социально значимые товары и услуги.

2. ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И

РАЗВИТИЮ РЫНКА ТРУДА

Профсоюзы:

2.1. Участвовать в разработке областных программ содействия занятости населения, в т.ч. специализированных программ по профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, занятости молодежи,
женщин и лиц, уволенных в запас с военной службы. Способствовать их осуществлению.

2.2. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций добиваться:

- сохранения рабочих мест;

- создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в т.ч. намеченных к высвобождению;

- заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

- создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;

- выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий и из организаций.

2.3. Оказывать членам профсоюзов бесплатную юридическую помощь и защиту в суде по вопросам занятости и трудовых отношений (прием на работу и увольнение, предоставление льгот, компенсаций и др.).

Работодатели:

2.4. Принять меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, развитию гибких форм занятости, не допускать массового высвобождения работников.

2.5. Проводить работу по прогнозированию, анализу и постоянному учету численности высвобождаемых работников, предоставлению в органы по труду и занятости информации о наличии вакантных рабочих мест, а также о сроках и масштабах возможных массовых увольнений.

2.6. Создавать условия для трудоустройства незащищенных групп населения и инвалидов при условии предоставления предприятиям налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством.

2.7. Организовывать переподготовку, повышение квалификации высвобождаемых работников по перечню вакантных должностей и свободных рабочих мест данного работодателя до наступления увольнения, если для трудоустройства требуется предварительное профессиональное обучение.

2.8. Включать в коллективные договоры дополнительные меры по сравнению с действующим законодательством, направленные на социальную помощь высвобождаемым работникам.

2.9. Перевод на режим неполного рабочего времени (дня или недели), а также направление в вынужденные отпуска без
сохранения заработной платы осуществлять в соответствии с действующим законодательством.

Администрация:

2.10. Разработать и внести на утверждение областному Совету депутатов и осуществлять областную программу содействия занятости населения, устанавливающую на основе прогноза рынка труда дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите (инвалиды, молодежь, многодетные родители и т.д.), размеры расходов и источники финансирования на ее осуществление.

2.11. Установить на 1995 г. предельно допустимый уровень безработицы в среднем по области равным 6 процентам. При превышении указанного уровня разработать и осуществить дополнительные меры по защите трудовых прав граждан в период массовой безработицы.

2.12. Вносить областному Совету депутатов предложения по установлению квоты предприятиям и организациям всех форм собственности по приему на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с действующим положением (Постановление Минтруда от 11.06.92 N 21в).

2.13. Разрабатывать и осуществлять меры по социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий и организаций.

3. ПО УРОВНЮ ЖИЗНИ И ДОХОДАМ НАСЕЛЕНИЯ

Профсоюзы:

3.1. Добиваться через трехсторонние отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций установления минимальной оплаты труда работникам не ниже рассчитанного в среднем по области бюджета прожиточного минимума.

3.2. Способствовать установлению систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов в соответствии с Рекомендациями по порядку регулирования оплаты труда на территории Новосибирской области.

3.3. Принять необходимые меры для своевременной выплаты заработной платы.

Работодатели:

3.4. Принять меры к систематическому росту доходов работающих за счет максимально возможного приближения минимального размера оплаты труда к величине действующего на территории области прожиточного минимума, расширения системы доплат, надбавок, премиальных и иных выплат.

3.5. Осуществлять регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров, а также на основании
отраслевых (тарифных) и настоящего соглашений.

3.6. Доработать и использовать в качестве инструмента регулирования оплаты труда Рекомендации по порядку регулирования оплаты труда на территории области.

3.7. В случае задержки выдачи заработной платы и иных выплат обеспечить индексацию начисленных сумм.

Администрация:

3.8. Производить ежеквартально расчет бюджета прожиточного минимума и индекса потребительских цен в целом по области и публиковать в газетах “Советская Сибирь“ и “Доверие“.

3.9. Обеспечить в организациях, финансируемых из областного бюджета, оплату труда в соответствии с действующими нормативными актами (применение единой тарифной сетки (ЕТС), минимальный уровень не ниже ставки 1 разряда, индексирование ставок ЕТС) и выделение средств на эти цели.

3.10. Осуществлять контроль за соблюдением предприятиями и организациями всех форм собственности, законодательно установленных, минимального размера оплаты труда, ставки 1 разряда ЕТС, самой ЕТС, а по государственным предприятиям шкалы по оплате труда руководителей.

3.11. Содействовать введению на предприятиях и в организациях области всех отраслей и форм собственности системы регионального регулирования оплаты труда, оказывать методическую и практическую помощь по совершенствованию форм и систем оплаты труда.

3.12. Осуществлять контроль за своевременностью выплаты заработной платы работниками учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из местных бюджетов. В случае необходимости создавать совместно с профсоюзами комиссии для принятия экстренных мер.

4. ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Профсоюзы:

4.1. Через коллективные договоры осуществлять контроль за ходом выполнения обязательств и соглашений по охране труда и природоохранным вопросам.

4.2. Добиваться введения компенсационных выплат работникам, условия труда которых не соответствуют Законам и нормам.

4.3. Осуществлять контроль за правильностью и своевременностью выплат единовременных пособий работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве.

4.4. Обеспечивать общественный контроль за соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда, правильному
применению коллективных и индивидуальных средств защиты.

Работодатели:

4.5. Обеспечить создание на предприятиях и в организациях здоровых и безопасных условий труда, снизить по сравнению с предыдущим периодом уровень травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. Принимать дополнительные меры по охране труда и здоровья женщин и детей.

4.6. Предусмотреть в отраслевых и территориальных соглашениях, в коллективных договорах предприятий и организаций меры по улучшению условий труда и экологической безопасности, включая введение льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда с выделением на эти цели необходимых денежных средств.

4.7. Организовать обучение работающих технике безопасности труда и основам экологической подготовки.

Администрация:

4.8. Организовать функционирование служб по охране и экспертизе условий труда, экологии и природным ресурсам.

Обеспечить за счет их деятельности управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением законодательства, норм и правил охраны труда, безопасностью труда работающих и экологической обстановкой на территории области.

4.9. Обеспечить расследование, в соответствии с Положением, несчастных случаев на производстве на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

4.10. Оказывать содействие и помощь в организации работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях на территории области.

4.11. Контролировать предоставление работающим льгот и компенсаций за вредные условия труда, правильность применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым предоставляются льготные пенсии.

4.12. Привлекать к административной и, в соответствии с законодательством, к другим видам ответственности работодателей и руководителей, не создающих надлежащих условий труда, допускающих нарушение норм и правил охраны труда, загрязнение окружающей среды, нарушающих действующее законодательство в этих областях.

4.13. Приостанавливать экологически вредные производства, на которых не выполняются планы и мероприятия по охране окружающей среды, и эксплуатируемые с нарушением природоохранного законодательства.

4.14. Содействовать в
организации обучения руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций по охране труда и экологической безопасности.

5. ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ

И ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Профсоюзы:

5.1. Участвовать в разработке и реализации Основных направлений социальной политики администрации области и создаваемых на их основе целевых социальных программ, в т.ч. по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, улучшению медицинского обслуживания населения, развитию культуры, оздоровлению трудящихся и их детей, реабилитации инвалидов и т.д.

5.2. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры добиваться полной реализации государственных социальных гарантий, предоставляемых населению на федеральном и областном уровнях.

5.3. Через коллективные договоры добиваться выделения необходимых средств предприятиям и организациям на медицинское обслуживание, оздоровление детей и трудящихся, развитие физической культуры и спорта, культурно-массовую работу, контролировать расходование этих средств.

5.4. Обеспечить контроль за использованием по назначению объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных предприятий и организаций.

5.5. Содействовать в пределах имеющихся средств финансированию оздоровительных мероприятий на предприятиях, организациях и учреждениях.

Работодатели:

5.6. Принимать меры по реализации Основных направлений социальной политики администрации области и целевых программ социальной направленности.

5.7. Обеспечивать своевременную и полную выплату социальных пособий и компенсаций семьям с детьми, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

5.8. При приватизации предприятий, организаций и в случае сокращения штатов гарантированно трудоустроить несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, согласно законодательству.

5.9. Предусматривать дотации на удешевление оплаты путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря для детей.

Администрация:

5.10. Разработать и реализовать основные направления социальной политики администрации области на 1995 год и необходимые для их осуществления целевые и частные программы по социальной защите населения и развитию социальной сферы.

5.11. Обеспечивать с учетом роста потребительских цен увеличение
средств, выделяемых на питание граждан, проживающих в различных интернатных лечебных и стационарных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, а также направляемых на удешевление школьного питания.

5.12. Разработать мероприятия на 1995 год по реализации целевой комплексной программы “Социальная поддержка“. Регулярно выделять средства для обеспечения ее выполнения.

5.13. Обеспечивать по согласованию с главами рай.(гор.)администраций регулярность и своевременность перечисления бюджетных средств предприятиям и организациям на выплату пособий и компенсаций семьям с детьми, установленных на федеральном уровне.

5.14. При приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения давать согласие на изменение профиля их деятельности только по согласованию с заинтересованными профсоюзными органами.

5.15. Подготовить и осуществить перевод амбулаторно-поликлинической службы на работу в условиях обязательного медицинского страхования и перевод учреждений здравоохранения на финансирование за пролеченного больного.

5.16. Обеспечить действенные меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, наведению должного порядка, обеспечению личной безопасности и сохранению имущества граждан.

5.17. Изыскивать необходимые средства для организации летнего отдыха и оздоровления детей.

5.18. Обеспечить санитарный надзор за ввозимыми для реализации продуктами и товарами на предприятиях торговли и общественного питания всех форм собственности.

5.19. Совместно с объединениями профсоюзов и работодателей в 1 квартале 1995 года и разработать комплекс мер по сохранению и развитию объектов социально-бытового назначения.

6. ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Профсоюзы:

6.1. Участвовать в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и способствовать созданию аналогичных отраслевых комиссий.

6.2. Добиваться заключения трехсторонних отраслевых соглашений во всех отраслях экономики области с привлечением к участию в них предприятий и организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм, а также заключения территориальных соглашений.

6.3. Обеспечить заключение коллективных договоров на большинстве зарегистрированных на территории области предприятий и организаций всех видов собственности и организационно-правовых форм, где имеются профсоюзные организации.

6.4. Участвовать в выявлении, предупреждении и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов).

6.5. Периодически (не реже одного раза в квартал) информировать объединения работодателей и администрацию области о выполнении настоящего Соглашения.

6.6. Не организовывать и не поддерживать проведение забастовок и иных массовых выступлений работающих в период действия настоящего Соглашения при условии выполнения взаимно взятых Сторонами обязательств.

Работодатели:

6.7. Участвовать в работе областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и способствовать созданию и функционированию аналогичных отраслевых комиссий.

6.8. Содействовать профессиональным союзам в их деятельности.

6.9. Участвовать в работе по заключению отраслевых и территориальных соглашений, обеспечить подготовку и заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях, входящих в сферу действия настоящего Соглашения, и их регистрации в органах по труду.

6.10. Содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).

6.11. Периодически (не реже одного раза в квартал) информировать объединения профсоюзов и администрацию области о мероприятиях, проводимых в рамках настоящего Соглашения.

Администрация:

6.12. Обеспечить формирование и функционирование областной и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, участию органов исполнительной власти всех уровней в заключении и реализации соответствующих соглашений.

6.13. Обеспечить в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров предприятий и организаций, отраслевых и территориальных соглашений и организовать контроль за их выполнением.

6.14. Участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов).

6.15. Периодически (не реже одного раза в квартал) информировать Стороны настоящего Соглашения о проводимых администрацией области мероприятиях и ходе выполнения взятых на себя по данному соглашению обязательств.

6.16. Привлекать объединения профсоюзов и работодателей и учитывать их мнение при подготовке и обсуждении проектов решений, программ и прогнозов по социально-экономическим и социально - трудовым проблемам. Представители профсоюзов и работодателей вправе непосредственно участвовать в обсуждении и принятии решений.

6.17. Оказывать методическую и консультативную помощь заинтересованным органам при подготовке коллективных договоров и соглашений.

6.18. Создать областной научно-координационный экспертный совет из числа руководителей предприятий для подготовки и предварительного рассмотрения областных экономических программ, бюджета, прогноза социально-экономического развития и т.д.

Стороны взаимно обязуются извещать друг друга о проведении заседаний своих руководящих органов по рассмотрению вопросов, связанных с выполнением Соглашения, и обеспечивать возможность присутствия на этих заседаниях представителей участников соглашения с правом совещательного голоса.

7. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ

7.1. Соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до заключения следующего Соглашения.

Текст Соглашения в двухнедельный срок после его подписания доводится до сведения работников предприятий и организаций, охваченных данным Соглашением, и в этот же срок текст Соглашения публикуется в газетах “Советская Сибирь“ и “Доверие“.

7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений, созданная из уполномоченных представителей сторон, подписавших настоящее Соглашение. Ход реализации Соглашения рассматривается комиссией ежеквартально.

7.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

До истечения срока действия Соглашение может быть изменено или дополнено. При необходимости внесения изменений (дополнений) заинтересованная Сторона вносит соответствующее представление.

7.4. В течение месяца Стороны, получившие представление, обязаны приступить к переговорам по существу представления.

Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

7.5. Стороны информируют жителей области о ходе выполнения настоящего Соглашения не реже двух раз в год через средства массовой информации.

7.6. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых и территориальных соглашений и коллективных договоров.

После подписания Соглашения предприятия и организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.

7.7. Стороны (лица), виновные в уклонении от участия в переговорах, нарушении и выполнении обязательств, включенных в Соглашение, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.8. Стороны участвуют в четвертом квартале 1995 года в коллективных переговорах по заключению областного Соглашения на 1996 год.

7.9. Стороны поддерживают присоединение к Соглашению других объединений профсоюзов и объединений работодателей и констатируют, что неприсоединение к настоящему Соглашению не препятствует участию в его выполнении.

Приложение 2

к распоряжению администрации

Новосибирской области

от 20.01.95 N 32-р

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЮ

И КОНТРОЛЮ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОТРАСЛЕВЫХ

(ТАРИФНЫХ) И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

(вторая редакция)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации предлагают порядок разработки, заключения и контроля за выполнением отраслевых (тарифных) и территориальных соглашений (далее соглашения).

1.2. Соглашение представляет собой правовой акт, являющийся основной формой реализации социального партнерства - особого типа социально-трудовых отношений, обеспечивающего оптимальный баланс основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей.

1.3. Соглашение содержит взаимные обязательства и ответственность сторон и обеспечивает коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на всех уровнях.

Функции соглашения - выработка и письменное закрепление программы совместных действий по защите социально-трудовых прав наемного персонала, примирению сторон на время действия соглашения.

174. Отраслевое (тарифное) соглашение распространяет свое действие на предприятия и организации одной отрасли (профессиональной группы).

Территориальное соглашение распространяет действие на предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности (района, города), а также на предприятия, находящиеся на территории района, города и не попавшие под действие отраслевых (тарифных) соглашений.

При определении уровня льгот работникам, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, следует руководствоваться региональным (областным) соглашением.

1.5. Органами, обеспечивающими организацию социального партнерства, являются трех- или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений из представителей наемных работников, работодателей и органа исполнительной власти.

Комиссии на уровне отрасли, территории (район, город) являются органами, полномочными разрабатывать соглашения и готовить их к заключению.

1.6. Заключение соглашения производят полномочные представители сторон, либо по взаимной договоренности - комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2. СТОРОНЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение заключается между соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками, представительными органами (СТК, стачкомы и т.п.); работодателями (объединениями работодателей), органами исполнительной власти. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двухсторонние.

Органы исполнительной власти представляют департаменты, комитеты и управления администрации области, аналогичные органы мэрии г. Новосибирска, главы администраций районов и городов области.

Работодатели могут быть объединены в союзы (ассоциации), иные объединения работодателей, тогда представители этих союзов могут выражать интересы работодателей. Однако работодатели могут и не объединяться в союзы и функционировать самостоятельно, независимо от объединений, в этом случае никто, кроме них самих, не может представлять их интересы (в соглашении со стороны работодателей могут участвовать только юридические лица).

Объединения работников и работодателей представляют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и хозяйствования.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

3.1. Инициаторами создания трех(двух)сторонней комиссии могут быть представители любой из сторон.

На данном этапе становления социального партнерства инициативу в создании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений должна взять на себя администрация района, города соответствующего уровня в лице органа по труду.

Инициаторы образуют оргкомитет, который готовит предложения о создании двух- или трехсторонней комиссии из представителей сторон. Оргкомитет вносит предложение сторонам о численности и составе комиссии, принципах представительства, и принимает предложения об участии в комиссии. Решение принимается сторонами.

Представители исполнительной власти определяют состав своей комиссии самостоятельно. Целесообразно включить в комиссию заведующих отделами исполнительных органов власти, их заместителей, занимающихся вопросами, входящими в содержание соглашения, лиц, профессионально занимающихся развитием территории.

Союзы работодателей территории и индивидуальные работодатели определяют состав своих представителей в комиссию. Возможны, в частности, следующие варианты:

в комиссию делегируются представители всех имеющихся на территории союзов работодателей (норма представительства союзов определяется работодателями);

при наличии на территории работодателей, не входящих в союзы (ассоциации) и желающих принять участие в разработке и подписании соглашения, их представители т“кже могут быть делегированы в комиссию (норма представительства определяется работодателями), или они могут делегировать свои полномочия членам комиссии со стороны работодателей;

при наличии на территории Совета директоров его представители могут делегированы в комиссию.

Представители работников в комиссию определяются территориальными объединениями работников по соглашению данных объединений, совместно определяющих норму представительства от каждого объединения и состав представителей.

При отсутствии объединений работников формирование делегации осуществляется снизу вверх. В этом случае выбор принципа представительства и определение членов комиссии осуществляется на собраниях (конференциях) профсоюзов, СТК, стачкомов и т.д., которые принимают решение о делегировании в комиссию своих представителей или о наделении полномочиями представлять их интересы лиц, выдвинутых другими объединениями или предприятиями.

Комиссия утверждается постановлением соответствующей администрации района, города согласованном с представителями других сторон социального партнерства. Одновременно утверждается Положение о комиссии, которое готовит соответствующий орган по труду и согласовывает с оргкомитетом.

Оргкомитет прекращает свои полномочия с созданием комиссии.

3.2. Основными задачами деятельности комиссии, являются: подготовка, заключение соглашения, осуществление контроля за его выполнением; урегулирование коллективных трудовых споров, организация взаимодействия между аналогичными территориальными, отраслевыми и областной комиссией и т.д.

3.3. Комиссия создает и утверждает секретариат (секретарь от каждой из сторон и ответственный секретарь);

координатора комиссии, который обеспечивает взаимодействие сторон, организует работу комиссии, но не вмешивается в оперативную деятельность сторон и не принимает участия в голосовании;

рабочие группы для выработки согласованных решений по отдельным вопросам.

3.4. Определяет задачи и полномочия ответственного секретаря и секретарей, рабочих групп, отдельных членов комиссии. Трех(двух)сторонняя комиссия должна организовать свою деятельность, определить ответственных за планирование работы, информирование, оперативное управление своей деятельностью, контроль, учет, анализ, стимулирование и т.д.

Полномочия комиссии в целом и отдельных ее органов определены законодательством Российской Федерации, а также целями ее деятельности, что можно закрепить в соглашении.

3.5. Проводит подготовку, обсуждение и утверждение плана работ комиссии с указанием мероприятий, ответственных, сроков исполнения, источников финансирования.

3.6. В составе комиссии из равного числа представителей сторон формируется рабочая группа по подготовке соглашения, которая:

организует работу комиссии в области подготовки проекта соглашения;

собирает и анализирует предложения, поступающие от сторон по содержанию соглашения;

участвует в разработке проекта соглашения;

выполняет работы по заданию комиссии: связанные с заключением соглашения.

4. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.1. Предупреждение о начале переговоров.

Любая из сторон имеет право внести сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению соглашения непосредственно или через трех(двух)стороннюю комиссию. Если ранее в отрасли или на территории уже действовало соглашение, то уведомление может быть внесено за три месяца до окончания срока действия прежнего соглашения.

После получения письменного уведомления о начале переговоров стороны должны приступить к ним в семидневный срок. В случае нарушения срока начала переговоров объединения трудящихся вправе выступать с ультимативными требованиями. Уведомление о начале переговоров осуществляется также через местную радиосеть, телевидение, печать, через представителей объединений работодателей и работников на предприятиях. Одновременно начинается сбор предложений в проект соглашения.

4.2. Предварительные переговоры.

Рабочая группа по разработке и заключению соглашения:

на основе предложений сторон или самостоятельно готовит проект соглашения, который направляется на предприятия (организации, учреждения) территории, отрасли для обсуждения. Текст данного проекта публикуется в местной печати, излагается по радио, телевидению;

организует сбор предложений по проекту соглашения с предприятий, производит консультацию со сторонами по содержанию проекта соглашения, обобщает поступившие замечания и предложения, разрабатывает дополненный проект соглашения.

Работодатели предоставляют возможность информирования о содержании соглашения (представляют средства связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения собраний, места для размещения стендов и т.д.).

Трех(двух)сторонняя комиссия вносит свои поправки, утверждая проект соглашения. Через средства массовой информации сообщает позиции сторон по тому или иному предложению.

4.3. Проведение переговоров по заключению соглашения.

Практика показывает, что обсуждение проекта соглашения в трех(двух)сторонней комиссии и его утверждение проходит следующие стадии.

Стороны договариваются о месте и времени переговоров, поочередно назначают председательствующего (при отсутствии координатора комиссии). Начало переговоров проходит обычно при участии всех членов комиссии. Стороны излагают требования и контрпредложения.

Далее следует дискуссия, либо стороны расходятся на совещание в своем кругу. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, а также о сроке возобновления переговоров.

4.4. Участниками переговоров признаются представители сторон, а также специалисты и эксперты, приглашенные сторонами. Оплата труда специалистов и экспертов производится стороной, которая привлекла их к участию, при совместном приглашении - работодателем. Представители сторон, а также эксперты должны соблюдать государственную и коммерческую тайну. На время переговоров их участники освобождаются от основной работы с сохранением заработной платы.

Для представителей работников предусмотрены дополнительные гарантии: в период ведения переговоров они не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

5. СОДЕРЖАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Содержание соглашений определяется сторонами самостоятельно в пределах их компетенции и на основе предварительных консультаций утверждается комиссией.

Соглашения могут включать разделы:

о стабилизации экономики, развитии производства и формировании источников дохода территории;

об условиях приватизации государственной, муниципальной собственности, жилого фонда;

об уровне доходов населения территории (работающих в отрасли);

о занятости населения и противодействии безработице;

о социальной защите населения;

об охране труда работающих и экологической безопасности на территории;

о жилищно-бытовых и социально-культурных условиях;

о процедурных вопросах заключения и выполнения Соглашения.

В Соглашении могут быть приняты приложения содержащие дополнительные материалы (планы развития территории, изменения в Соглашении и т.д.).

6. ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение в период его подготовки к подписанию направляется на экспертизу в органы по труду и занятости населения по месту нахождения договаривающихся сторон.

Порядок принятия и подписания соглашения определяются комиссией. Возможно подписание документа всеми участниками соглашения, тогда комиссия определяет срок (3-7 дней) подписания соглашения. Имеется практика подписания соглашения представителями сторон от их имени и по поручению. В этом случае поручение оформляется протоколом.

Подписанное сторонами соглашение в семидневный срок направляется на уведомительную регистрацию в управление труда и занятости населения администрации области.

Текст соглашения распространяется через средства массовой информации территории.

7. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

Изменения и дополнения в соглашение в течение срока его действия могут вноситься только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном в соглашении, а если он в нем не оговорен - в порядке, установленном законом.

8. ДЕЙСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Соглашение вступает в силу с момента его подписания, либо со дня, установленного в соглашении. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать его и заключить от их имени. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.

При изменении условий соглашение сохраняет своей действие в течение срока, на который оно заключено, если стороны не приняли иного решения. В случае принятия решения об изменении условий соглашения, его действие по согласию сторон может быть продлено на период ведения переговоров, но не более чем на три месяца. При недостижении согласия переговоры могут быть прерваны при условии предварительного уведомления сторон с одновременным прекращением действия соглашения.

Действие соглашения на предприятиях, изменивших состав, структуру, наименование органа управления, расторгнувших трудовой договор с руководителем, изменивших форму собственности, ликвидируемых, регулируется Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях“.

Для обеспечения выполнения соглашения администрация, а также другие стороны (по своему усмотрению) разрабатывают план мероприятий в течение одного - двух месяцев со дня заключения соглашения.

Со стороны администрации координатором и основным исполнителем разработки плана является соответствующий орган по труду.

9. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО СОГЛАШЕНИЮ

Конфликты сторон по поводу соглашения разрешаются через примирительные процедуры. Как правило, в течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава комиссии либо, при отсутствии согласия в ней, обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. При недостижении согласия между сторонами допускается проведение забастовок (собраний, митингов, пикетирования, демонстраций - в нерабочее время) в порядке, не противоречащем закону.

Трудовые коллективы, отдельные работодатели и их объединения вправе обращаться в территориальную, отраслевую, а также в областную комиссию.

В соглашении могут быть предусмотрены процедуры рассмотрения споров о неудовлетворенных требованиях сторон. Решения комиссии, оформленные протоколом, имеют обязательную силу для сторон, участвующих в споре.

10. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ СОГЛАШЕНИЯ

Контроль осуществляется трех(двух)сторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также уполномоченными представителями сторон: исполнительных органов власти, объединений работников, объединений работодателей, а также Управлением труда и занятости.

Порядок контроля, предоставления отчетов о выполнении соглашения должен быть предусмотрен в самом соглашении. Могут быть предусмотрены квартальные, полугодовые, годовые проверки и отчеты. В соглашении необходимо предусмотреть также перечень вопросов, которые следует рассмотреть в ходе проверок, сроки проверки, а также уполномоченных осуществлять эти проверки.

11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Ответственность сторон устанавливается статьями 25-28 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях“, а также соглашением. В соглашении целесообразно предусмотреть персональную материальную ответственность исполнителей мероприятий, включенных в соглашение.