Законы и постановления РФ

Решение Новосибирского УФАС РФ от 22.04.2010 <По делу N 17 о нарушении части 3 статьи 21, части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2010 года

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,

члены Комиссии: И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела

рекламы,

Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,

К.А. Киселев - специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело N 17, возбужденное по результатам проведенного Новосибирским УФАС России мониторинга полиграфической печатной продукции, содержащей рекламную информацию, в отношении ООО “А“ <...> по факту распространения рекламных листовок универсама “А“ по почтовым ящикам многоквартирных домов в Ленинском районе г. Новосибирска с признаками нарушения:

ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства);

ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно которой реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Размер такого предупреждения должен составлять не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства),

в присутствии:

представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО “А“ М. (доверенность N <...> от 20.04.2010), Ш. (доверенность N <...> от 27.01.2010),

установила:

В ходе мониторинга, проведенного Новосибирским УФАС России в феврале 2010 г., полиграфической печатной продукции, содержащей рекламную информацию, распространяемой в г. Новосибирске, было установлено распространение печатной продукции (листовок) универсама “А“ по почтовым ящикам многоквартирных домов Ленинского района г. Новосибирска.

Рассматриваемая печатная продукция (рекламные листовки) универсама “А“ “Ищите специальные ценники!“ на одной стороне содержит информацию рекламного характера о товарах, а также информацию в левом нижнем углу, нанесенную мелким шрифтом, следующего
содержания: “Цены указаны в рублях. Цены действительны при наличии товара у поставщиков. Количество продукции ограничено. Весь товар сертифицирован. Изображения товара в листовке могут незначительно отличаться от представленных в универсамах “А“. Торговая сеть “А“ не несет ответственность за ошибки, допущенные при печати. Чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит здоровью человека. Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения. Цены действительны с 09.02.09 по 22.02.09“.

На другой стороне листовки присутствует изображение алкогольной продукции и информация следующего содержания: “коньяк “Старый Кенигсберг“ 5 лет 0,5 - 359,50; пиво “Каинское Светлое“ 0,5 - 19,70; водка “Сибирь“ в ассортименте 40% 0,5 л - 98,70; коньяк “Ной Араспел“ 5 лет 0,5 л - 835,90; вермут “Перлино“ ди Торино Бьянко (Италия) 1 л - 329,90“.

В рекламе отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива, а информация о вреде чрезмерного употребления алкоголя занимает менее 10% рекламной площади (пространства), что указывает на признаки нарушения ч. 3 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе.

В ходе проверки установлено следующее.

На запрос антимонопольного органа (исх. N 06-723 от 12.02.2010) ООО “А“ были представлены документы на производство и распространение указанной полиграфической продукции.

Договор N <...> от 26.11.2009, заключенный между ООО “Ан“ и ООО “А“, имеет дополнительное соглашение от 31.12.2009, согласно п. 1.1 которого в соответствии с условиями настоящего договора Исполнитель (ООО “Ан“) обязуется по заданию Заказчика (ООО “А“) оказать услуги по проведению рекламных мероприятий (промоакции, дегустации), а также услуги по изготовлению печатной продукции, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные
Исполнителем услуги. Согласно п. 1.2 указанного дополнительного соглашения, каждое задание на проведение рекламных мероприятий и на изготовление печатной продукции (рекламных листовок) Заказчик оговаривает в Приложениях к настоящему договору, в которых указываются форма, способ, порядок, место, стоимость и сроки проведения рекламного мероприятия, количество персонала и оборудования, форма отчетности Исполнителя, а также сроки изготовления, количество печатной продукции.

Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ, подписанному представителями обеих сторон, услуги по приложению N 1 к договору N <...> выполнены в полном объеме, стороны претензий не имеют.

В соответствии с договором на оказание услуг по доставке печатной продукции от 26.11.2009, заключенным между ООО “П“ (Исполнитель) и ООО “А“ (Заказчик), Исполнитель принимает на себя обязанность по доставке корреспонденции по адресам Заказчика. Количество и адреса маршрутов согласовываются с Заказчиком в соответствии с приложением к указанному договору. Также в указанном договоре на оказание услуг по доставке печатной продукции в п. 2.1.1 указана обязанность Заказчика своевременно, не позднее чем за три рабочих дня до начала доставки, информировать любым способом Исполнителя о предстоящем заказе на доставку печатной продукции; п. 2.1.5 Заказчик гарантирует, что содержание доставляемой продукции не противоречит требованиям законов РФ, в т.ч. Закона “О рекламе“.

В приложении N 1 к указанному договору содержится адресная база по рассылке листовок с указанием адресов и общего количества за подписью представителей обеих сторон.

Представлен акт приема-передачи услуг N <...> от 15.02.2010, по которому курьерские услуги по г. Новосибирску в период с 09.02.2010 по 13.03.2010 выполнены в полном объеме и надлежащим образом, стороны претензий друг к другу не имеют; счет N <...> от 08.02.2010 на оплату курьерских услуг; согласованный
макет печатной продукции (листовки); приказ N <...> от 02.02.2010, согласно которому в целях стимулирования продаж в сети магазинов “А“ и привлечения потенциальных потребителей проводится рекламная акция “Ищите специальные ценники“ путем изготовления и распространения рекламных листовок.

ООО “А“ имеет <...>, юридический адрес: <...>, фактический адрес: <...>.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В связи с тем, что документы на производство и распространение полиграфической
продукции заключались от имени указанного лица, данные договоры заключались во исполнение приказа N <...> от 02.02.2010, также на основании согласованного макета, представленного Обществом 03.03.2010 (вх. N 1333) с сопроводительным письмом, в котором именно ООО “А“ определило объект рекламирования и является продавцом рекламируемого товара. Следовательно, в данном случае рекламодателем является ООО “А“.

Ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе несет рекламодатель, в рассматриваемом случае ООО “А“.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителем Общества был представлен письменный отзыв, в котором признается, что в действиях ООО “А“ есть нарушения законодательства о рекламе, закрепленные ч. 3 ст. 21, ч. 3 ст. 22 Федерального закона “О рекламе“. Но умысла в совершении данных действий Общество не имело. Исходя из того, что Обществом данное нарушение было совершено впервые и в настоящее время данная рекламная продукция не выпускается и не распространяется, а также отсутствует существенная угроза охраняемым общественным интересам, Общество просит квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного.

Комиссия приходит к выводу о том, что решение вопроса о малозначительности данного нарушения будет рассматриваться в рамках административного производства.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

решила:

1. Признать рекламные листовки универсама “А“: “Ищите специальные ценники!“, распространяемые
в феврале 2010 г. в городе Новосибирске, ненадлежащей рекламой,

а Общество с ограниченной ответственностью “А“ <...> нарушившим требования:

ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, согласно которой реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства);

ч. 3 ст. 22 Закона о рекламе, согласно которой реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Размер такого предупреждения должен составлять не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

2. В связи с тем, что в настоящее время данная рекламная продукция не выпускается и не распространяется, предписание Обществу не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 апреля 2010 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.В.ЛОПАТКИНА

Члены Комиссии

И.Р.НОСКОВА

Е.А.СКОП

К.А.КИСЕЛЕВ