Законы и постановления РФ

Решение Новосибирского УФАС РФ от 28.12.2009 <О признании рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, ненадлежащей> (вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 28.12.2009)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2009 года

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя

управления - начальник отдела рекламы;

члены Комиссии: Киселев К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;

Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных

и финансовых рынков,

рассмотрев дело N 53, возбужденное в отношении ЗАО “К“ <...> по фактам размещения рекламы радиаторов Wave elegance на рекламных конструкциях с признаками нарушения:

- п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“ N 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - Федеральный закон “О рекламе“), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара;

- ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ЗАО “К“: К., действующей на основании доверенности N б/н от 28.12.2009, Ш., действующей на основании доверенности N б/н от 17.08.2009,

установила:

Новосибирским УФАС России в сентябре 2009 г. была проведена проверка наружной рекламы, распространяемой на рекламных конструкциях в Октябрьском районе (акт проверки рекламной конструкции от 24.09.2009). В результате проверки установлено, что напротив областного Совета депутатов по адресу: <...> располагается рекламная конструкция - щит формата 3 x 6 м с информацией следующего содержания: “Радиаторы WAVE / Волна элегантности / made in Italy / 499 рублей <...> Реклама. Цены действительны на момент публикации“ и изображением радиатора, состоящего из шести секций. Рекламная конструкция имеет инвентарный номер ИНО 0000 с пометкой
<...>.

Согласно ст. 3 Федерального закона “О рекламе“, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, вышеописанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем признакам определения рекламы.

ЗАО “К“ представлен прайс-лист на реализуемые радиаторы, из которого следует, что радиатор Elegance Wave 500*01, действительно, продается по цене 499 руб., но за 1 шт., т.е. за одну секцию. На согласованном макете, представленном в письме ООО “Р“ (вх. N 7466 от 09.11.2009), изображена не одна секция радиатора, а радиатор, состоящий из шести секций. При этом отсутствует какая-либо пометка о том, что цена 499 руб. относится не ко всему радиатору Wave elegance, а только к одной его секции.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.

Отсутствие на экспонируемом рекламном макете пометки о том, что цена в 499 руб. относится к одной (каждой) секции радиатора Wave elegance, вводит потребителя в заблуждение, поскольку изображен радиатор, состоящий из шести секций, а цена приводится за одну. В данном случае отсутствует часть существенной информации, поскольку такой радиатор Wave elegance, который изображен на рекламном щите, будет стоить согласно прайс-листу 2994 руб., а не 499 руб.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации
и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение вышеупомянутых требований несет рекламодатель. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона “О рекламе“ рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно материалам проверки, заказчиком размещения информации на вышеуказанных рекламных конструкциях выступает ЗАО “К“. Так, между ЗАО “К“ и ООО “Р“ заключен Договор по размещению и сервисному обслуживанию рекламных плакатов на рекламоносителях N 599 от 25.08.2009.

В соответствии с приложением N 1 от 25.08.2009 к данному Договору, ООО “Р“ в сентябре 2009 года осуществляло размещение рекламной информации (радиаторы Wave elegance) на носителях наружной рекламы по адресам: <...>, ближе к центру, трехсторонний, см. на ул. <...>.

Также в представленных документах имеется Акт N 00003257 от 30.09.2009, подтверждающий выполнение Исполнителем (ООО “Р“) перед Заказчиком (ЗАО “К“) в полном объеме обязательств по Договору.

В данном случае рекламодателем (следовательно нарушителем законодательства о рекламе) является ЗАО “К“.

В отзыве на определение о возбуждении дела (вх. N 8717 от 24.12.2009) ЗАО “К“ не признает свою вину, ссылаясь на действие распоряжения N 2 от 25.08.2009, согласно которому в период с 01.09.2009 по 31.09.2009 в салоне “КС“ по адресу: <...> клиентам, обратившимся за покупкой радиаторов по источнику “рекламный баннер Elegance Wave“ (должно быть подтверждено в файле анализа рекламы), предоставлялись специальные условия: отопительный прибор (до 6 секций, по потребности клиента) за 499 руб. Согласно представленной информации (ежедневный отчет менеджера Т.), количество покупателей, сославшихся в период акции на баннеры “КС“ (Wave)“, равно 0.

Комиссия приходит к выводу, что реклама ЗАО “К“ не содержит нарушения п. 4 ч. 3
ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

В то же время в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, что указывает на нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“. Так, из отзыва и пояснений представителей ЗАО “К“ следует, что в случае, если клиент при покупке товара ссылается непосредственно на получение информации о салоне и об акции из баннера “КС“ (Wave)“, то его покупка (до 6 секций) будет стоить 499 рублей, независимо от того, сколько секций он приобретает: 1, 2, 3, 4, 5 или 6. В рассматриваемой наружной рекламе по адресу: <...> отсутствовала информация о том, что данные условия “до 6 секций радиатора “Wave elegance“, по потребности клиента за 499 руб.“ действуют только для покупателей, ссылающихся на эту рекламу (т.е. ссылка на баннер “КС“ (Wave)“ является решающим фактором для покупки, в частности, радиатора из 6 секций за 499 руб.). В случае если по каким-либо причинам покупатель при оформлении покупки не ссылается непосредственно на баннер “КС“ (Wave)“, ему предлагается (продается) товар согласно утвержденному прайс-листу, а именно: 499 руб. за 1 секцию, при покупке 6 секций - 2994 руб.

Также покупатель мог быть введен в заблуждение тем, что при цене составного радиатора из шести секций 499 руб. цена одной секции должна быть в шесть раз меньше, т.е. около 83 руб. Хотя на самом деле цена и одной секции и шести секций для модели радиаторов Wave elegance составляла 499 руб. (для клиентов, покупающих по источнику “баннер “КС“ (Wave)“).

Реклама,
не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О рекламе“). Ненадлежащая реклама не допускается.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с п. 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006,

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу радиаторов Wave elegance, размещенную напротив областного Совета депутатов по адресу: <...> на рекламной конструкции - щите формата 3 x 6 м с инвентарным номером ИНО 0000, поскольку в ней нарушено требование ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

2. Выдать ЗАО “К“ предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.В.ЛОПАТКИНА

Члены Комиссии

К.А.КИСЕЛЕВ

В.А.САЛТЕВСКИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 28 декабря 2009 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: Лопаткина Т.В. - заместитель руководителя

управления - начальник отдела рекламы;

члены Комиссии: Киселев К.А. - специалист-эксперт отдела рекламы;

Салтевский В.А. - специалист-эксперт отдела товарных

и финансовых рынков,

на основании своего решения от 28 декабря 2009 года по делу N 53 о признании ненадлежащей рекламы радиаторов Wave elegance, размещенной напротив областного Совета депутатов по адресу: <...> на рекламной конструкции - щите формата 3 x 6 м с инвентарным номером ИНО 0000,

и в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона “О рекламе“ N 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - Федеральный закон “О рекламе“), п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

предписывает:

1. ЗАО “К“ <...> в течение 5 (пяти) календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно не допускать распространения рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

в т.ч. рекламы “Радиаторы WAVE / Волна элегантности / made in Italy / 499 рублей <...>“ с изображением радиатора, состоящего из шести секций.

2. ЗАО “К“ <...> представить в Новосибирское УФАС России доказательства исполнения п.
1 настоящего предписания до 20 января 2010 г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Т.В.ЛОПАТКИНА

Члены Комиссии

К.А.КИСЕЛЕВ

В.А.САЛТЕВСКИЙ