Распоряжение мэра города Новосибирска от 29.12.2007 N 14572-р “Об утверждении Концепции образовательной деятельности Новосибирского городского планетария“
МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКАРАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2007 г. N 14572-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОВОСИБИРСКОГО ГОРОДСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ
В целях создания условий для развития научно-технического творчества детей и молодежи, расширения возможности получения дополнительного образования для населения города, во исполнение Распоряжения мэра от 13.12.2006 N 9989-р “О создании рабочей группы по разработке комплекса мероприятий по строительству детского юношеского астрофизического центра“:
1. Утвердить Концепцию образовательной деятельности Новосибирского городского планетария (приложение).
2. Департаменту образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии совместно с департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска до 01.03.2008 разработать план мероприятий по реализации Концепции образовательной деятельности Новосибирского городского планетария.
3. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование Распоряжения в установленном порядке.
4. Ответственность за исполнение Распоряжения возложить на начальника департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии Афанасьева В.А.
Мэр города Новосибирска
В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ
Приложение
Утверждено
Распоряжением
мэра города Новосибирска
от 29.12.2007 N 14572-р
КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОВОСИБИРСКОГО ГОРОДСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ
1. Паспорт Концепции
---------------------T----------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Концепция образовательной деятельности ¦
¦Концепции ¦Новосибирского городского планетария ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основания для ¦Распоряжение Правительства Российской Федерации ¦
¦разработки Концепции¦от 29.12.2002 N 1756-р “О Концепции модернизации ¦
¦ ¦российского образования на период до 2010 года“; ¦
¦ ¦Решение городского Совета от 21.01.2004 N 348 ¦
¦ ¦“О Концепции модернизации муниципальной системы ¦
¦ ¦образования Новосибирска на 2004 - 2010 годы“; ¦
¦ ¦Распоряжение мэра от 13.12.2006 N 9989-р “О создании¦
¦ ¦рабочей группы по разработке комплекса мероприятий ¦
¦ ¦по строительству детского юношеского ¦
¦ ¦астрофизического центра“; ¦
¦ ¦Приказ начальника Главного управления образования ¦
¦ ¦мэрии от 02.05.2007 N 415 “О разработке Концепции ¦
¦ ¦содержания образовательных программ детского ¦
¦ ¦астрономического центра“ ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Заказчик Концепции ¦Мэрия города Новосибирска ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Соисполнители ¦Департамент образования, культуры, спорта и ¦
¦Концепции ¦молодежной политики мэрии, Главное управление ¦
¦ ¦образования мэрии города Новосибирска, Новосибирский¦
¦ ¦государственный университет, Новосибирский ¦
¦ ¦государственный технический университет, ¦
¦ ¦Новосибирский государственный педагогический ¦
¦ ¦университет, Новосибирский институт повышения ¦
¦ ¦квалификации и переподготовки работников ¦
¦ ¦образования, Сибирская государственная геодезическая¦
¦ ¦академия, муниципальное общеобразовательное ¦
¦ ¦учреждение аэрокосмический лицей им. Ю.В. ¦
¦ ¦Кондратюка, муниципальное учреждение дополнительного¦
¦ ¦образования Дворец творчества детей и учащейся ¦
¦ ¦молодежи “Юниор“, муниципальное образовательное ¦
¦ ¦учреждение дополнительного образования детей детская¦
¦ ¦студия телевидения “Старая мельница“, Новосибирское ¦
¦ ¦астрономическое общество ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Основные направления¦1. Формирование современного мировоззрения. ¦
¦Концепции ¦Развитие современного общества в условиях решения ¦
¦ ¦комплекса глобальных проблем требует радикального ¦
¦ ¦изменения представлений об окружающем мире, ¦
¦ ¦осознания того, что решение большинства ¦
¦ ¦технологических, социальных, экономических, ¦
¦ ¦политических задач современного общества возможно ¦
¦ ¦только при повышении общего уровня культуры ¦
¦ ¦общества, связанного с развитием знаний в области ¦
¦ ¦естествознания. Реализация образовательных программ ¦
¦ ¦дополнительного образования на базе планетария ¦
¦ ¦станет важным звеном в системе формирования нового ¦
¦ ¦мировоззрения и новой культуры жителей города ¦
¦ ¦Новосибирска. ¦
¦ ¦2. Формирование мотивации творчества. ¦
¦ ¦Образовательные программы дополнительного ¦
¦ ¦образования, которые будут реализовываться на базе ¦
¦ ¦планетария, позволят развивать и поддерживать ¦
¦ ¦интерес населения (детей, молодежи в первую очередь)¦
¦ ¦к самостоятельному творчеству. Впечатляющие потоки ¦
¦ ¦невербальной информации звездного зала и ¦
¦ ¦астрономической обсерватории позволят посетителям ¦
¦ ¦планетария получать яркие впечатления, которые ¦
¦ ¦являются основой любого творчества. Образовательные ¦
¦ ¦программы планетария обеспечат условия для ¦
¦ ¦организации самостоятельного научного, технического ¦
¦ ¦и художественного творчества, что будет ¦
¦ ¦способствовать формированию глубоких знаний и ¦
¦ ¦прочных навыков, воспитанию личности, способной к ¦
¦ ¦саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении ¦
¦ ¦всей жизни (непрерывное образование). ¦
¦ ¦3. Сотрудничество с учреждениями культуры и ¦
¦ ¦образования. ¦
¦ ¦Планетарий станет организацией, консолидирующей ¦
¦ ¦усилия учреждений культуры и образования, средств ¦
¦ ¦массовой информации в вопросах качественной ¦
¦ ¦информации в области естественных наук. Реализация ¦
¦ ¦программ исследовательской и практической ¦
¦ ¦деятельности детей и молодежи на современном уровне ¦
¦ ¦создаст систему подготовки специалистов высокого ¦
¦ ¦уровня и станет одним из факторов укрепления позиций¦
¦ ¦города в социально-экономическом развитии страны. ¦
¦ ¦4. Генерация новых идей в педагогике. ¦
¦ ¦Реализация образовательных программ дополнительного ¦
¦ ¦образования на базе планетария обеспечит условия для¦
¦ ¦разработки и апробации инновационных образовательных¦
¦ ¦технологий, которые впоследствии могут войти в ¦
¦ ¦образовательные программы учреждений общего и ¦
¦ ¦профессионального образования города ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Руководитель ¦Городецкий В.Ф., мэр города Новосибирска ¦
¦Концепции ¦ ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Координаторы ¦Шумилов В.Н., первый заместитель мэра города ¦
¦Концепции ¦Новосибирска; ¦
¦ ¦Скосырский В.А., начальник экспертного управления ¦
¦ ¦мэрии города Новосибирска ¦
+--------------------+----------------------------------------------------+
¦Разработчики ¦Рабочая группа по разработке Концепции содержания ¦
¦Концепции ¦образовательных программ детского астрономического ¦
¦ ¦центра Главного управления образования мэрии города ¦
¦ ¦Новосибирска; ¦
¦ ¦Сикорук Л.Л., директор муниципального ¦
¦ ¦образовательного учреждения дополнительного ¦
¦ ¦образования детей детской студии телевидения ¦
¦ ¦“Старая мельница“ ¦
L--------------------+-----------------------------------------------------
2. Обоснование Концепции образовательной деятельности
Новосибирского городского планетария
2.1. Актуальность.
Одним из условий успешного и устойчивого развития города Новосибирска является обеспечение условий его конкурентоспособности. Основные преимущества развития города связаны с человеческим потенциалом и качеством образования.
Главная составляющая Концепции образовательной деятельности Новосибирского городского планетария определяется тем, что естественнонаучное образование - это инвестиции в будущее, в завоевание лидирующего положения нашего города в интеллектуальных и высокотехнологичных сферах производства.
Новосибирский городской планетарий будет включать в себя комплекс сооружений:
планетарий с астрономической обсерваторией, звездным залом и астрономической площадкой;
музей космонавтики и авиации с крупномасштабной экспозицией, космическими симуляторами и авиационными тренажерами;
музей естествознания и техники, объединяющий несколько наиболее важных естественных наук: физику, астрономию, астрофизику, биологию, химию, геофизику, палеонтологию (техника будет представлена наиболее важными современными инновационными технологиями);
кинозал и открытая концертная площадка, аттракционы (в том числе космические), ресторан, магазин.
Первой очередью этого проекта станет строительство планетария с экспозицией, посвященной истории астрономии, космонавтики и авиации, в том числе астрономической обсерватории и астрономической площадки.
Современный планетарий, его оборудование и технологии позволят вести образовательную и просветительскую деятельность в различных предметных областях естествознания.
Следующие очереди проекта расширят экспозиционные площади и возможности реализации образовательных программ.
Результаты астрономических открытий, сделанных в последние 20 - 30 лет, позволяют говорить о том, что астрономия, как и во времена Галилея и Ньютона, снова становится лидером естествознания. Нас ждет радикальное изменение представлений о Вселенной в целом. Фундаментальность открытий в астрофизике и космологии радикально повлияет не только на естествознание, но и на культуру общества в целом - таково мнение многих самых авторитетных ученых мира.
Крупнейший в мире в 70-е - 80-е годы советский телескоп с зеркалом диаметром 6 метров теперь на 16 месте. В Европе, США, Японии построены 8-, 10-, 12-, 16-метровые телескопы-гиганты. Проектируется 50-метровый телескоп-рефлектор. Обсуждается проект 100-метрового сложного зеркального телескопа недалекого будущего. Европа, США, Япония вкладывают в астрофизику десятки миллиардов долларов. Они спешат быть первыми в соревновании цивилизаций.
В России из 80 построенных планетариев действуют около 40, нет практически ни одной хорошо оснащенной общедоступной астрономической обсерватории. До сих пор в одном из крупнейших научных и культурных центров России - в полуторамиллионном Новосибирске - нет ни современного планетария, ни общедоступной обсерватории. В то же время в дореволюционном г. Новониколаевске с населением всего 15 тыс. человек на здании реального училища была детская обсерватория с 5-дюймовым телескопом фирмы Карл Цейс.
Создание в городе Новосибирске планетария и реализация на его базе образовательных программ дополнительного образования создаст необходимые условия для организации просвещения и дополнительного образования населения (в первую очередь детей и молодежи) в области естествознания.
2.2. Условия реализации образовательной деятельности Новосибирского городского планетария.
Предпосылкой развития и эффективной реализации образовательных программ планетария является наличие в городе Новосибирске научных институтов Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Сибирской государственной геодезической академии, Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, федерального государственного унитарного предприятия производственного объединения “Новосибирский приборостроительный завод“.
В городе накоплен большой практический опыт довузовского профильного образования (естественнонаучное, в том числе аэрокосмическое образование). Успешно работают муниципальные общеобразовательные учреждения аэрокосмический лицей им. Ю.В. Кондратюка и лицеи при Сибирской государственной геодезической академии и Новосибирском государственном техническом университете; учебно-научный центр “Планетарий“ Сибирской государственной геодезической академии.
Кроме того, в городе имеется опыт внешкольной работы с учащимися на базе центров и клубов научно-технического творчества учащихся: учреждения дополнительного образования Клуба юных техников СО РАН, Клуба любителей телескопостроения им. Максутова, Дворца творчества детей и учащейся молодежи “Юниор“, Дома детского творчества детей и юношества им. В. Дубинина Ленинского района, Центра детского творчества “Содружество“ Калининского района и других. С городом связаны судьбы выдающихся соотечественников: А.И. Покрышкина, Ю.В. Кондратюка, С.А. Чаплыгина, М.А. Лаврентьева, их имена носят улицы, учебные заведения и предприятия города; работают музеи Ю.В. Кондратюка и А.И. Покрышкина.
Образовательная концепция планетария определяет в качестве методологической доминанты системный подход к решению педагогических, социальных, научных, прикладных и креативных задач, вытекающих из практики работы образовательных учреждений города (приложения 1, 2).
2.3. Цели и задачи образовательной деятельности Новосибирского городского планетария.
Новосибирский городской планетарий будет создан в качестве учреждения культуры и дополнительного образования детей, молодежи и взрослых; общедоступного массового досугово-образовательного центра.
Целью его деятельности является просветительская работа, обеспечивающая реализацию образовательных (в том числе исследовательских), познавательно-развлекательных программ для жителей города Новосибирска и его гостей.
Реализация этих программ обеспечит решение следующих задач:
формирование целостной естественнонаучной картины мира в соответствии с требованиями современного общества;
развитие познавательной и творческой активности детей, молодежи и населения в целом в соответствии с потребностями и образовательными возможностями в условиях современного мегаполиса;
патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование у подрастающего поколения нравственных установок, совпадающих со стратегическими целями укрепления роли России в мировом сообществе;
реализация интеграционного подхода к организации основного и дополнительного образования в различных формах (очной, заочной, дистанционной) с использованием современных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных.
3. Компоненты и принципы образовательной деятельности
Новосибирского городского планетария
Реализация Концепции образовательной деятельности планетария в области естествознания - это существенный вклад в нравственное, культурное, технологическое будущее города.
Естествознание - область знаний, которая охватывает многие фундаментальные науки, формирующие самосознание человека, его положительную реакцию на окружающий мир, эстетическое отношение к действительности, в том числе:
космологию (науку о возникновении, строении и жизни Вселенной в целом);
астрофизику (науку о рождении, жизни и смерти звезд, туманностей, галактик, вакуума);
космогонию (науку о возникновении, строении и развитии Солнечной системы);
геофизику (науку о строении и развитии Земли);
биологию, физику, химию;
науку о ноосфере - той сфере, которая познает самое себя;
технику (производную интеллектуальной деятельности человека).
Образовательные программы планетария позволят познакомить его посетителей практически с любой из перечисленных наук. Планетарий станет крупным центром распространения естественнонаучных знаний среди населения, обеспечения учреждений общего и профессионального образования познавательным и учебно-методическим материалом.
Образовательная деятельность планетария включает в себя научно-информационный, духовно-культурный и методологический компоненты.
Научно-информационный компонент:
предоставление населению достоверной научной информации;
активное противодействие оккультным, уфологическим, астрологическим и подобным воззрениям.
Духовно-культурный компонент:
создание привлекательного имиджа науки и научно-прикладной деятельности в сфере естественных наук;
воспитание эстетического отношения к окружающему миру;
патриотическое воспитание молодежи на примерах достижений отечественной науки, техники и искусства.
Методологический компонент:
развитие научно-образовательной среды;
совершенствование имеющихся, создание и развитие новых форм работы с детьми и молодежью для предпрофильной и профильной подготовки по естественнонаучному направлению (в том числе аэрокосмическому образованию).
Принципы образовательной деятельности:
достоверность и доступность содержания;
гуманизм, положительный эмоциональный фон, основанный на романтичности и увлекательности;
системность и интеграция;
связь обучения с практикой (самостоятельная исследовательская и творческая деятельность как основы формирования компетенций);
обмен оригинальной информацией с аналогичными учреждениями России и мира.
4. Направления образовательной деятельности и структурные
подразделения Новосибирского городского планетария
4.1. Основными направлениями образовательной деятельности планетария будут:
4.1.1. Научно-популярная, учебно-познавательная работа с посетителями планетария, реализуемая в виде познавательных аудиовизуальных шоу, лекций, обзорных, демонстрационных наблюдений и экспериментов по широкому спектру тематики (от фундаментальных основ мироздания до отражения достижений в нанотехнологиях, от проблем наследственности до установления параллелей между астрофизикой и религией).
4.1.2. Производство контентов для звездного зала, а также познавательных программ для телевидения и DVD-тиража.
4.1.3. Научно-техническое творчество детей, молодежи и взрослых (с использованием научного оборудования и программных средств планетария).
4.1.4. Целенаправленная работа с педагогами города, Новосибирской области.
4.1.5. Организация и проведение творческих конкурсов различного уровня (от викторин городского и регионального уровня до международных олимпиад) по широкому спектру естественнонаучных дисциплин.
4.1.6. Организация и проведение массовых мероприятий научно-популярного и познавательного назначения в рамках проведения мероприятий, посвященных празднованию знаменательных событий в области астрономии и космонавтики.
4.1.7. Широкий спектр развлекательных научно-популярных программ.
4.1.8. Встречи с учеными, научными руководителями предприятий и проектов в области естествознания.
4.1.9. Сотрудничество с различными российскими и зарубежными научными обществами, а также с институтами Сибирского отделения Российской академии наук.
Концепция образовательной деятельности Новосибирского городского планетария будет реализовываться в форме мобильных проблемно ориентированных программ с использованием технологических возможностей планетария и передового педагогического опыта.
4.2. Образовательная деятельность планетария предполагает функционирование следующих структурных подразделений и реализацию ими образовательных программ.
4.2.1. Отдел планирования и проведения научно- и учебно-познавательных лекций и шоу.
Реализуемые программы:
познавательные аудиовизуальные шоу на естественнонаучные темы в звездном зале планетария;
“живые“ лекции на естественнонаучные темы с использованием возможностей цифрового планетария, а также демонстрация 2D и 3D-фильмов;
лекции-сеансы для студентов вузов по естественным наукам, а также по астрометрии, навигации, общей и космической геодезии (Новосибирского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского государственного педагогического университета, Сибирской государственной геодезической академии);
обзорные астрономические наблюдения для различных групп посетителей;
научно-любительские наблюдения для различных групп посетителей;
демонстрационные наблюдения и эксперименты на астрономической и метеорологической площадках (для любителей астрономии);
массовые наблюдения редких астрономических явлений;
загородные экспедиции для наблюдения слабых астрономических объектов (для любителей астрономии).
4.2.2. Студия по производству контентов для звездного зала и познавательных программ для телевидения и DVD-тиража.
Реализуемые программы (программы формирования репертуара для видеопроизводства):
создание собственных контентов для звездного зала и телепрограмм для широковещательного телевидения;
распространение видеопрограмм через интернет и их тиражирование на CD и DVD-дисках и других носителях;
обмен контентами и фильмами (российский и международный уровни).
4.2.3. Отдел организации исследовательских и практических работ для учащейся молодежи.
Реализуемые программы:
исследовательские и практические работы для учащейся молодежи на базе обсерватории планетария;
ознакомительная практика учащейся молодежи на базе обсерватории планетария и в организациях аэрокосмической направленности города (социальные партнеры);
профильные смены (школы) для любителей астрономии, в том числе в рамках городской целевой программы “Дети и город“ (подпрограмма “Одаренные дети“), подготовка к олимпиадам различного уровня;
факультативные семинары, игры, олимпиады и конкурсы;
кружки по интересам по различным предметным направлениям естествознания;
заочная школа естествознания;
программы Сибирского астрофизического форума (“Астросиб“).
4.2.4. Отдел дистанционного обучения.
Реализуемые программы:
дистанционное обучение: интернет-конференции и семинары, исследования и наблюдения в дистанционном режиме с использованием интернета;
учебные экскурсии в дистанционном режиме;
тиражирование программ на DVD-диски (программы мультимедийного сопровождения).
4.2.5. Клуб любителей астрономии.
Реализуемые программы:
секции астрономии, телескопостроения, физики, космического моделирования (конструкция летательных аппаратов, ракетостроение), авиамоделирования, видеопроизводства;
программа сетевого взаимодействия (заочная школа): проведение элективных и предпрофильных курсов в школах города по широкому спектру тематики в области естествознания.
4.2.6. Консультационно-методический отдел.
Реализуемые программы:
повышение квалификации и переподготовка кадров: курсы, стажировки, консультации, мастер-классы;
методическое сопровождение образовательной деятельности: издательская деятельность; библиотека для педагогов;
публичные лекции.
4.2.7. Информационно-аналитический отдел.
Реализуемые программы:
аудио-, видео-, мультимедийное сопровождение образовательной деятельности;
мониторинг качества образовательной среды.
5. Ожидаемые результаты и социальные эффекты
5.1. Результаты:
5.1.1. Рост интереса к научно-техническому творчеству в сфере точных и естественных наук.
5.1.2. Развитие новых технологий в образовании.
5.1.3. Разрешение проблемы подготовки кадров высшей квалификации для высокотехнологичных предприятий Сибири.
5.1.4. Укрепление позитивного имиджа города Новосибирска как научного и образовательного центра.
5.2. Социальные эффекты:
5.2.1. Повышение качества общего образования в сети образовательных учреждений с профильной подготовкой в области естествознания (в том числе с аэрокосмической подготовкой).
5.2.2. Создание условий для конкурентоспособности и социальной ориентации молодежи.
5.2.3. Расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения и работодателей.
5.2.4. Повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (развитие системы социального партнерства).
5.2.5. Обновление и качественное совершенствование кадрового состава системы естественнонаучного образования.
5.2.6. Интеграция в мировое образовательное пространство.
Приложение 1
к Концепции образовательной
деятельности Новосибирского
городского планетария
ПАРТНЕРСТВО
внутри образовательной системы города Новосибирска
1. Отделы (управления) образования администраций районов города Новосибирска.
2. Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный университет, Сибирская государственная геодезическая академия.
3. Учебно-научный центр “Планетарий“ Сибирской государственной геодезической академии.
4. Московский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Баумана.
5. Центры довузовской подготовки при высших учебных заведениях города.
6. Учреждения дополнительного образования - Клуб юных техников СО РАН, Клуб любителей телескопостроения им. Максутова, МУ Дом творчества детей и учащейся молодежи “Юниор“, МУ Дом детского творчества детей и юношества им. В. Дубинина Ленинского района, Центр детского творчества “Содружество“ Калининского района, Центр внешкольной работы “Галактика“.
7. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
8. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых Городской центр развития образования.
9. Октемский технический лицей (Якутия).
10. Мемориальный центр им. Ю.В. Кондратюка.
11. Новосибирская ассоциация лицеев и гимназий.
12. Муниципальное учреждение дополнительного образования Городской центр информатизации “Эгида“.
13. Международная программа “Учителя - учителям“.
14. Сибирский государственный аэрокосмический университет (город Красноярск).
Приложение 2
к Концепции образовательной
деятельности Новосибирского
городского планетария
ПАРТНЕРСТВО
работников системы образования с представителями иных сфер
1. Комитет по делам молодежи мэрии города Новосибирска.
2. Новосибирское астрономическое общество.
3. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова.
4. Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина.
5. Федеральное государственное унитарное предприятие производственное объединение “Новосибирский приборостроительный завод“.
6. Объединенное конструкторское бюро Сухого.
7. Областной летно-учебный центр (город Бердск).
8. Аэроклуб (город Новосибирск).
9. Завод космического питания (город Обнинск).
10. Институт медико-биологических проблем (город Королев).
11. Пулковская обсерватория (город Пулково).
12. Всероссийское астрономическое общество “Союз“ (город Москва).
13. Экскурсионные бюро города Новосибирска.
14. Музеи, библиотеки города Новосибирска.
15. Аэропорты города Новосибирска.