Законы и постановления РФ

Постановление Магаданской областной Думы от 29.10.2009 N 1660 “О внесении изменений в проект федерального закона N 91681-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (о компенсации стоимости проезда к месту отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)“ - внесен Магаданской областной Думой“

МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. N 1660

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

N 91681-5 “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

“О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ“

(О КОМПЕНСАЦИИ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА К МЕСТУ ОТДЫХА ДЕТЕЙ-СИРОТ

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД

ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ), ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К

НИМ МЕСТНОСТЯХ)“ - ВНЕСЕН МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ

Рассмотрев заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на проект федерального закона N 91681-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей“ (о компенсации стоимости проезда к месту отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)“ и в соответствии с частью шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Магаданская областная Дума постановляет:

1. Внести изменения в наименование и текст проекта федерального закона N 91681-5 “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (о компенсации стоимости проезда к месту отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)“ (прилагается).

2. Направить указанный проект федерального закона Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В.

Председатель

Магаданской областной Думы

А.П.АЛЕКСАНДРОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ

СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА К МЕСТУ ОТДЫХА ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ,

ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИМСЯ ПОД

ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ), ВОСПИТЫВАЮЩИМСЯ В ПРИЕМНЫХ

СЕМЬЯХ И ПРОЖИВАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И

ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ)

Дети, проживающие в районах Крайнего Севера, растут и развиваются в сложных природно-климатических и медико-биологических условиях, что диктует необходимость принятия ряда мер по охране их здоровья, организации отдыха в Центральных районах страны, создания условий для нормального и всестороннего развития ребенка.

Необходимость разработки данного законопроекта вызвана тем, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), воспитывающиеся в приемных семьях, относятся к самой незащищенной категории граждан, так как они не только не закреплены за государственными учреждениями детства, но и
не являются членами семьи опекуна. И как результат, на них не распространяются ни государственные меры по оплате проезда в отпуск детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ни гарантии, которыми пользуются члены семьи опекуна в соответствии с трудовым законодательством, что нарушает положения статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве прав и свобод человека и гражданина.

Проектом настоящего федерального закона предлагается за счет средств федерального бюджета установить детям, находящимся под опекой (попечительством), воспитывающимся в приемных семьях, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительную государственную гарантию по оплате один раз в два года стоимости проезда к месту использования отпуска опекуном и обратно.

Законопроект развивает основные положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, которой предусматривается развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и материальная поддержка замещающих семей.

Предложенный законопроект согласуется с Конвенцией о правах ребенка, в соответствии с которой, государство призвано в пределах своих возможностей принимать необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в том числе и материальной помощи (статья 27), а также содействовать предоставлению равных возможностей для отдыха детей (статья 31).

Принятие данного законопроекта потребует выделение средств в объеме 392 115,7 тысячи рублей, которые необходимо предусмотреть в федеральном бюджете.

Социальные последствия принятия законопроекта должны способствовать укреплению и развитию института приемной семьи, опекунства, а также обеспечению равных возможностей детей-сирот на реализацию конституционного права на отдых.

Принятие данного законопроекта потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, регулирующего порядок реализации указанной гарантии данной категорией детей.

По
законопроекту было получено заключение Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Комитет), в котором предлагалось внести изменения в следующие акты Российской Федерации:

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“;

- Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

По итогам рассмотрения предложений и замечаний, изложенных в заключении Комитета, депутаты Магаданской областной Думы пришли к следующим выводам.

1. Предлагаемые изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не могут быть внесены по следующим основаниям.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые правоотношения. В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Гарантии и компенсации по проезду в отпуск работника и провоза багажа, в частности, распространяются на членов семей работника.

В данном случае дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в районах Крайнего Севера, приравненных к ним
местностях и находящиеся под опекой (попечительством), воспитывающиеся в приемных семьях, не относятся к членам семьи опекуна.

Дети-сироты, воспитывающиеся в приемных семьях и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не являются усыновленными детьми, и, соответственно, не приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам опекуна по происхождению.

В связи с чем на них не распространяются гарантии по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат, предусмотренных законодательством, членам семей опекуна в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.

2. В части замечаний Комитета по внесению изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в связи с тем, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, депутаты Магаданской областной Думы считают следующее.

В соответствии с федеральным законодательством оплата проезда к месту отдыха и обратно гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится к государственным гарантиям по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, а не как мера социальной поддержки. Поэтому законопроектом предлагается рассматривать оплату проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), воспитывающимся в приемных семьях, как государственную гарантию по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, финансирование которой осуществляется
из федерального бюджета.

На основании изложенного депутаты Магаданской областной Думы считают, что необходимость внесения изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ отсутствует.

Внесен

Магаданской областной Думой

Проект N 91681-5

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИИ

СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА К МЕСТУ ОТДЫХА ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ,

ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИМСЯ ПОД

ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ), ВОСПИТЫВАЮЩИМСЯ В ПРИЕМНЫХ

СЕМЬЯХ И ПРОЖИВАЮЩИМ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ)

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1. Статью 5 дополнить частью следующего содержания:

“Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части оплаты проезда в отпуск являются расходными обязательствами Российской Федерации.“.

2. Дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

“Статья 6.1

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и находящиеся под опекой (попечительством), воспитывающиеся в приемных семьях, на содержание которых выплачивается ежемесячное пособие на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, имеют право на компенсацию один раз в два года за счет средств федерального бюджета стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска или отдыха опекуна (попечителя),
приемного родителя и обратно.

2. Порядок выплаты указанных дополнительных гарантий и перечень необходимых документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.“.

Статья 2. Внести в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) следующие изменения:

1. Часть вторую статьи 1 изложить в следующей редакции:

“В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся под опекой (попечительством), воспитывающимся в приемных семьях, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.“.

2. Статью 3 дополнить частью следующего содержания:

“Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися под опекой (попечительством), воспитывающимися в приемных семьях, на содержание которых выплачивается ежемесячное пособие на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, в части компенсации один раз в два года за счет средств федерального бюджета стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска или отдыха опекуна (попечителя), приемного родителя и обратно, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.“.

3. Часть первую статьи 4 изложить в следующей редакции:

“Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, в части компенсации один раз в два года за счет средств федерального бюджета стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска или отдыха опекуна (попечителя), приемного родителя и обратно, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.“.

4. Дополнить статьей 34.1 следующего содержания:

“Статья 34.1. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся под опекой (попечительством), воспитывающимся в приемных семьях

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и находящиеся под опекой (попечительством), воспитывающиеся в приемных семьях, на содержание которых выплачивается ежемесячное пособие на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, имеют право на компенсацию один раз в два года за счет средств федерального бюджета стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования
отпуска или отдыха опекуна (попечителя), приемного родителя и обратно.

Порядок выплаты указанных дополнительных гарантий и перечень необходимых документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.“.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации