Законы и постановления РФ

О налоге на игорный бизнес (информация подготовлена отделом информации Управления МНС РФ по Новосибирской области)

О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

С 1 января 2004 г. вступила в силу глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации “Налог на игорный бизнес“ (далее - глава 29 НК РФ).

Основные глобальные отличия положений этой главы от ранее действующего и утратившего силу Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес“ (далее - Закон N 142-ФЗ) заключаются в следующем.

С вступлением в силу главы 29 НК РФ и в соответствии со ст. 14 части I НК РФ налог на игорный бизнес прекращает действовать как федеральный и становится региональным налогом. Налог на игорный бизнес в 2004 г., начиная с платежа за января (по сроку
- не позднее 20 февраля), полностью зачисляется в территориальный бюджет. Одновременно следует обратить внимание, что при наличии недоимки или неуплаченной пени за предыдущие годы в федеральный бюджет погашение их в 2004 г. должно производиться в федеральный бюджет.

Вместо ранее действующего срока уплаты налога - в течение пяти рабочих дней со дня представления расчета (декларации) в налоговый орган, теперь законодателем установлен твердый срок уплаты - не позднее срока подачи декларации, т.е. 20 числа месяца, следующего за отчетным.

В главе 29 НК РФ расширен перечень понятий и определений, используемых для целей налогообложения налогом на игорный бизнес. Вместе с тем некоторые определения претерпели существенные изменения.

Так, вместо ранее действовавшего определения “игорное заведение“ введены два новых определения - “организатор игорного заведения, в т.ч. букмекерской конторы“ и “организатор тотализатора“, тем самым законодательно разграничены понятия о деятельности букмекерской конторы и тотализатора. Исключение из определения требований о лицензировании деятельности не означает, что такая деятельность в сфере игорного бизнеса может осуществляться без лицензии. Порядок лицензирования деятельности в игорном бизнесе предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.02 N 525 “О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений“, принятым в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Добавлены также понятия “участник“ и “игровое поле“. Конкретизировано определение “игровой стол“, а также порядок налогообложения при наличии нескольких игровых полей на одном игровом столе: ставка налога по такому игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. Вместе с тем следует учитывать, что регистрации в налоговом органе подлежит игровой стол, а не игровое поле.

В понятие “игровой автомат“ внесено существенное изменение.
Вместо слов: “... для проведения азартных игр с денежным выигрышем ...“ законодатель установил “... для проведения азартных игр с любым видом выигрыша ...“. Таким образом, все юридические и физические лица, использующие в своей деятельности так называемые “Кран-машины“ (автоматы с мягкой игрушкой), должны иметь соответствующую лицензию и платить налог на игорный бизнес.

В главе 29 НК РФ уточнен порядок осуществления регистрации объектов налогообложения в налоговом органе.

Так, в статье 366 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан поставить на налоговый учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения.

Статья 83 НК РФ определяет, что налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица.

Статья 11 НК РФ определяет, что структурное подразделение - это любое территориальное обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Таким образом, регистрация объектов игорного бизнеса и изменения их количества, представление деклараций по налогу на игорный бизнес должны производиться в налоговом органе по месту постановки на учет организации и (или) ее обособленного подразделения (где присвоен код причины постановки на учет - КПП), а по индивидуальным предпринимателям - в налоговом органе по месту их жительства.

Новым является и то, что объекты налогообложения, любое изменение их количества должны быть зарегистрированы не позднее чем за 2 рабочих дня до их установки или выбытия, а датой регистрации или выбытия будет считаться дата представления соответствующего заявления по установленной форме. Прежнее законодательство такой конкретизации не имело, а объект налогообложения считался выбывшим только по истечении 10 дней с даты подачи заявления, что часто
приводило к разногласиям и неправильному исчислению плательщиками налога.

Главой 29 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за несвоевременную регистрацию объектов налогообложения, изменения их количества, а также за отсутствие такой регистрации. За впервые установленное нарушение взыскивается штраф в трехкратном размере ставки налога по этому объекту налогообложения, а при последующих нарушениях - в шестикратном размере.

За аналогичные нарушения, а также несоблюдение установленного порядка уплаты налога более 2 раз в году Законом N 142-ФЗ ранее была предусмотрена возможность ходатайствовать об отзыве лицензии. Теперь в НК РФ такая возможность не предусмотрена.

В соответствии со статьей 369 НК РФ, предусматривающей минимальные и максимальные ставки налога на игорный бизнес в рублях и устанавливающей, что конкретные ставки должны быть приняты субъектом Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 16.10.03 N 142-ОЗ “О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области“ (глава 3) были утверждены их конкретные размеры. Ранее ставки по налогу на игорный бизнес утверждались в МРОТ (действовали до 01.01.2004).

С вступлением в силу главы 29 НК РФ налогоплательщики не смогут больше понижать ставки на 20% при регистрации в игорном заведении более чем 30 игровых столов или 40 игровых автоматов, так как законодатель в НК РФ такой льготы не предусмотрел.

Вступление в силу главы 29 НК РФ обязывает налоговые органы и налогоплательщиков применять в своей работе новые формы заявления о регистрации объектов налогообложения, изменений их количества, свидетельства о регистрации объектов налогообложения, новую форму налоговой декларации по налогу на игорный бизнес. Все эти документы можно получить в налоговых инспекциях, найти на сайте МНС России (www.nalog.ru) в разделе “Налоговое законодательство“, подразделе “Налоги Российской Федерации“,
на сайте Управления МНС России по Новосибирской области (www.r54.nalog.ru) в разделе “Наша консультация“, подразделе “Налог на игорный бизнес“.

Советник налоговой службы Российской Федерации

III ранга УМНС России по Новосибирской области

С.А.РЕШЕТНЯКОВ